Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:03, реферат
Фирма представляет собой сложное экономическое образование, особый институт современной экономической системы. Подобно тому как сама фирма прошла длительный этап формирования внутренних организационных структур и внешних взаимосвязей, многогранной и многозначной представляется эволюция теоретических концепций, объясняющих существование фирмы, ее роль в экономической системе и многообразие форм ее внутренней организации.
.
Развивая представление
о фирме как об организации, ведущей
к экономии на масштабах производства,
Маршалл детальнейшим образом описывает
разнообразные способы
Заслугой Маршалла можно считать и введение им новой, очень важной характеристики фирмы - производство не для личных потребностей, коммерческий характер производства:
Анализируя различные формы организации производства - ремесленничество (индивидуальное производство), партнерство, акционерные общества, - Маршалл не ставит своей задачей объяснить, чем вызвано появление подобного разнообразия форм, почему фирма не может удовлетвориться какой-либо одной формой бизнеса. Цель Маршалла другая - показать управленческую структуру разных форм бизнеса саму по себе. Тем самым Маршалл отходит от позиций сугубо теоретического анализа фирмы и склоняется в пользу управленческой науки.
Но такой управленческий
подход позволяет Маршаллу выделить
специфическую черту, которую он
трактует как особенность фирмы,
а именно: предпринимательские
Различие между
этими двумя периодами
Динамика в поведении фирмы у Маршалла принимает характер проблемы инвестирования и распределения ресурсов во времени20). Хотя Маршалл и указывает на значимость времени в экономическом анализе фирмы, он не разрабатывает механизм достижения фирмой равновесия, ограничиваясь указаниями на сходство представлений об убывающей предельной полезности (теории поведения потребителя) и закона убывающей отдачи как способов выбора экономическим агентом (потребителем или фирмой) оптимальной структуры своих вложений, в том числе и во времени с учетом дисконтированной стоимости будущих поступлений21). Кроме того, Маршалл отмечает важную роль ожиданий в распределении ресурсов между будущим и текущим производством. Таким образом, у Маршалла появились только первые элементы динамической теории фирмы, которые пока не сложились в единую стройную концепцию. А в целом его теория фирмы продолжает оставаться статической.
Особо следует отметить, что Маршалл под нормальными условиями работы отраслей и сфер промышленности и экономики в целом как предпосылки своего анализа фирмы понимает условия совершенной конкуренции. В этой связи монополия, в трактовке Маршалла, выглядит как искажающий фактор рынка, связанный с недостаточной его развитостью, - даже если речь идет об отраслях со значительным положительным эффектом масштаба (железнодорожный транспорт, морские перевозки и другие отрасли естественной монополии).
Продолжение и развитие классической теории фирмы наблюдается у Дж. Хикса. У Хикса проявляется наиболее отчетливо представление о том, что теория фирмы - это теория капитала, его формирования и распределения.
Хикс, а затем и все последующие представители неоклассического направления используют параллельный метод анализа фирмы как частный случай оптимизационного поведения индивида. "И все-таки нам необходимо повторно рассмотреть соответствующие вопросы, чтобы выявить определенный параллелизм, который характерен для случая отдельной фирмы и случая отдельного индивида. Именно этот параллелизм позволит нам придать законам рыночного поведения фирмы вид, похожий на тот, что уже знаком нам по рассмотренному случаю (поведение потребителя - Н.Р.), и в конечном счете расширить сформулированную в предыдущей главе теорию, чтобы охватить также и производство23)".
Хикс проводит практически полную аналогию между поведением индивида как потребителя и поведением индивида как представителя фирмы, заменяя функции полезности в первом случае функциями прибыли (и выпуска) во втором, цены товаров в первом случае ценами ресурсов во втором, предельную норму замещения в первом случае предельной нормой трансформации во втором. Если целью индивида как потребителя является максимизация совокупной полезности при каком-либо данном бюджетном ограничении, то целью фирмы ставится максимизация прибыли при ограничении, налагаемом издержками производства.
Фирма, таким образом, представляется не более чем индивидом. Не существует никаких дополнительных характеристик, которые отличали бы фирмы от индивида в поведенческом плане.
Как и в случае поведения потребителя, в теории фирмы хиксианско-го толка предполагается (при достаточно жестких математических допущениях) стабильность и единственность равновесия оптимизирующего агента - фирмы.
Именно эта
однозначность трактовки
Возможность какого-либо другого результата поведения фирмы Хиксом практически не предусматривается. Случай нестабильного равновесия фирмы трактуется у Хикса только как очень узкий диапазон поведения в рамках анализа монопольной фирмы.
"И все-таки
необходимо признать, что полностью
отбросить допущение о
Это случай одновременно снижения и предельной выручки монополиста, и его предельных издержек. Говоря современным языком - невыполнение условия второго порядка максимизации функции прибыли монополиста.
