Классическая и неокласическая концепция фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:03, реферат

Краткое описание

Фирма представляет собой сложное экономическое образование, особый институт современной экономической системы. Подобно тому как сама фирма прошла длительный этап формирования внутренних организационных структур и внешних взаимосвязей, многогранной и многозначной представляется эволюция теоретических концепций, объясняющих существование фирмы, ее роль в экономической системе и многообразие форм ее внутренней организации.

Файлы: 1 файл

прогулы.docx

— 64.67 Кб (Скачать)

Если же рынок  невелик (или практически не реагирует  на методы стимулирования сбыта, как, например, рынок промышленного оборудования), расходы на рекламу будут невелики и достаточно легко могут быть осуществлены практически всеми  фирмами рынка. Любая фирма, собирающаяся войти на рынок, сможет позволить  себе подобные небольшие расходы  на рекламу. На рынке будет функционировать  довольно большое число сравнительно небольших фирм. Рыночная структура будет иметь фрагментарный (конкурентный) характер.

Итак, с ростом размера рынка, согласно традиционной точке зрения и теории экзогенных необратимых издержек, уровень концентрации будет уменьшаться вплоть до нуля (рынка совершенной конкуренции). Теория эндогенных необратимых издержек говорит, что подобного результата ждать не приходится. Уровень концентрации повышается и стабилизируется на некоем высоком показателе, на всем протяжении существования данного рынка.

Подобная "странная" зависимость характерна и для  взаимосвязи уровня концентрации на рынке и величины расходов на НИОКР.

Эмпирические  исследования последних лет показали, что, как правило, в высокотехнологичных  отраслях преобладает концентрированная  структура - несколько крупных фирм доминируют в подобных отраслях. Однако есть отрасли и сектора экономики, где наличие больших расходов на НИОКР сопровождается деятельностью  довольно-таки значительного числа  фирм. Как можно объяснить подобные факты с позиции теории конкуренции?

Саттон анализирует инновационную деятельность фирм с позиции наличия нескольких конкурирующих траекторий вложения средств. У каждой фирмы есть выбор: вкладывать большую часть средств в одну-две траектории исследований или распределить примерно равномерно средства между всеми имеющимися на данный момент траекториями инновационной деятельности. В зависимости от того, насколько сильными являются связи между конкурирующими траекториями - являются ли продукты, представленные инновационной деятельностью, близкими заменителями друг друга и существующих прошлых товаров, насколько легко можно перебросить средства с развития одной технологии на усовершенствование другой производственной технологии и т.д., - можно выделить два типа отраслей. Если связи оказываются достаточно сильными (по Саттону, такая отрасль называется "отраслью с высокой альфа"), то при сосредоточении усилий на одной траектории инноваций фирма может совершить "большой скачок" - резко оторваться от прочих конкурентов, первой завершить открытие, запатентовать его и оказаться в преимущественном положении на продуктовом рынке, если и не монополистом, то доминирующей фирмой с высокой рыночной властью.

Если же связи  между траекториями как со стороны спроса, так и со стороны предложения, будут слабыми (по Саттону, "отрасль с низкой альфа"), то не имеет смысла расходовать все усилия на одну область инноваций. Даже если фирма вырвется вперед, ее преимущества первого хода будут мало заметными, большие расходы на НИОКР не принесут нужной отдачи, рыночная власть не будет играть практически никакой роли. В таких отраслях фирмы и не будут стремиться к "большому скачку", равномерно распределяя средства между многими направлениями НИОКР.

В отраслях с  высокой альфа (с большой долей  расходов на НИОКР в объеме продаж фирм) жесткость конкуренции приводит к выживанию только достаточно крупных  фирм. Структура рынка будет довольно-таки концентрированной. В отраслях с низкой альфа (с низкой долей расходов на НИОКР в объеме продаж фирм) конкуренция оказывается слабой, большое число фирм может продолжать свою деятельность, структура рынкабудет ближе к конкурентной.

2.1 Технологическая концепция фирмы

Фирма представляет собой определенную экономическую  целостность. В то же время фирма - это сложное образование. Многообразие сторон фирмы предопределяет многообразие подходов к анализу фирмы и, следовательно, разнообразие ее возможных целей. Поэтому  фирма может рассматриваться  с разных точек зрения. Каждый аспект, подход к фирме выделяет какую-либо одну ее сторону, так что в целом  более глубоким становится понятие  такого многопланового явления, каким  является фирма. Рассмотрим три основные концепции определения фирмы: технологическую, контрактную, стратегическую.

