Формирование ассортимента товаров в предприятии розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Формирование ассортимента – это процесс определения набора товарных групп, видов и разновидностей, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации.
Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения – от производства до потребления. В каждом из них ассортимент товаров различен.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 94.32 Кб (Скачать)

     Увеличение  средних товарных запасов практически  по всем товарным группам привело  к замедлению оборачиваемости на 20,7 дней. Таким образом замедление оборачиваемости товаров составило 4,5 дня.

     Нормативные товарные запасы составляют 36 дней, а  плановые 40,7 дней. Следовательно, предприятие  имеет необходимый минимум товаров, но вместе с тем некоторые товарные запасы можно сократить, что позволить  высвободить оборотные средства.

     В ценообразовании 2011 года произошли коренные изменения.

     С учетом действующих и принятых документов по ценообразованию были определены основные направления ценовой политики универсама в 2011 году:

     - обеспечение  формирования розничных цен  с учетом  необходимой торговой надбавки и налогов, включаемых в цену, допуская снижения уровня  торговой   надбавки   по   сравнению   с  прошлым   годом  (с  учетом ограничений по социально значимым товарам) и соблюдение прогнозного параметра роста цен.  Специалисты отдела цен выборочно анализировали изменение   цен   на   поступающие   в   универсам   товары   и   ежемесячно предоставляли информацию об отпускных и розничных ценах на товары белорусского производства согласно перечню в ГУПР г. Минска.

     При формировании розничных цен в  универсаме применялась торговая надбавка на продовольственные товары (с учетом социально значимых) установлена в размере 10 - 30%. В отличие от прошлых лет, Министерство экономики только один раз в течение года принимало решение о снижении торговой надбавки с 30 до 23% на рыбу и рыбные товары.

     Согласно  решению Мингорсовета ставка налога с продаж установлена в размере 5%, за исключением перечня товаров, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь, на которые ставка налога установлена в размере 10 и 15% и товаров социально значимых, на которые налог не применяется (включая товары российского производства).

     По  ставке 15% облагаются ввезенные на таможенную территорию алкогольные напитки, пиво, кондитерские изделия.

     При поступлении новых партий товаров  проводился анализ остатков по ценам и их дооценка. В течение года дооценено 1700 единиц товара на сумму 639 тыс. рублей, что меньше, чем в 2011 году.

     Основные  направления ценовой политики на 2012 год:

    • ценовые решения должны подчиняться задаче обеспечения универсама возможности прибыльно вести дела в длительной перспективе;
    • формирование   розничных   цен   на   социально   значимые   товары производить с учетом установленных предельных торговых надбавок;
    • использовать    возможность    применения    торговых    надбавок    в зависимости от спроса и качества товара;
    • применять   стратегию   дифференцированных   цен,   предусмотрев   в договорах возможность получения скидок на товар в зависимости от условий.

       Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность организаций торговли. Он включает продажу товаров населению для личного потребления, а также предприятиям и учреждениям  — для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд. Розничный товарооборот изучается и оцениваться, как в действующих (продажных), так и в сопоставимых ценах. Для определения розничного товарооборота в сопоставимых ценах необходимо фактический его объем за период, с которого изменились цены, разделить на индекс розничных цен на товары.

     Анализ  выполнения плана и динамики розничного товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная реализация, равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары.

     Итоги работы ОАО «Чижовский двор» за 2011 год свидетельствуют о стабильных результатах деятельности предприятия.

Основные  показатели деятельности предприятия  представлены в таблице 4 

     Таблица 4. Основные показатели деятельности ЗАО «Чижовский двор» за 2010 и 2011 гг., тыс. руб.

