Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 00:04, доклад
Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль и расходы на производство, и реализацию продукции. Систематическое получение прибыли и снижение расходов является необходимой целью предпринимательской деятельности любого предприятия.
В распоряжении организации имеются основные средства, которые не используются уже в течении значительного периода времени. Предлагается рассмотреть возможность продажи этих основных средств или сдачи их в аренду.
На балансе предприятия имеется маслорегенерационная колонка для переработки и очистки отработанного масла. Из-за изменений в технологии производственного процесса, на данном этапе это оборудование не используется и не планируется к использованию. Рыночная стоимость маслорегенерационной колонки составляет 185 200 тыс.руб. Остаточная стоимость данной машины составляет 65 938 тыс.руб. Во избежание простоя, физического и морального устаревания данного оборудования, возможен вариант продажи колонки по рыночной цене, которая приведет к повышению доходов от прочих видов деятельности, а соответственно, и прибыль. Таким образом, экономический эффект от данной операции составит 119 262 тыс.руб.
Кроме того, после ознакомления с процессом производства фасованного масла, было выявлено, что данное производство не является безотходным, имеется факт наличия отработанного масла, которое предприятие не использует. Таким образом, представляется возможным предложить выгодный, вариант использования этого масла и получения дополнительной прибыли. Кроме того, за утилизацию этих промышленных отходов предприятие вынуждено платить немалые средства.
Так, отработанное масло составляет порядка 3% от выпущенной продукции. В 2011 году было выпущено 299,71 куб.м. готовой продукции. Отработанное масло составило 8,99 куб. м. Утилизация данного вида масла запрещена, а затраты на вывоз данных отходов специализированным предприятиям составляет порядка 425 тыс.руб. Таким образом, в год только на вывоз и утилизацию, при уровне выпуска 2011 года, расходуется 3 820,75 тыс.руб., что очень значительно для экономики предприятия.
Кроме того, отработанное масло можно использовать как вторичное сырье, снизив при этом затраты на основное сырье. Для использования отработанного масла во вторичной переработке, его необходимо фильтровать и очищать. Для данных процессов можно использовать ранее упомянутую топливоочистительную колонку. Таким образом, не потребуется затрат на приобретение нового оборудования и дополнительную рабочую силу, так как данный процесс возможно осуществлять силами бригады основного производства. Единственными дополнительными расходами будут затраты на электропитание колонки, которые составят незначительную долю от экономического эффекта. Мощность колонки по данным технического паспорта равна 6 кВт/ч. Стоимость 1 кВт/ч электроэнергии на текущий момент с НДС составляет 1,27 тыс.руб, без НДС- 1,02 тыс.руб. Производительность колонки составляет 0,12 куб.м. в час. Для переработки количества масла равного примерному годовому объему (8,99 куб.м.) потребуется около 74 часа работы колонки в год. Считаем годовые затраты на электроэнергию:
74 часов* 6 кВт/ч* 1,02 тыс.руб = 425,88 тыс.руб.
Стоимость масла на текущий момент составляет 26,89 тыс.руб. за один киллограмм сырья. При очистке и переработки получаем вторичное масло, которое имеет хорошее качество и отвечает требованиям технологии производства. Ранее мы рассчитали, что при объеме выпуска 2011 года, мы имеем 8,99 куб. метра отработанного масла. При переработке объем вторичного масла не изменяется. Один кубический метр отработки равен примерно 910 кг вторичного масла. Таким образом, несложно рассчитать экономию этого варианта:
8,99 куб. м * 910 кг * 26,89 тыс.руб./кг = 219 984,40 тыс.руб.
Вычитаем из этой суммы затраты на электроэнергию, получаем:
219 984,40 – 425,88 = 219 558,52 тыс.руб. - сумма прибыли по данному варианту.
Сравнивая первый варианта использования оборудования очевидно, что второй вариант более прибыльный, не только с точки зрения доходности, но и с точки зрения перспективы - второй вариант рассчитан на долгосрочную перспективу. Кроме того, он делает производство менее затратным и безотходным.
При анализе производственных и торговых площадей автозаправочных станций, которые имеются в распоряжении предприятия, выяснилось, что немалая часть торговых помещений используется не в полной мере. Предлагается рассмотреть вариант сдачи в аренду данных площадей организациям общепита с целью привлечения дополнительных клиентов.
