Финансово-экономические и организационные основы деятельности важнейших рыночных структур управления промышленностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности, которая осуществляется в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей.
В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.

Оглавление

1. Предприятие как первичное звено народного хозяйства……………3
2. Особенности организации финансов в зависимости от организационно-правовой формы бизнеса…………………………………..…5
3. Цели и порядок объединения предприятий. Финансовые и другие обязательства участников финансово-промышленных групп…………………8
4. Экономическое содержание капитала, доходов, денежных фондов и денежных средств организации………………………………………..………21
5. Формирование уставного капитала в зависимости от выбранной ОПФ…………………………………………………………………………….26
6. Добавочный капитал как инструмент прироста стоимости имущества организации…………………………………………………………27
7. Особенности формирования резервного капитала и прочих резервов в зависимости от ОПФ бизнеса…………………………………………………28
8. Нераспределенная прибыль как источник формирования специальных фондов предприятия……………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………...

Файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 142.27 Кб (Скачать)

Кроме того, они могут создаваться путем передачи пакета акций в доверительное управление одному из участников или приобретением одним из участников пакета акций других предприятий, становящихся участниками финансово-промышленной группы.

Основные признаки финансово-промышленных групп (ФПГ):

  • во главе ФПГ стоит финансовая компания;
  • иногда ФПГ основана на структуре торгового дома;
  • важную роль играет участие промышленной части, которую составляют предприятия различных отраслей;
  • характерная единая политика ценообразования;
  • имеет единое имущество;
  • организационное единство и юридическая самостоятельность.

Предусматривается создание транснациональных ФПГ. На первом этапе — создание российской ФПГ, на втором — ее расширение за счет вложения структур других государств.

К числу наиболее существенных характеристик ФПГ можно отнести следующие:

  • интеграция входящих в них звеньев не только через объединение финансовых ресурсов и капиталов, но также и через общую управленческую, ценовую, техническую, кадровую политику;
  • наличие общей стратегии;
  • добровольное участие и сохранение юридической самостоятельности участников;
  • структура ФПГ позволяет решать многие вопросы (в том числе проблемы, связанные с безопасностью) с меньшими издержками, чем на других крупных предприятиях и в объединениях.

ФПГ могут возникать на основе крупнейших промышленных или торговых компаний, влияние и могущество которых обеспечивают им доступ к ресурсам кредитно-финансовых институтов, либо формироваться в результате финансовой концентрации вокруг кредитных или банковских организаций.

Появление и возрастание роли ФПГ в российской экономике является закономерным явлением. Вместе с тем особенности современного этапа развития отечественной экономики определяют специфику формирования ФПГ.

Необходимость создания ФПГ в Российской Федерации определяется рядом факторов:

  • потребностью в создании новой системы инвестирования и формирования интегральных структур, способных к саморазвитию;
  • ростом финансового капитала, являющегося пока только потенциальным инвестором производства;
  • наличием серьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса в промышленности, особенно в инвестиционной сфере;
  • необходимостью укрепления и обновления сложившихся технологических цепочек и кооперационных связей в сфере производства.

Кроме того, ФПГ часто рассматриваются как средство борьбы с отечественным монополизмом, ибо они имеют реальную базу развертывания диверсификации производства, располагают большими ресурсами и возможностью мобильно перебрасывать их с одного направления на другое, использовать для создания филиалов в различных регионах страны.

ФПГ формируют смешанную экономику, поскольку в них могут участвовать и государственные предприятия, стартовое участие последних наряду с членством ряда некоммерческих организаций (научных, учебных заведений) придает ФПГ необходимую надежность в период перестройки экономических отношений.

Формирование ФПГ в России началось в 1993-1994 гг. в условиях развития процессов приватизации и акционирования, изменения структуры инвестиций, увеличения доли предприятий негосударственных форм собственности; усиления финансовой мощи банков и их интеграции для мобилизации ресурсов.

Одновременно усилилась ориентация отраслевых органов управления и наиболее мощных промышленных структур на создание банков и других финансовых учреждений, специализированных на обслуживании конкретных групп производственных предприятий и организаций.