Показатели 2010 год 2011 год Отклонение
План Факт От плана 2011 год в %

к 2010 году

В ∑ В %
Товарооборот  в фактических ценах 1456000 1650000 1733600 83600 105,1 119,1
Валовой доход 260624 295350 308581 13231 104,5 118,4
Уровень ВД, % 17,9 17,9 17,8 -0,1 99,4 99,4
Издержки  обращения 183456 202950 227102 24152 111,9 123,8
Уровень изд.обр., % 12,6 12,3 13,1 +0,8 106,5 103,9
Прибыль от реализации 50629 62324 50056 -12268 80,3 98,9
Уровень прибыли от реализации 3,5 3,8 2,9 -0,9 76,3 82,9
Сальдо  от внереализ. операций -55 - 1733,6 - - 3152
Балансовая  прибыль 50574 62324 51789,6 -10534,4 83,1 102,4
Уровень бал. Прибыли, % 3,5 3,8 3,0 -0,8 78,9 85,7
Чистая  прибыль 24035 32248 20366,6 -11881,4 63,2 84,7
Уровень ЧП, % 1,7 2,0 1,2 -0,8 60 70,6
Торговая  площадь, м2 438,5 438,5 345,5 -93 78,8 78,8
 

     По  данным таблицы 4 можно сделать вывод, что плановое задание за 2010 г. было выполнено на 105,1 %, а сумма перевыполнения составила 83600 тыс.руб. По сравнению с 2011 г. объем товарооборота возрос на 19,1 % (1733600/1456000*100).

     Увеличение  общей суммы валового дохода за 2010 год по сравнению с 2010 годом связано с увеличением розничного товарооборота, темп роста которого составил за 2011 год к аналогичному периоду прошлого года в действующих ценах 119,1 %, а в сопоставимых ценах товарооборот увеличился на 100,9%.

     Однако, следует отметить, что в отчетном периоде произошло снижение среднего уровня валового дохода в % к товарообороту в действующих ценах с 17,9 % до 17,8 %.

     Общая сумма валового дохода от реализации товаров за 2010 год по сравнению с аналогичным периодом 2009 года увеличилась на 48 млн.руб. и составила 308,6 млн.рублей. Темп роста валового дохода за январь-декабрь текущего года составил по отношению к январю-декабрю прошлого года 118,4 % (таблица 5). 

     Таблица 5. Анализ валового дохода ЗАО «Чижовский двор»

Показатели Прошлый период за 2010г. Отчетный период за 2011 Отклонение 2011г. от 2010г.(+/-) 2011г. в % к  2010 г.
Розничный товарооборот, млн.руб.        
— в  действующих ценах 1456,0 1733,6 277,6 119,1
— в  сопоставимых ценах 1456,0 1469,2 13,2 100,9
Общая сумма ВД от реализации товаров, млн.руб. 260,6 308,6 48,0 118,4
Средний уровень ВД в % к т/об. в действующих ценах 17,9 17,8 -0,1 99,4
Сумма налогов и обязат. платежей, взимаемых за счет ВД, млн.руб. 26,5 31,4 4,9 118,5
Уровень налогов в % к обороту 1,8 1,8 - 100
Сумма ВД, остающегося в распоряжении торг. предприятия, млн.руб. 234,1 277,2 44,1 118,4
Уровень ВД, остающегося в распоряжении торг. Предприятия, в % к т/об. в действующих ценах 16,1 16,0 -0,1 99,4
 

     Из  таблицы 5 следует, что валовой доход, остающийся в распоряжении торгового предприятия за 2011 год по сравнению с 2010 годом увеличился на 43,1 млн.руб. и составил соответственно 277,2 млн.руб. против 234,1 млн.руб. в 2010 году, при снижении уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия на 0,1 процентных пункта.

     Основным  показателем хозяйственной деятельности является прибыль, так как от ее размера  зависит дальнейшее развитие предприятия, возможность конкурировать на рынке  за счет внедрения современного оборудования, стимулирование работников за труд, решение  социальных вопросов.

     Данные  таблицы 4 показывают, что за отчетный период прибыль от реализации товаров снизилась по сравнению с прошлым периодом на 1,1%, балансовая прибыль увеличилась 2,4%, чистая прибыль снизилась на 15,3%. 

