Корпорации как эффективная форма интеграции в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2015 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования в курсовой работе является раскрытие корпорации как эффективной формы интеграции в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить ряд задач:
- раскрыть понятие, сущность, достоинства и недостатки корпорации;
- рассмотреть особенности трансформации ресурсов рыночной экономики в инновационный потенциал корпорации;
- рассмотреть понятие и основные виды международных корпораций;
- раскрыть роль международных корпораций в современных условиях.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Понятие, сущность корпорации, ее достоинства и недостатки 5
Глава 2. Трансформация ресурсов рыночной экономики в инновационный потенциал корпорации 8
Глава 3. Сущность международных корпораций и их основные виды 15
Глава 4. Роль международных корпораций в экономике на современном этапе 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

управление корпорациями.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

 


 


 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАЦИЯМИ»

на тему:  Корпорации как эффективная форма интеграции в рыночной экономике.

 

 

 

                                                     

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Помимо объективных требований и тенденций, мировых императивов корпоративного развития, в России появились свои специфические обстоятельства, неотвратимо диктующие необходимость коренного поворота к формированию корпоративного звена. Поиск новых форм кооперации и актуальность интеграционных процессов обусловлены обвальным падением спроса и объемов производства, нехваткой инвестиций и оборотных средств, сокращением государственных заказов и неопределенностью перспектив.

Тема курсовой работы крайне актуальна, поскольку, корпорация как форма организации бизнеса играет ведущую роль в современных условиях. B США, например, несмотря на то, что число корпораций относительно невелико (только 20% от числа всех компаний), на их долю приходится примерно 90% объема продаж товаров и услуг. Объем продаж 200 ведущих корпораций мира увеличивается быстрее, чем совокупный рост мировой экономики. Из 200 крупнейших корпорации – 82 предприятия (41%) являются американскими. Японские корпорации на 2 месте – всего 41 компания. Крупнейшей корпорацией в России является «Газпром». По числу слияний и поглощений Россия в настоящее время занимает 1-е место в мире.

Объектом исследования в курсовой работе является корпорация.

Предметом исследования является процессы интеграции в рыночной экономике.

Целью исследования в курсовой работе является раскрытие корпорации как эффективной формы интеграции в рыночной экономике.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить ряд задач:

-  раскрыть понятие, сущность, достоинства и недостатки корпорации;

- рассмотреть особенности трансформации ресурсов рыночной экономики в инновационный потенциал корпорации;

- рассмотреть понятие и основные  виды международных корпораций;

- раскрыть роль международных корпораций в современных условиях.

Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных данной тематике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие, сущность корпорации, ее достоинства и недостатки

 

Термин «корпорация» возник еще в Позднее Средневековье и означает объединение, союз, общество или совокупность лиц, объединившихся для достижения каких-либо своих целей и выполняющих определённые социальные функции. Изначально корпорация представляла собой объединение свободных хозяйственных субъектов ради достижения экономических целей. C течением времени сложились качественно отличные типы корпорации, что особенно проявляется при идентификации их целей: задаются ли они собственно корпоративной логикой борьбы за рынки; обусловливаются внешними обстоятельствами; определяются создателями и владельцами корпораций.[5, с.24]

B различных странах термину «корпорация» придают разное значение и понимают его по-разному. Например, термин «корпорация», используемый в американской правовой системе, соответствует понятию «компания» в европейской. Из-за специфики правового оформления долевого бизнеса в разных экономических системах можно дать лишь общее определение корпорации.

Корпорация – это такая организация, которая поставила перед собой определенные цели, действует на общественное благо, обладает определенными правами, довольно сложной организационной структурой, является юридическим лицом, владельцы которого несут ограниченную ответственность.

Однако такое определение не является исчерпывающим. Поэтому, к примеру, в правовой системе США предусмотрено несколько критериев, по которым то или иное предприятие может относится к корпорации:

- статус юридического лица;

- принцип ограниченной ответственности;

- бессрочное существование;

- свободная передача акций;

- централизованное управление (обязательность возложения управления на созданное специализированное правление, что не позволяет акционерам прямо участвовать в управлении).

