Стратегия инновационного развития предприятия и его инновационный потенциал

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Инновационная деятельность представляет существенное условие выживания любого предприятия в конкурентной борьбе, а ее масштабы и характер гарантируют их успешное развитие.
Основной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и при потреблении.
Инновация — это использование в той или иной сфере общественной деятельности (производстве, экономических, правовых и социальных отношениях, науке, культуре, образовании и т. д.) результатов интеллектуального труда, технологических разработок, направленных на совершенствование социально-экономической деятельности.
Период времени от зарождения идеи, создания и распространения инновации и до ее использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.
Инновационный процесс — это последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии, структуры или услуги и распространяется в хозяйственной практике и общественной деятельности.
Сокращение жизненного цикла продукта, растущие потребности рынка и потребителей заставляют производителей приспосабливаться к изменяющейся конъюнктуре. В выигрыше оказывается тот, кто быстрее всех способен реагировать на перемены в обществе и воплощать в жизнь задуманное, т.е. использовать свой инновационный потенциал. Инновационный потенциал предприятия фактически обеспечивает возможность его дальнейшего развития. Но важным является не только обладание этим фактором, но и способность его эффективно реализовывать.
Инновационный потенциал организации – это мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, то есть мера готовности к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений.
Инновационность предприятия является важным конкурентным преимуществом, ибо позволяет своевременно защитить бизнес от назревающих угроз со стороны внешней среды через систему опережающего и непрерывного поиска новых возможностей выживания и развития.

Оглавление

Введение 3
Сущность и механизм инновационного развития предприятия 5
Создание и реализация инновационной стратегии предприятия 11
Инновационный потенциал предприятия на современном этапе 17

Заключение 25

Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

     Инновационный потенциал организации – это  мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, то есть мера готовности к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений.

     Раскрытие сущности понятия "инновационный  потенциал" целесообразно осуществлять через определение его составных категорий.  Понятие "потенциал" происходит от латинского слова "potentia", которое означает силу, мощь, возможность, способность, существующую в скрытом виде и способную проявиться при определенных условиях. В более широком смысле потенциал – это совокупность факторов, имеющихся в наличии, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определенной цели, результата. Причем потенциал может быть явным и скрытым, используемым или неиспользуемым.

     Достижение  инновационных целей в экономической конкуренции требует создания системы устойчивого взаимодействия всех агентов научно-технической и производственной сферы, развития единой инновационной инфраструктуры, обеспечения эффективного использования национального научного и технологического потенциалов.21

     Некоторые исследователи представляют структуру  инновационного потенциала как единство трех его составляющих: ресурсной, внутренней и результативной, которые сосуществуют взаимно, предполагают и обуславливают  друг друга и проявляются при  использовании как его триединая сущность.

     Ресурсная составляющая инновационного потенциала является своего рода "плацдармом" для его формирования. Она включает в себя следующие основные компоненты, имеющие различное функциональное назначение: материально-технические, информационные, финансовые, человеческие и другие виды ресурсов.

     Результативная  составляющая выступает отражением конечного результата реализации имеющихся  возможностей (в виде нового продукта, полученного в ходе осуществления  инновационного процесса). Таким образом, она выступает своего рода целевой характеристикой инновационного потенциала. Важность этой составляющей и целесообразность обособленного выделения подтверждаются тем, что ее увеличение, в свою очередь, способствует развитию остальных составляющих (например, ресурсной). Другими словами, результативная составляющая, сама являясь результатом количественного и качественного изменения, несет в себе потенциальные возможности вывода на новый уровень функционирования как инновационного потенциала, так и системы в целом.

     Внутренняя  составляющая представляет собой "рычаг", обеспечивающий дееспособность и эффективность  функционирования всех предыдущих элементов. В целом указанная составляющая характеризует возможность целенаправленного  осуществления инновационной деятельности, то есть определяет способность системы на принципах коммерческой результативности привлекать ресурсы для инициирования, создания и распространения различного рода новшеств.22

     Присутствие лидера, а также присущие ему личные качества, и является важным фактором для оценки инновационного потенциала компании. Более того, упомянутые исследования указывают на то, что оценка влияния человеческого фактора на инновационный потенциал компании должна быть включена в любую комплексную методику отбора предприятий для целей инвестирования.

     Основу инновационного потенциала составляют инновационная инфраструктура предприятия совместно с инновационными возможностями, которые создаются за счет других компонент потенциала. Внутренние факторы превалируют над внешними и при переходе предприятия со стадии выживания на стадию развития существенно увеличивают свой вес.

