Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 17:31, курсовая работа
В современных условиях эффективное управление представляет собой ценный
ресурс организации, наряду с финансовыми, материальными, человеческими и
другими ресурсами. Следовательно, повышение эффективности управленческой
деятельности становится одним из направлений совершенствования деятельности
предприятия в целом. Наиболее очевидным способом повышения эффективности
протекания трудового процесса является его автоматизация.
1. Введение в информационные технологии управления
предприятием........................6
1.1. практика выдвигает новые требования........6
1.2. Взаимоотношения в сфере ИТ..............7
1.3. Функциональные изменения в сфере использования ИТ.8
2. Системы автоматизации управления предприятием......13
2.1. Системы начального уровня................13
2.2. Системы среднего уровня...............13
2.3. Системы высшего уровня...............14
3. Выбор, внедрение и эксплуатация системы............15
3.1. Проблемы выбора информационной системы.......15
3.1.1. требования к информационной системе.....15
3.1.2. проблемы выбора................17
3.2. Критерии выбора.....................18.
3.2.1. Функциональные возможности..........18
3.2.2. Совокупная стоимость владения.......18
3.2.3. Перспективы развития системы.......19
3.2.4. Технические характеристики...........19
3.2.5. Минимизация рисков.............19
3.3. Методы внедрения системы................20
4. Краткий обзор существующих систем..............23
4.1. R/3...........................23
4.2. ORACLE.........................23
4.3. BAAN IV.........................24
4.4. БОСС...........................24
Заключение..........................26
Список использованной литературы...............27
своим информационно-технологическим потенциалом. Следует отметить, что
подобные услуги могут быть эффективны только при тесном сотрудничестве с их
поставщиками. Общефирменный менеджмент должен искать пути устранения или
компенсации слабых мест в своей работе.
1.3. Функциональные изменения в сфере использования ИТ
Рассмотренные изменения требований к группам интересов в сфере ИТ обусловлены
динамикой развития предприятий и внешней среды. Основные аспекты этого
развития и их влияние на роль ИТ в управлении предприятием состоят в
следующем.
Децентрализация и рост информационных потребностей
Ориентация на максимальное сближение с клиентом потребовала от предприятий
перехода к горизонтальным, децентрализованным структурам. Принятие решений в
условиях децентрализации
привело к резкому росту
относительно процесса производства товаров и услуг. Возникла необходимость в
более подробном ознакомлении третьей стороны с состоянием дел в
соответствующих хозяйственных областях. В новой обстановке обеспечение
информацией по всем направлениям должно функционировать безупречно.
Использование ИТ призвано нивелировать организационную сложность предприятия.
Ранее это достигалось благодаря возложению на компьютеры сложных вычислений и
обработки документации в очень больших объемах. Сейчас речь идет о том, чтобы
непрерывно усложняющиеся горизонтальные и вертикальные модели взаимосвязей
(структуры которых
в свою очередь постоянно
помощью новой коммуникационной технологии.
Ранее на предприятиях устанавливались мощные обрабатывающие системы,
готовившие огромное количество цифровых отчетов, на базе которых в
последующем осуществлялось управление хозяйственной деятельностью. Сейчас
вопрос стоит о том, чтобы разработать такую технологию, с помощью которой
можно было бы постоянно
держать в курсе событий
принимающих решения в условиях децентрализации. Новые информационно-
технологические системы должны обеспечивать не какую-то абстрактную
хозяйственную систему, а конкретных партнеров, которые в разнообразных формах
участвуют в хозяйственном процессе.
От обработки данных через информационные системы к управлению знаниями
Уже давно отпала необходимость рассматривать ИТ как средство обработки
данных. С помощью этой технологии из данных надо извлекать информацию для
нужд пользователя, а возникающая в этой связи проблема "информационных
перегрузок"
требует массивных средств
обновления информации. При этом следует продумать вопрос о коммерчески
выгодных интерфейсах и сжатии внутрифирменной и внешней информации, а также о
трансфере совместно используемых знаний между организационными
подразделениями и партнерами по кооперации.
