Бухгалтерский учет, анализ и аудит основных средств предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – на основании нормативных, законодательных материалов, научной и специальной литературы, опыта организации учетно-аналитической работы на Станции глубоко изучить и разработать предложения по совершенствованию учета и анализа основных средств.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены и решены задачи:
охарактеризована сущность основных средств как экономической категории;
приведены задачи бухгалтерского учета ОС и его нормативное регулирование в РФ;

Файлы: 1 файл

осн.фонды.docx

— 162.88 Кб (Скачать)

Основные виды ошибок, обнаруживаемых при проведении аудиторской проверки основных средств, можно сгруппировать следующим образом:

А) Ошибки в ведении учета:

  • отсутствие инвентарных карточек на объекты основных средств, либо неправильное их заполнение;
  • неправильное отнесение объектов основных средств по групповым признакам (блоки бесперебойного питания для ПЭВМ относят к группе «Рабочие машины и оборудование», либо к группе «Вычислительная техника», а по классификатору данный объект основных средств должен относится к группе «Силовые машины и оборудование»), это влечет за собой нарушение аналитического учета, а также в связи с этим неправильно определяются нормы амортизационных отчисления и, как следствие, искажается синтетический учет;

Б) Случайные ошибки:

  • арифметические просчеты, которые встречаются крайне редко, но они обычно выявляются самим бухгалтером;
  • ошибка при заполнении отчетных форм. Очень часто, правильно сделав все проводки и, рассчитав налоги, закрыв обороты в Главной книге, бухгалтер ошибочно заполняет установленные расчетные формы.

Аудитор должен тщательно  сверить записи объектов с данными  в Главной книге, оборотной или  шахматной ведомости, а также  тщательно проверить стыковку отчетных форм.

В) Повторяющиеся ошибки

Они возникают, если бухгалтер  неправильно регистрирует факт хозяйственной  деятельности и каждый раз делает неправильные проводки. Эти ошибки выявляются обычно не сложно, часто их можно увидеть, просматривая только Главную книгу или же заполненную форму баланса.

Ошибки, связанные с незнанием:

  1. правил ведения бухгалтерского учета. В учете основных средств типичной ошибкой является приходование приобретенных объектов не на те счета, которые предусмотрены планом счетов;
  2. вопросов налогового законодательства (конкретно по ОС встречается такая ошибка, как неправильное определение базы для начисления налога на имущество).

Итоги аудита должны отражать тщательное, но не предвзятое изучение организации и отражения в  учете процессов и результатов  финансово-хозяйственной деятельности на Станции. Исходя из задач аудита, результаты проверки целесообразно  оформлять по крайней мере 2-мя документами: аудиторским заключением по бухгалтерскому балансу и финансовой отчетности и справкой аудиторской проверки деятельности предприятия за период, предусмотренный договором об аудите.

Результатом аудиторской  проверки является заключение аудитора – документ, имеющий юридическое  значение для всех юридических и  физических лиц, органов государственной  власти и управления, органов местного самоуправления и судебные органы.

В итоговой части аудиторского заключения содержится запись о подтверждении  достоверности бухгалтерской отчетности Станции.

Контроль хозяйственной  деятельности Станции проводится различными методами, одним из которых является ревизия.

Отличительной особенностью ревизии как метода контроля финансово-хозяйственной  деятельности Станции является всесторонняя проверка за определенный период времени  состояние экономики, выполнения производственных и финансовых планов, обеспечение  сохранности, выполнения производственных и финансовых планов, обеспечения  сохранности и экономного расходования денежных средств и материальных ценностей, соблюдения законности и  дисциплин.

Основными задачами ревизии  основных средств являются проверки:

  1. эффективности использования основных средств;
  2. наличие не установленного и бездействующего оборудования;
  3. соблюдение установленных норм начисления амортизации;
  4. состояние учета основных средств;
  5. соответствия аналитического учета их наличию, показанному в балансе Станции.

Ревизию целесообразно начать с проверки данных бухгалтерского учета  основных средств, соответствия синтетического и аналитического учета их на определенную дату. Затем последовательно осуществляется проверка операций поступления, выбытия основных средств, начисления и использование амортизации, правильности операций по ремонту, эффективности использования основных средств.

В основе ревизии сохранности  и использования основных средств  – документальные данные и материалы  натурной проверки.

Заключительным этапом ревизии  является выявление степени использования  основных средств на финансовые результаты работы Станции, изучение резервов более  полной их загрузки. Следует также  установить, не ли случаев необоснованного  списания не амортизированной части, выбывших основных средств за счет  уменьшения добавочного капитала.

Обоснование выводов и  выбор мер для устранения недостатков, выявленных при проведении ревизии, в значительной мере зависят от качества оформления ее результатов.

Основным документом, который  составляется по результатам ревизии, является акт. Материалы актов служат основанием для выводов о работе Станции, для оценки качества работы руководителя и главного бухгалтера.

В целях повышения эффективности  ревизионной работы проводится контроль за выполнением решений, принятых по результатам ревизии. Этот контроль организуется руководителем, издавшим приказ по результатам ревизии.

План проведения ревизий  и проверок утверждается начальником  дороги, в нем предусматривается  проведение ревизий не реже 1 раза в  год.

Ревизия, в отличие от аудита, проводилась в 2000-2001 г. контрольно-ревизионным отделом финансовой службы ДВЖД, в 2002 г. – отделом ревизий финансовой службы ДВЖД, а аудит – независимой организацией.

Проведенными ревизиями  за период с 1999 по 2001 г. нарушений в ведении учета основных средств не выявлено.

