Факторы и резервы повышения производительности труда на предприятии и их влияние на эффективность производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 04:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление резервов и факторов роста производительности труда на предприятии.
Основными задачами данной курсовой работы являются:
- раскрытие экономической сущности и значения производительности труда;
- рассмотрение классификации показателей и измерителей производительности труда и методики планирования роста производительности труда с учетом влияния отдельных факторов;
- проведение анализа производительности труда на конкретном предприятии;
- выявление резервов и факторов роста производительности труда на предприятии.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты производительности труда …………………….5
1.1 Особенности и перспективы развития предприятий в
машиностроительной отрасли ……………………………………………………..5
1.2 Показатели измерения производительности труда .…………………………10
1.3 Резервы роста производительности труда …………………………………...12
Глава 2. Анализ производительности труда на предприятии «Улан-Удэнский Авиационный завод» ………………………………………………………………21
2.1 Краткая характеристика предприятия ………………………………………..21
2.2 Анализ трудовых ресурсов предприятия …………………………………….24
2.3 Анализ использования фонда рабочего времени ……………………………27
2.4 Анализ производительности труда …………………………………………...30
Глава 3. Пути повышения производительности труда ………………..…….......33
3.1 Обоснование мероприятий роста производительности труда ………………33
3.2 Расчет экономической эффективности мероприятий по росту производительности труда ………………………………………………………..42

Заключение …………………………………………………………………………44
Список использованных источников …………………

Файлы: 1 файл

Факторы и резервы повышения производительноти труда Авиазавод.doc

— 391.50 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский государственный технологический университет»

Кафедра «Экономика, организация и управление

промышленными предприятиями»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине: «Экономика предприятия»

на тему: «Факторы и резервы повышения производительности труда на предприятии и их влияние на эффективность производства»

 

 

 

Выполнил (а): студентка

 

 

Проверил (а): Унгаева И.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ 2009

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические аспекты производительности труда …………………….5

1.1 Особенности и перспективы развития предприятий в

машиностроительной отрасли ……………………………………………………..5

1.2 Показатели измерения производительности труда .…………………………10

1.3 Резервы роста производительности труда …………………………………...12

Глава 2. Анализ производительности труда на предприятии «Улан-Удэнский Авиационный завод» ………………………………………………………………21

2.1 Краткая характеристика предприятия ………………………………………..21

2.2 Анализ трудовых ресурсов предприятия …………………………………….24

2.3 Анализ использования фонда рабочего времени ……………………………27

2.4 Анализ производительности труда …………………………………………...30

Глава 3. Пути повышения производительности труда ………………..…….......33

3.1 Обоснование мероприятий роста производительности труда ………………33

3.2 Расчет экономической эффективности мероприятий по росту производительности труда ………………………………………………………..42

 

Заключение …………………………………………………………………………44

Список использованных источников ……………………………………………..47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Производительность труда – основной показатель экономической эффективности промышленного производства и каждого предприятия. Анализ производительности труда позволяет определить эффективность использования предприятием трудовых ресурсов и рабочего времени.

Рост производительности труда означает: экономию овеществленного и живого труда и является одним из важнейших факторов повышения эффективности производства.

При анализе и планировании производительности труда важнейшей задачей является выявление и использование резервов ее роста, то есть конкретных возможностей повышения производительности труда. Резервы роста производительности труда - это такие возможности экономии  общественного труда, которые хотя и выявлены, но по разным причинам еще не использованы.

Взаимодействие факторов и резервов состоит в том, что если факторы представляют собой движущие силы, или причины изменения ее уровня, то использование резервов – это непосредственно процесс реализации действия тех или иных факторов. Степень использования резервов определяет уровень производительности труда на данном предприятии

В новых условиях хозяйствования особенно остро стоит проблема исследования  производительности труда и выявления резервов ее роста, в связи с этим тема данной курсовой работы в настоящее время приобретает особую  актуальность.

Целью данной работы является выявление резервов и факторов роста производительности труда на предприятии.

Основными задачами данной курсовой работы являются:

- раскрытие экономической сущности и значения производительности труда;

- рассмотрение классификации показателей и измерителей производительности труда и  методики планирования роста производительности труда с учетом влияния отдельных факторов;

- проведение анализа производительности труда на конкретном предприятии;

- выявление резервов и факторов роста производительности труда на предприятии.