Этот  подход традиционно рассматривается  в качестве основного для микроэкономического  анализа, а также лежит в основе множества современных исследований поведения фирмы.

Согласно  этому подходу фирма рассматривается  как структура, оптимизирующая издержки при данном выпуске, что обусловлено  технологическими особенностями производства. Минимальные издержки фирмы в  сопоставлении с величиной отраслевого  спроса определяют минимально эффективный  размер фирмы. Чем больше минимально эффективный размер фирмы по сравнению  с емкостью рынка, тем меньшее  число фирм является эффективным  с технологической точки зрения для данной отрасли.

Динамика  издержек (формы кривых издержек) определяют технологическую границу фирмы, горизонтальную и вертикальную границы  роста фирмы. Горизонтальная граница  понимается в двояком смысле: как  объем выпуска одного продукта (пределы  роста однопродуктовой фирмы) и как товарное многообразие в рамках одной фирмы.

Все фирмы  можно подразделить на одно- и многопродуктовые (по количеству товаров, выпускаемых в рамках одной фирмы), с одной стороны, и на одно- и многозаводские (по количеству учреждений с относительно замкнутым циклом производства - заводов) - с другой.

Горизонтальный  размер фирмы определяется положительным  эффектом масштаба - степенью субаддитивности издержек. Издержки являются субаддитивными, если они меньше при совместном выпуске нескольких товаров, чем при их отдельном производстве в рамках различных фирм:

где - совокупные издержки при суммировании выпуска  нескольких товаров в рамках отдельных  производств; - совокупные издержки совместного  выпуска тех же товаров.

Мы можем  говорить о двух независимых трактовках эффекта масштаба. Обычно имеют в  виду положительный эффект масштаба - снижение средних издержек производства по мере роста общего объема выпуска, причем речь может идти о производстве фирмой одного или нескольких товаров. Показатель положительного эффекта  масштаба S > 1.

Для производства единственного продукта:

Для производства i = 1, ..., N продуктов:

 

Кроме того, если рассматривается производство нескольких товаров, может наблюдаться  положительный эффект разнообразия - сокращение средних издержек производства одного товарного вида при увеличении количества товарных марок, выпускаемых  в рамках одной фирмы. Показатель положительного эффекта от разнообразия SC > 0.

Для производства двух продуктов:

Понятие субаддитивности издержек, необходимое при определении масштабов роста фирмы, позволяет ответить, с точки зрения технологии, на вопрос, почему экономика в целом и даже отдельная отрасль не может представлять собой одну-единственную фирму. Горизонтальный рост фирмы приостанавливается в результате сокращения степени субаддитивности издержек. Рост издержек на единицу выпуска при увеличении масштабов производства является технологической границей фирмы. Преодоление растущих средних издержек в рамках одной и той же фирмы возможно с помощью выделения внутри фирмы нескольких относительно независимых подразделений, которые действовали бы как квазифирмы, то есть путем изменения внутренней организации фирмы. Этот вопрос будет подробнее рассмотрен ниже.

Субаддитивность издержек определяет также и вертикальные размеры фирмы: степень покупки или производства товаров и услуг последовательных стадий производственного процесса внутри или вне фирмы. Товары будут производиться внутри фирмы (фирма станет вертикально интегрированной), если издержки их совокупного производства меньше, чем при их покупке:

где qи q-- товары последовательных стадий производственного процесса.

Соответственно, уменьшение степени субаддитивности издержек ведет к приостановлению вертикального роста фирмы. В таком случае вертикальный рост фирмы может достигаться за счет развития особого рода вертикальных отношений франчайзингового типа, когда вертикальные подразделения, так же как и ранее горизонтальные, становятся относительно самостоятельными, связанными с головной фирмой контрактными отношениями.

Таким образом, технологический подход к  анализу фирмы позволяет выявить  производственные ограничения распространения  фирмы вширь и вглубь, установить естественные границы ее размеров, определить технические условия  эффективности ее функционирования.

