Качество и конкурентоспособность продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является изучение понятий ''качество'' и ''конкурентоспособность'' продукции, составление единого, общего представления об этих понятиях, их роли в экономике и жизни каждого человека.
При написании данной курсовой работы я поставила перед собой ряд задач:
рассмотреть понятие качества продукции, проанализировать систему показателей качества продукции;
рассмотреть понятия стандартизации и сертификации продукции;

Файлы: 1 файл

урсовая эо.docx

— 231.58 Кб (Скачать)
  1. соответствие международным, национальным, региональным стандартам и законодательным нормам, действующим на конкретном рынке;
  2. патентная чистота изделий, выражающая степень воплощения в изделии технических решений, не подпадающих под действие патентов, выданных в стране, на рынке которой предполагается реализация данного изделия;
  3. гарантии качества продукции поставщиком, выражающиеся в соответствии поставляемых изделий требованиям нормативно-технической документации или документа на поставку.

Таким образом, конкурентоспособность продукции является важнейшим показателем эффективности деятельности предприятий. От неё зависит позиция предприятия на рынке, его финансовое положение. Поэтому обеспечение конкурентоспособности продукции должно занимать первостепенное значение в стратегии и тактике  развития предприятия. Этому способствует наличие чёткой методики оценки и планирования конкурентоспособности. [7, c. 235]

 

2. Методы определения качества и конкурентоспособности продукции

 

2.1. Методы оценки  уровня качества выпускаемой  продукции

 

 

Для управления качеством продукции и его повышением необходимо оценить уровень качества. Уровень качества продукции- относительная характеристика, основанная на сравнении значений  показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. Таким образом, оценка уровня качества продукции представляет собой совокупность таких операций: выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и затем сопоставление их с базовыми значениями. Различают наивысший, оптимальный и удовлетворительный уровни качества.

Под наивысшим уровнем подразумевается предельный уровень качества, который можно реально получить, исходя из последних достижений науки и техники, не взирая на затраты.

Оптимальным уровнем качества продукции (согласно ГОСТ 15467-79) называется уровень, при котором либо достигается наибольший эффект от эксплуатации при заданных затратах на создание и эксплуатацию продукции, либо заданный эффект при наименьших затратах, или наибольшее отношение эффекта к затратам.[13, c. 431]

Для определения уровня качества могут использоваться следующие методы:

Дифференциальный метод основывается на использовании единичных показателей качества продукции. При этом для каждого из показателей рассчитываются относительные показатели качества:


Кi =

 

Или


Кi = ,

где Pi - значение i-го показателя качества оцениваемой продукции;

      Piб - значение i-го показателя качества базового образца.

Формула (4) используется, когда увеличение абсолютного значения показателя качества соответствует улучшению качества продукции.

Формула (5) используется тогда, когда улучшению качества продукции соответствует уменьшение абсолютного значения показателя качества.

  1. комплексный метод основывается на использовании комплексных показателей. При этом методе уровень качества определяется отношением обобщенного показателя качества оцениваемой продукции Qоц к обобщенному показателю качества базового образца Qбаз:

К = .


  1. смешанный метод – на одновременном использовании единичных и комплексных показателей. При этом методе единичные показатели качества объединяются в группы и для каждой группы определяют комплексный показатель. При этом отдельные, наиболее важные показатели не объединяют в группы, а используют как единичные. С помощью полученной совокупности комплексных и единичных показателей оценивают уровень качества продукции дифференциальным методом.
  2. измерительный метод - предусматривает использование специальных инструментов, приборов.
  3. регистрационный метод основывается на использовании информации, получаемой путем подсчета числа определенных событий, предметов или затрат.
  4. вычислительный метод – базируется на применении специальных математических моделей для вычисления показателя качества.
  5. социологический – осуществляется на основе сбора и анализа мнений о продукции её фактических или потенциальных потребителей.
  6. органолептический – предусматривает анализ восприятия человеческих органов чувств. Точность и достоверность получаемых значений субъективна и зависит от квалификации, навыков и способности лиц, их определяющих.
  7. экспертный – реализуется группой специалистов. С помощью экспертного метода определяются значения таких показателей качества, которые не могут быть определены более объективными методами.

Оценка уровня и качества продукции является основой для выработки необходимых управляющих воздействий в системе управления качеством продукции.

Целью оценки обусловливается: какие показатели качества следует выбирать для рассмотрения, какими методами и с какой точностью определять их значения, какие средства для этого потребуются, как обработать и в какой форме представить результаты оценки. [2, c. 245]

  Оценка технического  уровня заключается в установлении  соответствия продукции мировому, региональному, национальному уровням  или уровня отрасли. Соответствие  оцениваемой продукции мировому  уровню (или другим) устанавливается  на основании сопоставления значения  показателей технического совершенства  продукции и базовых образцов.

Базовый образец – это образец продукции, представляющий передовые научно- технические достижения и выделяемый из группы аналогов оцениваемой продукции. [11, c.117]

Результат оценки используют при разработке новой продукции: обоснований, требований, закладываемых в техническое задание и нормативную документацию принятие решения о постановке продукции на производство; обоснование целесообразности замены или снятия продукции с производства; формирование предложений по экспорту и импорту.