Современная российская корпорация представляет собой одновременно имущественный комплекс, юридическое лицо, товаропроизводителя и т.д. Выступая в виде отдельного крупного предприятия или объединения нескольких предприятий, корпорация может функционировать в России  как в форме простого акционерного общества, так и их объединения. 

Сейчас в России к корпорациям относятся открытые акционерные общества (ОАО),  акции которых могут быть распространены по открытой подписке среди  круга лиц, закрытые акционерные общества (ЗАО), акции закрытых акционерных обществ обращаются в самом ЗАО и среди определенного круга лиц.

Развитие корпоративной формы организации бизнеса обусловлено следующими преимуществами:

- корпорация – наиболее эффективная форма организации бизнеса c точки зрения привлечения денежного капитала. Корпорациям присущ уникальный способ финансирования через продажу акций и облигаций, что позволяет привлекать сбережения многочисленных домохозяйств. Через рынок ценных бумаг корпорации могут объединять в общий фонд финансовые ресурсы большого числа отдельных лиц;

- существенное преимущество корпорации – это ограниченная ответственность. Владельцы корпорации (держатели акций) рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций. Кредиторы могут предъявить иск корпорации как юридическому лицу, но не владельцам корпорации как частным лицам;

- благодаря своим привилегиям в области привлечения денежного капитала преуспевающей корпорации легче увеличить его объем, расширить круг операций и таким образом реализовать преимущества объединения капиталов. B частности, корпорация способна извлекать преимущества из технологии массового производства. Размеры корпорации позволяют также осуществлять более глубокую специализацию в использовании человеческих ресурсов;

- поскольку корпорация является юридическим лицом, она существует независимо от ее владельцев и от собственных должностных лиц.[5, с.33]

Нельзя не отметить и недостатки корпоративной формы организации бизнеса:

- учреждение корпорации сопряжено c некоторыми бюрократическими процедурами и расходами на юридические услуги;

- c общественной точки зрения в корпоративной форме бизнеса заложены возможности для некоторых злоупотреблений. Так как корпорация является юридическим лицом, некоторые недобросовестные владельцы компаний иногда получают возможность избежать личной ответственности за сомнительную производственную деятельность, ссылаясь на корпоративную коллегиальную форму управления;

- возникают определенные проблемы, в частности, связанные c налогообложением прибыли корпорации. Речь идет o практике двойного налогообложения.

- при единоличном предпринимательстве и партнерстве владельцы недвижимости и финансовых активов сами непосредственно управляют этими активами и их контролируют. В крупных корпорациях, акции которыx широко распространены среди сотен тысяч владельцев, появляется значительное расхождение между функциями собственности и контроля.

 

 

 

 

 

Глава 2. Трансформация ресурсов рыночной экономики в инновационный потенциал корпорации

 

В современных условиях корпоративное производство - это прежде всего, рыночно - организованное производство, хотя и с определенными деформациями. В свою очередь рыночно - организованное инновационно- корпоративное производство означает формирование особого рынка инновационных услуг. Для практики это означает, что инновация, традиционной функцией которой ранее выступала задача обновления технологии производства, теперь расширяет диапазон своего воздействия, превращается в рыночный элемент внутрикорпоративного и межкорпоративного механизма модернизации производственных трансакционных издержек корпорации.

Инновационный потенциал корпорации – это результат системного воздействия, с одной стороны, инновационного потенциала отдельной корпорации на внешнюю среду, с другой стороны – влияния инновационного потенциала внешней среды на динамику развития инновационного потенциала отдельного корпоративного субъекта. В методологическом аспекте инновационный потенциал корпорации есть логическая характеристика корпоративного производства, которое выступает результатом системы целенаправленного макро- и микроэкономического регулирования рыночной активности корпорации посредством активности государственной инновационной политики.[7, с. 4]

Опыт успешного развития стран со смешанной экономикой – это результат кардинальных изменений в отношениях собственности, в структуре которых центральное место занимает корпоративная форма присвоения. Итоги приватизации в России не дают оснований утверждать, что формирование эффективной структуры собственности успешно.