 

5. Предложения   по  совершенствованию  учета  основных  средств предприятия

Роль основных средств в процессе производства, особенно их воспроизводства в условиях перехода к рыночной экономике, обуславливают особые требования к информации о наличии, движении, состоянии и использовании основных средств.

Рыночная система управления требует более полной оперативной  и комплексной информации по основным средствам. Учет должен быть построен таким образом, чтобы из него можно  было получить экономическую, техническую  и т.п. информацию, а не только отчетную.

Поэтому имеет смысл для  совершенствования учет основных средств  вести по двум направлениям. Во-первых, работать над тем, чтобы как можно  быстрее получить необходимую информацию по основным средствам. А так как  на предприятии большое множество  различных групп основных средств, то без использования ВТ получить необходимые данные невозможно. Для решения данной задачи предприятию необходимо более полно использовать ВТ, централизовано вести учет на ЭВМ.

Вторым направлением является совершенствование действующей  методологии учета основных средств, начисления амортизации, что вызвано  целым рядом причин. А именно, обязательным применением подраздельно бухгалтерского и налогового учета.

Бухгалтерский и налоговый  учет амортизационного имущества и  амортизации существенно различаются, чем и предопределяется вывод  о необходимости параллельного (независимого друг от друга) ведения бухгалтерского и налогового учета основных средств  и операций с ними.

При этом бухгалтерский учет основных средств регламентирован  ПБУ 6/01, а налоговый учет основных средств регламентирован ст.ст. 256-259 НК РФ.

Следует обратить внимание на существенные отличия правил бухучета от норм налогового учета.   

В отличие от бухгалтерского учета в состав амортизационного имущества для целей налогообложения  согласно п. 2.ст. 256 НК РФ не включаются:

  • приобретенные издания (книги, брошюры и иные подрбные объекты), произведения искусства;
  • имущество, первоначальная стоимость которого составляет до 10000 руб. включительно (стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере его ввода в эксплуатацию);
  • основные средства, переданные по договорам в безвозмездное пользование.

Пунктом 28 ПБУ 6/01 предусмотрено, что основные средства (к которым  относится любое имущество организации, срок полезного использования которого составляет свыше 12 месяцев) стоимостью не более 2000 руб. за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания  разрешается в бухгалтерском учете списывать на затраты по производству (продукции, работ, услуг, расходы на продажу) по мере их отпуска в производство или эксплуатацию:

Д-т сч. 26    Общехозяйственные расходы

Д-т сч. 44     Расходы на продажу

    К-т сч. 01 Основные средства.

Таким образом, между бухгалтерским  и налоговым учетом существуют различия:

  • если в бухгалтерском учете все имущество со сроком полезного использования свыше 12 месяцев принимается к учету в качестве объектов основных средств:

Д-т сч. 01 Основные средства

    К-т сч. 08 Вложения во внеоборотные активы,

и затем, если его стоимость  не превышает 2000 руб., списывается одновременно:

Д-т сч. 26 Общехозяйственные расходы

Д-т сч. 44 Расходы на продажу

    К-т сч. 01 Основные средства,

а если его стоимость превышает 2000 руб., начисляется амортизация:

Д-т сч. 26 Общехозяйственные расходы

Д-т сч. 44 Расходы на продажу

    К-т сч. 02 Амортизация основных средств;

  • то в налоговом учете имущество стоимостью менее 10000 руб списывается полном объеме в качестве материальных расходов.

Очевидно, что регистры бухгалтерского учета не будут совпадать в  данном случае с регистрами налогового учета, т.к. в бухгалтерском учете  отражаются основные средства, которые  в налоговом учете проходят как  материальные расходы (с их выделением в отдельный аналитический регистр  налогового учета, чтобы не путать их с материалами и сырьем, однократно участвующими в производственном процессе).

Следует также иметь в  виду, что в бухгалтерском учете  основные средства – объекты недвижимости принимаются к учету только после  государственной регистрации права  собственности на данный объект в  соответствие с требованиями Закона о государственной регистрации:

Д-т сч. 01  Основные средства

    К-т сч. 08  Вложения во внеоборотные активы.

Однако в налоговом  учете в соответствии с п. 8 ст. 258 НК РФ основные средства, права на которые подлежат государственной  регистрации в соответствие с  законодательством РФ, включаются в  состав соответствующей амортизационной  группы с момента документально  подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

ПБУ 6/01 определены четыре способа  начисления амортизационных отчислений по объектам основных средств:

  • линейным способом;
  • способом уменьшаемого остатка;
  • способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Статьей 259 НК РФ установлены  следующие методы амортизации основных средств для целей налогообложения:

  • линейный;
  • нелинейный.

НК РФ устанавливает следующее  ограничение: к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в 8-10 амортизационные группы (независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов), для целей налогообложения  может применяться только линейный метод начисления амортизации.

Выбранный метод начисления амортизации применяется в отношении  объекта амортизационного имущества, входящего в состав соответствующей  амортизационной группы, и не может  быть изменен в течение всего  периода начисления амортизации  по этому объекту.

Вместе с тем в налоговом  учете для амортизационных отчислений могут вводиться как повышающие коэффициенты (до 2 – для работы в  условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности; до 3 – для  предметов договора лизинга), так  и понижающие (0,5 – по лаковым  автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость  соответственно более 300000 или 400000 рублей). Допускается начисление амортизации по нормам ниже установленных и по решению руководителя организации, закрепленному в учетной политике для целей налогообложения. Однако использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода.

Информация о работе Бухгалтерский учет, анализ и аудит основных средств предприятия