Из подобной
трактовки поведения и
Следует отметить тот факт, что и у Смита и у Хикса теория фирмы выглядит по большей части статической. Если у Смита вообще речь не идет об изменении естественной цены во времени, а только о колебаниях действительных рыночных цен вокруг равновесного уровня, то у Хикса появляется первое представление о динамике фирмы через концепцию ожидаемых цен. По Хиксу, фирма может менять свои производственные и сбытовые планы, в том числе и в зависимости от изменения своих ожиданий:
"Планы, которые принимаются в каждую данную неделю, зависят не только от текущих цен, но и от ожиданий будущих цен. Эти ожидания мы будем толковать, как правило, однозначно и жестко…25)"
С этой точки зрения, ситуации равновесия и неравновесия трактуются Хиксом как корректировка ожиданий и, следовательно, преимущественно технологических планов фирмы тогда, когда наблюдается несовпадение ожидаемой цены товара и его реальной цены. Ни о каких стратегических мотивах поведения фирмы речи пока и не идет.
Таким образом, экономическая динамика в понимании Хикса носит случайный характер (люди не предусмотрели точные значения будущих цен) и эквивалентна для фирмы накоплению капитала26).
В последние годы на основе теории игр рождается еще один интересный подход к анализу поведения фирмы, конкуренции и конкурентных взаимодействий на рынках. Эта концепция, получившая название "концепция границ", связана с исследованиями Лондонской школы экономики и, в частности, с работами Дж. Саттона56).
Саттон исходит из принципиальной невозможности определения однозначной зависимости между уровнем концентрации (конкуренции) в отрасли и величиной отраслевой прибыли фирм применительно к сложным рынкам современной экономики. Нет необходимости в том, чтобы, как думали сторонники традиционных теорий, искать прямую или обратную зависимость этих двух величин (или каких-либо других величин, характеризующих параметры рынков). Рынки динамичны по своей природе. Поэтому единственное, что может сделать исследователь, - это указать на границы допустимых рыночных исходов. Можно выделить лишь верхнюю и нижнюю границы, в рамках которых результаты взаимодействия фирм будут стабильными (рис. 11.1).
Если исследователь обнаруживает на каком-либо реальном рынке состояние дел, находящееся за пределами этих границ (для каждого рынка, разумеется, своих), это свидетельствует только о том, что данный рынок не является стабильным и в ближайшем будущем следует ждать изменения его конфигурации в виде слияний, поглощений или, наоборот, разделений и выделений фирм-продавцов.
Особая роль
в определении стабильных рыночных
конфигураций отводится, согласно Саттону, необратимым
издержкам. Необратимыми считаю
Рис. 11.1. Область допустимых конфигураций
рынка
Саттон выделяет два типа необратимых издержек - экзогенные и эндогенные издержки. В качестве экзогенных необратимых издержек берутся издержки лицензирования деятельности фирмы, а также издержки, связанные с выходом производства на минимально эффективный уровень. К эндогенным издержкам относятся расходы на рекламу (и прочие методы стимулирования сбыта) и расходы на НИОКР.
Динамика рынка трактуется Саттоном как двухстадийная игра. На первом этапе фирмы решают вопрос, стоит ли входить в отрасль. На втором этапе между фирмами, решившими войти в отрасль, развязывается конкуренция.
Отрасли, где необратимые издержки имеют преимущественно экзогенную природу, демонстрируют традиционную рыночную динамику. Если размер рынка невелик в соотношении с величиной экзогенных издержек, на таком рынке будет действовать относительно небольшое число фирм. Уровень концентрации будет уменьшаться с ростом размера рынка или с уменьшением величины необратимых издержек. Это - результат, на который указывает неоклассическая теория конкуренции. С другой стороны, при одинаковых размерах рынка и величиннеобратимых издержек уровень концентрации будет возрастать с ростом степени жесткости конкуренции между фирмами. Чем менее жесткой является ценовая конкуренция, тем выше получаемая фирмами прибыль, и тем большее число фирм может войти на рынок. Это - результат, который демонстрирует стратегическая теория игр. Таким образом, теория экзогенныхнеобратимых издержек соединяет в себе черты и традиционной теории конкуренции, и теории стратегических взаимодействий. Основной вывод данной теории таков: наличиенеобратимых издержек экзогенной природы порождает фрагментарную структуру рынка.
Если необратимые издержки имеют эндогенную природу, то ситуация на рынке в долгосрочном периоде отличается от того результата, которые предсказывают и неоклассическая теория, и теория игр. Возьмем, к примеру, расходы на рекламу. Фирмы до определенного предела сами выбирают величину рекламных расходов. Чем больше расходы на рекламу (чем больше рекламируется товар), тем, при прочих равных условиях, выше спрос на товар фирмы (выше готовность потенциальных потребителей платить за товар). Если потенциальный рынок товара достаточно велик, фирме сравнительно легко возместить расходы на рекламу за счет увеличения цены товара. Поэтому фирма будет наращивать рекламные расходы. С какого-то момента в действие вступит механизм эскалации расходов - величина расходов на рекламу перестанет быть делом свободного выбора фирмы, а станет необходимым элементом ее выживания. Большие расходы на рекламу могут себе позволить только достаточно крупные фирмы. А таких фирм на рынке будет немного. Фирма, собирающаяся войти на рынок, вынуждена будет затратить на рекламу даже больше, чем фирмы - старожилы рынка. Понятное дело, трудно ожидать полного возмещения подобных расходов в будущем, как бы хорошо ни шли дела на рынке. Следовательно, при вступлении в силу механизма эскалации только небольшое число фирм сможет выжить на рынке - уровень концентрации на таком рынке будет достаточно велик.
Информация о работе Классическая и неокласическая концепция фирмы