Формирование ассортимента товаров в предприятии розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Формирование ассортимента – это процесс определения набора товарных групп, видов и разновидностей, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации.
Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения – от производства до потребления. В каждом из них ассортимент товаров различен.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 94.32 Кб (Скачать)

1.Формирование ассортимента товаров в предприятии розничной торговли

1.1.Факторы,  влияющие на формирование  ассортимента товаров  в предприятии  розничной торговли

    Формирование  ассортимента – это процесс  определения набора товарных  групп, видов и разновидностей, наиболее предпочтительного для  успешной работы на рынке и  обеспечивающего экономическую  эффективность деятельности организации.

    Формирование  ассортимента осуществляется постоянно  во всех звеньях товародвижения  – от производства до потребления. В каждом из них ассортимент товаров различен. При этом торговый ассортимент в конечном звене товародвижения – магазине выступает в качестве целевой установки всего процесса движения товаров и формирования ассортимента, так как позволяет удовлетворить спрос покупателей и получить прибыль от реализации товаров и услуг.

    Формирование  ассортимента товаров в конкретном  магазине производится с учетом  действия целого ряда факторов.

     Изучение  влияния данных факторов осуществляется  в процессе комплексного исследования  рынка специалистами-маркетологами, а также специалистами коммерческого отдела торговой организации. Все факторы принято условно подразделять на общие и специфические.

    К общим факторам относят все внешние факторы, влияющие в целом на коммерческую деятельность торговой организации. Среди этих факторов особо выделяют развитие производства. Производство является основным источником товарных ресурсов торговли и влияет на структуру ассортимента в розничной торговле. А развивающийся спрос должен непосредственно учитываться производственными предприятиями при формировании производственных программ. Сбалансированность спроса и предложения на товарных рынках республики позволяет розничным торговым организациям предлагать более конкурентоспособный ассортимент прежде всего за счет формирования более приемлемых цен. Это связано со снижением затрат на продвижение товаров к конечным потребителям. Поэтому близость производства и его развитость в республике, при условии постоянного повышения конкурентоспособности производимой продукции, обеспечивает более благоприятные условия формирования товарных ресурсов и торгового ассортимента хозяйствующими на розничном рынке субъектами. Вместе с тем региональный протекционизм, снижает фактор конкуренции и искусственно сужает ассортимент и выбор покупателей. Продвижение таким образом неконкурентной продукции снижает валовые доходы торговли и не способствует развитию производства. Такие меры не должны быть долгосрочными.

    С другой стороны, конъюктура рынка складывается под влиянием такого стратегически важного фактора, как спрос. Однако прежде чем начинать изучение спроса коммерческий аппарат должен определиться, на каком сегменте будет работать данная организация торговли. Эта работа проводится специалистами отдела маркетинга вместе с руководителями и специалистами коммерческой службы в ходе маркетингового исследования на основе результатов комплексного исследования розничного рынка конкретного региона. Поэтому при построении ассортимента товаров необходимо располагать достоверной информацией об объеме и структуре спроса, динамике его развития, характере и особенностях спроса на отдельные товары и у различных контингентов покупателей.

     К специфическим факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента товаров, относятся: тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия товароснабжения, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные связи между населенными пунктами, наличие других розничных торговых организаций в зоне деятельности данного магазина, ассортиментные стратегии конкурентов и др. Так, тип магазина определяет групповой ассортимент товаров, величина торговой площади – широту внутригруппового ассортимента, степень оснащенности торговой организации холодильным оборудованием – перечень реализуемых скоропортящихся продуктов.

  При формировании  ассортимента учитывают также  фактор взаимозаменяемости товаров.  Особенно это проявляется внутри группы товаров, но существует и межгрупповая взаимозаменяемость: - крупами, макаронами и т.д. Однако уровень развития производства и широта предложения товара на рынке полностью снимают проблему дефицита и потребитель становится более требовательным к наличию в продаже всех необходимых товаров. Поэтому периодическое их отсутствие может привести к значительным потерям товарооборота и формированию отрицательного имиджа предприятия.

   Важным  фактором формирования ассортимента продовольственных товаров является комплексность спроса на отдельные продукты питания, т.е. увеличение спроса на одни продукты ведет к росту спроса на другие. Формирование  ассортимента товаров без учета этого фактора может привести к сокращению товарооборота, снижению культуры торговли.

    Формируя  ассортимент товаров, необходимо  учитывать такой фактор, как сезонность  потребления и производства отдельных  продуктов, праздники, традиции.

    Также  важное значение имеет цена товара, которая зависит от выбора источников потребления, каналов продвижения товаров и ценовой стратегии конкурентов.

1.2.Принципы  построения и этапы  формирования ассортимента  товаров 

Коммерческая  служба организации, обобщив информацию о факторах влияния на торговый ассортимент, осуществляет его формирование с  учетом основных положений, имеющих  неизменное значение и содержание, т.е. с учетом принципов построения торгового ассортимента.

   Основополагающим  принципом является соответствие  ассортимента магазина характеру  предъявляемого потребителями спроса. Спрос является категорией постоянно  меняющейся как качественно, так  и количественно, следовательно,  ассортимент магазина должен быть гибким и изменяться в соответствии со спросом. Это предполагает осуществление в системе коммерческой деятельности организации работы по изучению покупательного спроса с учетом профессионального и половозрастного состава населения, его покупательской способности.