Структура работы обусловлена целью и логикой исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

В первой главе курсовой работы показана экономическая сущность и значение производительности труда, представлены показатели и методы измерения производительности труда, а также приведена методика  планирования роста производительности труда с учетов влияния отдельных факторов.

Во второй главе дана технико-экономическая характеристика деятельности, проведен анализ производительности труда и выявлены резервы роста производительности труда.

В третьей главе приводятся конкретные мероприятия по повышению производительности труда на предприятии.

В заключении сформулированы выводы и предложения по результатам исследования.

Предметом исследования является производительность труда на предприятии.

Объект исследования - МСЗ-146 «Улан-Удэнский Авиационный завод».

Методы, применяемые при анализе: метод сравнения, сопоставления, балансовый и метод, способ цепной подстановки.

При написании курсовой работы были использованы экономическая и учебная литература, экономические газеты и журналы, учебники по аудиту и анализу хозяйственной деятельности, а также нормативные документы.

Глава 1. Теоретические аспекты производительности труда

 

1.1 Особенности и перспективы развития предприятий в машиностроительной отрасли

 

Машиностроение играет важнейшую роль в мировом научно-техническом прогрессе, являясь ведущей отраслью, обеспечивающей рост производительности труда. Мировая статистика показывает, что именно машиностроение дает наибольший прирост вновь созданной стоимости по сравнению с другими отраслями — 13,3% (для примера — транспорт — 9,9%, электроника и электротехника - 9,5%).

В 80-е гг. двадцатого столетия в мировом промышленном производстве произошли значительные технологические и инновационные изменения. Наметился реальный переход от «индустриальной эпохи», характеризующейся преимущественно механизацией и автоматизацией отдельных технологических операций и разработкой новых, но уже не столь эффективных технологий основного типа машиностроительного производства — металлообработки, к новой «информационной эпохе».

Еще в первой половине XX века совершенствование технологии металлообработки приносило существенный эффект при использовании конечного продукта машиностроительного производства. Однако активная механизация и автоматизация в машиностроении в последующие годы на основе внедрения станков с числовым программным управлением, резкого сокращения «жизненного цикла» производства машиностроительных изделий (машин, оборудования, станков, автоматических и поточных линий) существенно изменила соотношение видов работ в общей трудоемкости производства машиностроительной продукции. Снизилась доля механообработки, более поддающаяся автоматизации, и соответственно увеличились составляющие сборочных, испытательных, отделочных и других процессов, менее поддающихся автоматизации.

Одновременно во всех отраслях промышленности резко обострилась проблема реализации изготовленной продукции, которая должна была отвечать качественно новым потребностям потребителей (таким, как высокий технологический уровень и качество и относительно низкая цена). Это привело к значительному усилению конкуренции на мировых рынках и обусловило необходимость изменения основного принципа деятельности всех предприятий, в том числе и машиностроительных. Весь деловой мир еще примерно в 50-60-х годах перешел от принципа ведения бизнеса «продавать продукцию, изготовленную на предприятии» к принципу «изготавливать и реализовывать продукцию, которая необходима потребителям». Существенное изменение спроса на продукцию и повышение требований к таким показателям ее качества, как производительность, надежность, энергоемкость, вес, габариты и другим, остро поставили вопросы о необходимости всестороннего изучения потребительского спроса, проведения маркетинговых исследований на всех этапах «жизненного цикла» изделий, подготовки специалистов соответствующей квалификации.

В результате к концу 80-х г. резко изменились тенденции развития машиностроения в мире и нашей стране. Машиностроительное производство в наиболее развитых странах (США, Япония, Германия и др.) стало интенсивно развиваться в направлении создания гибких производственных участков, цехов и заводов «будущего», способных удовлетворить индивидуальные и массовые запросы потребителей. На передний план вышли проблемы информационного обеспечения разработок изделий, использования новых принципов их конструирования (блочные конструкции), ускорения создания новых изделий на основе использования CAD/САМ технологий, новых программных продуктов и современного оборудования, позволяющих быстро реагировать на изменяющиеся потребности пользователей машиностроительной продукции [40, с. 66].