     Инновационный потенциал предприятия бессмысленно измерять без оценки способности  его практической реализации. Поэтому  главным и ключевым ресурсом будет являться организационно-управленческий, т.е. способность менеджмента предприятия мобилизовать и организовать свои потенциальные возможности в единую систему с целью получения синергетического эффекта.

     Ранжирование  составляющих инновационного потенциала позволяет выявить критические факторы, влияющих на конечный результат. Но помимо ресурсов, необходимо наличие еще одного элемента для эффективной реализации инновационного потенциала, а именно развитой инновационной культуры.

     Внешние барьеры можно охарактеризовать как инновационный климат. Под инновационным климатом следует понимать совокупность внешних условий, влияющих на инновационный потенциал предприятия:

  • возможности для производства новых или улучшенных видов продукции или услуг (процессные и технологические инновации);
  • возможности для изменения социальных отношений на предприятии (кадровые инновации);
  • возможности для разработки новых методов управления (управленческие инновации);
  • возможности для создания новых механизмов продвижения продукции на рынок (рыночные инновации);
  • возможности приобретения ноу-хау, патентов;
  • законодательная база, низкая ставка рефинансирования, льготное налогообложение;
  • взаимодействие власти и бизнеса;
  • практика коммерциализации технологий.

     Барьеры инновационного климата выступают, таким образом, в роли фильтров, проходя через которые направленное действие векторов инновационного потенциала предприятия существенно снижается.

     В структуре инновационного потенциала (ИП) необходимо выделить еще два  важнейших элемента: бизнес-процессы и ценности.

     Организация преобразует ресурсы на входе  в продукты и услуги - на выходе, последние при этом имеют большую ценность. Способы взаимодействия, координации, коммуникации и принятия управленческих решений  в процессе этой трансформации составляют бизнес-процессы организации. Они включают в себя не только производственные процессы, но и маркетинг, бюджетирование, управление персоналом и прочее. Процессы компании сформированы, как правило, для решения конкретных специфических задач. Это означает, что если менеджер использует данный процесс для решения проблем, для чего он и был разработан, то его применение будет эффективно. Более того, с многократным повторением процедуры результативность увеличивается. Но если тот же самый процесс использовать для решения другой нестандартной задачи, то ее исполнение окажется неэффективным и будет сопровождаться бюрократией. В отличие от ресурсов компании бизнес-процессы не являются взаимозаменяемыми.

     Третий  крупный блок ИП – ценности компании. Под ценностями мы будем понимать критерии, которыми руководствуются персонал и менеджмент при расстановке приоритетов. Чем больше и сложнее становится компания, тем более важным является необходимость развития у персонала практики принятия независимого решения на всех уровнях иерархии, которые соответствовали бы генеральной стратегии. Показателем качественного менеджмента является то, как распространились данные ценности в компании, разделяют ли их сотрудники. Ценности компании могут оказывать не только положительное воздействие на стратегию компании, но и иметь обратный процесс, способный нанести вред ИП предприятия.

     Потенциал организаций – главный критерий целесообразности их существования. Через  развитие потенциала идет развитие организации  и ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. Развитие организации рассматривается как реакция на изменения внешней среды и потому носит стратегический характер. Потенциал организации имеет две составляющие: готовность ее к стабильной производственной деятельности и готовность к инновациям.

     Переход на новую ступень научно-технического развития потребовал усиления инновационной  активности и нового подхода к  нововведениям. В современных условиях от предприятия требуется умение вырабатывать и реализовывать эффективную инновационную политику, опирающуюся на собственные возможности и внутренний потенциал, как важнейшее условие выживания и успешного функционирования в постоянно изменяющейся окружающей конкурентной среде. 23

     От  состояния инновационного потенциала зависит выбор инновационной стратегии, поэтому его оценка – необходимая операция процесса разработки стратегии.

     Предприятие, которое обладает значительным инновационным  потенциалом и осознано стремится  его формировать и развивать, можно назвать инновационным (инновационно восприимчивым).24 Инновационность предприятия является важным конкурентным преимуществом, ибо позволяет своевременно защитить бизнес от назревающих угроз со стороны внешней среды через систему опережающего и непрерывного поиска новых возможностей выживания и развития. При этом усиливаются адаптивные способности предприятия, расширяется горизонт принятия управленческих решений, возрастают разнообразие и вариативность продуктов и технологий. Как правило, рынок всегда меняет отношение к предприятию на более позитивное, если оно становится более интересным, разнообразным и креативным (инновационным).

