Качество и конкурентоспособность продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является изучение понятий ''качество'' и ''конкурентоспособность'' продукции, составление единого, общего представления об этих понятиях, их роли в экономике и жизни каждого человека.
При написании данной курсовой работы я поставила перед собой ряд задач:
рассмотреть понятие качества продукции, проанализировать систему показателей качества продукции;
рассмотреть понятия стандартизации и сертификации продукции;

Файлы: 1 файл

урсовая эо.docx

— 231.58 Кб (Скачать)

Ии = × ,


где Э, Эб – суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления соответственно оцениваемого товара и эталона за срок службы;

       З, Зб – полные затраты  на приобретение  и эксплуатацию или потребление соответственно оцениваемого товара и эталона.

Технические показатели конкурентоспособности характеризуют научно-технический уровень и потребительские свойства товара. Они подразделяются на классификационные и оценочные.

Классификационные показатели характеризуют принадлежность товара к определённой классификационной группе и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара. Оценочные показатели характеризуют качество товара. Они применяются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товаров, отнесённых к одному классу по классификационным показателям.

Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливают область применения продукции.

Показатели надёжности – безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также  долговечность изделия.

Показатели технологичности  характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции.

Показатели стандартизации и унификации – это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями.

Эргономические показатели  отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием.

Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.

Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортировки.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и является существенным фактором конкурентоспособности.

Экологические показатели – это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала.

Совокупность перечисленных показателей формируют конкурентоспособность продукции. Изделие должно быть надёжным, эстетическим, хорошо выполнять свои функции, удовлетворять потребности, для которых оно предназначено.

Рассматриваемый метод оценки конкурентоспособности имеет ряд недостатков. Во-первых, единичные показатели не дают однозначной оценки конкурентоспособности из-за своей разнонаправленности. Во-вторых, сведение единичных показателей в группу не даёт однозначной оценки группы свойств, поскольку в результате усреднения могут возникать ошибки. В-третьих, применение экспертных оценок делает оценку конкурентоспособности субъективной.

  1. Попытки избежать указанных недостатков привели к появлению ещё одного метода. Его использование имеет некоторые особенности, которые сводятся к следующему. Во-первых, наиболее  существенные показатели предлагается использовать как единичные. Во-вторых, второстепенные показатели должны быть сведены в группы, для каждой из которых необходимо определить групповой показатель. В-третьих, на основе полученной совокупности групповых и единичных показателей  определяется уровень конкурентоспособности, аналогичный вышерассмотренному методу. [13, c.439]

 

 

2.3. Значение и  задачи анализа качества и  конкурентоспособности продукции  в современных условиях хозяйствования

 

 

Согласно Закону о предприятиях в Республике Беларусь, предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально – технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников.

В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Стражев В.И. выделяет следующие задачи анализа качества:

  1. оценивается технический уровень продукции;
  2. выявляются отклонения этого уровня в разрезе отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;
  3. анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;
  4. выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции;
  5. обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращение брака и потерь [6, с.209].

Основные задачи конкурентоспособности:

  1. изучение платежеспособного спроса на продукцию, рынков ее сбыта и основание плана производства и реализация продукции соответствующего объема и ассортимента;
  2. анализ факторов, формирующих эластичность спроса на продукцию, и оценка степени риска невостребованной продукции;
  3. оценка конкурентоспособности продукции и изыскание резервов повышения ее уровня;
  4. разработка стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта продукции;
  5. оценка эффективности производства и сбыта продукции.  
    [6, c.212]

 

3. Расчётная и  аналитическая часть

 

    1. Трудовые ресурсы организации

 

 

Основными показателями эффективности использования трудовых ресурсов являются следующие показатели:

  1. Среднегодовая выработка в стоимостном выражении, которая рассчитывается  по формуле:


 млн.руб./чел.


где ВП – объём выпущенной продукции в стоимостном выражении, млн. руб.;

    Чппп – численность промышленно – производственного персонала, чел.

  1. Среднедневная выработка, которая определяется по формуле:


 млн.руб./чел.-дн.

где - число рабочих дней, дни.

