Формирование ассортимента товаров в предприятии розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Формирование ассортимента – это процесс определения набора товарных групп, видов и разновидностей, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации.
Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения – от производства до потребления. В каждом из них ассортимент товаров различен.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 94.32 Кб (Скачать)
Товарная  группа Фактический удельный вес в розн. ТО, % Фактические уровни валового дохода в % к обороту за 2011г. Процентные  числа (гр.5 х гр.4) Размер влияния  в % к обороту (гр.6 : 100)
2010г. 2011г. +,- в динамике
Продукция собственного производства 10,67 8,45 -2,22 15,75 -34,97 Х
Колбасные изделия 12,76 12,20 -0,56 10,51 -5,89 Х
Консервы  мясные 0,39 0,30 -0,09 18,37 -8,65 Х
Рыба 12,63 0,84 -0,42 20 -8,4 Х
Сельди 1,25 0,98 -0,27 20 -5,4 Х
Консервы  рыбные 0,26 0,27 +0,01 18,37 +0,18 Х
Масло животное 2,49 1,83 -0,66 10,71 -7,07 Х
Масло растительное 0,75 0,51 -0,24 18,37 -4,41 Х
Маргарин 0,13 0,16 +0,03 16,67 +0,50 Х
Майонез 0,55 0,60 +0,05 23,08 +1,15 Х
Цельномолочная  продукция 11,98 11,78 -0,2 9,9 -1,98 Х
Сыр 2,03 1,72 -0,31 13,04 -4,04 Х
Консервы  пл.-овощные 0,69 0,73 +0,04 13,04 +0,52 Х
Яйца 1,6 1,49 -0,11 9,1 -1,00 Х
Сахар 2,81 4,31 +1,5 13,04 +19,56 Х
Кондитерские  изделия 5,55 6,25 +0,7 20 +14 Х
Чай 0,17 0,13 -0,04 23,08 -0,92 Х
Соль 0,11 0,13 +0,02 23,08 +0,46 Х
Водка и  л/вод. 8,48 9,86 +1,38 13,5 +18,63 Х
Вино, нап.винные 7,72 9,06 +1,34 23,07 +30,91 Х
Шампанское 0,70 0,68 -0,02 23,07 -0,46 Х
Пиво 2,41 2,24 -0,17 20 -3,4 Х
Мука 0,26 0,30 +0,40 21,8 +0,87 Х
Хлеб и  х/бул. изд. 12,70 12,30 -0,4 13,04 -5,22 Х
Крупа 0,94 0,82 -0,12 16,7 -2,00 Х
Макарон. изделия 0,53 0,43 -0,1 23 -2,3 Х
Б/алк. напитки 3,14 2,46 -0,68 23,08 -15,69 Х
Мороженое 2,15 1,85 -0,3 25 -7,5 Х
Непрод.товары 2,50 3,87 +1,37 23 +31,51 Х
Итого 100,0 100,0 --- 13,9 +14,74 0,147

     Таким образом, изменение структуры розничного товарооборота привело к увеличению уровня валового дохода на 0,147 % к обороту.

     Под полнотой ассортимента понимается предоставление покупателю широкого выбора разновидностей товаров, а под стабильностью — обеспечение постоянного наличия в продаже определенных разновидностей товаров. Выражением этих показателей являются коэффициенты полноты и стабильности ассортимента. Ассортиментный перечень продовольственных товаров и сырых полуфабрикатов собственного производства представлен в приложениях.

     Коэффициент полноты  ассортимента (Кпол) рассчитывают по формуле К=Рф/Рп, где Рф — фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки;

     Рп — количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.

     Коэффициент     стабильности     ассортимента (Кст) определяется по формуле

     Кст =(Рф1+Рф2+…+Рфп)/Рп*п,

     где Рфь Рф2, ..., Рфп — фактическое количество разновидностей товаров на момент отдельных проверок;

     Рп — количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем;

     п — число проверок.

     Неравномерность развития розничного товарооборота  в ассортиментном разрезе в динамике привела к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом (долей) отдельных товарных групп  и товаров в общем объеме товарооборота. Так в 2011 году по сравнению с 2010 годом возросла доля в товарообороте колбасных изделий, рыбы, молока и молочных продуктов, сахара, кондитерских изделий, хлеба и хлебобулочных изделий, макаронных изделий, картофеля, водки и ликероводочных изделий, вина, коньяка, шампанского и соответственно уменьшился удельный вес других товарных групп и товаров.