     В инновационном предприятии поощряются поисковые работы и выработка  рационализаторских предложений, творчество и вдохновение, азарт и воображение, новые мысли и идеи. Здесь каждый сотрудник постоянно думает о совершенствовании своей работы (отсюда высокая степень вовлеченности персонала), обсуждает с коллегами качество бизнес-процессов и продукции (работа в команде), стремится к получению новых знаний, развивает свои творческие способности, любопытство, неравнодушие, инициирует новые идеи и проекты. И, наоборот, в предприятиях с низким инновационным потенциалом преобладают рутинные однообразные операции, а для работников характерными чертами становятся равнодушие, раздражительность, конфликтность, синдром хронической усталости.

     По  значениям индексов инновационного потенциала, Россия в 2009 году находилась в группе стран мира, которую можно  условно назвать  «Средний уровень инновационного потенциала» в социуме.25

     Имеются теоретические и эмпирические основания  предполагать, что инновационный  рейтинг России среди стран мира будет снижаться с течением времени  в соответствии с известными общесистемными закономерностями стадии «Спада» в жизненном цикле систем.

     Вероятно, к 2041 году Россия не будет находиться в группе стран – мировых лидеров в области инновационного развития. 

 

Заключение 

     Инновационная деятельность представляет существенное условие выживания любого предприятия в конкурентной борьбе, а ее масштабы и характер гарантируют их успешное развитие.

     Основной движущей силой экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так и в эксплуатации и при потреблении.

     Инновация — это использование в той  или иной сфере общественной деятельности (производстве, экономических, правовых и социальных отношениях, науке, культуре, образовании и т. д.) результатов интеллектуального труда, технологических разработок, направленных на совершенствование социально-экономической деятельности.

     Период  времени от зарождения идеи, создания и распространения инновации и до ее использования принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.

     Инновационный процесс — это последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии, структуры или услуги и распространяется в хозяйственной практике и общественной деятельности.

     Сокращение  жизненного цикла продукта, растущие потребности рынка и потребителей заставляют производителей приспосабливаться к изменяющейся конъюнктуре. В выигрыше оказывается тот, кто быстрее всех способен реагировать на перемены в обществе и воплощать в жизнь задуманное, т.е. использовать свой инновационный потенциал. Инновационный потенциал предприятия фактически обеспечивает возможность его дальнейшего развития. Но важным является не только обладание этим фактором, но и способность его эффективно реализовывать.

     Инновационный потенциал организации – это мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, то есть мера готовности к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений.

     Инновационность предприятия является важным конкурентным преимуществом, ибо позволяет своевременно защитить бизнес от назревающих угроз со стороны внешней среды через систему опережающего и непрерывного поиска новых возможностей выживания и развития. 
 

 

     Список использованной литературы 

      
  1. Взаимодействие  хозяйствующих агентов в инновационной  деятельности: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=26445
  2. Гринев В. Ф. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. — 2-е изд., стереотип. — К.: МАУП, 2007. — С.143
  3. Инновационный потенциал России: настоящее и будущее: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.isras.ru/blog_modern_3.html
  4. Инновационный процесс и инновационная деятельность: понятие, сущность, характеристики: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=26451
  5. Как реализовать инновационный потенциал предприятия?: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://orange.strf.ru/client/news.aspx?ob_no=2935
  6. Место России на мировых рынках интеллектуальных услуг в условиях перехода к инновационному развитию: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://institutiones.com/innovations/1379-rynki-intelektualnyx-uslug.html
  7. Методы накопления научного знания для инновационного развития российской экономики: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://institutiones.com/innovations/1416-innovacionnoe-razvitie-rossijskoj-ekonomiki.html
  8. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006, - С.6.
  9. Мотивация персонала в условиях внедрения инноваций: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.top-personal.ru/issue.html?2028
  10. Мухамадьяров А.М. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. –  С.8.
  11. О механизме управления развитием инновационной сферы экономики России: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://institutiones.com/innovations/1365-innovacionnaya-sfera-ekonomiki.html
  12. Оценка влияния человеческого фактора на инновационный потенциал: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://systech.miem.edu.ru/2010/soldatov1.htm
  13. Сущность и структура инновационного потенциала организации: [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://projects.innovbusiness.ru/content/document_r_959C77FD-929D-4172-A075-015C1AA40C04.html
  14. Удалов Ф. Е., Удалов О. Ф., Алехина О. Ф., Воронов Н. А. Элементы инновационной политики // ЭКО. – 2008. – №6. – С.91.

Информация о работе Стратегия инновационного развития предприятия и его инновационный потенциал