Корпорации как эффективная форма интеграции в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования в курсовой работе является раскрытие корпорации как эффективной формы интеграции в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить ряд задач:
- раскрыть понятие, сущность, достоинства и недостатки корпорации;
- рассмотреть особенности трансформации ресурсов рыночной экономики в инновационный потенциал корпорации;
- рассмотреть понятие и основные виды международных корпораций;
- раскрыть роль международных корпораций в современных условиях.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие, сущность корпорации, ее достоинства и недостатки 5
Глава 2. Трансформация ресурсов рыночной экономики в инновационный потенциал корпорации 8
Глава 3. Сущность международных корпораций и их основные виды 15
Глава 4. Роль международных корпораций в экономике на современном этапе 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

управление корпорациями.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

Многое в данном процессе напрямую зависит и определяется созданием «режима наибольшего благоприятствования» для инновационного потенциала корпорации фискальной политики (прежде всего – размер налоговых ставок и возможность доступа к дешевому венчурному кредиту). Неменьшее значение приобретает развитие конкурентной среды в пределах инновационного потенциала корпорации, реализация современных организационных принципов инноваторства («инновационный маркетинг», «инновационный менеджмент», «инновационная стратегия», «инновационная номенклатура», «инновационная диверсификация производства»). Особенно важно качественно изменить структуру инновационных издержек, имея в виду уменьшение затрат на создание и внедрение инновационных разработок и повышение удельного веса затрат на маркетологические стадии их продвижения от производителя к потребителю. Следует учитывать, что формирование инновационного потенциала отечественных корпораций происходит на фоне значительного конкурентного сопротивления иностранных корпораций, желающих закрепить статус российских корпораций в качестве стабильного и объемного приобретателя инновационных услуг.

Особенности спроса на научно-технические услуги инновационного потенциала корпорации на этапе первичного формирования рыночной экономики состоят в том, что в этот период происходит трансформация монопольного спроса на инновационные услуги со стороны государственных структур к рыночной системе потребителей инновационных технологий. Таким образом, можно с достаточной степенью достоверности утверждать, что инновационный потенциал корпорации знаменует переход к рынку инновационных услуг.

Большинство российских менеджеров крупнейших корпораций на первое место среди инноваций ставят маркетинговые технологии, направленные на освоение новых товаров. Совершенно другая ситуация складывается на противоположном фланге рыночного диапазона инновационных услуг.

Во всяком случае, очевидно, что в отличие от спроса предложение со стороны инновационного потенциала корпорации характеризуется уже ощутимой конкурентоспособностью. Об этом свидетельствуют результаты проведенного исследования, показывающие, что на долю активных технологических новаторов приходится 10%, робко внедряющих инновации – 35%, доля пассивных предприятий– 40%, финансовые инновации постоянно поддерживают 15% всех опрошенных предприятий.[7, с.5]

Это означает, что инновационному потенциалу корпорации объективно присуще несоответствие между организационно-технологической и рыночно -экономической формами его реализации.

Такое несоответствие порождается тем, что доминирующим элементом логической конструкции инновационного потенциала корпорации является ориентация корпорации на величину спроса на ее инновационные услуги. В то же время для инновационного потенциала общества главным является предложение инновационных услуг, что придает инновационному потенциалу корпорации рыночную направленность в нестабильной рискованной внешней среде хозяйствования.

В данном случае наблюдается абсолютно новый феномен, связанный с активным воздействием собственников на инновационную деятельность корпорации. Это означает, что общая высокая интенсивность инновационной деятельности обеспечивается широкой вовлеченностью менеджеров среднего звена в процесс идентификации инновационных возможностей. У «технологических новаторов» велика роль «страсти к экспериментированию», что также подтверждает данную выше оценку высоких издержек производства у предприятий этого типа. Кроме того, предприятия всех типов незначительно ощущают инновационное давление со стороны потребителей. Это означает, что инновационные связи внутри «цепочек создания ценностей» в российских отраслях очень слабы.

Тем не менее для двух третей российских предпринимательских структур основным «игровым полем» остается внутренний российский рынок. В свою очередь специфика транзитивной внешней среды настолько преобразует основные направления «внешних», конкурирующих линий, что для достижения устойчивого функционирования на внутреннем рынке требует от предпринимательских структур не меньшей, а зачастую и большей интенсивности перестройки принятых организационных форм фирмы, методов маркетинга, финансирования, кадровой работы. В итоге возникает противоречие, когда инновационный потенциал общества выступает в форме конкурирующего предложения инновационных услуг, а инновационный потенциал корпорации – спросом на инновационные услуги.