     Далее рассмотрим коэффициенты полноты ассортимента и его стабильности на примере  отдела продукции собственного производства:

     Кпол2008=40/36=1,1;

     Кпол2009=45/38=1,2;

     Кст2008=(35+38+37)/36*3=1,0;

     Кст2009=(40+43+48)/38*3=1,1.

     Как свидетельствуют данные коэффициенты, в 2009 году с увеличением как планового так и фактического ассортимента коэффициент его полноты несколько увеличился. Также в 2011 году улучшился и коэффициент стабильности ассортимента, что оказывает положительное влияние в целом на работу магазина.

     Для полной оценки влияния такого фактора, как изменение структуры ассортимента товарооборота проведем следующие  расчеты. 

     Таблица 2. Разработочная таблица для измерения  влияния на динамику средней товарооборачиваемости изменения структуры товарооборота и времени обращения отдельных товарных групп

Товарная  группа и товар Фактический удельный вес в розничном товарообороте, % Фактическая товарооборачиваемость, дни Пересчет  фактической структуры товарооборота  отчетного года на оборачиваемость товаров прошлого года
I кв. 3 кв. Изменение в  динамике I кв. 3 кв. Изменение в  динамике
ускорение (-) Замедление (+)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Продукция собственного производства 6,3 10,3 4 2,4 4,1 - 1,7 24,72
Колбасные изделия и копчености всякие 6,5 8,4 1,9 13 12,3 -0,7 - 109,2
Рыба всякая 1,2 0,9 -0,3 29,2 33,8 - 4,6 26,3
Сельди 0,03 0,3 0,27 24,3 23,9 -0,4 - 7,29
Масло животное 1,5 1,4 -0,1 21,2 16,6 -4,6 - 29,7
Масло растительное 0,4 0,3 -0,1 47,0 58,4 - 11,4 14,1
Маргарин  и продукция 0,1 0,1 - 18,8 59,1 - 40,3 1,9
Молоко  и молочные продукты 9,1 7,8 -1,3 3,8 3,9 - 91 29,6
Сыр 1,8 1,6 -0,2 16,9 14,8 -2,1 - 27,0
Яйца 1,4 0,8 -0,6 7,1 11,1 - 4 5,7
Сахар 1,9 2,2 +0,3 25 34,2 - 9,2 5,5
Кондитерские  изделия 5,4 5,7 +0,3 62,2 65,1 - 2,9 354,5
Соль 0,2 0,1 -0,1 46 85 - 39 4,6
Мука 0,5 0,2 -0,3 41 96,6 - 55,6 8,2
Хлеб и  х/б изделия 12,6 10,9 -1,7 8,3 2,1 -0,2 - 25,1
Макаронные  изделия 0,7 0,4 -0,3 43,4 77,5 - 34,1 17,4
Картофель 0,6 0,6 - 9,1 77,8 - 68,7 5,5
Овощи 1,4 1,3 -0,1 14,5 14,8 - 0,3 18,9
Плоды 1,2 0,4 -0,8 19,5 46,5 - 27 7,8
Майонезная  продукция 0,9 0,9 - 12,7 12,5 -0,2 - 11,4
Ликеро-водочные изделия 17,5 17,8 +0,3 18,1 1,5 -16,6 - 322,2
Шампанское 0,5 0,7 0,2 11,1 46,2 - 35,1 7,8
Пиво 1,9 1,6 -0,3 9,6 20,3 - 10,7 15,4
Безалкогольные  напитки 2,2 2,2 - 59,3 47,6 -11,7 - 130,5
Мороженое 1,8 0,8 -1,0 8,6 37,8 - 29,2 6,9
Прочие  прод.товары 0,7 0,5 -0,2 173,6 319,2 - 145,6 86,8
Вино плодово-ягодное 6,0 9,3 -3,3 19,2 14,4 -4,8 - 178,6
Хлопчато-бумажные ткани 0,006 0 -0,006 53,5 0 -53,5 - 0
Бельевой  трикотаж 0,5 0,4 -0,1 78,1 65,3 -12,8 - 31,2
Чулки, носки 0,5 0,5 - 70,3 63,3 -7 - 35,2
Парфюмерно-косметические  товары 0,5 0,2 -0,3 54 99,6 - 45,6 10,8
Галантерея 0,6 0,3 -0,3 67,4 89,9 - 22,5 20,2
Радиотовары 0,2 0,2 - 64,2 60,7 -3,5 - 12,8
Игрушки 0,2 0,3 0,1 65,6 53 -12,6 - 19,7
Прочие  культтовары 0,02 0,004 -0,016 50,2 0 -50,2 - 0,2
ВСЕГО ТОВАРОВ 100 100 - 27,1 31,6 - 4,5 2710
 