 

2.2 Методы оценки конкурентоспособности продукции

 

Более полно сущность конкурентоспособности раскрывается через систему показателей, которые характеризуют уровень конкурентоспособности продукции.

Наиболее часто при оценке конкурентоспособности применяются следующие методы.

  1. Критерием для определения конкурентоспособности товара является его цена потребителя, которая определяется по формуле:

Цп = Цпр+ Ип,


где Цп – цена потребления;

      Цпр – цена приобретения;

      Ип – издержки потребителя этой продукции за весь нормативный срок её службы.

Для покупателей все расходы делятся на две основные категории: постоянные затраты, которые осуществляются единовременно; переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользования изделием.

Величину переменных затрат (Ипер) можно определить по формуле:


Ипер = (ЗП + Ирем + Им + А + Ипр) × Тн ,

где ЗП – годовой фонд заработной платы обслуживающего персонала с отчислениями на социальные нужды;

       Ирем – годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание;

       Им – годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные и другие материалы, связанные с эксплуатацией техники;

       А – годовая величина амортизации;

       Ипр – прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники;

       Тн – нормативный срок службы.

По мере старения изделия сумма переменных затрат возрастает, и соответственно увеличивается их доля в цене потребления.

На этой основе  формируется удельная цена потребления, которая в определённый момент достигает своего минимума, то есть становится оптимальной. Период, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при  нормальной интенсивности эксплуатации, называется  экономическим ресурсом изделия.

Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая техника одинакова по производительности и сроку службы.

  1. При определении конкурентоспособности товара учитываются два критерия: себестоимость производства и реализации товара, а также уровень его качества.

Более  конкурентоспособным является тот товар, у которого издержки на производство и реализацию являются минимальными, а уровень качества более высоким по сравнению с товаром-конкурентом.

При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов более конкурентоспособным является тот, у кого ниже себестоимость.

  1. Сопоставление  товаров-конкурентов с учётом их технического уровня и продажной цены.

Согласно этому методу, на первом этапе определяются количественные показатели уровня качества сравниваемого и базового образца по формуле:

Согласно этому методу, на первом этапе определяются количественные показатели уровня качества сравниваемого и базового образца по формуле:


КП = КПэ × КПт × КПн ,

где КП – комплексный показатель уровня качества товара;

      КПэ – комплексный показатель эстетико-эргономического уровня;

      КПт – комплексный показатель технического уровня;

      КПн – комплексный показатель надёжности.

На втором этапе определяются показатели конкурентоспособности сравниваемого образца и товара, принятого за базу сравнения:

Пкi =


Или

Пк.б = ,


где Пкi – показатель конкурентоспособности сравниваемого образца и товара эталона;

      КПi, КПб–комплексный показатель уровня качества сравниваемого образца и товара-эталона;

      Цi, Цб – предполагаемая или фактическая цена реализации рассматриваемого образца и товара-эталона.

Если Пкi > Пк.б, то сравниваемый товар является более конкурентоспособным; если Пкi < Пк.б – менее конкурентоспособным; если Пкi = Пк.б – конкурентоспособность одинакова.

Наиболее наглядное представление даёт относительный показатель конкурентоспособности (ОПК):

ОПК = .


 

Если ОПК ≥ 1, то показатель конкурентоспособности рассматриваемо образца превышает или равен показателю конкурентоспособности базового.

Недостаток данного метода заключается в том, что он учитывает только продажную цену сравниваемых товаров, а не их цену потребления, то есть этот метод не учитывает насколько хороши эти товары в эксплуатации.

  1. Уровень конкурентоспособности определяется на основе сопоставления как технических, так и экономических параметров. При этом рассчитываются единичные, групповые и интегральные показатели.

Единичный показатель характеризует конкурентоспособность оцениваемой продукции при сравнении её с эталоном по одному конкретному показателю.

Единичный показатель рассчитывается как процентное отношение величины параметра оцениваемого изделия  к величине аналогичного параметра эталона:

Иеi =


Или


Ие = ,

где Иеi – единичный параметрический индекс, определённый по i-му размеру (i=1,2,...n);

      Пi, Пiб – значение i-го размера соответственно оцениваемого изделия и базового образца.

При проведении расчётов конкурентоспособности и формулы (13) и (14) выбирают ту, при которой увеличение относительного значения показателя соответствует  повышение конкурентоспособности.

Групповой показатель характеризует группу однородных свойств изделия. Он определяется по совокупности единичных показателей как сводный параметрический индекс методом средней взвешенной величины:


Исq = ∑ аi × Иеi,

где Исq – сводный параметрический индекс, рассчитанный по q-й группе параметров;

       аi – вес i-го параметра; q- номер группы параметров.

При расчёте сводного параметрического индекса значительную проблему представляет выбор весовых коэффициентов, поскольку разные потребители оценивают различные параметры товара неоднозначно. 
[12, c. 123]

Окончательную оценку конкурентоспособности даёт интегральный индекс (Ии). Он определяется как отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления товара к суммарным затратам на приобретение и использование:

Информация о работе Качество и конкурентоспособность продукции