   Принцип  комплексного удовлетворения спроса  предполагает формирование ассортимента  товаров с учетом комплексности  их потребления.

    Принцип  обеспечения оптимальной широты, глубины, а также устойчивости  и обновляемости ассортимента учитывается в процессе разработки ассортиментной модели магазина и реализации ассортимента. Он предполагает наличие предельно широкого ассортимента товаров с учетом объективно существующих ограничений: размер торговой площади, состояние оборудования, финансовые возможности и учетом принятой ассортиментной политики.

     Обеспечение  рентабельности работы магазина  – это непременное коммерческое  условие и соответственно принцип  формирования ассортимента.

     Формирование  ассортимента товаров осуществляется  в несколько этапов:

  1. Определяется ассортиментный профиль и направление специализации магазина  в соответствии с выбранной коммерческой стратегией.
  2. Устанавливается структура ассортимента. На этом этапе определяется количественное соотношение отдельных групп товаров и происходит  их увязка с плановыми показателями магазина и рентабельностью групп и подгрупп товара.
  3. Осуществляется подбор внутригруппового ассортимента по отличительным признакам с увязкой его с конкретной торговой площадью, рентабельностью товаров. Таким образом, определяется количество и разновидностей товаров в разрезе отдельных групп и подгрупп товаров.

    При формировании ассортимента торгового предприятия используется подход, соответствующий современному состоянию экономики: на основе ассортиментного перечня (см. прил.1).

     Ассортиментный перечень предполагает  наличие в продаже стандарта  товарного предложения, заявленного  в обязательном ассортиментном  перечне. Он ориентирован на  удовлетворение твердо сформулированного  спроса.

     В целях насыщения рынка республики  потребительскими товарами, обеспечения  надлежащей организации торговли  широким ассортиментом продовольственных  товаров и поддержки товаропроизводителей  Министерство торговли Республики  Беларусь определило Перечень  товаров отечественного производства , рекомендуемых для включения в ассортиментные перечни товаров торговыми объектами, осуществляющими розничную торговлю.

      В Перечень товаров отечественного  производства, рекомендованный Министерством  торговли, включено 54 вида продовольственных  товаров, вино-водочные изделия, пиво, шампанское и коньяк.

      Органы управления торговлей  и услугами , Минского горисполкома в соответствии с действующим порядком обязаны осуществлять мониторинг потребительского рынка с подготовкой ежеквартальных конъюктурных обзоров о состоянии спроса населения и предоставляться торговой организацией Министерству торговли до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

     В рекомендуемый перечень Министерством  торговли Республики Беларусь  включаются товары, производимые  в республике и поставляемые внутреннему рынку в объемах, достаточных для удовлетворения заявок торговых объектов всех форм собственности, а также продовольственные товары, не вырабатываемые в республике, имеющие социальную значимость. При разработке ассортиментного перечня собственникам торгового объекта рекомендуется в первую очередь включать товары отечественного производства. В них указываются: вид товара, количество разновидностей по каждому виду, размерные признаки на товары, их имеющие.

      Ассортиментный перечень определяется юридическим лицом при получении лицензии(см. прил.2) на розничную торговлю, на основании рекомендуемого перечня с учетом товарного профиля, специализации, места расположения торгового объекта, размера торговой площади, особенностей контингента обслуживаемого населения. При этом разработчик руководствуется Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь  Об ассортиментных перечнях товаров №36 от 16 ноября 2006г.

     Ассортиментный перечень продовольственных  товаров утверждается по предъявлению  собственника после согласования  в установленном порядке с  органами государственного санитарного надзора.

   Ассортиментный  перечень утверждают исполнительные  комитеты по месту нахождения  торгового объекта на 2 года и  доводятся Министерством торговли  Республики Беларусь до органов  управления торговлей Минского  горисполкома не позднее 60 дней  до наступления года.

   Перечень  вывешивается на видном для  покупателей месте и имеет  следующую форму(см. прил.1).

 

2.Анализ  хозяйственно-финансовой  деятельности предприятия 

2.1.Организационно-экономическая  характеристика предприятия 

     Закрытое Акционерное Общество «Чижовский двор» является коммерческой организацией, зарегистрированной в 1997., осуществляющей свою деятельность по адресу: г.Минск ул. Уборевича 144 А. Уставный фонд ЗАО «Чижовский двор» составляет 45 064 000 рублей.  Предприятие действует на основании устава (см. прил.3).

     Основной  сферой деятельности организации является осуществление коммерческой деятельности, направленной на насыщение столичного рынка продуктами питания (в том  числе собственного производства), а также оказании услуг населению  в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие действует  на основании лицензии № 50000\0367377 от 18.10.2007 года на розничную торговлю (включая  алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание (см. прил.2).

ЗАО «Чижовский двор» является собственником хлебного павильона, здания приемного пункта стеклотары, здания, в котором расположены бухгалтерия ЗАО «Чижовский двор» и здания магазина «Стройматериалы», также Общество арендует площадь под магазин в ЖРЭО Заводского района.

В собственности  Общества находятся следующие основные средства: передаточные устройства (теплоузел); машины и оборудование; вычислительная техника, измерительные приборы.

Основной специализацией деятельности ЗАО «Чижовский двор» является продажа широкого ассортимента продовольственных и промышленных товаров, а также на площадях магазина открыты цеха по изготовлению продукции собственного производства – цех мясных  п\ф, кулинарных и кондитерских изделий.

Информация о работе Формирование ассортимента товаров в предприятии розничной торговли