     Структурные изменения в товарообороте привели  к незначительному замедлению (менее 0,1) товарооборачиваемости. Это произошло в результате увеличения в товарообороте доли реализации товаров, имеющих замедленную оборачиваемость. По одним товарным группам (колбасные изделия, сельди, масло животное, сыр, хлеба и хлебобулочные изделия, майонезная продукция, безалкогольные напитки, белье, верхний и бельевой трикотаж, радиотовары, игрушки, прочие культтовары, инструмент) произошло ускорение их обращения. По другим группам товаров — замедление их оборачиваемости, что в конечном счете привело к замедлению времени обращения товаров по торговому предприятию на 4,5 дня.

     Ускорение либо замедление оборачиваемости отдельных  товаров и товарных групп связано  с изменением объемов их реализации и размера средних товарных запасов. Для изучения влияния этих факторов на динамику времени обращения отдельных  товарных групп и товаров, составим таблицу 3. 
 

Таблица 3. Расчет влияния факторов на динамику оборачиваемости  отдельных товарных групп и товаров

Товарная  группа и товар Время обращения  товаров, дни
I кв. при товарных запасах 3 кв. И товарообороте I кв. 3 кв. изменение в  динамике
всего в т.ч. за счет изменения
ускорение (-) замедление (+) средних товарных запасов (гр.3-гр.2) объема товарооборота (гр.4-гр.3)
1 2 3 4 5 6 7 8
Продукция собственного производства 2,4 10,1 4,1 1,7 7,7 -6
Колбасные изделия и копчености всякие 13 24,0 12,3 -0,7 11 -11,7
Рыба всякая 29,2 41,2 33,8 4,6 12 -7,4
Сельди 24,3 32,5 23,9 -0,4 8,2 -8,6
Масло животное 21,2 23,1 16,6 -4,6 1,9 -6,5
Масло растительное 47,0 70,6 58,4 11,4 23,6 -12,2
Маргарин  и продукция 18,8 67,5 59,1 40,3 48,7 -8,4
Молоко  и молочные продукты 3,8 5,1 3,9 - 0,1 1,3 -1,2
Сыр 16,9 19,4 14,8 -2,1 - 2,5 -4,6
Яйца 7,1 9,2 11,1 - 4 2,1 1,9
Сахар 25 59,7 34,2 - 9,2 34,7 -25,5
Кондитерские  изделия 62,2 103,8 65,1 - 2,9 41,6 -38,7
Чай 119,5 121,6 99,9 -19,6 - 2,1 -21,7
Соль 46 78,7 85 - 39 32,7 6,3
Мука 41 66,7 96,6 - 55,6 25,7 29,9
Хлеб и  х/б изделия 2,3 2,7 2,1 -0,2 - 0,4 -0,6
Макаронные  изделия 43,4 66,7 77,5 - 34,1 23,3 10,8
Картофель 9,1 116,8 77,8 - 68,7 107,7 -39
Овощи 14,5 21,6 14,8 - 0,3 7,1 -6,8
Плоды 19,5 19,7 46,5 - 27 0,2 26,8
Майонезная  продукция 12,7 19,1 12,5 -0,2 - 6,4 -6,6
Ликеро-водочные изделия 14,1 23,1 1,5 -16,6 - 5 -21,6
Шампанское 11,1 97,9 46,2 - 35,1 86,8 -51,7
Пиво 9,6 23,5 20,3 - 10,7 13,5 6,8
Безалкогольные  напитки 59,3 71,9 47,6 -11,7 - 12,6 -24,3
Мороженое 8,6 28,4 37,8 - 29,2 19,8 9,4
Вино плодово-ягодное 19,2 33,9 14,4 -4,8 - 14,7 -19,5
ИТОГО прод.товары 21,1 35,5 22,9 - 1,8 14,4 -12,6
Верхний трикотаж 110,4 107,5 81,1 -29,3 - -2,9 -26,4
Бельевой  трикотаж 78,1 69,9 65,3 -12,8 - -8,2 -4,6
Чулки, носки 70,3 90,4 63,3 -7 - 20,1 -27,1
Парфюмерно-косметические  товары 54 72,6 99,6 - 45,6 18,6 27
Галантерея 67,4 75,8 89,9 - 22,5 8,4 14,1
Нитки 127 88,8 88,8 -38,2 - -38,2 0
Табак 78,6 204,4 104,3 - 25,7 125,8 -100,1
Спички 32,2 111,3 71,9 - 36,7 79,1 -39,4
Радиотовары 64,2 112,2 60,7 -3,5 - 48 -51,5
Игрушки 65,6 133,6 53 -12,6 - 68 -80,6
Прочие  культтовары 50,2 0 0 -50,2 - -50,2 0
ВСЕГО ТОВАРОВ 27,1 47,8 31,6 - 4,5 20,7 -16,2
 

