Формирование ассортимента товаров в предприятии розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Формирование ассортимента – это процесс определения набора товарных групп, видов и разновидностей, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации.
Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения – от производства до потребления. В каждом из них ассортимент товаров различен.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 94.32 Кб (Скачать)

     Рекомендуется формировать сопоставимый ассортимент  исходя из соотношений между предлагаемыми  ассортиментными группами с точки  зрения общности групп потребителей, источников товароснабжения и диапазона  цен. Он позволяет организации создавать  прочный имидж и обеспечивать стабильные отношения с поставщиками. Однако чрезмерная ограниченность ассортимента может сделать предприятие уязвимым по отношению к внешней среде, колебаниям в поставках, конкурентам.

     Поэтому говорят о формировании ассортимента оптимальной широты и глубины  с учетом всех существующих факторов.

     Каждый  включенный в ассортимент товар  должен быть привлекательным для  потребителя, его образ формируется  из следующих слагаемых:

     Образ товара= товар+упаковка+маркировка+цена+сервис

     Упаковка  демонстрирует марку, указывает состав и направление использования, отражает образ марки и демонстрирует товар, выделяет его через дизайн, цвет, форму и материал. Привлекательным для потребителя является использование при обслуживании покупателей фирменной бесплатной упаковки.

     Маркировка  является неотъемлемой частью образа товара.

     Требования  к маркировке дифференцируются в  зависимости то группы реализуемых  товаров и обычно содержаться  в правилах их продажи.

     Цена  товара должна быть эквивалентна вложенным в него затратам, отражать ценность его потребительских свойств и обеспечивать получение необходимой прибыли.

     Современная ассортиментная политика организаций требует  включения в ассортиментную модель магазина товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла. Такой подход позволяет обеспечивать организации относительно устойчивые объемы продаж и стабильное положение на рынке.

     Практика  показала, что основная группа (А) товаров  составляет 70-85% всех товаров в ассортименте магазина.

     А- основная группа товаров, которая обеспечивает наибольшую долю оборота и находится в стадии роста;

     Б – сопутствующие, стабилизирующие выручку от продаж и находящиеся в стадии зрелости;

     В – стратегические товары, на которые  ставка делается в будущем, в перспективе;

     Г – тактические товары, которые  стимулируют продажу основной группы и находятся в стадии роста  и зрелости;

     Д – товары, на которые уже низкий спрос, и тенденция эта сохраняется.

     Для каждого товара, включенного в  ассортимент, должна быть разработана  стратегия его реализации, которая  предполагает:

     - определение объемов и цен  реализации;

     - выбор методов продажи;

     - подбор средств стимулирования и рекламы;

     - определение перечня услуг, сервисного  обслуживания.

     С учетом вышеотмеченных подходов и принципов  может быть сформирована ассортиментная модель, отвечающая новой концепции  управления ассортиментом в розничной  торговле. 

     3.2.Показатели, характеризующие  эффективность состояния  ассортимента магазина

     Ассортимент магазина можно охарактеризовать по системе показателей. Это позволит осуществлять процесс управления торговым ассортиментом на научной основе, т.е. планировать, организовывать его формирование, контролировать и регулировать ассортимент, совершенствовать мотивацию продавцов и стимулирование продаж.

     Рассмотрим  эти показатели.

     Широта  ассортимента – количество групп товаров, включенных в ассортимент магазина. По их удельному весу в товарообороте и запасах различают ассортиментную структуру специализированных и универсальных магазинов.

     Глубина ассортимента – количество видов и разновидностей товаров внутри групп и подгрупп в ассортименте магазина.

     Структура ассортимента – это соотношение групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в ассортименте магазина. Она характеризуется показателями широты и глубины. Структура ассортимента имеет определяющее значение при организации его формирования в магазине. Различают понятия макро- и микроструктуры ассортимента товаров магазина. Под макроструктурой понимают соотношение между группами товаров в общем ассортименте, а под микроструктурой – соотношение видов и разновидностей в каждой товарной группе.

     В поддержании ассортимента товаров  в соответствии со спросом населения  важную роль играют полнота и стабильность ассортимента товаров в магазине.

     Полнота ассортимента – это соответствие фактического наличия товаров в магазине утвержденному ассортиментному перечню.

       Полнота ассортимента товаров  характеризуется коэффициентом  полноты (Кп) и рассчитывается по формуле

     Кп=Рф\Рн,

     Где Кп – коэффициент полноты ассортимента магазина на конкретную дату; Рф – фактическое количество разновидностей товаров в момент проверки; Рн – количество разновидностей товаров, предусмотренное обязательным ассортиментным перечнем.

     Значение  коэффициента может варьироваться  от 0 до 1. Но в отдельных случаях  он может быть больше 1, когда в  магазине ассортимент представлен  полнее, чем предусмотрено ассортиментным перечнем.

       Для более объективной оценки  товарного ассортимента его полноту  целесообразно определять за  отдельные периоды по данным  нескольких проверок ассортимента магазина. Для этого рассчитывают коэффициент устойчивости ассортимента по следующей формуле: 

     Куст=Р1+Р2+Р3+…Рn\Рн*n, 

     Где Куст – коэффициент устойчивости ассортимента товаров в магазине за период (месяц, квартал, год); Р1, Р2, Р3,Рn – фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок; Рн – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем; n – количество проверок.

     Таким образом, устойчивость (стабильность) ассортимента – это бесперебойное  наличие в продаже товаров  по их видам и разновидностям, заявленным в ассортиментном перечне.

     Торговый  ассортимент должен не только отвечать требованиям наиболее полного удовлетворения спроса, но и активно воздействовать на него в целях формирования разумных потребностей и эстетических вкусов населения. Поэтому важное значение имеет внедрение в ассортимент магазина новых товаров, представленных товаропроизводителями, которые отвечают не только запросам покупателей, но и формируют их спрос. Это особенно важно в отношении экологически чистых и полезных для здоровья отечественных товаров. В этом случае речь идет об обновляемости  ассортимента.

     Обновляемость ассортимента – пополнение ассортимента новыми разновидностями товаров в соответствии с ассортиментной политикой предприятия.

     Особое  место среди показателей состояния  ассортимента занимает показатель его  рентабельности. Рентабельность торгового  ассортимента – такой ассортиментный набор, который в своей совокупности обеспечивает получение хозяйствующим  субъектам запланированного размера  чистой прибыли, т.е. определенного  повышения доходов над затратами  по реализации товаров и налоговыми и неналоговыми платежами.

     Следует отметить, что положительная оценка состояния ассортимента магазина по всем отмеченным показателям обеспечивает во многом экономически целесообразную коммерческую деятельность хозяйствующего субъекта на розничном рынке. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формирование ассортимента товаров в предприятии розничной торговли