Быстрое развитие сетей локальных систем с сверхрегиональной и даже
интернациональной структурой приводит к отказу от классических рабочих полей
информатики и
широкому привлечению средств
ведет к ликвидации границ предприятия. Все труднее становится определить, где
оно начинается и где кончается. Создание и эксплуатация соответствующей
коммуникационной структуры для подобных "виртуальных предприятий" относятся к
задачам информационного менеджмента, так же как и классическая функция
обеспечения производственного процесса или разработки товаров и услуг на базе
ИТ. Дело при этом состоит не только в обработке информации, но и
рациональном распределении знаний.
Кроме того, организация должны учитывать на профессиональном уровне все новые
и важные для ИТ аспекты. Примером может служить вопрос о технологическом и
хозяйственном значении системы "Интернет". Именно на информационно-
технологической службе лежит ответственность за создание здесь платформы, на
которой станет
возможной квалифицированная
персонала, включая общефирменный менеджмент.
Интеграция децентрализованных систем
Сейчас информация на предприятиях обрабатывается в рамках самых разнообразных
систем. Обеспечение их широкой доступности для всех сотрудников (а также
внешних партнеров) и облегчение тем самым принятия творческих решений может
стать критически важным фактором успеха для многих предприятий. Вместе с тем
объединение по
вертикали и горизонтали
возникших в условиях децентрализации, кажется почти невозможным. Во всяком
случае в классических областях ИТ опыт на этот счет отсутствует. Тем не менее
интеграция должна произойти.
Постановка подобной цели необходима высшему менеджменту для управления
изменениями. Организационным рычагом в ее достижении могут стать виртуальные,
сверхотраслевые
предпринимательские
группы смогут даже управлять функцией ИТ. Целью в этом случае мог бы стать
интеграционный
подход к взаимосвязанным
функциональным и хозяйственным процессам.
Будущие зависимости
Капиталовложения в ИТ сегодня влекут за собой многочисленные последствия. С
одной стороны, они открывают определенные перспективы, а с другой - могут
лишить предприятие некоторых возможностей в будущем из-за зависимостей,
связанных с быстрыми технологическими изменениями. Поэтому решения о
капиталовложениях в ИТ не должны приниматься, пока не получен ответ на
вопрос, по какому пути пойдет развитие следующего поколения технологии.
Психологический фактор
Естественно, что новая технология повышает производительность, помогает фирме
добиться лучших хозяйственных результатов. Наряду с этим менеджеры должны
знать о том, как мыслят и как работают люди, использующие новую технологию.
Фирмам, которым это удается лучше, могут надеяться на большую отдачу от
средств, вложенных в ИТ.
Языковые уровни
Изготовители информационной техники должны научиться делать предложения не
только в узкоспециальных терминах. На переговорах партнер будет ставить
вопросы, имеющие принципиальное значение для высшего менеджмента. Здесь
важно, чтобы обе стороны вышли на новый переговорный уровень, на котором
стороны говорили бы на одном языке. Речь в этом случае идет скорее не о
качестве техники, а о качестве услуг в сфере ИТ. Техника, разумеется, должна
хорошо работать, быть на высоком уровне. Вместе с тем ее изготовитель должен
почувствовать себя на месте менеджера, который с помощью ИТ стремится
добиться конкурентных преимуществ. Чистый продавец в системе сбыта ИТ уходит
в прошлое.
Таким образом, можно резюмировать, что сегодня между рассмотренными группами
интересов отсутствует необходимое взаимодействие. Из-за различий в
"языках" и "культурах" возникают проблемы кооперации и коммуникации.
Властные устремления и профессиональный эгоизм мешает принятию решений по
существу. К кооперации и интеграции информационно-технологические отделы
подготовлены
слабо. Часто устанавливаются
с успехом предприятия. Общие цели ставятся (если это имеет место) на крайне
ограниченную временную перспективу. Управление реализацией общих проектов
организуется очень плохо. Сферы компетенций и ответственности за решение задач
распределяются нечетко. Очевидно, что в сфере управления ИТ необходимы новые
правила игры.
