Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:49, контрольная работа
Характерными особенностями метода экономического анализа являются:
- определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;
- установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;
- выявление формы взаимосвязи между факторами;
- выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;
- количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.
Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйствен
Понятие метода и методики экономического анализа……………………..3
Характеристика основных приемов и методов экономического анализа.. .4
Методика факторного анализа……………………………………….………7
2.1 Основы маржинального анализа…………………………………….........….9
2.2 Понятие и значение маржинального анализа…………………………...…10
Список используемой литературы……………………………………………..12
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «комплексный экономический анализ»
Благовещенск 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
2.1 Основы маржинального анализа…………………………………….........
2.2 Понятие и значение маржинального анализа…………………………...…10
Список используемой
литературы……………………………………………..
1.1. Понятие метода и методики экономического анализа
Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.
Характерными особенностями метода экономического
анализа являются:
- определение системы показателей, всесторонне
характеризующих хозяйственную деятельность
организаций;
- установление соподчиненности показателей
с выделением совокупных результативных
факторов и факторов (основных и второстепенных),
на них влияющих;
- выявление формы взаимосвязи между факторами;
- выбор приемов и способов для изучения
взаимосвязи;
- количественное измерение влияния факторов
на совокупный показатель.
Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.
Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.
К экономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый и графический методы.
Статистические
методы включают в себя использование
средних и относительных
Математические методы можно разделить на три группы: экономические; методы экономической кибернетики и оптимального программирования; методы исследования операций и принятия решений.
1.2. Характеристика основных приемов и методов экономического анализа
Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовый анализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядов динамики.
Обязательным
условием сравнительного анализа является сопоставимость
сравниваемых показателей, предполагающая:
- единство объемных, стоимостных, качественных,
структурных показателей;
- единство периодов времени, за которые
производится сравнение;
- сопоставимость условий производства;
- сопоставимость методики исчисления
показателей.
Средние величины – исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общие закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.
Группировки – используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)
Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двух комплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяет выявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель.
Например, при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье, источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицит или избыток сырья.
Как вспомогательный, балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влияния факторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторов на результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то, следовательно, расчеты проведены правильно. Отсутствие равенства свидетельствует о неполном учтете факторов или о допущенных ошибках:
,
где у – результативный показатель; x– факторы; – отклонение результативного показателя за счет фактора хi.
Балансовый
метод применяют также для
определения размера влияния
.
Графический способ. Графики являются масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур.
Графический способ
не имеет в анализе
Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятому в качестве базы сравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которые применяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.
Использовав индексные пересчеты и построив временной ряд, характеризующий, например, выпуск промышленной продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированно проанализировать явления динамики.
Метод корреляционного и регрессионного (стохастического) анализа широко используется для определения тесноты связи между показателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связь проявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.
С помощью корреляции
решаются две главные задачи:
- составляется модель действующих факторов
(уравнение регрессии);
- дается количественная оценка тесноты
связей (коэффициент корреляции).
Матричные модели представляют собой схематическое отражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции. Наибольшее распространение здесь получил метод анализа «затраты-выпуск», строящийся по шахматной схеме и позволяющий в наиболее компактной форме представить взаимосвязь затрат и результатов производства.
Математическое программирование – это основное средство решения задач по оптимизации производственно-хозяйственной деятельности.
Метод исследования операций направлен на изучение экономических систем, в том числе производственно-хозяйственной деятельности предприятий, с целью определения такого сочетания структурных взаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени позволит определить наилучший экономический показатель из ряда возможных.
Теория игр как раздел исследования операций - это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы.
1.3. Методика факторного анализа
Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.
Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.
По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа.
Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.
Основные свойства
детерминированного подхода к анализу:
- построение детерминированной
модели путем логического анализа;
- наличие полной (жесткой) связи между
показателями;
- невозможность разделения результатов
влияния одновременно действующих факторов,
которые не поддаются объединению в одной
модели;
- изучение взаимосвязей в краткосрочном
периоде.
Способ цепных
подстановок заключается в определении
ряда промежуточных значений обобщающего
показателя путем последовательной замены
базисных значений факторов на отчетные.
Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать
Преимущества
данного способа: универсальность
применения, простота расчетов. Недостаток
метода состоит в том, что, в зависимости
от выбранного порядка замены факторов,
результаты факторного разложения имеют
разные значения. Это связано с тем, что
в результате применения этого метода
образуется некий неразложимый остаток,
который прибавляется к величине влияния
последнего фактора. На практике точностью
оценки факторов пренебрегают, выдвигая
на первый план относительную значимость
влияния того или иного фактора. Однако
существуют определенные правила, определяющие
последовательность подстановки:
· при наличии в факторной модели количественных
и качественных показателей в первую очередь
рассматривается изменение количественных
факторов;
· если модель представлена несколькими
количественными и качественными показателями,
последовательность подстановки определяется
путем логического анализа.
Способ абсолютных разниц является модификацией способа цепной подстановки. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора способом разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора в зависимости от выбранной последовательности подстановки.
Интегральный метод позволяет избежать недостатков, присущих методу цепной подстановки, и не требует применения приемов по распределению неразложимого остатка по факторам, т.к. в нем действует логарифмический закон перераспределения факторных нагрузок. Интегральный метод позволяет достигнуть полного разложения результативного показателя по факторам и носит универсальный характер, т.е. применим к мультипликативным, кратным и смешанным моделям.
2.1 Основы маржинального анализа
Большую роль в
обосновании управленческих решений
в бизнесе играет маржинальный анализ,
который называют еще анализом безубыточности
или содействия доходу. Его методика
базируется на изучении соотношения между
тремя группами важнейших экономических
показателей: издержками, объемом производства
(реализации) продукции и прибылью, — и
прогнозировании величины каждого из
этих показателей при заданном значении
других.
Эта методика основана на делении производственных
и сбытовых затрат в зависимости от изменения
объема деятельности предприятия на переменные
(пропорциональные) и постоянные (непропорциональные)
и использовании категории маржинальной
прибыли.
Маржинальная прибыль (валовая маржа, маржа покрытия) — это выручка минус переменные издержки. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.
Маржинальный
анализ позволяет:
- более точно исчислить влияние факторов
на изменение суммы прибыли и на этой основе
более эффективно управлять процессом
формирования и прогнозирования ее величины;
- определить критический уровень объема
продаж (порога рентабельности), постоянных
затрат, цены при заданной величине соответствующих
факторов;
- установить зону безопасности (зону
безубыточности) предприятия;
- исчислить необходимый объем продаж
для получения заданной величины прибыли;
- обосновать наиболее оптимальный вариант
управленческих решений, касающихся изменения
производственной мощности, ассортимента
продукции, ценовой политики, вариантов
оборудования, технологии производства,
приобретения комплектующих деталей и
др. с целью минимизации затрат и увеличения
прибыли.
2.2 Понятие и значение маржинального анализа
Большую роль в
обосновании управленческих решений
в бизнесе играет маржинальный анализ, методика
которого базируется на изучении соотношения
между тремя группами важнейших экономических
показателей: "издержки - объем производства
продукции — прибыль" и прогнозировании
величины каждого из этих показателей
при заданном значении других.
В основу этой методики положено деление
производственных и сбытовых затрат в
зависимости от изменения объема деятельности
предприятия на переменные (пропорциональные)
и постоянные (