Рыночная стоимость арендной платы за один квадратный метр торговой площади, имеющейся в распоряжении предприятия, составляет порядка 504 тыс.руб. в месяц за квадратный метр. У предприятия пустует порядка 150 квадратных метров производственных площадей. Арендная плата в год составит порядка 907 200 тыс.руб.
Кроме всего перечисленного, для повышения финансовых результатов, предприятию необходимо постоянно искать пути снижения себестоимости товаров, работ, услуг при неизменно высоком качестве, применять на практике последние достижений теории и практики ведения бизнеса. Необходимо работать и над оптимизацией управленческих и коммерческих расходов, расширять линейку реализуемых товаров и услуг, постоянно работать над повышением предоставляемых услуг, активно заниматься изучением потребительского спроса.
Использование вышеперечисленных
мероприятий предприятием, позволит
рационально организовать работу предприятия
и как следствие это
Заключение
Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль и расходы на производство, и реализацию продукции.
Систематическое получение прибыли и снижение расходов является необходимой целью предпринимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирующей проблемой для предприятия является максимизация прибыли и минимизация расходов, что означает разработку стратегии на систематическое увеличение прибыли и минимизацию издержек. Данная задача многоплановая, поэтому она требует системного подхода.
Прибыль — разница между доходами (выручки от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг.
Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования - отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия.
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации.
Достижение высоких результатов работы предприятия предполагает управление процессом формирования, распределения и использования как прибыли и расходов. Управление включает анализ, планирование и постоянный поиск возможностей увеличения прибыли и снижения расходов.
Анализ прибыли и затрат на производство и реализацию продукции позволяет выявить тенденции изменения данных показателей, формирования, распределения и использования, выполнения плана по их уровню, определить влияние факторов на их прирост и на этой основе позволяет дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы увеличения прибыли, снижения затрат на производство и реализацию продукции.
Анализ себестоимости проводят по следующим направлениям: анализ динамики и структуры обобщающих показателей себестоимости и факторов её изменения; анализ затрат на 1 руб. товарной продукции; анализ себестоимости важнейших изделий; анализ прямых материальных и трудовых затрат; анализ косвенных затрат.
При анализе расходов применяются следующие методы: факторный и корреляционный анализ, способ цепных подстановок, интегральный метод.
В процессе анализа формирования, распределения и использования прибыли организации анализируют: порядок формирования прибыли от реализации товаров в розничной торговле за счет валового дохода; формирование прибыли отчетного периода за счет ее составляющих; показатели рентабельности; налогооблагаемая прибыль; налоги, взимаемые в бюджет из прибыли; чистая прибыль; прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; эффективность использования и формирования фондов предприятия.
При анализе прибыли применяются следующие методы: прием абсолютных разниц, прямой счет, факторный анализ, способ долевого участия.
Изучив, организационно-экономическую
характеристику деятельности РУП «Белоруснефть–
Основной деятельностью РУП «Белоруснефть – Гомельоблнефтепродукт» является обеспечение потребителей народного хозяйства и населения республики нефтепродуктами, продовольственными и непродовольственными товарами и сервисными услугами, удовлетворение социальных и экономических интересов трудового коллектива и собственника имущества предприятия, за счет полученной в ходе ведения хозяйственной деятельности прибыли.
РУП «Белоруснефть – Гомельоблнефтепродукт» не является производителем продукции, а является всего лишь звеном в прямой цепочке распределения продукции между производителем и клиентом. Предприятие осуществляет два вида посреднических услуг на рынке нефтепродуктов - осуществляя оптовую реализацию нефтепродуктов на складах хранения (нефтебазах), выступая посредником между производителем НПЗ и потребителем является оптовым торговцем; осуществляя реализацию нефтепродуктов потребителям (населению) на собственных АЗС, расположенных во всех районах Гомельской области и крупных центрах, является розничным торговцем.
Общее руководство производственно-
В 2011г. по сравнению с 2010г. численность персонала предприятия увеличилась на 72 чел. В 2011г. число работников с высшим образованием составило 299 чел, со средним образованием составило 385 чел. В 2011г. коэффициент по увольнению работников составил 0,11, следовательно, в этот период кадровая политика предприятия была приемлемой, так как набор работников значительно превышает их увольнение.