Таким образом, превращение инновационного потенциала корпорации в инновационный потенциал общества предполагает, по меньшей мере, три объективные посылки соответствующего процесса: во-первых, институционализация рыночных параметров корпоративной культуры; во-вторых, изменения статуса научно-технических разработок в сфере инновационного предпринимательства; в-третьих, целенаправленная поддержку формирования, развития и реализации инновационного потенциала корпорации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Сущность международных корпораций и их основные виды

 

Большое значение в современных условиях занимают международные корпорации.

Международные корпорации – это крупные объединения компаний и фирм, которые осуществляют свою деятельность не только внутри страны, но также и за ее пределами. Первые из международных корпораций появились еще во второй половине XIX в. и были связаны с деятельностью в сфере добычи и сбыта минерального сырья. Во второй половине XX в. сфера их деятельности расширяется, к тому же они функционируют уже в мировых масштабах.

Их возникновение связано с развитием разделения труда и кооперацией. Специализация предприятия способствует увеличению масштабов производства, и это характерно для любого хозяйствующего субъекта.

Международные корпорации, можно разделить на три основные группы:

- транснациональные  корпорации (ТНК);

- многонациональные  корпорации (МНК);

-  международные  корпоративные союзы.

Современная экономическая наука достаточно определенно говорит об основных признаках транснациональных компаний. Однако, среди ученых нет единого мнения относительно категории  их «международности». В литературе их называют «международными», «многонациональными», «глобальными», «сверхнациональными», «транснациональными корпорациями». Подобная ситуация лишь отражает направление научного поиска и дискуссии в определении географического распространения и масштабов деятельности ТНК. Или, как справедливо указывается в учебной литературе, «данные названия отражают поиск соответствующего выражения различных функций компаний, действующих на различных экономических пространствах».

Тем не менее, в общем смысле и значении, транснациональная корпорация (ТНК) – компания, владеющая производственными подразделениями в нескольких странах, компания, международный бизнес которой является существенным, компания, на зарубежные активы которой приходится около 25-30 % их общего объёма и которая имеет филиалы в двух и более странах.

Под транснациональной корпорацией принято понимать предпринимательское объединение, зарегистрированное в одной из стран и действующее на территории многих стран посредством зарубежных филиалов, либо дочерних предпринимательских фирм. Обычно удельный вес заграничной деятельности ТНК в общем объеме реализации ею товаров и услуг намного превышает 50%. 

Историко-экономическая характеристика развития форм и типов международного бизнеса ХIХ-ХХI вв. позволила выделить пять поколений ТНК, связанных с соответствующими стадиями развития мирового хозяйства (табл. 1). [11, с.15]

Таблица 1

Этапы развития транснациональных корпораций

Этап

Временной интервал (годы)

 

Основные характеристики ТНК

 

Преобладающие формы и механизмы

1

До 1918

Разработка и добыча сырьевых ресурсов в колониальных странах

Сендикаты и картели

2

1918-1939

Производство вооружений и военной техники

Тресты

3

1945-1960

Научно-технические достижения в области новейших отраслей науки и

промышленности (атомная энергия, электроника, авиация и космос, приборостроение и др.)

концерны и конгломераты

4

1970-1980

Концентрация капитала и производства в рамках ТНК; укрупнение международных компаний

Слияния и поглощения

5

С 1990

Особая важность информационных ресурсов; появление крупных ТНК в

развивающихся странах и странах с

переходной экономикой

Холдинги; разнообразные формы пространственной организации

транснационального бизнеса


 

Поступательное развитие ТНК способствовало формированию современных форм, усвоивших уроки предыдущих этапов и гибко приспосабливающихся к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. ТНК, владея активами за рубежом, способны оказывать неоднозначное влияние на отдельные секторы мирового хозяйства, на экономику страны базирования и принимающих государств.

Можно определить следующие критерии определения корпорации как транснациональной:

1) годовой оборот продажи составляет не менее 1 млрд. долл.;

2) от 1/5 до 1/3 общего оборота приходится  на зарубежные операции;

3) доля зарубежных активов –  не менее 1/4 в общем их объеме;

4) корпорация имеет филиалы не  менее чем в шести странах.