В настоящее время общепризнанно, что определяющей силой в мире является «информационная технология» [32,34,71,85], которая обеспечила новый скачок в повышении производительности труда и качества продукции, снижении стоимости производства. В соответствии с этим доминирующей тенденцией в машиностроении стал переход к интеграции производственных процессов на базе электронизации: слияние конструирования, изготовления продукции и управления материальными и информационными потоками, трудовыми ресурсами и поставщиками в единую автоматизированную систему — завод будущего. На смену традиционной логике мышления и принципам массового производства приходят гибкость и мобильность, обеспечение выпуска только качественной продукции и гуманизация труда.

Промышленное производство вступает в новую эру своего развития, когда заканчивается эра простой конкуренции и начинается эра сотрудничества, конкуренции производителей, причем на глобальной основе и вне рамок государственных границ. В первые годы этой эры уже произошли технологические прорывы, повысилась социально-экономическая эффективность производства и возникли новые рынки промышленной продукции. Времена, когда ориентировались на производителя, ушли безвозвратно. Будущее за кастоматизацией производства, т. е. ориентацией производства на потребителя, рынок, коммерциализацию продукции, а также за наукоемкими, энерго- и материалосберегающими, экологически чистыми технологиями.

Вместе с тем, на наш взгляд, отмеченные тенденции развития промышленного производства имеют место лишь в развитых странах, где сложились устойчивые рыночные отношения. В бывшем СССР годы функционирования централизованно-плановой экономики привели к тому, что производительность труда, качество продукции, специализация и кооперация

производства значительно отстали от уровня показателей, достигнутых на современных предприятиях развитых стран. Следует отметить, что в подавляющем большинстве и руководители отечественного машиностроения не имели подготовки в области рыночной экономики, не были знакомы с действием рыночного механизма и взаимодействием государственного и частного секторов, им не было присуще практическое экономическое мышление.

По мнению ряда отечественных экономистов [34,71,73,124], коренные структурные преобразования в экономике России, реформирование хозяйственного механизма, переход к рыночным условиям его функционирования с завоеванием весомых позиций на мировом рынке должны базироваться на приоритетном развитии машиностроения и других производств, обеспечивающих научно-технический прогресс. Реализация активной структурной и инвестиционной политики в целом в стране требует программно-целевой ориентации машиностроения на решение узловых проблем и, в первую очередь, на создание эффективной производственно-технической базы агропромышленного, топливно-энергетического комплексов, различных отраслей и производств страны. Решение этих проблем, в свою очередь, обусловливает необходимость ускорения научно-технического прогресса в машиностроении, быстрой и эффективной реализации нововведений, а также внедрения стимулов саморазвития.

Здесь необходимо отметить, что за последнее десятилетие в машиностроении, как и во всей экономике РФ, произошли определенные сдвиги, в частности, возникло многообразие форм и типов хозяйствования, инфраструктур, были созданы акционерные общества. Развитие машиностроения стало определяться правовыми основами механизма функционирования финансовой и банковской систем, устранением государственного регулирования цен, используемых как регулятор спроса и предложения, либерализацией внешней торговли. Однако в условиях отсутствия механизма ценовых ограничений предложение большей части важнейших видов машиностроительной продукции начало опережать платежеспособный спрос. Механизм свободных цен не стал главным инструментом конкуренции, снижения издержек производства, а превратился в способ получения прибыли, подавления платежеспособного спроса предприятий и населения. Ограничение же платежеспособности экономических субъектов привело к углублению товарно-денежного кризиса.

В связи с этим происшедшие изменения не привели к увеличению темпов развития машиностроительной отрасли. В первую очередь, это было связано со значительным сужением рынка сбыта продукции отечественных машиностроителей.

Рассматривая положение российских машиностроительных предприятий на конкурентных рынках, приходится констатировать обвальную потерю отечественными производителями даже внутреннего рынка продукции потребительского назначения. Перспективы России на мировых рынках машиностроительной продукции высоких технологий (космическая техника, атомное машиностроение и т. д.) также выглядят весьма проблематично. При этом резкое снижение в последние годы промышленного производства в целом, причем опережающими темпами — в машиностроении, привело к образованию значительных неиспользуемых производственных мощностей.

Информация о работе Факторы и резервы повышения производительности труда на предприятии и их влияние на эффективность производства