Использование информационной технологии (ИТ) относится к наиболее
противоречивым внутрифирменным проблемам. Руководство предприятий часто
отказывается их решать, так как не чувствует себя достаточно компетентным.
Решения обычно возлагаются на руководителей информационных служб или
специализированные внешние организации. Хозяйственные риски, связанные с ИТ,
постоянно растут, и неясно, до каких пор руководство предприятий будет
недооценивать этот важный стратегический ресурс. Правда, в последнее время
высший менеджмент стал внимательнее относиться к ИТ. Именно от него должны
исходить решающие инициативы по изменению ситуации в данной сфере
2. Характеристика систем автоматизации управления предприятием.
2.1. Системы начального уровня.
Системы начального уровня широко распространены среди предприятий небольшого
размера, которые успешно используют их в своей повседневной деятельности.
Отличительной чертой таких информационных систем является ограниченный охват
бизнес-процессов предприятия.
Программные продукты данного класса могут сильно отличаться друг от друга по
целевому назначению: сюда можно отнести как бухгалтерские, так и складские и
торговые системы. Но, тем не менее, эти системы имеют много общих черт:
· невысокая требовательность к выделяемым ресурсам.
Системы данного класса могут работать под управлением современных
промышленных СУБД, однако могут эксплуатироваться и на небольших
предприятиях. Количество возможных пользователей такой системы колеблется от
1 до нескольких десятков.
· подразумевается, что пользователь может приобрести,
установить и начать эксплуатацию самостоятельно, однако разработчики
стараются делать программы с как можно более широкими возможностями, что
позволяет интегрировать
такие системы с другими
высокого классов.
2.2. Системы среднего уровня.
Появление систем среднего уровня обусловлено потребностью в программном
продукте с более широкими возможностями, нежели системы начального уровня.
Таким образом, некоторые производители на основе современных способов и
средств разработки создали готовые решения для довольно широкого круга
потребностей предприятия. В состав таких систем обычно входят следующие
подсистемы:
- бухгалтерский учет
- управление производством
-
материально-техническое
- планирование
- производство.
Несмотря на способность таких систем вести учет практически по всем
направлениям деятельности предприятия, некоторые подсистемы реализованы в них
в весьма усеченном виде. Тем не менее, количество различных параметров
настройки у
такой системы достигает
потребителя к неспособности самостоятельно установить продукт. Зачастую,
большую часть стоимости программного продукта среднего уровня составляют
услуги по установке и настройке системы, сервисное обслуживание. Дороговизна
таких систем делает их недоступными для небольших фирм.
Немаловажным минусом подобной системы является то, что успех внедрения
системы среднего уровня во многом зависит от качества выполнения анализа
деятельности предприятия.
2.3. Системы высшего класса.
Современные версии систем высшего уровня обеспечивают планирование и
управление всеми ресурсами организации. Количество различных параметров
настроек достигает десятков тысяч. Однако одновременно возрастает и стоимость
внедрения подобной системы.
Следует также
учитывать следующий набор
строй подобной системы:
-
может потребоваться
что приведет к значительному росту затрат;
-
внедрение сложной системы
реорганизации деятельности;
-
необходимо наличие
бы перенастраивало систему под требования бизнеса.
С другой стороны, руководители организации и ее персонал получают
великолепный инструмент, позволяющий планировать и управлять производством.
3. Выбор, внедрение и эксплуатация системы
3.1. Проблема выбора
3.1.1. Требования к информационной системе.
Информационная система управления для промышленного предприятия не должна
замыкаться только в рамках управления бизнес-процессами. Данная система
должна объединить в себе все три уровня управления процессами происходящими
на предприятии:
· управление бизнес процессами
· управление проектно-конструкторскими разработками
· управление технологическим процессом производства.
Единство информационной системы управления предприятием состоит в том, что
данные, полученные или введённые на любом уровне системы, должны быть
доступны всем её компонентам (принцип однократного ввода).
Мировой опыт применения информационных технологий говорит что структура такой
единой информационной системы управления предприятием должна быть следующей:
“Становым хребтом” единой информационной системы управления предприятием
является система управления бизнес процессами предприятия - система класса
Информация о работе Информационные системы в управлении предприятием