Финансово-экономические и организационные основы деятельности важнейших рыночных структур управления промышленностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для ведения хозяйственной деятельности, которая осуществляется в целях извлечения прибыли и удовлетворения общественных потребностей.
В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.

Оглавление

1. Предприятие как первичное звено народного хозяйства……………3
2. Особенности организации финансов в зависимости от организационно-правовой формы бизнеса…………………………………..…5
3. Цели и порядок объединения предприятий. Финансовые и другие обязательства участников финансово-промышленных групп…………………8
4. Экономическое содержание капитала, доходов, денежных фондов и денежных средств организации………………………………………..………21
5. Формирование уставного капитала в зависимости от выбранной ОПФ…………………………………………………………………………….26
6. Добавочный капитал как инструмент прироста стоимости имущества организации…………………………………………………………27
7. Особенности формирования резервного капитала и прочих резервов в зависимости от ОПФ бизнеса…………………………………………………28
8. Нераспределенная прибыль как источник формирования специальных фондов предприятия……………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………...

Файлы: 1 файл

макроэкономика.docx

— 142.27 Кб (Скачать)



Выделяют несколько вариантов деления предприятий:

1. Разделение на независимые  фирмы.

- выделение без образования нового юридического лица (представительства и филиалы);

- выделение с образованием нового юридического лица (дочерние и зависимые фирмы).

2. Создание совместных  предприятий.

Два или более уже существующих предприятия объединяют усилия и учреждают новое совместное предприятие. Каждое из существующих предприятий выделяет часть своих ресурсов, обычно в кооперации (один партнер представляет производственные мощности, другой – технологию и финансы), и вновь созданное предприятие выступает по отношению к ним, как дочернее.

3. Условное деление.

Это особый случай – создание отделений со специальными целями – оффшор, подставные фирмы и другие. В некриминальной сфере целями их создания могут быть снижение налогов, перевод капиталов в другую страну для уменьшения политических рисков либо обхождение запретов антимонопольного законодательства. Реже встречаются и другие цели.

Итак, при делении могут появиться юридически самостоятельные или юридически несамостоятельные предприятия. Кроме того, они могут быть территориально обособленными или не обособленными.

 

 


Рассмотрим варианты объединений предприятий.

- объединение независимых предприятий;

- объединение частично зависимых  предприятий;

- объединение зависимых предприятий.

 

1. Объединение независимых  предприятий. В первом случае члены объединения сохраняют свою независимость и права в полном объеме. Структура объединения получается симметричной, т. к. все его члены имеют одинаковые права и обязанности. К таким объединениям относятся ассоциация (союз), картель и консорциум.

Ассоциация — добровольное объединение юридических или физических лиц для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой-либо другой, как правило, некоммерческой цели.

В качестве особенностей ассоциаций можно назвать:

- это самая “мягкая” форма интеграции компаний;

- ассоциация создается в целях кооперации деятельности рекомендательного характера;

-  возможна централизация определенных функций, в основном информационного характера;

-  члены ассоциации (союза) сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица;

-  ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов;

-  члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации;

-  члены ассоциации вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) должна быть преобразована в хозяйственное общество или товарищество либо может создать для этой цели новое хозяйственное общество и участвовать в нем. Члены ассоциации вправе по своему усмотрению выйти из нее по окончании финансового года. В этом случае они несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации пропорционально своим взносам в течение двух лет с момента выхода. Член ассоциации может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и порядке, установленных учредительными документами ассоциации (уставом и учредительным договором). С согласия членов ассоциации в нее может войти новый участник.

Картель – это объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании (соглашение о ценах, о рынках сбыта, объемах производства и сбыта, ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т. д.). В первую очередь регулированию подлежит сбыт продукции.

Картель, как правило, объединяет ряд компаний одной отрасли. В соответствии с антимонопольным законодательством в большинстве стран картельные соглашения запрещены, исключая отдельные отрасли (прежде всего, сельское хозяйство), и установлен разрешительный порядок их деятельности при наличии особых условий. Как правило, законодательно запрещаются картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка и ограничением выпуска продукции и производственных мощностей, т. е. те согласованные меры, которые направлены на искажение или ограничение конкуренции.

Запрет может быть снят для следующих видов картелей:

- картелей, на которые приходится  небольшая доля рынка (например, в рамках Европейского Союза: если доля рынка, охваченного  соглашением, не превышает 5% производства  определенного продукта;

- картелей, деятельность которых  базируется на освоении нового  рынка;

- картелей, которые приносят пользу  экономике всей страны, например, способствуют техническому прогрессу;

- «кризисных» картелей, т. е. картелей, уменьшающих, например, излишние производственные  мощности.

Существует ряд факторов, определяющих эффективность деятельности картеля. Прежде всего, это участие в рассматриваемой организационной форме интеграции компаний основных производителей данной продукции и их согласие с политикой картеля. Отказ в участии в картеле некоторых ведущих производителей и обман, практикуемый отдельными участниками картеля, вместе со способностью покупателя переключаться на продукты-заменители могут подорвать контроль картеля над ценой продукции.

Наибольшее распространение картели получили в Германии, где к началу Второй мировой войны их насчитывалось более двух тысяч. После Второй мировой войны появились международные картели, которые объединяли предприятия разных стран.

Консорциум – временное договорное объединение для осуществления совместных проектов. Чаще всего консорциумы создаются для разработки месторождений полезных ископаемых. При этом предприятие может участвовать в конкретном консорциуме частью своих ресурсов, а остальные использовать в других областях бизнеса.

Объединения независимых предприятий (предпринимателей) создаются тогда, когда имеется несколько (много) предприятий одного профиля, имеющих и осознающих общие интересы и/или цель и не являющихся прямыми конкурентами. Отношения между членами объединения и объединением чисто договорные, вступить в объединение и выйти из него можно в любой момент без согласия других его членов, члены объединения не теряют своей самостоятельности и прав юридического лица.