Процесс формирования ФПГ идет в России по нескольким направлениям. Так, например, они создаются в добровольном порядке на основе договорного процесса и рыночных форм консолидации пакетов акций, а также директивным путем в случае объединения «казенных» предприятий. При этом, как правило, проводится предварительное тщательное проектирование всех взаимосвязей в таких группах, целей их деятельности, перспектив. Другие направления связаны с интеграцией финансового и промышленного капиталов, хозяйственных образований, зародившихся на практике. Финансово-промышленные группы создаются, например, в процессе приватизации, в котором активно участвует банковский капитал, развиваются на базе больших промышленных структур, а также новых структур, появившихся в ходе становления рыночных отношений.

Еще один путь связан с возможностью формирования ФПГ на основе крупных экономических структур, созданных в свое время по решению Президента или Правительства, таких, как «Газпром», «Лукойл».

Универсальной схемы формирования ФПГ нет, но можно отметить ряд общих закономерностей. К их числу относятся:

  • широкое развитие трастовых отношений внутри группы;
  • целенаправленная концентрация собственности, в том числе через перекрестное владение акциями;
  • долгосрочные перспективы инвестиций и собственности на базе высокого уровня экспертизы проектов;
  • высокая степень управленческой автономии и межфирменной конкуренции членов группы при реализации проектов;
  • селективное вмешательство главных акционеров при появлении крупных проблем;
  • совместная организация маркетинга продукции в условиях жесткого соперничества вертикально-интеграционных групп.

Примерами уже созданных ФПГ в Российской Федерации могут служить ФПГ: «Уральские заводы», «Русхим», «Драгоценности Урала», «Сибирь» и др. Примером создания ФПГ в рамках СНГ может служить ФПГ «Нижегородский автомобиль», объединившая в своем составе 39 юридических лиц: предприятия, банки, научные организации и страховые компании. Большая часть формирующихся ФПГ предпочитает функционировать без официального статуса (т.е. без государственной регистрации в реестре финансово-промышленных групп). Так, например, в число официально признанных ФПГ не вошли концерн «Газпром», интегрированные нефтяные компании, группы банков «Инкомбанк», «Онэксимбанк», «Мост», «Российский кредит» и многие другие, имеющие важнейшие признаки ФПГ.

Российские ФПГ лишь начинают выходить на мировую сцену, и пока их капитал не может сравниться с капиталом зарубежных ФПГ.

В процессе формирования ФПГ в России сталкиваются с целым рядом проблем. Нередко складывающиеся оформленные группы представляют собой механическое объединение технологически малосвязанных предприятий. Часто в группе отсутствует реальная единая финансовая политика, способная учитывать различные интересы входящих в группу промышленных и финансовых предприятий. Не решены до конца проблемы налогообложения ФПГ, вопросы их государственной поддержки.

Вместе с тем деятельность ФПГ очень важна для нашей экономики, так как в результате интеграции экономических, организационных, технологических и интеллектуальных потенциалов их участников обеспечиваются реальные механизмы самофинансирования, наращивания инвестиционных ресурсов для новых высокоэффективных производств.

При формировании ФПГ следует руководствоваться рядом объективных критериев — в частности, принципами экономической целесообразности, единства технологической цепочки и т.п. В первую очередь необходимо создавать ФПГ на базе технологически связанных предприятий, которые выпускают сложную наукоемкую продукцию, конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынке, имеющую платежеспособный спрос, а также предприятий, поставляющих продукцию для государственных нужд. ФПГ могут стать действенным инструментом реализации приоритетов структурной политики, развития перспективных отраслей и производств, особенно экспортной ориентации, реализации достижений научно-технического прогресса, экологических программ- Концентрация в таких группах значительных финансовых ресурсов и промышленного потенциала позволяет осуществлять большие инвестиционные проекты по разработке и производству высокоэффективной и конкурентоспособной продукции. ФПГ позволяет выигрывать в конкурентной борьбе за счет того, что в ее структуре возможно создание финансовых схем, где достигается такая минимизация налогов и диверсификация рисков, которая не может быть достигнута иным путем.