По итогам 2011г. предприятием получена выручка от реализации продукции, работ, услуг в объеме на 5% ниже показателя предыдущего года. Ухудшение результата производственно-сбытовой деятельности предприятия в рассматриваемом периоде было обусловлено резким снижением спроса со стороны основных потребителей, финансовое положение которых в 2011г. ухудшилось в связи с влиянием последствий кризисных явлений в экономике Республики Беларусь.
Также снизилась прибыль от реализации продукции предприятия в 2011г. по отношению к 2010г. и составила 69,20%. В результате произошло снижение показателей затратоотдачи на 45%. Снизилась прибыль отчетного периода на 12%, среднегодовая выработка на 1 работника предприятия на 9% в сравнении с 2010г. В то же время показатели по росту среднемесячной заработной платы в промышленности обусловили значительный рост среднегодовой заработной платы по предприятию в 2011г. по сравнению с 2010г. на 13,36 %. В результате сложилась негативная тенденция опережения темпов роста заработной платы (113,36%) над темпами роста среднегодовой выработки на 1 работника (90,96%), что характеризует крайне неэффективное использование трудовых ресурсов на предприятии.
Стоимость основных производственных фондов предприятия увеличилась за отчетный период на 26,11 % в сравнении с 2010г. и на 95,58% в 2009г. Можно сказать, что вся сумма начисленной амортизации пошла на приобретение новых фондов. В связи со снижением объема производства фондоотдача уменьшилась в 2011г на 24,5% в сравнении с 2010г. и на35,5% в 2009г. Стоимость оборотных средств выросла в 2011г. на 2,36 % в сравнении с 2010г. и на 95,58% в 2009г. Это произошло из-за роста запасов товаров, и дебиторской задолженности.
в 2011г. коэффициент абсолютной ликвидности составил 0,31 пункта, эта величина выше нормативной на 0,11 пункта, коэффициент промежуточной ликвидности составил 0,43 пункта, что свидетельствует о достаточной степени ликвидности для погашения краткосрочных обязательств за счет финансовых вложений и денежных средств. Величина коэффициента текущей ликвидности предприятия за 2011г. составила 1,24 пункта, это выше нормативной на 0,24 пункта, что свидетельствует о достаточной степени ликвидности предприятия и возможности в перспективе полностью рассчитаться по своим долговым обязательствам краткосрочного характера.
При анализе затрат на производство и реализацию продукции было выявлено, что затраты на производство в 2011г. возросли по сравнению с 2010г. и 2009г. Такой рост затрат был вызван увеличением затрат связанным с вновь строящимися АЗС, расширением приобретаемого ассортимента товара и увеличением числа работников предприятия. Наибольшая доля затрат в 2011г. в общих затратах приходится на оплату труда 27,78% и материальные затраты 25,86%, следовательно данное производство является материалоемким. При этом данные показатели меньше в сравнении с прошлыми годами, в 2010г. они составили 26,40% и 27,95% соответственно, в 2009г. 28,96% и 26,62% соответственно.
Элемент «Амортизация основных средств нематериалоемких активов» занимает небольшое место в структуре затрат. В 2009 г. 18,39%, в 2010г. 17,71% и в 2011г. 21,57%. Увеличение за один год составило 3,86%. Амортизационные отчисления имеют тенденцию к увеличению, что говорит о постепенном изнашивании оборудования и снижения фондоотдачи.
Данные о постоянных и переменных затратах показывают, что в структуре затрат в 2011 г. переменные затраты занимали 53,64%, в 2010 г. 54,34%, а в 2009г. 55,58% изменение за год составило 0,7%. Увеличение переменных затрат в структуре говорит об использовании более дорогих товаров в выполнении работ, оказании услуг. Доля переменных затрат почти в 1,2 раза выше, чем постоянных в общих затратах: в 2009 г. постоянные затраты составляли 44,42%, в 2010 г. 45,66%, а в 2011 г. 46,36%.
В итоге под влиянием роста всех элементов затрат, увеличились и общие затраты за три года в среднем на 15 760 млн р. Это связано с увеличением объема закупаемых товаров и ростом числа торговых объектов.. Этот фактор был причиной повышения по всем элементам затрат и, прежде всего, материальным затратам и заработной плате.