Содержание корпоративной собственности отражают внутрифирменные отношения акционеров и внешнее функционирование корпорации как экономического субъекта на рынке с хозяйственными партнерами. Это означает, что цели собственников корпоративного бизнеса отражают продуманную стратегию развития, дальнейшее развитие деловых и хозяйственных связей, что влияет на конечные результаты ее финансово-хозяйственной деятельности, а значит заинтересованность и слаженность действий всех групп акционеров. Постприватизационная практика убедительно показала, что инновационный потенциал корпорации формируется как механизм рыночных возможностей и конкурентных преимуществ. Элементы инновационного потенциала корпорации преобразуются в систему управления инновационным потенциалом корпорации, эти новации, вводимые государством на макроуровне, будут поддерживаться воздействиями собственников и менеджеров корпорации на микроуровне. Изменение механизмов внутрикорпоративного управления и реформирование хозяйственной системы определяет степень реализации инновационных возможностей корпорации. Таким образом, в процессе функционирования корпорации на рынке эти внутренние отношения определяют и формируют внешние и, соответственно, наоборот.

Современный этап развития экономики России характеризуется преимуществом интеграции перед другими формами предпринимательской деятельности. Участники корпорации, объединяя ресурсы для осуществления долгосрочных и дорогостоящих проектов, решают задачу создания хозяйственного союза независимых фирм для осуществления намеченных целей. В теоретическом плане инновационный потенциал корпорации есть приоритетная форма развития производства постиндустриального типа. В аспекте управления экономическими системами приоритетность развития инновационного потенциала корпорации выступает в качестве объективной закономерности, отражающей взаимодействие корпорации как экономической системы с формирующейся рыночной внешней средой хозяйствования, последняя и определяет меру развитости и необходимости рыночной ре организации инновационного потенциала корпоративного сектора российской экономики.

В связи с этим происходят и качественные изменения в системе управления изменениями российских корпораций, которые вынуждены адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и обострившейся конкурентной борьбе.

Для рыночной экономики приоритет инновационного потенциала корпорации означает, что в инновационной сфере первенство неизбежно приобретает рыночность тех факторов, от степени распространенности которых зависит общая эффективность формирующейся в России макрорыночной системы. Именно развитость рынка факторов инновационной активности предопределяет степень рыночной реорганизации инновационного потенциала корпорации

Это означает, что инновационному потенциалу корпорации объективно присуще несоответствие между организационно-технологической и рыночно-экономической формами его реализации.

Такое несоответствие порождается тем, что доминирующим элементом логической конструкции инновационного потенциала корпорации является ориентация корпорации на величину спроса на ее инновационные услуги. В то же время для инновационного потенциала общества главным является предложение инновационных услуг, что придает инновационному потенциалу корпорации рыночную направленность в нестабильной рискованной внешней среде хозяйствования.

Макроэкономические последствия формирования и реализации инновационного потенциала корпорации выражаются в ее ориентации на ограничения со стороны спроса покупателей на рынке инновационных услуг. Таким образом, инновационный потенциал корпорации зависит сразу от трех экономических векторов – рыночной организации внутри самой корпорации, рыночной организации корпоративной микроэкономики и рыночной организации корпоративной макроэкономики.

Превращение инновационного потенциала корпорации в инновационный потенциал общества в историко-генетическом аспекте предполагает, по меньшей мере, три объективные посылки соответствующего процесса.

Во-первых, в качестве общей основы названного процесса выступает целенаправленная экономическая политика государства, сознательно ориентированная на поддержку формирования, развития и реализации инновационного потенциала корпорации, а также на образование специфического рынка инновационных услуг.

Во-вторых, существенные изменения должны произойти и в самой сфере инновационного предпринимательства – статус «научно-производственно-технических» разработок они должны сменить на рыночный статус на основе взаимодействия спроса и предложения.

В-третьих, возникновение и институциональное оформление рыночных параметров инновационного потенциала корпорации невозможно без проведения инновационно-ориентированной экономической политики государства, без рыночной доминанты в деятельности субъектов инновационного потенциала корпорации.

Информация о работе Корпорации как эффективная форма интеграции в рыночной экономике