Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:04, курсовая работа
Инновационная деятельность представляет существенное условие выживания любого предприятия в конкурентной борьбе, а ее масштабы и характер гарантируют их успешное развитие.
Основной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и при потреблении.
Инновация — это использование в той или иной сфере общественной деятельности (производстве, экономических, правовых и социальных отношениях, науке, культуре, образовании и т. д.) результатов интеллектуального труда, технологических разработок, направленных на совершенствование социально-экономической деятельности.
Период времени от зарождения идеи, создания и распространения инновации и до ее использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.
Инновационный процесс — это последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии, структуры или услуги и распространяется в хозяйственной практике и общественной деятельности.
Сокращение жизненного цикла продукта, растущие потребности рынка и потребителей заставляют производителей приспосабливаться к изменяющейся конъюнктуре. В выигрыше оказывается тот, кто быстрее всех способен реагировать на перемены в обществе и воплощать в жизнь задуманное, т.е. использовать свой инновационный потенциал. Инновационный потенциал предприятия фактически обеспечивает возможность его дальнейшего развития. Но важным является не только обладание этим фактором, но и способность его эффективно реализовывать.
Инновационный потенциал организации – это мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, то есть мера готовности к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений.
Инновационность предприятия является важным конкурентным преимуществом, ибо позволяет своевременно защитить бизнес от назревающих угроз со стороны внешней среды через систему опережающего и непрерывного поиска новых возможностей выживания и развития.
Введение 3
Сущность и механизм инновационного развития предприятия 5
Создание и реализация инновационной стратегии предприятия 11
Инновационный потенциал предприятия на современном этапе 17
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Содержание
Введение 3
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Введение
В настоящее время успешность деятельности предприятия на рынке определяется уровнем ее конкурентоспособности, которая во многом зависит от стратегии предприятия. Инновационная деятельность является фактически единственным средством, обеспечивающим поддержание уровня конкурентоспособности любой экономической системы.
Она представляет существенное условие выживания любого предприятия в конкурентной борьбе, а ее масштабы и характер гарантируют их успешное развитие. Предприятие обязано само заботиться о сохранении конкурентоспособности и получении прибыли.
Это
обусловлено усилением
Процесс формирования эффективной системы инновационного управления зависит от уровня инновационного потенциала предприятия — его возможности в достижении поставленных инновационных целей. Реализация этих целей в глобальных масштабах выступает как средство получения достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, упрочения, а затем и повышения конкурентных возможностей на рынке, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом.
Такая направленность нового экономического мышления требует кардинального пересмотра используемого методического инструментария разработки и реализации стратегии инновационного развития, позволяющей реализовать не только главную целевую установку функционирования предприятия, но и обеспечить повышение конкурентоспособности, внедрение и эффективное использование современных технологий в организации и управлении предприятием.
Целью данной курсовой работы является изучение стратегии инновационного развития предприятия и его инновационного потенциала.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– описать сущность и механизм инновационного развития предприятия;
– проанализировать создание и реализацию инновационной стратегии предприятия;
– выявить инновационный потенциал предприятия.
Курсовая работа состоит из введения, трех основных частей, заключения и списка использованной литературы.
В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и при потреблении. Они в конечном счете определяют рост дохода предпринимателей, а также повышение стандартов уровня жизни населения.
Инновация — это использование в той или иной сфере общественной деятельности (производстве, экономических, правовых и социальных отношениях, науке, культуре, образовании и т. д.) результатов интеллектуального труда, технологических разработок, направленных на совершенствование социально-экономической деятельности.1
Значение термина “инновация” зависит от конкретной цели исследования, измерения или анализа объекта.
В последние годы часто используется термин» «инновация» (наряду с такими, как «нововведение» и «новшество»).2 При этом необходимо иметь в виду, что широко употребляемый в научном обороте термин «инновация» происходит от латинского слова «innovus» (in – в и novus – новый) и по содержанию термины «инновация» и «нововведения» могут рассматриваться как синонимы. Термин «нововведение» тесно связан с понятием «новшество», и нередко эти термины отождествляются. Объединяющим началом этих понятий является рассмотрение инновации в двух значениях, т.е. как новшества (новое изделие, процессы, услуги) и как процесса его осуществления.