 

Рис. 1. Сеть филиалов транснациональной компании

 

Принято проводить деление ТНК по признаку национального состава капитала: транснациональные и собственно международные, многонациональные компании. Для современности характерны ТНК, которые являются национальными по капиталу и международными по месту его приложения. Международные по капиталу компании немногочисленны и стоят на втором месте. К ним, например, относятся англо-голландские «RoyalDutchShell», «Unilever», шведско-швейцарская «AseaBrownBoveriLtd» и другие. Через ТНК и связанные с ними транснациональные банки проходят финансовые и товарные потоки, определяющие развитие мирового хозяйства. Они являются ведущим фактором глобализации экономики, размещая отдельные части и стадии производственных процессов по территориям разных стран.

Многонациональные корпорации – это производственные объединения международных предприятий, эти предприятия принадлежат собственникам из разных стран.  Доля прибыли, полученной в результате деятельности зарубежных подразделений, в прибылях такой корпорации достаточно высока, и ее финансовое благополучие в основном зависит от успешной деятельности зарубежных предприятий. Взаимная зависимость подразделений корпорации, которые расположены в разных странах, требует от руководства предприятия проведения единой политики.

Национальные компании объединяются на основе технологий, научных разработок. К примерам таких корпораций можно отнести такие предприятия как: «Юнивелер», «Фиат-Ситроен» и др.

К основным принципам многонациональной компании можно отнести такие принципы как:

- корпоративная целостность, которая  основывается  на принципе акционерного  участия;

- ориентация на достижение единых  для компаний каких-либо стратегических целей и решение общих стратегических задач;

- присутствие единой управленческой  вертикали и единого центра  контроля в виде холдинговой  компании, банка либо группы взаимосвязанных  компаний;

- бессрочный характер функционирования  многонациональной компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Роль международных корпораций в экономике на современном этапе

 

Сегодня транснациональные корпорации – это более 70 тысяч основных компаний и более 500 тысяч их зарубежных филиалов и аффилированных фирм по всему миру. Они обеспечивают около 50 % мирового промышленного производства. На ТНК приходится более 70 % мировой торговли, причем 40 % этой торговли происходит внутри ТНК, по так называемым трансфертным ценам, которые формируются долгосрочной политикой материнской корпорации. Из 100 наибольших экономик в мире, более половины – транснациональные корпорации, остальные – государства. Они оказывают большое влияние в странах и регионах, в связи с тем, что имеют большие финансовые возможности, влияние на общественность, политическую поддержку. Современные транснациональные компании контролируют до половины мирового промышленного производства, более 60% внешней торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау.[11, с.15]

На ТНК приходится более 70 % мировой торговли, причем 40 % этой торговли происходит внутри ТНК, по так называемым трансфертным ценам, которые формируются долгосрочной политикой материнской корпорации. Из 100 наибольших экономик в мире, более половины – транснациональные корпорации, остальные – государства.

Статистико-экономическое сравнение деятельности крупнейших ТНК мира по ряду показателей (объему зарубежных активов, зарубежных продаж, численности зарубежного персонала) в 1995 – 2013 гг. позволяет сделать  выводы о неравномерных темпах развития отдельных международных корпораций (изменение отраслевой, институциональной, организационно- правовой форм, присутствие или отсутствие в списке топ-100, сдвиг в рейтинге) при общей тенденции к нивелировке параметров их деятельности.

В таблице 2 показано, что лидирующие позиции в 2013г. занимали корпорации химико-фармацевтической промышленности, отраслей  электронного и электротехнического оборудования, нефтяного сектора, автомобилестроения.

Таблица 2

Отраслевая специализация крупнейших ТНК по объему зарубежных активов (1995-2013 гг.)

Отрасль

Годы

1995

2000

2005

2010

2013

Химическая (включая производство резины, шин) и

фармацевтическая

17

14

12

15

16

Энергетика, газоснабжение, коммунальные услуги -

-

5

8

10

13

Нефтяная

12

10

10

11

12

Автомобилестроение

14

15

11

11

11

Электрическое и электронное оборудование

(электронная, электрическое оборудование,

компьютеры)

16

12

10

10

8

Теллекоммуникации

5

7

9

8

9

Розничная торговля, оптовая торговля (торговля)

5

7

8

9

5

Пищевая, напитки и табак

10

8

9

8

9

Транспорт и складирование

-

1

1

2

2

Металлургия

4

2

4

3

3

Производство неметаллических минеральных продуктов

-

2

4

5

4

Добывающая (включая золотодобычу)

1

2

2

4

6

Аэрокосмическая

1

-

-

4

3

Инжиринговые услуги

-

-

-

2

3

Диверсифицированные ТНК

5

6

5

5

5

Информация о работе Корпорации как эффективная форма интеграции в рыночной экономике