 

Статус ФПГ как консолидированного налогоплательщика может оказаться действенным инструментом управления финансами. Его последовательное использование позволяет планировать себестоимость производства. Статус консолидированного налогоплательщика позволяет центральной компании ФПГ свободно распределять собственные и привлеченные ресурсы внутри группы. Эта свобода перемещения ресурсов выражается в том, что распределение средств в рамках группы может происходить между формально различными юридическими лицами. Такое перемещение средств не должно сопровождаться соответствующими изъятиями налогов в бюджет. Право ведения консолидированного баланса предоставляет центральной компании беспрепятственно с точки зрения налогового законодательства распределять финансовые ресурсы между участниками ФПГ. Это, в свою очередь, дает возможность говорить о центральной компании как об институте формирования и распределения финансовых ресурсов внутри ФПГ и как об инвестиционном институте.

 

4. Экономическое содержание капитала, доходов, денежных фондов и денежных средств организации.

Капитал организации. Капитал – самовозрастающая стоимость, т. е. стоимость, инвестированная в производство с целью извлечения прибыли. Капитал обеспечивает воспроизводство новой стоимости, созданной в процессе деятельности организации.

Капитал является основным фактором производства. Как источник средств капитал находит свое отражение в пассиве баланса и делится на собственный и заемный; в зависимости от источника средств капитал делится на основной и оборотный капитал. Основной капитал инвестируется во внеоборотные активы, а оборотный капитал авансируется в оборотные активы, т. е. капитал выступает как совокупность средств производства, что отражается в активе баланса.

Собственный капитал – совокупность средств, принадлежащих хозяевам предприятия на правах собственности.

Собственный капитал делится на две части:

1) инвестированная часть, которая включает в себя уставный  и добавочный капитал;

2) накопленная часть, которая  возникает в результате распределения  чистой прибыли (резервный капитал, нераспределенная прибыль прошлых  лет и отчетного периода).

Чем больше в структуре капитал приходится на собственный капитал, тем более устойчивым считается предприятие. Соотношение собственного и заемного капитала определяется индивидуально по каждому предприятию, т. е. решается задача оптимизации рациональной структуры капитала на основе следующих критериев:

1) Максимизация прироста  рентабельности собственного капитала (эффект финансового рычага);

2) Минимизация средневзвешенной  стоимости капитала;

3) Минимизация финансового  риска.

Доходы и расходы организации. Доходы организации формируются на основании ПБУ 9/99 «Доходы организации». Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящие к увеличению капитала этой организации, за исключение вкладов участников.

Под будущими экономическими выгодами следует понимать потенциальные возможности имущества прямо или косвенно способствовать притоку денежных средств и их эквивалентов в организацию («Концепция бухгалтерского учета» Минфин РФ от 29г.).

При этом считается, что объект имущества принесет в будущем экономические выгоды, если он может быть:

-  использован обособленно или в сочетании с другим объектом при производстве продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи.

-  обменен на другой объект имущества;

-  использован на погашение кредиторской задолженности;

-  распределен между собственниками организации.

Доходы организации по учетному признаку подразделяются:

1. Доходы от обычных  видов деятельности (в уставе  организации выбираются по коду  «ОКВЭД»): выручка от продажи продукции, товаров, а также денежные поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг.

2. Другие поступления:

- операционные доходы – такие поступления, которые имеет организация от выполнения хозяйственных операций с активами данных организаций;

- внереализационные доходы – такие денежные поступления, которые имеет организация от выполнения хозяйственных операций, не связанных с ее основной деятельностью;

- чрезвычайные доходы – такие денежные поступления, которые имеет организация от наступления форс-мажорных ситуаций.

Под расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия денежных средств, иного имущества и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала.

При составлении Отчета о прибылях и убытках расходы классифицируются следующим образом:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • операционные;
  • внереализационные;
  • чрезвычайные.

Расходы организации формируются в соответствии с ПБУ 10/99.

Для налогового учета расходы организации делятся на (1) экономически-обоснованные в соответствии с той технологией и оборудованием, которые используются для производства продукции, и (2) документально-подтвержденные, которые определяются актами, разработанными на предприятии, стандартами, нормами, нормативами, первичной, промежуточной и результативной информацией.

Информация о работе Финансово-экономические и организационные основы деятельности важнейших рыночных структур управления промышленностью