Формирование ассортимента товаров в предприятии розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Формирование ассортимента – это процесс определения набора товарных групп, видов и разновидностей, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации.
Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения – от производства до потребления. В каждом из них ассортимент товаров различен.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 94.32 Кб (Скачать)

Расширение сферы  деятельности предприятия способствовало увеличению объема товарооборота, увеличению сумм получаемой прибыли. Средний размер применяемой наценки на продукцию  цеха мясных п\ф составляет 26%, продукцию кулинарную продукцию 46%,  продукцию кондитерского цеха 64%. Развитие работы цехов является перспективным для предприятия.

Главной целью  своей деятельности предприятие  ставит:

    1. Увеличение розничного товарооборота;
    2. Получение прибыли;
    3. Расширение ассортимента продаваемых товаров;
    4. Удовлетворение покупательского спроса всех слоев населения;
    5. Рациональное использование площадей магазина;
    6. Повышение культуры обслуживания покупателей;
    7. Обучение персонала передовым методам торговли;
    8. Внедрение новых научных разработок.

Для достижения поставленных целей торгово-хозяйственная  деятельность Общества направлена:

    1. На получение прибыли для удовлетворения экономических, социальных, культурных интересов трудового коллектива, участников Общества;
    2. Наилучшее удовлетворение потребностей покупателей;
    3. Устойчивость развития дела;
    4. Достижение общественного успеха;
    5. Обеспечение высокого престижа ЗАО «Чижовский двор»

Для охвата более  широкого круга покупателей и  увеличения объемов продаж, наряду с постоянным расширением ассортимента и своевременным его обновлением  в магазине  применяется минимально-возможная  наценка. Мы считаем это характерным явлением для предприятий торговли, которые пришли на рынок всерьез и надолго. Только профессионалы в торговле в состоянии предложить потребителю товары на любой вкус и по доступным ценам, гарантировать покупателем уважение их прав. ЗАО «Чижовский двор» делает это сегодня. Именно ему, Покупателю, его запросам и интересам посвящена работа большого талантливого коллектива.

     Заботясь  о сбалансированности товарооборота  и товарных ресурсов, недопущения  образования сверхнормативных товарных запасов, в магазине ежемесячно коммерческой службой разрабатываются планы  товарного обеспечения по каждой из товарных секций. Решая эту задачу, работники органов снабжения (товароведы) изучают и учитывают спрос  и предложение на все товары, уровень  и изменение цен на них и на услуги посреднических организаций, выбирают наиболее экономичную форму товародвижения, оптимизируют запасы, снижают транспортно-заготовительные и складские расходы. Они также заключают все договора с поставщиками на поставку товаров (см. прил.4), формируют ассортиментный перечень товаров (см. прил.1), занимается сертификацией товаров (см. прил.5), занимается возвратом по браку с поставщиками и покупателями (см. прил. 6), участвует в различных ярмарках, занимается заключением договоров на сотрудничество с частными предпринимателями. Также в обязанности товароведа данного предприятия входит формирование ассортимента, для чего требуется исследование спроса населения на различные виды товаров. Для формирования ассортимента исходят из данных по предыдущим периодам, например данные о размерах товарных запасов (см. прил.7), о видах товаров, медленно реализуемых.

     Одним из важнейших требований к товародвижению является его планомерная организация  по заранее разработанным графикам, в которых предусматривается  наиболее рациональная  частота  и  количество завозимых в магазин  товаров.

     Товароведы  осуществляют постоянный контроль за состоянием реализации товаров по товарным группам и отдельным наименованием. При выявлении перебоев в торговле, связанных с отсутствием в продаже достаточных товаров, принимаются оперативные меры для их завоза в соответствии с установленным ассортиментным перечнем (см. прил.1) и в дальнейшем устранятся причины этих недостатков. Ежедневная,  кропотливая работа коммерческой службы позволила довести реализацию отечественных товаров ЗАО «Чижовский двор» до 75% в общем объеме товарооборота.

