Экономическая сущность расходов и прибыли (на примере РУП «Белоруснефть – Гомельоблнефтепродукт»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 00:04, доклад

Краткое описание

Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль и расходы на производство, и реализацию продукции. Систематическое получение прибыли и снижение расходов является необходимой целью предпринимательской деятельности любого предприятия.

Файлы: 1 файл

1.1 Эк. сущность расходов и прибыл - копия.doc

— 877.00 Кб (Скачать)

Зарплата на выпуск отдельных изделий  зависит от тех же факторов. Фактор структуры производства продукции не оказывает влияния на данный показатель:

                                          

.                                            (1.31) 

Анализ косвенных затрат.

Косвенные затраты в себестоимости  продукции представлены следующими комплексными статьями: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные  расходы, коммерческие расходы. Анализ этих расходов производится путём сравнения фактической их величины на 1 руб. товарной продукции в динамике за 5-10 лет, а так же с плановым уровнем отчётного периода.

Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования (РСЭО) включают амортизацию машин и оборудования, затраты на их содержание, затраты по эксплуатации, расходы по внутризаводскому перемещению грузов, износ МБП и др. Степень их зависимости от объёма производства продукции устанавливается с помощью коэффициентов, величина которых определяется опытным путём, или с помощью корреляционного анализа по большой совокупности данных от объёма выпуска продукции и суммы этих затрат.

Для пересчёта плановых затрат на фактический выпуск продукции можно  использовать формулу:

                                    ;                                       (1.32)

где Зск – затраты скорректированные на фактический выпуск продукции; Зпл – плановая сумма затрат по статье;  - перевыполнение (недовыполнение) плана по выпуску товарной продукции %; Kз – коэффициент зависимости затрат от объёма производства продукции.

Анализ цеховых и общехозяйственных расходов занимают большой удельный вес в себестоимости продукции. Эти расходы так же разделяют на условно-постоянные и условно-переменные, а последние корректируют на процент выполнения плана по производству товарной продукции. Фактические данные сравнивают с плановой величиной накладных расходов.

Анализ общепроизводственных расходов в себестоимости единицы  изделия производится с учётом результатов, полученных при анализе их в целом  по предприятию. Эти расходы распределяются между отдельными видами изготовленной продукции пропорционально прямым затратам за исключением покупных материалов или заработной платы основных производственных рабочих.

Сумма этих расходов, приходящихся на единицу продукции (УК), зависит от изменения:

а) общей суммы цеховых  и общезаводских расходов (Зц);

б) суммы прямых затрат, которые являются базой распределения  косвенных (УДi);

в) объёма производства продукции (VBП)

                                                                                                

.                                                      (1.33)

Для анализа цеховых  и общезаводских расходов по статьям  затрат используют данные аналитического бухгалтерского учёта. По каждой статье выявляют абсолютное и относительное отклонение от плана и их причины. (таблица 1.3) [11, с.204]

 

 

Таблица 1.3 - Факторы изменения общепроизводственных и общехозяйственных расходов

Статья расходов

Фактор изменения затрат

Формула расчёта

Заработная плата работников аппарата управления

Численность персонала (Ч),

Средняя заработная плата одного работника (ОТ)

Содержание основных фондов: 
–  амортизация 
–  расходы на освещение, отопление, водоснабжение и пр.

Первоначальная  стоимость основных фондов (ОС), норма амортизации (Na)

Норма потребления  ресурса (H) тариф на услугу (Ц1)

 

 

Затраты на текущий ремонт, испытания

Объём работ (V);

средняя стоимость единицы работы (Ц2)

Содержание легкового транспорта

Количество машин (К)

Средние затраты на содержание одной  машины (З)

Расходы по командировкам

Количество командировок (К1) средняя продолжительность (Д), средняя стоимость одного дня командировки (Ц3)

Оплата простоев

Количество человеко-дней простоя (К) уровень оплаты за один день простоя (ОТ1)

Налоги и сборы, относимые на себестоимость.

Налогооблагаемая  база (Б), процентная ставка налога (С)

Расходы на охрану труда

Объём намеченных мероприятий (V) средняя стоимость мероприятия (Ц4)


 

Коммерческие расходы включают затраты по отгрузке продукции покупателям, расходы на тару и упаковочные материалы, рекламу, изучение рынков сбыта.

Расходы по доставке товаров  зависят от расстояния перевозки, веса перевезённого груза, транспортных тарифов за перевозку грузов, вида транспортных средств.

Расходы по погрузке и  выгрузке могут изменяться в связи  с изменением веса отгруженной продукции  и расценок за погрузку и выгрузку одной тонны продукции.

Расходы на тару и упаковочные  материалы зависят от их количества и стоимости. Количество, в свою очередь, связано с объёмом отгруженной продукции и нормой расхода упаковочных материалов на единицу продукции.

В заключение анализа косвенных  затрат подсчитываются резервы возможного их сокращения и разрабатываются  конкретные рекомендации по их освоению.

Главной задачей предприятия  является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли  для удовлетворения социальных и  экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственников имущества предприятия.

Прибыль – это экономическая  категория, комплексно отражающая хозяйственную  деятельность предприятия. Она характеризует  экономический эффект, полученный в  результате деятельности предприятия. Прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия, а также основным источником формирования бюджетов разных уровней. Отсюда вытекает значимость анализа формирования, распределения и использования прибыли организации.

Для анализа прибыли организации  используется целый ряд таких источников информации, как нормативно-справочная, учетная, статистическая, а также дополнительная информация.

Нормативно-справочная информация представлена Законами Республики Беларусь “О бухгалтерском  учете и отчетности”, “О предприятиях”, “О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь”, “О налогах на доходы и прибыль”, “О налоге на недвижимость”, а также Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и другими нормативными актами.

Из учетной информации в процессе анализа используется Бухгалтерский  баланс (форма №1), Отчет о прибылях и убытках (форма №2), Отчет о  движении фондов и других средств (форма №3), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5), Отчет об издержках обращения (форма №2) и расшифровки прочих статей отчета о прибылях и убытках.

К статистической информации относится  Отчет о финансовых результатах (форма № 5-ф). В нем отражается сумма прибыли от реализации продукции, от прочей реализации, доходы и расходы по внереализационным операциям и прибыль организации за отчетный период. [18, с.42]

Анализ формирования прибыли организации  обычно начинают с изучения валового дохода. В частности анализируют его динамику, измеряют влияние факторов на сумму и уровень валового дохода.

Общая сумма валового дохода находится  в пропорциональной зависимости от изменения объема розничного товарооборота и уровня валового дохода. Их влияние измеряется приемом абсолютных разниц, расчет которого представлен на формулах 1.34 и 1.35.

                         

,                      (1.34)

где ВД(РТО) – изменение валового дохода за счет изменения товарооборота;

РТО – изменение розничного товарооборота; УВД0 – уровень валового дохода базисного периода.

                            

,                      (1.35)

где ВД(УВД) – изменение валового дохода за счет изменения его уровня; УВД– изменение валового дохода; РТО1 – розничный товарооборот отчетного периода.

Большое влияние на валовой доход  оказывает изменение розничных  цен на товары, рассчитать которое  можно с помощью формулы 1.36.

                             

,    (1.36)

где ВД(р) – изменение валового дохода за счет изменения розничных цен;

РТОс – розничный товарооборот в сопоставимых ценах.

Одновременно определяют и анализируют  валовой доход, оставшийся в распоряжении предприятия (ВДч). Он рассчитывается вычитанием из общей суммы валового дохода налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок  по формуле 1.37.

                                

,                                    (1.37)

где Н – налоги и другие обязательные платежи, взимаемые за счет валового дохода.

Сумма валового дохода, остающегося  в распоряжении предприятия, находится  в прямой зависимости от общей  суммы реализованных торговых надбавок и в обратнопропорцианальной  – от налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода. Их влияние определяется прямым счетом.

Особое внимание уделяется выявлению резервов роста  валового дохода за счет увеличения объема розничного товарооборота, улучшения  его структуры, совершенствования звенности товародвижения, сокращения и предупреждения товарных потерь, уценки и порчи товаров и так далее.

В процессе анализа  прибыли изучают ее динамику, измеряют влияние факторов на ее размер и  выявляют резервы роста чистого  дохода.

Факторный анализ прибыли ведется с учетом ее формирования:

а) прибыль от реализации товаров в розничной  торговле зависит от изменения ряда факторов, которые рассчитываются методом  абсолютных разниц:

- изменение прибыли  от реализации товаров за счет  изменения товарооборота ( Пр(РТО)) рассчитывается по формуле 1.38:

                                

,                    (1.38)

где Рп – рентабельность продаж базисного периода;

- в том числе  за счет изменения розничных  цен, расчет влияния которого  представлен на формуле 1.39:

                            

,                        (1.39)

где Пр(р) – изменение прибыли от реализации за счет изменения розничных цен;

- изменение прибыли  от реализации за счет изменения  уровня валового дохода ( Пр(УВД)) по формуле 1.40:

                        

;                         (1.40)

- изменение прибыли от реализации  за счет изменения уровня налогов,  взимаемых за счет реализованных торговых надбавок ( Пр(УН)) по формуле 1.41:

                                 

,                      (1.41)

где УН  – изменение уровня налогов, взимаемых за счет валового дохода;

б) прибыль от прочей реализации товаров (от рыночной деятельности, общественного питания и заготовительной деятельности);

в)прибыль (убыток) от реализации основных средств и  прочих активов предприятия;

г)внереализационные  доходы и расходы.

Влияние трех последних  факторов формирования прибыли отчетного периода измеряют прямым счетом.

Значительное  влияние на прибыль оказывает  повышение производительности труда работников (ПТ), обеспечивающее увеличение розничного товарооборота, а отсюда и рост прибыли от реализации товаров. Влияние этого фактора рассчитывается по формуле 1.42:

                                

,                       (1.42)

где Пр(ПТ) – изменение прибыли от реализации товаров за счет изменения производительности труда работников предприятия; ПТ – изменение производительности труда; Чср1 – среднесписочная численность работников предприятия в отчетном периоде. [7, с.241]

Аналогичным приемом можно измерить влияние на прибыль изменения  фондоотдачи основных средств по формуле 1.43:

Информация о работе Экономическая сущность расходов и прибыли (на примере РУП «Белоруснефть – Гомельоблнефтепродукт»)