     Рост  розничного товарооборота обеспечил  ускорение оборачиваемости практически  по всем товарным группам и товарам  на 16,2 дня, за исключением яиц, соли, муки, макаронных изделий, плодов, вина виноградного, пива, мороженного, парфюмерно-косметических  товаров, галантереи, белья.

     Увеличение  средних товарных запасов практически  по всем товарным группам, верхнего и  бельевого трикотажа, прочих культтоваров привели к замедлению оборачиваемости  на 20,7 дней. Таким образом в целом замедление оборачиваемости товаров составило 4,5 дня.

     В I квартале 2011 года в целом товарные запасы увеличились на 7187 тыс. руб., а их количество оборотов сократилось на 2 дня за счет сокращения дней оборота непродовольственных товаров, во II квартале произошло увеличение товарных запасов на 174539 тыс. руб., а количество оборотов в днях сократилось на 1 день. Во втором квартале отмечается увеличение запасов непродовольственных товаров в днях (на 8 дней) и сокращение продовольственных (на 1 день). В 3 квартале отмечается рост запасов не продовольственных товаров на 11 дней и сокращение продовольственных на 2 дня. В целом в 3 квартале рост товарных запасов на 89812 тыс.руб., а в днях товарные запасы не изменились и в среднем составили 26 дней. В IV квартале произошел рост товарных запасов как продовольственных так и непродовольственных. Запасы продовольственных товаров увеличились на 6 дней и составили 25 дней. В целом по предприятию, товарные запасы увеличились на 168469 тыс.руб. (или на 9 дней) и составили на 01.01.2011 г. 894852 тыс.руб. (31 дня).

     Сильных изменений в структуре ассортимента предприятия не наблюдалось. Данные анализа свидетельствуют о росте средних остатков в течении 2010 года как по продовольственным, так и по непродовольственным товарам и, соответственно, в целом по предприятию. Таким образом, оборачиваемость товаров к концу 2010 года замедлилась на 0,48 оборотов. Практически по всем товарным группам фактические средние товарные запасы значительно возросли, что отчасти вызвано влиянием ценового фактора. Ускорение времени обращения товаров по ряду товарных групп обеспечило высвобождение средств, вложенных в товарные запасы в размере 53863,1 тыс.руб. Замедление товарооборачиваемости по другим товарным группам потребовало дополнительного привлечения оборотных средств на 85818,3 тыс.руб. Общее замедление оборачиваемости товаров в целом по предприятию потребовало дополнительно вложения 116098,7 тыс.руб.

     Структурные изменения в товарообороте привели  к незначительному замедлению (менее 0,1) товарооборачиваемости. Это произошло в результате увеличения в товарообороте доли реализации товаров, имеющих замедленную оборачиваемость. Рост розничного товарооборота обеспечил ускорение оборачиваемости практически по всем товарным группам и товарам на 16,2 дня.

Информация о работе Формирование ассортимента товаров в предприятии розничной торговли