     Таблица 3. Анализ прибыли и рентабельности ЗАО «Чижовский двор» за 2011 год, тыс.руб.

Показатели 2009 год 2011 год Отклонение
План Факт От плана 2010г. в % к 2009 г.
В ∑ В %
Товарооборот 1456000 1650000 1733600 83600 105,1 119,1
Валовой доход 260624 295350 308581 13231 104,5 118,4
Уровень ВД, % 17,9 17,9 17,8 -0,1 99,4 99,4
Издержки  обращения 183456 202950 227102 24152 111,9 123,8
Уровень изд.обр., % 12,6 12,3 13,1 +0,8 106,5 103,9
Прибыль от реализации 50629 62324 50056 -12268 80,3 98,9
Уровень прибыли от реализации 3,5 3,8 2,9 -0,9 76,3 82,9
Сальдо  от внереализ. операции -55 - 1733,6 - - 3152
Балансовая  прибыль 50574 62324 51789,6 -10534 83,1 102,4
Уровень бал. прибыли, % 3,5 3,8 3,0 -0,8 78,9 85,7
Чистая  прибыль 24035 32248 20366,6 -11881 63,2 84,7
Уровень ЧП, % 1,7 2,0 1,2 -0,8 60 70,6
Торговая  S, м2 438,5 438,5 345,5 -93 78,8 78,8
Численность работников, чел. 47 45 45 0 100,0 -2
Рентабельность:            
1. Р прод.= БП/ Тоб.*100 3,5 3,8 3,0 -0,8 78,9 85,7
2. Р к и.о.= БП/ И.О.*100 27,6 30,7 22,8 -7,9 74,3 82,6
3. П на 1 м кв. торг. S 115,3 142,1 149,8 7,7 105,4 129,9
4. П на 1 работника 1076 1384,9 1150,9 -234 83,1 106,9
 

     На  снижение прибыли повлияли следующие  факторы:

  • Рост объема товарооборота в отчетном периоде по сравнению с предшествующим не значителен и прибыль снизилась на 573 тыс.руб.;
  • Снижение среднего уровня валового дохода с 17,9 % на 17,8 %;
  • Рост издержек обращения и их уровня к обороту также привел к снижению прибыли.

     Анализируя  выполнение плановых показателей по прибыли, видно, что они не выполнены.

     Влияние на прибыль следующих факторов:

     1. Изменение объема товарооборота  =

     

     2. Изменение среднего уровня Изд. обр. =

     

     3. изменение среднего уровня ВД =

     

     Сумма недовыполнения по прибыли от реализации составила 12268 тыс.руб., балансовой прибыли — 10534,4 тыс.руб., чистой прибыли — 11881,4 тыс.руб. Это с отрицательной стороны характеризует работу торгового предприятия.

     С отрицательной стороны работу торгового  предприятия характеризуют и  показатели рентабельности. В отчетном году они ниже, в сравнении с  прошлым периодом. Также и рентабельность оборота снизилась на 0,5 %.

     Согласно   Инструкции  по  анализу и контролю  за  финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности,  утвержденной  постановлением  Министерства финансов, Министерства экономики и Министерства статистики Республики Беларусь  от 14.05.2004  № 81/128/65  (далее - Инструкция), в качестве  основных  критериев для оценки  финансовой  устойчивости предприятия используются следующие показатели:

     1) Коэффициент капитализации (К), который  показывает количество заемных средств субъект привлекает на 1 рубль, вложенных в активы собственных средств, рассчитывается по формуле (1) 

     К  =  Д.об. + Кр.об. ,

                                                        Кап. рез.                                 (1)

     где Д.об. – долгосрочные обязательства;

           Кр.об. – краткосрочные обязательства;

Информация о работе Формирование ассортимента товаров в предприятии розничной торговли