Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:03, реферат
Фирма представляет собой сложное экономическое образование, особый институт современной экономической системы. Подобно тому как сама фирма прошла длительный этап формирования внутренних организационных структур и внешних взаимосвязей, многогранной и многозначной представляется эволюция теоретических концепций, объясняющих существование фирмы, ее роль в экономической системе и многообразие форм ее внутренней организации.
Таким образом, величина трансакционных издержек путем роста неэффективности внешних контрактов ограничивает сферу деятельности рынка. Это, в свою очередь, определяет существование относительно крупных фирм, перед которыми проблема внешнего соглашения и наличия оппортунистического поведения во многих случаях снимается развитием внутренних контрактов, для которых ТАИ, как правило, невелики, поскольку внутри фирмы решения принимаются волевым порядком, а отступления в ходе их выполнения наказываются наиболее жесткими способами.
Теперь возникает вопрос: почему же существует рынок, если фирма хорошо справляется с производством? Зачем вообще нужны внешние контракты? При росте фирмы растет численность занятых и расчлененность производственного процесса (характерный пример - конвейер с обособленными операциями), так что совокупный результат деятельности фирмы оказывается делом не одного или нескольких работников, как в эпоху мелких доиндустриальных экономик, а многих подразделений и множества работников. В результате теряется непосредственная связь между трудом и его результатом, характерная для мелкого производства. И сразу же возникает проблема "безбилетника": сокращение интенсивности труда одного из работников никак не сказывается прямым образом на совокупном продукте фирмы и может остаться незамеченным, а следовательно, искушает работников трудиться не в полную силу. Самоконтроль интенсивности труда перестает служить способом повышения эффективности производства, на его место вынужденно встает контролирующая инстанция в виде мастеров или специальных людей. Появляются (и растут) издержки контроля (ИК) за степенью интенсивности труда (деятельности) каждого производственного звена. Чем крупнее становится фирма, тем выше оказываются эти издержки контроля. Их величина после определенного предела становится запретительной для дальнейшего расширения размера фирмы. Тогда функцию производства берет на себя рынок. Внутренние контракты (с издержками контроля) заменяются внешними (с трансакционными издержками).
Таким образом, выясняется, что фирма как обособленный субъект экономической деятельности существует между двумя видами издержек - трансакционными издержками, которые определяют нижнюю границу фирмы, ее минимальный размер, и издержками контроля, которые задают верхнюю границу фирмы, ее максимальный размер (см. рис. 1).
Рис. 1. Издержки фирмы
Другой
проблемой является то, что интеграция
экономических агентов в фирму
сама по себе еще не обеспечивает улучшения
информационных потоков внутри фирмы
и не повышает стремление индивидов
к кооперации. Каждая фирма имеет
набор активов, необходимых для
ведения бизнеса. "Кто должен владеть
этими активами?" - основной вопрос
изучения эффективности фирмы с
точки зрения прав собственности. Реальное
владение обязывает собственника располагать
достаточной информацией о
Контрактный подход к фирме позволяет выделить две принципиальные организационные формы фирмы: U-форму и М-форму.
U-форма (от английского unitary) отличается небольшими издержками контроля и большими трансакционными издержками. Это простая линейная фирма, для которой характерно последовательное подчинение стадий выпуска одному регулирующему центру:
Рис. 2. U-форма организации
Функции контроля расположены "по линейке", что дает экономию издержек контроля: в каждый момент одно подразделение контролирует и контролируется только одним подразделением.
Рис. 3. U-форма организации
Однако
поскольку с потребителем имеет
дело только последнее подразделение
(как правило, отдел сбыта), а остальные
отделы непосредственно не касаются
рынка, такая форма может существовать
только для однородного небольшого
производства. При росте числа
товарных наименований или объема выпуска
отсутствие связи с рынком затрудняет
реакцию производства на изменение
потребностей, что делает данную форму
менее гибкой и, следовательно, менее
конкурентоспособной в
Рис. 4. M-форма организации
Здесь с потреблением и рынком для всех продуктов имеет дело центральное руководство, а не отдельные продуктовые или производственные подразделения, что дает возможность оперативно реагировать на изменение рыночных параметров спроса для любого выпускаемого продукта. Это способствует гибкости производства, что ведет к организации многопродуктового процесса в крупных масштабах.
Рис. 5. M-форма организации
Трансакционные издержки понижаются, поскольку многие промежуточные товары могут производиться на самой фирме. Однако усложнение системы управления продуктовыми подразделениями ведет к увеличению издержек контроля. Поэтому для данной формы характерны относительно небольшие трансакционные издержки и высокие издержки контроля. Две рассмотренные формы, U- и М-формы, являются базисными видами, на основе которых развились и другие формы внутренней структуры фирмы, которые далее будут проанализированы подробнее.