Современная экономическая теория различает пять основных типов инноваций:
Термин «инновация», будучи экономической и правовой категорией, представляет собой смысловую основу для ряда понятий, содержание которых характеризует различные аспекты отношений, связанных с разработкой, внедрением прогрессивных нововведений, стимулированием подобного рода деятельности и возможностями для ее осуществления. 4Основными из указанных понятий являются понятие «инновационный процесс».
Период времени от зарождения идеи, создания и распространения новации и до ее использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.5
Инновационный процесс — это последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии, структуры или услуги и распространяется в хозяйственной практике и общественной деятельности.6
В отличие от научно-технического прогресса (НТП) инновационный процесс не завершается внедрением новой технологии и появлением нового продукта на рынке. Этот процесс не прерывается и после внедрения, ибо по мере распространения (диффузии) новшество совершенствуется, становится более эффективным, приобретает новые потребительские свойства.
Основа инновационного процесса — процесс создания и освоения новых технологий, требующий, как правило, фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний о развитии природы и общества безотносительно к их конкретному использованию. Фундаментальные исследования делятся на теоретические и поисковые (целенаправленные). Модель инновационного процесса имеет циклический характер, состоит из отдельных звеньев (самостоятельных процессов) и материализуется в функциональные организационные структуры.
Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации.7 Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Инновации, следовательно, ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность.
В общем виде инновационный процесс состоит в получении коммерциализации изобретений, новых технологий, видов продукции и услуг, решений организационно-технического, экономического, социального или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности и осуществляется в 4 этапа.8
На первом этапе проводятся фундаментальные исследования в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях. Финансирование осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозвратной основе.
Для научных организаций, которые проводят фундаментальные исследования, направленные на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека, и способствуют технологическому, экономическому, социальному развитию России, приоритетом является перспективный научный результат – основа будущих технологий.9 Такие исследования получили название ориентированных исследований. Их результаты должны либо придать новые свойства промышленным продуктам, либо создать условия для производства принципиально новых, инновационных продуктов. Немаловажным фактором является также степень завершенности разработок. Как правило, они должны быть доведены до изготовления прототипа (лабораторного образца), демонстрирующего ключевые преимущества новой технологии (материала, услуги).
На втором этапе проводятся исследования прикладного характера. Они осуществляются во всех научных учреждениях и финансируются как за счет бюджета (государственные научные программы или на конкурсной основе), так и за счет заказчиков. Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большой долей неопределенности, на этом этапе и далее велика вероятность получения' отрицательного (тупикового) результата. Именно с этого этапа возникает возможность потери вложенных средств и инвестиции в инновацию носят рисковый характер и называются рискоинвестициями, коммерческие организации (фонды), занимающиеся рискоинвестициями, рискофирмами (венчурными).
На третьем этапе осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. Они проводятся как в специализированных лабораториях, КБ, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных организаций. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства организаций.
На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации, начиная от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта.
На рубеже третьего этапа и выхода на рынок, как правило, требуются большие инвестиции в производство для создания (расширения) производственных мощностей, подготовки персонала, рекламной деятельности и др.
В
инновационной сфере
Инвестиционные ресурсы России сегодня и в обозримом будущем далеко не беспредельны, даже если зарубежные партнеры решат передавать нам высокие технологии.11 А надежды на зарубежные инвестиции в инновационную сферу экономики нереальны. Можно сделать вывод, что решать проблему практической реализации достижения научно-технического прогресса России придется, опираясь на свои внутренние ресурсы.
На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на новации еще не определена и риски отторжения весьма вероятны, поэтому инвестиции продолжают носить рисковый характер.12
Продолжительная длительность инновационного цикла в основном определяется сроками морального износа изделий.13 Срок морального износа изделий машиностроения составляет 6-7 лет, легкой промышленности – 2-3 года. Звенья и стадии инновационного цикла логически связаны между собой, составляют целостную систему. Для них характерна обратная связь, обратный поток информации (например, для доводки новшеств, их экономического освоения и т.д.).
Многообразие форм инноваций не позволяет сформулировать единый подход к составу и содержанию этапов жизненного цикла инновации, определить же главные этапы инновационного процесса представляется возможным, рассмотрев его основные составляющие.
Информация о работе Стратегия инновационного развития предприятия и его инновационный потенциал