     Вместе  с тем для более полного  удовлетворения покупательского спроса коммерческой службой проводится работа по вовлечению в товарооборот товаров, которые не производятся в Беларуси. Налаживаются связи по поставкам товаров из стран ближнего зарубежья,  в т.ч. России, Молдавии, Украины, Прибалтики.

     В настоящее время значительную роль в потребительском выборе играет ценовая конкуренция. Поскольку  себестоимость производства товаров  на всех предприятиях промышленности разная, то, имея в наличии товар  одной товарной группы, но широкого диапазона цен, можно привлечь дополнительный контингент покупателей.

     При закупе товаров предпочтение будет  отдано отечественному производителю.

     Товары, не производимые в республике, ЗАО «Чижовский двор» как и прежде будет закупать у фирм, завозящих их извне и являющихся первыми импортерами. Это дает возможность получения преимущества при ценовой конкуренции и большего эффекта. Снижение риска при работе с коммерческими структурами достигается путем заключения договоров на условиях оплаты по мере реализации или по факту поставки в течение 10-30 банковских дней с разработанной системой штрафных санкций за поставку некачественных товаров и нарушения условий поставки.

     Основными конкурентными преимуществами ЗАО «Чижовский двор», которые помогут ему, выделится среди других предприятий торговли, и завоевать доверие покупателей явлются:

     предложение   покупателю   товаров   соответствующих   всем   качественным требованиям ;

     предложение товаров с нестандартным набором  свойств, реально интересующих покупателя (с различными наполнителями и  добавками, соответствующим определенному  вкусу круга покупателей);

     проведение  гибкой ценовой политики;

     применение  различных видов внутри- и вне  магазинной рекламы;

     расширение  объема дополнительных услуг (комплектация подарочных наборов, доставка товара по заказу, доставка крупногабаритных товаров  на дом покупателю).

     реализация  большого ассортимента товарных позиций, рассчитанных на группы населения с  различными доходами.

     реализация  товаров населению в кредит, периодическое  предоставление кредита на льготных условиях.

     Основной  целью стратегии маркетинга в  ЗАО «Чижовский двор» в отношении потребителя выступает привлечение покупателей за счет расширения ассортимента товаров, нацеленного на разные уровни доходов населения, расширение видов деятельности.

     Предприятие повышает заинтересованность во взаимном сотрудничестве с постоянными поставщиками и прилагает усилия для привлечения  новых поставщиков. Это возможно, поскольку у предприятия есть три собственных грузовых автомобиля и один грузопассажирский автомобиль для организации междугородных  рейсов и доставки товара.

     Основой проводимой ассортиментной политики будет  являться увеличение ассортимента реализуемых  товаров как в ширину (разнообразие товарных позиций), так и в глубину (рост товарных разновидностей в пределах одной товарной группы).

     Расширение  ассортимента реализуемых товаров  предполагается вести по следующим  направлениям:

     расширение  связей с поставщиками товаров по номенклатуре изделий;

     установление  постоянных связей с фирмами, ввозящими  товары в республику, и работы с  ними по заказам;

     расширение  ассортимента продукции собственного кондитерского цеха;

     оказание услуг по доставке крупногабаритных товаров покупателю на дом, по формированию заказов , изготовлению и оформлению подарков.

Рассматривая  практику ценообразования, следует  отметить следующее, что  закупочные цены с поставщиками согласовываются  на основании протокола согласования цен (см. прил.8) и соответствующей счёт-фактуры (см.прил.9), установление же розничной цены определяет само предприятие, исходя из закупочной цены и соответствующей наценки. В некоторых случаях договором предусматривается изменение закупочной цены, если товар предоставляется на условиях реализации на длительный период, соответственно меняются и розничные цены.

     Работа коммерческой службы в 2011 году осуществлялась в соответствии с действующими «Положением о коммерческой службе» и «Положением о торговых отделах».

     Предприятие постоянно работает над расширением  ассортимента товаров. Напрямую заключены договора с основными поставщикми и фирмами (см. прил.4), что позволяет своевременно пополнять ассортимент товаров отечественного производства. Всего заключено 320 договоров (из них- 250 с коммерческими фирмами, 70 - с государственными поставщиками).