  1. Среднечасовая выработка, рассчитываемая по формуле:

 

млн.руб./чел.-час.

где ВП – объём выпущенной продукции в стоимостном выражении, тыс. руб.;

    – продолжительность рабочей смены, часы.

Таблица 2 – Показатели использования производительности труда

 

Показатели

Значение

Среднегодовая выработка,

7,5

Среднедневная выработка,

0,0301

Среднечасовая выработка,

0,0038


 

 

3.2. Основные фонды предприятия.

 

 

При начислении амортизации, расчете показателей эффективности использования основных фондов, расчете показателей движения основных фондов используется среднегодовая стоимость основных фондов.

Таблица 3 - Среднегодовая стоимость основных фондов  в миллионах рублей

 

Стоимость основных фондов на начало периода

Стоимость вводимых основных фондов

Стоимость выбывших основных фондов

Стоимость основных фондов на конец периода

Среднегодовая стоимость основных фондов

245

55

25

275

278,7501


 

  1. Среднегодовую стоимость основных фондов рассчитать по формуле:


.

где - стоимость основных фондов на начало года, млн. руб.;

     - стоимость вводимых основных фондов, млн. руб.;

      - стоимость выбывших основных фондов, млн. руб.;

     - число полных месяцев до конца года с момента ввода основных фондов;

     - число полных месяцев до конца года, когда основные фонды не работают.

Основными показателями эффективности использования основных фондов являются следующие показатели:

1. Фондоотдача


 руб./ руб.

где ВП - объём выпущенной продукции, млн. руб.

2. Фондоёмкость 


 руб./ руб.

3. Фондовооруженность


 

где Ч - численность работников, чел.

К показателям движения основных фондов относят:

1. Коэффициент ввода


 

где - стоимость основных фондов на конец года.

2. Коэффициент выбытия


 

где  - стоимость основных фондов на начало года.

3. Коэффициент износа


И = ,

 

 

И =  = 30,9413 млн.руб.

%

где И- износ основных фондов.

4.  Коэффициент прироста

,


 = 0,1091

Таблица 4 - Показатели использования основных фондов

 

Показатели

Значение

Фондоотдача

2,6906

Фондоёмкость

0,3717

Фондовооружённость

2,7875

Коэффициент ввода

0,2

Коэффициент выбытия

0,1020

Коэффициент износа

0,1110

Коэффициент прироста

0,1091


             

                                                                                                    (28)

 = 30,9413 млн.руб.

Таблица 5 - Ежегодные амортизационные отчисления линейным  методом

 

Амортизационная стоимость основных фондов, млн.руб.

Норма амортизации, %.

Сумма амортизационных отчислений, млн. руб.

278.7501

11,1

30,9413


 

 

3.3. Оборотные средства предприятия.

 

 

Основными показателями эффективности использования оборотных средств являются следующие показатели:

        1. Коэффициент оборачиваемости рассчитать по формуле:


 об.

 

где ВП - выпуск продукции, млн. руб.;

        Со - средний остаток оборотных средств, руб.

        1. Длительность одного оборота рассчитать по формуле:


.

 

где Д - продолжительность планового расчетного периода.

        1. Материалоемкость продукции рассчитывается по формуле:


 

 

где МЗ – материальные затраты, руб.;

      ВП – объём выпущенной продукции в стоимостном выражении, млн. руб.

Таблица 6 – Показатели использования оборотных средств

 

Показатели

Значение

Коэффициент оборачиваемости, об.

7,3529 5

Длительность одного оборота, дни

48,9603

Материалоёмкость, руб./руб.

0,36


 

 

          1. . Себестоимость продукции.

 

 

Таблица 7 – Себестоимость продукции в миллионах рублей

 

Наименование экономических элементов

Показатель

Материальные затраты, млн.руб.

270

Расходы на оплату труда, млн.руб.

219,52

Отчисления в ФСЗН, млн. руб.

74,6368

Отчисления в БГС, млн.руб.

1,3171

Амортизация основных фондов и нематериальных активов, млн. руб.

30,9413

Прочее затраты, млн. руб

102

Итого

698,4152

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции