Инновационный потенциал предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 10:30, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является рассмотрение процессов исследования и оценки инновационного потенциала предприятия. Основными задачами при этом будут: определение понятия инновационного потенциала, разработка подходов к оценке уровня инновационного потенциала и рассмотрение проблемы на примере предприятия.

Оглавление

Вступление
1. Основные теоретические аспекты исследования и оценки инновационного потенциала
1.1. Инновационный потенциал промышленного предприятия. Динамическая составляющая потенциала предприятия
1.2. Приоритетность интеллектуального потенциала в формировании инновационного потенциала предприятия
1.3. Методические положения оценки инновационного потенциала предприятия
1.4. Расчет уровня инновационного потенциала
2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия
3. Расчет уровня инновационного потенциала ЧП «Электроузел»
Выводы
Список использованных источников
Приложение А

Файлы: 1 файл

Innovatsionny_potentsial_predpriatia.doc

— 260.00 Кб (Скачать)

 

Согласно с действующим законодательством объектами невещественных активов инновационного потенциала промышленного предприятия считаются :

  1. права на объекты промышленной собственности (право на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, ноу-хау, защита от недобросовестной конкуренции и тому подобное);
  2. права на знаки для товаров и услуг (товарные знаки, торговые марки, фирменные названия);
  3. авторские и смежные с ними права (право на программы для ЭВМ, базы данных и тому подобное);
  4. гудвил;
  5. другие невещественные активы (право на осуществление деятельности, использование природными ресурсами, имуществом, использованный экономических и других привилегий и тому подобное).

Касаемо инновационной деятельности, объекты невещественных активов представляют интеллектуальную собственность предприятия, которая является узаконенным инструментом защиты невещественных активов. Так, новые решения, которые касаются производства товаров и их компонентов, могут быть запатентованными. Ценность патента заключается в том, что он закрепляет за своим владельцем монополию на запатентованное изобретение на определенный законодательством срок. Патент имеет особенную ценность, если он защищает сам продукт, поскольку в таком случае никто другой не имеет права на копирование этого продукта. Согласно с действующим законодательством защиты подлежат и авторские права на печатные символы, которые используются в издательском деле, создании музыкальных произведений и программного обеспечения. Такой рыночный актив, как оригинальное имя, защищается товарной маркой для товара или услуги . Торговые секреты защищаются договорами о неразглашениях, которые предусматривают обязательство посвященной в тайну стороны не раскрывать эту тайну никому, кроме указанных в договоре субъектов.

На практике нередко возникают сложности отображения в балансе предприятия нематериальных активов, полученных в результате разработки, поскольку не всегда четко очерченная возможность получения будущих экономических выгод от реализации или использования нематериального актива, а также не всегда можно достоверно определить расходы, связанные с разработкой нематериального актива. Условно можно выделить составные, которые формируют интеллектуальный потенциал, на нематериальные активы, которые отображены в балансе предприятия, то есть ощутимые активы, и нематериальные неощутимые активы. Цена последних не подвергается точному определению, однако роль их в хозяйственной деятельности фирмы является значительной. Это серьезное задание бухгалтерского учета.

Например, согласно с действующим законодательством не признаются активами, а лишь отображаются в составе расходов отчетного периода затраты на исследования; подготовку и переподготовку кадров; рекламу и продвижение продукции на рынке; повышение деловой репутации предприятия (гудвил), стоимость изданий.

Согласно со стандартом 19 «Объединение предприятий» Положений (стандарта) бухучета в Украине, отдельной группой в классификации невещественных активов выделяют гудвил – превышение стоимости приобретения над частью покупателя в справедливой стоимости идентифицированных активов и обязательств на дату приобретения. Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" определяет гудвил, как невещественный актив, стоимость которого определяется, как разница между балансовой стоимостью активов предприятия и его обычной стоимостью, как целостного имущественного комплекса, который возникает в результате использования наилучших управленческих свойств, доминирующей позиции на рынке товаров (работ, услуг), новых технологий. Следует отметить, что гудвил возникает лишь в результате приобретения целостного имущественного комплекса (предприятия) другим предприятием (или несколькими предприятиями) и в результате осуществленных расходов (то есть подаренное предприятие не несет за собой гудвил) [10]. Таким образом, основанием для отображения гудвила в бухгалтерском учете является соглашение о передаче такого комплекса.

Обобщая, можно утверждать, что элементы интеллектуального потенциала предприятия (подготовка, научная и техническая информация, лицензии, бизнес-услуги, рыночные исследования, программное обеспечение и тому подобное) тесно взаимоувязаны и играют ключевую роль в формировании инновационного потенциала. Например, активы в сфере маркетинга, а также научной и технической информации являются существенным элементом интеракций между спросом и предложением товаров и услуг, что содействует отбору рыночных сигналов и превращения их в соответствующие решения, формирование спроса на блага и услуги, которые возникают в процессе инновационной деятельности.

 

    1. Методические положения оценки инновационного потенциала предприятия

 

Учитывая стратегический характер решений, уровень инновационного потенциала важно оценивать с учетом особенностей внешней среды и выявлением в нем стратегических возможностей исследующегося предприятия. С целью комплексной оценки уровня инновационного потенциала исследующегося предприятия текущее состояние предприятия должен быть проанализированный за двумя направлениями. Во-первых, посредством внутреннего анализа инновационного потенциала с учетом прошедшей, теперешней и будущей стратегической позиции предприятия. Во-вторых, анализа инновационного потенциала относительно текущих конкурентов в определенном отрезке времени. Такой подход позволяет определить основные отклонения инновационного потенциала относительно желаемых позиций.

Общая методологическая схема многоуровневой оценки уровня инновационного потенциала имеет такую последовательность:

1. Устанавливается перечень кластер-факторов, связанных с соответствующими свойствами инновационного потенциала и строится «дерево кластер-факторов», ствол котрого – уровень развития и качество инновационного потенциала в целом, а ветви, расположенные на соответствующих уровнях, более детальные его свойства.

2. В соответствии с установленным перечнем кластер-факторов и структуризацией их за разработанным «деревом кластер-факторов» устанавливаются показатели оценки потенциала.

3. Согласно проведенной структуризации и иерархизации показателей оценки рассчитывается коэффициент весомости каждого показателя.

4. Избирается база сравнения уровня инновационного потенциала, за которую может быть взятый инновационный потенциал исследующегося предприятия за предыдущий период или инновационный потенциал ближайшего в стратегической группе конкурента.

5. Проводя сравнительный анализ посредством метода средневзвешенной рассчитываем показатель роста инновационного потенциала (или показатель уровня инновационного потенциала) исследующегося предприятия. Оцениваем интенсивность инновационного развития.

6. На основании полученных данных делается вывод относительно уровня инновационного потенциала. Результаты оформляются соответствующим образом в удобный для реализации поставленной цели форме

 

    1. Расчет уровня инновационного потенциала

 

Определяем величину показателя роста инновационного потенциала исследующегося объекта за такой формулой:



 

где ІПt – показатель роста инновационного потенциала исследующегося предприятия за период времени и;

Оді – оценка і-го показателя инновационного потенциала исследующегося объекта (в балах);

Обі – оценка і-го показателя инновационного потенциала базы сравнения (в балах);

Ві - коэффициент весомости /-го показателя (в % или относительных величинах) ( Ві = 100% или Ві = 1).


Отметим, что посредством формулы (1) можно рассчитать:

1) показатель роста инновационного  потенциала конкретного предприятия, касаемо изменения этого потенциала во времени, при этом за базу сравнения принимают инновационный потенциал предприятия за предыдущий период времени (год, 5 лет);

2) показатель уровня инновационного  потенциала предприятия касаемо  потенциала конкурента, при этом за базу сравнения принимают инновационный потенциал ближайшего в стратегической группе конкурентного предприятия.

Используя показатель прироста инновационного потенциала предприятия, можно оценить интенсивность инновационного развития предприятия, розраховуючи показатель интенсивности инновационного развития:

где Иир – показатель интенсивности инновационного развития предприятия, 1/рік;

∆ Т – период расчета интенсивности инновационного развития, годы.

Показатель интенсивности инновационного развития предприятия показывает величину прироста его инновационного потенциала за один год (или другую единицу времени).

Аналогичный подход можно использовать и для прогнозной оценки инновационного развития, приравнивая во времени имеющийся потенциал и рассчитывая через одинаковый период времени будущий потенциал.

В то же время выложенная сущность показателя интенсивности позволяет трактовать (идентифицировать) его как физическую оценку инновационного развития. Другим, не менее важным критерием оценки инновационного развития нужно считать стоимостную оценку, которая может быть проведенная посредством показателя удельных расходов на инновационное развитие. Этот показатель может быть рассчитанный как отношение расходов на инновационное развитие к величине прироста инновационного потенциала с учетом фактору времени.


 

где ПВир – удельные расходы на инновационное развитие, тыс. грн.;

∆ ИП – рост инновационного потенциала за период времени и;

Верь – расходы на инновационное развитие предприятия за период времени и, тыс. грн.

Экономическое содержание показателя заключается в следующем: он показывает сколько тыс. грн. (или других денежных единиц) расходует предприятие для достижения единичного роста своего инновационного потенциала. К расходам на инновационное развитие предприятия следует выносить расходы на НИОКР, приобретение патента или лицензии, расходы на освоение и внедрение в производство продуктовых и технологических организационно-управленческих инноваций.

 

    1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия

 

Анализ хозяйственной деятельности предприятия с целью определения научно-технического потенциала предприятия будет проводиться на основе отчётности предприятия ЧП «Электроузел». Предприятие было основано в 1997 году. До этого момента основная часть активов и кадров предприятия была задействована в производственной деятельности завода «Точприбор» в городе Харькове.

В данное время предприятие занимается производством электрофурнитуры. В ассортименте продукции ЧП «Электроузел» следующие изделия:

  • розетка электрическая
  • выключатель электрический
  • тройник

Предприятие небольшое – штат всего 17 человек.

Структура управления предприятием иерархическая и представлена на рисунке 3.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим основные показатели хозяйственной деятельности. Они представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Основные показатели хозяйственной деятельности ЧП «Электроузел»

Показатель

Года

2005

2006

2007

1. Основные фонды, грн.

2742750

2794500

2871375

2. Оборотные средства, грн.

570405

577650

580800

3. Материальные затраты, грн.

587670

594916

598065

4. Объем выпуска продукции, шт.

в том числе

 розетка электрическая

 выключатель электрический

 тройник

2650510

 

1590300

662630

397580

2685000

 

1611000

671250

402750

2700000

 

1654050

671250

374700

5. Производственная себестоимость, грн.

908844

946719

952227

6. Внепроизводственные расходы, грн.

281085

292785

29451

7. Полная себестоимость, грн.

936952,5

975997,5

981678

8. Выручка от реализации, грн.

1987875

2013750

2025000

9. Прибыль, грн

1050922,5

1037752,5

1043322

10. Оптовая цена единицы продукции, грн.

0,75

0,75

0,75

11. Себестоимость единицы продукции, грн.

  розетка электрическая

  выключатель электрический

  тройник

 

0,53

0,56

0,51

 

0,54

0,57

0,53

 

0,54

0,57

0,53

12. Общая численность, чел

  в том числе рабочие

15

9

17

11

17

11

13. Оплата труда ППП, грн

  в том числе рабочих

20390

11368

20595

11510

20595

11570

Информация о работе Инновационный потенциал предприятия