Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:03, реферат
Фирма представляет собой сложное экономическое образование, особый институт современной экономической системы. Подобно тому как сама фирма прошла длительный этап формирования внутренних организационных структур и внешних взаимосвязей, многогранной и многозначной представляется эволюция теоретических концепций, объясняющих существование фирмы, ее роль в экономической системе и многообразие форм ее внутренней организации.
КЛАССИЧЕСКАЯ И НЕОКЛАСИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФИРМЫ
Фирма представляет собой сложное экономическое образование, особый институт современной экономической системы. Подобно тому как сама фирма прошла длительный этап формирования внутренних организационных структур и внешних взаимосвязей, многогранной и многозначной представляется эволюция теоретических концепций, объясняющих существование фирмы, ее роль в экономической системе и многообразие форм ее внутренней организации.
Вспомним, что
под фирмой, как правило, понимается
первичная организационная
В отношении
этих черт наблюдается практически
полное единодушие среди экономистов
- теоретиков фирмы. Следует отличать
фирму - организационную структуру,
обладающую вышеперечисленными характеристиками,
от предприятия, первичного технологического
образования, и союзов фирм, в которых
происходит только определенная координация
активности при сохранении внутренней
поведенческой
Эволюция взглядов
экономистов на природу, функции
и механизм реализации фирмы относится,
главным образом, к фирме как
таковой и в меньшей степени
затрагивает предприятие и
Существующие теории фирмы можно объединить в три большие группы. Это технологическая концепция фирмы, являющаяся основой классической и неоклассической теории,институциональная теория фирмы и теоретические исследования поведения фирмы на основе теории игр.
Основные пункты
разногласий между данными
При том, что объект анализа всегда остается один и тот же - фирма как самостоятельная организационная структура, обладающая вышеперечисленными характеристиками, - разные теории делают акцент на различных аспектах этого явления, согласно приведенным критериям. Каждый подход позволяет увидеть что-то новое в деятельности фирмы, и в то же время затемняет какие-то другие ее стороны.
Первыми, кто занялся изучением особой организационной единицы рынка - фирмы, были представители классической и неоклассической школ экономической мысли.
Классическая теория фирмы ставила своей задачей объяснить, почему в отраслях существуют фирмы определенного размера, почему фирмы производят такой, а не иной объем выпуска, и почему цена, которую они назначают, не может быть ни больше, ни меньше того, что определяет рынок.
Классическая концепция фирмы развивалась в рамках технологической парадигмы существования производственной организации.
Согласно Адаму Смиту, наличие крупного и мелкого производства объясняется через разделение труда и специализацию в соотношении с размером спроса:
"... в небольших
мануфактурах, предназначенных обслуживать
небольшой спрос лишь
Фирма рассматривается как определенный шаг на пути технического прогресса человечества, обеспечивший рост производительности труда. Так, хорошо известен пример А. Смита с отраслью по производству булавок. До тех пор, пока булавки производились одним человеком с начала и до конца (индивидуальное производство), производительность труда была незначительной: один человек едва ли мог произвести одну булавку в день. С возникновением разделения труда, на котором базируется организация мануфактурного производства (что и составляет, собственно, первый вариант фирмы), "сложный труд производства булавок разделен приблизительно на восемнадцать самостоятельных операций...", и производительность мануфактуры составляет более двенадцати фунтов булавок в день2).
Смит первым делает акцент на положительном эффекте масштаба, связанного с разделением труда в рамках одной и той же фирмы:
"Выгода, получаемая
от сбережения времени,
Начало возникновения
фирмы в современном понимании
следует отнести ко времени, когда
машины стали производиться машинами,
- к началу промышленной революции
и утверждению
"Наконец,
всем должно быть понятно, как
облегчается и сокращается
"Однако далеко
не все усовершенствования
Как отмечает А. Смит, причина возникновения фирмы связана с развитием торговли. Торговля стимулирует разделение труда и рост объема производства. Размер рынка способствует росту фирмы. С другой стороны, размер рынка служит естественным ограничителем ее расширения:
"…так как
возможность обмена ведет к
разделению труда, то степень
последнего всегда должна
Представление
о фирме как производственной
единице и единице торговли развивается
у Смита в рамках разработки концепции
совершенной (свободной) конкуренции.
Понятие совершенной
"Если товар
доставлен на рынок в
Смит выделяет механизм приспособления фирмы к рынку, который у него связан с изменением составных частей цены. Если объем продаж, предоставляемых фирмой, больше или меньше потребности в нем рынка, то, как пишет Смит, та или другая из составных частей цены товара (под которыми подразумеваются рента, прибыль и заработная плата) должна будет оказаться ниже или выше своей естественной (то есть равновесной) нормы8).
Смит первым выдвигает идею о типичном размере фирмы как основе ее поведения и изучения. "Только средний размер производства какой-либо отрасли промышленности может во всех отношениях согласоваться с действительным спросом...9)". Эту среднюю величину производства при нормальных технологических условиях позже назовут "минимально эффективным размером фирмы". Концепция минимально эффективного размера фирмы (и предприятия) будет служить основополагающим элементом в объяснении различий в уровнях отраслевой концентрации, которые будут давать представители неоклассического направления теории фирмы. В частности, это понятие играет ведущую роль в традиционной теории отраслевых рыночных структур - теории, отпочковавшейся в 1950-х гг. от неоклассической теории фирмы.
Сравнивая поведение конкурентной фирмы и фирмы-монополиста, Смит считает, что:
"…Монопольная
цена во всех случаях является
высшей ценой, какая только
может быть получена. Естественная
цена, или цена свободной
Такое определение монопольной и конкурентной цены не является правильным с точки зрения последующего неоклассического анализа. Однако представление о высоком и низком уровне цены соответственно монопольного и конкурентного рынков помогает оценить эффективность того или иного рынка (и фирмы) в экономике в целом.
У Смита появляются и первые представления о конкурентной политике, регулирующей "правильное" или "неправильное" поведение фирм. Так, критикуя практику совместного времяпровождения (собраний) представителей одного и того же вида торговли или производства как антиконкурентную, облегчающую достижение сговора между ними в отношении цены и объема продаж, Смит считает, что:
"…Хотя закон
не может препятствовать
Итак, А. Смит привлекает наше внимание к наличию фирмы в рыночной экономике как первичной форме разделения труда и специализации. Фирма понимается однозначно в качестве конкурентной организации, путем нащупывания находящей естественный уровень цены и ее составных элементов. Улучшение хозяйственной деятельности и поиски равновесной цены представляются Смитом и как следствие конкуренции и как цель производства (фирмы).
Традицию классической теории фирмы продолжил А. Маршалл.
Прежде всего, Маршалл вводит понятие "организации производства" как особого фактора, обеспечивающего рост производительности труда в обществе. Развивая концепцию Смита о роли разделения труда и специализации как основах фирмы, Маршалл приводит новые аргументы. Он четко обрисовывает значимость машинного производства машин в качестве толчка бурному развитию фирмы - организации, занимающейся крупномасштабным производством15).
Маршалл продолжает
развивать технологическую
Информация о работе Классическая и неокласическая концепция фирмы