2.3 Стратегическая концепция фирмы
До сих пор фирма рассматривалась в качестве объекта действия внешней среды, как пассивная структура экономики. За фирмой признавалась только возможность реагирования на те или иные действия окружающей экономической среды, в виде технологии или контрактных отношений, господствующих в отрасли. Однако фирма не только подчиняется доминирующим экономическим отношениям, но и сама формирует их. Точка зрения на фирму как на активного субъекта рыночных структур носит название стратегического подхода. Фирма в качестве активного агента экономических взаимоотношений не только и не столько подчиняется сложившейся структуре окружающей внешней среды, сколько активно своими собственными действиями формирует ее. Цель жизнедеятельности фирмы реализуется в ее стратегии. Стратегия, в данном случае, понимается в широком смысле, то есть как сознательное, целенаправленное поведение фирмы в краткосрочном или долгосрочном периодах.
Выбирая
линию стратегического
В данном случае параметры поведения фирмы - цена, качество и количество выпускаемого товара, закупки ресурсов, найм персонала, выпуск ценных бумаг, финансовые отношения с поставщиками и заказчиками - выступают как факторы стратегического поведения фирмы, через которые фирма реализует свои цели. Изменения этих параметров происходят не столько под воздействием экономической среды (например, других фирм, потребителей, государства), сколько представляет собой результат деятельности фирмы, ее выбора с определенной целью, как правило, для обеспечения доминирующего положения на рынке. При этом возможны и часты расхождения между тем, чего требует объективная ситуация рынка, и тем, что хочет реализовать данная фирма. Подробнее о том, каким образом это происходит и что означает активная стратегия фирмы для отдельных рынков и экономики в целом, мы поговорим в последующих разделах.
Нет простого
метода определения целей фирмы
(или её исполнителей). Однако, одно
ясно. Очень часто последний, кого
спрашивают о некоторой индивидуальной
мотивации, оказывается сам человек
(как показали психоаналитики). В
действительности, это простой способ,
когда интервьюируются
Например, предположим, что издержки на рекламу составляют миллион долларов минимизируют общие расходы, издержки в 1,2 млн долларов максимизируют совокупную прибыль, тогда как издержки в 1, 8 млн долларов максимизируют объём продаж фирмы. Мы не можем иметь три решения одновременно. Фирма должна одну цель из трех или найти некоторый компромисс среди них.
Конечно, предприниматель не последний, кто страдает от желания заниматься множеством несовместимых целей. Слишком трудно пытаться охватить одновременно все звучащие привлекательными цели, каждая может приниматься в рассмотрение и трудно отказаться от любой из них. Даже многие ученые сталкиваются с этой трудностью. Точно на этих основаниях один великий экономист высказался, что много обсуждаемая цель из великого множества хороших целей содержит слишком много «великого».
Очень
часто в экономическом анализе
предполагается, что фирма пытается
максимизировать свою прибыль. Однако
из этого не следует, что все бизнесмены
преследуют подобные цели. Например, небольшая
фирма, руководимая своим владельцем,
может пытаться максимизировать
свободное время владельца, чтобы предотвратить
ситуацию, когда его заработок превысит
некоторый минимальный уровень, и, в действительности,
были случаи перегруженных работой предпринимателей,
которые по медицинским советам, уменьшали
прибыльные возможности бизнеса.
Также предполагается, на основе некоторого исследования, что фирмы часто пытаются максимизировать объём продаж (совокупный годовой доход) для предупреждения того, что прибыль упадет ниже некоторого минимального уровня, который является границей приемлемости. Таким образом, пока прибыль находится на удовлетворительном уровне, управление может передать часть энергии и ресурсов на увеличение продаж. Подобная цель, возможно, может быть объяснена тем, что бизнесмены хотят сохранить конкурентную позицию, которая отчасти зависит от размера предприятия или может быть предметом интересов управления (в зависимости от акционеров) до тех пор, пока заработки управления могут быть отнесены более закрыто к величине операций фирмы, чем к её прибылям, или может быть просто предметом престижа.
В любом случае, хотя они могут помочь ему сформулировать свои собственные цели и иногда быть способны показать ему, что более амбициозные цели возможны и уместны, не является работой исследователя операций или экономиста сообщить бизнесмену, какие должны быть цели. Цели управления должны быть приняты, какими бы они ни были, и работа аналитика состоит в определении выводов, которые следуют из целей, определить, что бизнесмен должен делать для достижения своих целей, и , возможно, описать методы для следования им более эффективно.
Основная
точка соприкосновения, как в
экономическом анализе, так и
в исследовании операций проблем
бизнеса, состоит в том, что цели
фирмы не могут быть приняты в
большинстве. Важно определить природу
целей фирмы до того, как приступить
к формальному моделированию
и вычислениям. Очевидно ожидать, что
множество выводов анализа будут изменяться
при выборе функции цели. Однако, как будет
позже показано в этой главе, что выбор
целей может иногда к удивлению привести
к значительным различиям. Что верно, удобно
определить в большинстве случаев до того,
как погрузиться в исследование специфической
проблемы. Поэтому, если есть некоторые
проблемы, оптимальное решение для которых
одно и то же, не факт, что большинство
целей фирмы принимаются, законно избегать
до начала анализа трудной работы при
определении целей компании.
Информация о работе Классическая и неокласическая концепция фирмы