2.2 Контрактная концепция фирмы

Фирма представляет собой совокупность отношений  между работниками, управляющими и  собственниками, ее составляющими. Эти  отношения часто закрепляются формальными договорами - контрактами (например, трудовой договор между работодателем и работником при поступлении на работу, контракт на поставку оборудования, подрядный договор на выполнение определенного вида услуг и т.д.). Кроме того, даже если отношения не представлены в виде формального договора, существуют свои правила взаимодействия между работниками фирмы, работниками и управляющими, между поставщиками и потребителями продукции. Эти правила взаимодействия могут рассматриваться в качестве неформальных контрактов, так как они достаточно стабильны на протяжении длительных периодов времени, а их нарушение вызывает формальные или неформальные санкции для прочих участников (например, моральное осуждение работника, нарушившего "неписаные" правила поведения на фирме, а иногда и увольнение). Не менее жесткие для нарушителя, неформальные санкции однозначным образом регулируют поведение всех участников экономического процесса. Отсюда возникает и возможность контрактного подхода к фирме.

Фирма, представляя собой совокупность контрактных отношений внутреннего и внешнего уровней, сталкивается с двумя типами издержек взаимоотношения. Это трансакционные издержки (от слова "трансакция" - сделка, операция, контракт) и издержки контроля.

Трансакционные издержки (ТАИ) включают в себя издержки на совершение деловых операций, в том числе денежную оценку времени на поиск делового партнера, на ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующего выполнения контракта.

Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтернативные способы заключения контрактов. Рынок  может трактоваться как внешний  контракт на производство какой-либо продукции, а фирма - как внутренний контракт: фирма может купить продукт или  услугу на рынке посредством заключения соответствующего соглашения с другим, внешним контрагентом, или может  произвести товар сама, используя  внутренние взаимоотношения с работниками. Выбор внешнего или внутреннего  производства зависит от относительных  издержек использования альтернативных экономических благ - рыночных ресурсов или собственных ресурсов фирмы, так что чем выше трансакционные издержки (издержки использования рыночных ресурсов данной фирмой), тем больше вероятность того, что товар будет производиться фирмой, а не рынком.

ТАИ приобретают  существенные масштабы (а следовательно, внутреннее производство при прочих равных условиях будет относительно эффективнее) в трех главных случаях. Во-первых, это производство уникального товара. Например, редкие детали для турбин, редкие штампы для автомобилей, специальный транспорт для химических продуктов. Большая величина ТАИ определяется здесь тем, что возможности выбора делового партнера ограничены, а издержки оппортунистического поведения (то есть поведения, направленного на невыполнение или несоответствующее выполнение уже заключенного контракта) особенно велики: практически невозможно "менять коней на переправе".

Во-вторых, это динамический рынок с неопределенным спросом и непредсказуемым движением  цен. В данном случае оппортунистическому  поведению в большей степени  подвержена данная фирма, поскольку  в связи с необычной быстротой  изменения условий окружающей экономической  среды именно фирма может оказаться  в невыгодном положении, связанная  контрактом, который она будет  стремиться либо не выполнить, либо выполнить  с более выгодными для себя условиями. Примером такой ситуации может служить рынок компьютеров и программного обеспечения на заре своего возникновения: здесь фирмы, производящие компьютеры, стремились одновременно выпускать и соответствующее программное обеспечение, так как еще неясные перспективы спроса и движения цен могли выразиться в стремлении самостоятельных производителей комплектующих и дополняющих товаров диктовать свои условия в ходе самого процесса производства, изменяя непредсказуемым образом уровень продажных цен, объемы поставок и качество изделий.

В-третьих, это рынки с асимметричной  информацией, то есть такие рынки, где  один из агентов сделки обладает большей  информацией (асимметрично большей) по сравнению с другими. Этот агент  в большей степени подвержен  искушению оппортунистического  поведения при появлении лучшей альтернативы, о которой только он имеет представление (информацию). Например, можно рассмотреть рынок консалтинговых услуг: фирма нанимает специалиста  для поиска возможностей снижения издержек производства какого-либо товара; в  конце срока контракта специалист может сделать вывод о том, что таких возможностей нет. Здесь  трудно установить, действительно ли все возможности фирмы уже  использованы или консультант оказался недобросовестным. Поэтому для фирмы  эффективнее "выращивать" собственного специалиста подобного ранга.

Информация о работе Классическая и неокласическая концепция фирмы