2.  Объединение частично зависимых предприятий.

Во втором случае (объединение частично зависимых предприятий) члены объединения к моменту его создания в определенной степени зависят друг от друга, координируют всю или часть своей деятельности, обмениваются акциями, но при этом права в области управления никому не передаются. Структура и в этом случае получается симметричная. К таким объединениям относятся синдикат и промышленная (коммерческая, финансовая, консалтинговая) группа.

Синдикат – объединение предприятий, когда они сохраняют производственную и теряют коммерческую самостоятельность, т.к. закупку сырья и сбыт продукции осуществляют не сами предприятия, а централизованная организационная структура (контора). Цель создания синдиката – устранение конкуренции между участниками в области сбыта и закупкой сырья.

Синдикаты получили наибольшее распространение в начале 20 века, и чаще всего они создавались в отраслях добывающей промышленности во Франции, России и других странах. В дореволюционной России действовали такие синдикаты, как «Продуголь» и «Медь», которые концентрировали сбыт 90% продукции. По правовой форме синдикат представляет собой акционерное общество.

Промышленная (коммерческая, финансовая, консалтинговая) группа – объединение предприятий, ведущее скоординированную промышленную, коммерческую, финансовую, консалтинговую политику. Предприятия обычно ведут общий учет и управляют общими финансами. Нередко члены группы взаимно обмениваются акциями друг друга или создают совместные предприятия.

3. Объединение зависимых предприятий.

В третьем случае часть членов объединения передают некоторые функции управления другим, теряя долю самостоятельности. Структура получается асимметричной, с разными правами и обязанностями у разных членов объединения. К таким объединениям относятся концерн, ФПГ (финансово-промышленные группы).

Концерн — это форма объединения (как правило, многоотраслевого) самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, личных уний, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества.

Особенности концернов:

- концерн обычно является объединением производственного характера;

- входящие в концерн компании  номинально остаются самостоятельными  юридическими лицами в форме  акционерных или иных хозяйственных  обществ или товариществ, а фактически  подчинены единому хозяйственному  руководителю;

- в рамках концерна централизовано  финансово-экономическое управление, проведение научно-технической политики, ценообразование, использование производственных мощностей, кадровая политика;

- головная компания концерна, как  правило, организуется в виде  холдинговой компании (преимущественно  как смешанный холдинг) или на  основе взаимодействия преобладающего  и зависимых (ассоциированных) обществ;

- деятельность концерна  ориентирована в основном на  производство, поэтому в качестве  материнской (головной) выступает чаще  всего производственная компания, которая является держателем  контрольных пакетов акций дочерних  предприятий;

- в рамках данной формы  полностью контролируется деятельность  образующих ее компаний.

В зависимости от характера интеграционных связей между компаниями различают следующие виды концернов: вертикальный и горизонтальный.

Вертикальный концерн – это концерн, объединяющий компании разных отраслей, связанные последовательностью технологического процесса производства готового продукта (например, горнодобывающие, металлургические и машино-строительные).

Горизонтальный концерн – это концерн, объединяющий компании одной отрасли, производящие одно и то же изделие или осуществляющие одни и те же стадии производства.

С точки зрения системы участия в капитале можно выделить два вида концернов: концерн подчинения (концерн, организованный в виде материнской и дочерних компаний) и концерн координации(концерн созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями, тем самым все члены концерна оказывают взаимное влияние на проводимую концерном политику, который в то же время остается под единым руководством).

Концерн подчинения создается, как правило, для объединения производств по технологической цепочке, а концерн координации – в целях интеграции таких видов деятельности как проведение единой финансовой или научно-технической политики, согласованного производственного развития компаний, кадровой политики и т. п. Концерны, имеющие иностранные дочерние отделения, представляют собой международные концерны. Причем капиталовложения международных концернов могут быть как транснациональными, так и трансконтинентальными. Крупные концерны объединяют от 10 до 100 и более компаний, включая производственные, научно-исследовательские, финансовые, сбытовые и другие фирмы.

Финансово-промышленная группа  - разновидность концерна, при котором в состав объединения предприятий обязательно входит кредитная организация — банк.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) — это объединение, с одной стороны, организаций, имеющих свободные денежные средства (банков, финансовых и инвестиционных фондов и т.д.), а с другой — предприятий и организаций, испытывающих потребность в инвестициях и других заемных средствах.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) объединяют юридически и хозяйственно самостоятельные предприятия — промышленные, торговые, транспортные, кредитные и т.д. Они создаются в последние годы на основании Указа Президента РФ от 5 декабря 1993 г. № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» путем объединения финансовых и материальных ресурсов фирм разного профиля (предприятия, банки, организации).

Финансово-промышленная группа объединяет три типа организаций:

  • промышленные;
  • торговые;
  • кредитно-финансовые организации.

Особенности создания и деятельности финансово-промышленных групп. В отличие от концерна во главе финансовой группы стоит один или несколько банков, которые распоряжаются денежным капиталом входящих в него компаний, а также координируют все сферы их деятельности. Каждая фирма самостоятельно выступает в торговых сделках.

Основная цель создания финансово-промышленных групп — повысить конкурентоспособность и эффективность производства, создать рациональные технические связи, привлечь инвестиции, расширить рынки сбыта, создать новые рабочие места.

 

Рис. 3.1. Структура финансово-промышленных групп

Образуются финансово-промышленные группы тремя путями:

  • по решению правительства с участием госпредприятия;
  • на основе договорного объединения частных предпринимателей;
  • по межправительственным соглашениям.

Информация о работе Финансово-экономические и организационные основы деятельности важнейших рыночных структур управления промышленностью