     В настоящее время в торговом зале универсама предлагается покупателю около 6000 наименований продовольственных и непродовольственных товаров. Причем прочное место (около 80%) в реализации занимают отечественные товары.

     В целях изучения спроса на товары, ускорения  реализации и оборачиваемости в универсаме за 2011 г. проведено 26 выставок-продаж, расширенные распродажи.

     В течение года проведено более 30 праздничных  акций с отечественными товаропроизводителями  с вручением призов и подарков покупателям.

     Основными направлениями в работе коммерческой службы является изыскание и максимальное обеспечение универсама необходимыми товарами с учетом потребностей покупателей, совершенствование работы по повышению  качества товаров, увеличение реализации товаров и ускорение товарооборачиваемости, доведение товарных запасов до установленных нормативов, сокращение издержек обращения по закупу, доставке и реализации товаров, увеличение валовых доходов и прибыли предприятия.

     Для обеспечения товарами было заключено 679 договоров с поставщиками (в  т.ч. с отечественными товаропроизводителями).

     Договора  на поставку продукции заключаются  с поставщиками на имя директора, торговым отделом.

     Поставщикам товаров необходимо обеспечить выполнение ряда следующих требований: товарный внешний вид, надлежащее качество, сопроводительный документ, установленная оценочной  комиссией  отпускная цена и соответствующая  упаковка, обеспечивающая сохранность  при транспортировке и реализации.

     В договоре указывается:

  1. преамбула;
  2. предмет договора;
  3. стоимость продукции и сумма договора;
  4. условия и порядок поставки;
  5. ответственность сторон;
  6. форс-мажор;
  7. срок действия;
  8. юридические адреса сторон.

     В зависимости от интересов сторон некоторые пункты могут отсутствовать  или же наоборот добавлены новые.

     В соответствии с условиями основного  договора платежные поручения используются также для предварительной оплаты товаров и для осуществления  периодических платежей.

     Договора  на поставку продукции в ЗАО «Чижовский двор» действуют с момента их подписания. Изменение условий или досрочное расторжение возможно по соглашению сторон. Они считаются продленными на год, если одна из сторон не заявила о прекращении договоров за месяц до окончания срока действия. При расторжении сторона инициатор обязана предупредить другую сторону не менее, чем за месяц. За невыполнение своих обязательств по договору стороны несут имущественную ответственность в установленном порядке.

     За  счет увеличения сроков оплаты по договорам, уменьшения доли оплаченных товаров, сокращения издержек по поставке за счет увеличения централизованной доставки.

     Коммерческой  службой универсама ведется работа по увеличению поставок непродовольственных  товаров для полного удовлетворения покупательского спроса.

     В целях наиболее полного обеспечения  товарами необходимого ассортимента специалистами  коммерческой службы ЗАО «Чижовский двор» осуществлялись выезды на предприятия для личной отборки.

     Специалистами ЗАО «Чижовский двор» проводится определенная работа по контролю качества поступающих товаров. Организована 100% разбраковка. Результаты разбраковки отражаются в журнале контроля качества.

     В целях улучшения качества поступающих  товаров по результатам разбраковки  возвращено поставщикам товаров  на сумму 12 млн. рублей. Предъявлено 56 претензий, взыскано штрафов -3 млн. рублей. 

     2.2.Анализ структуры ассортимента ЗАО «Чижовский двор» и расчет влияния изменения структуры товарооборота на валовый доход. Финансово-экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности предприятия за 2010-2011г

       Одним из основных показателей конкурентоспособности предприятия является ассортимент и товарооборот реализуемой продукции.

     Рассмотрим  структуру ассортимента товаров ЗАО «Чижовский двор» (табл. 1).

Таблица 1. Анализ структуры ассортимента ЗАО «Чижовский двор» и расчет влияния изменения структуры товарооборота на валовой доход

Информация о работе Формирование ассортимента товаров в предприятии розничной торговли