Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение экономической категории себестоимости, ее значение и роль, а также проведение факторного анализа себестоимости на примере ОАО «Архангельская мебельная фабрика».
Введение ……………………..………………………………………………….... 3
1. Себестоимость продукции как экономическая категория …………………………. 5
1.1. Понятие и виды себестоимости …………………………………………….… 5
1.2. Методы учета затрат на производство ………………………………………. 7
1.3. Калькулирование себестоимости продукции ……………..…...…………….. 8
2. Анализ себестоимости готовой продукции на примере ОАО «Архангельская мебельная фабрика» ………….……………………..…………...………….…..….. 10
2.1. Характеристика предприятия …………………..……………………..…….… 10
2.2. Анализ себестоимости готовой продукции ОАО «Архангельская мебельная фабрика» …......……………………………………………...………….……… 14
3. Резервы снижения себестоимости продукции ОАО «Архангельская мебельная фабрика» ….…………………………………………………………………………. 21
Заключение ……………………………………………………………………... 35
Список литературы ………………………...……..………………………….... 36
Второй вариант учета и калькулирования себестоимости продукции является новым для российских предприятий и предусматривает расчет всех затрат на производственные и периодические. Производственные затраты обусловлены протеканием производственного процесса и могут быть как прямыми, так и косвенными, но обязательно величина их должна зависеть от изменения объемов производства. Периодические затраты связаны с длительностью отчетного периода, собираются на бухгалтерском счете "Общехозяйственные расходы" и не включаются в себестоимость объектов калькулирования, а списываются в конце отчетного периода непосредственно на уменьшение выручки от реализации продукции. Таким образом, второй вариант позволяет определять только неполную себестоимость продукции. Как при системе директ-костинг но обеспечивает значительное снижения трудоемкости учета, его упрощение и часто используется на небольших предприятиях.
2. Анализ себестоимости готовой продукции на примере ОАО «Архангельская мебельная фабрика»
2.1. Характеристика предприятия
ОАО «Архангельская мебельная фабрика» несколько десятилетий является крупнейшим производителем корпусной мебели и является гарантом качества производимой продукции, подтвержденной сертификатами.
В широком ассортименте предлагается мебель современного дизайна по ценам производителя. Это наборы мебели для спальни, прихожие, гостиные, кухни, детские, шкафы-купе, офисная мебель, компьютерные столы, мебель для торговых залов, кресла и стулья. Промплощадка ОАО расположена в г. Архангельске на пр. Ленинградском, д. 311.
Производственная программа предприятия:
изготовление щитовых мебельных деталей (ЩМД) из ДСП, облицованные натуральным и синтетическим строганным шпоном, включая изготовление щитовых фасадных комплексов, облицованных шпоном твердолиственных пород и рулонной декоративной пленкой с финиш – эффектом;
столярные изделия: половая доска, вагонка;
строганный строительный погонаж, погонажные изделия из пиломатериала хвойных и лиственных пород;
строганный шпон из ТЛП;
мебель бытовая: кровати, тумбочки, шкафы-купе;
мебель для офисов.
Для своего производства ОАО использует деловую древесину, пиломатериалы, ДСП, ДВП, синтетические пленки, клей-расплав, смолу КФЖ.
Снабжение происходит за счет российских поставщиков и импортных поставок. Основными российскими поставщиками являются: Лесозавод № 2, ЛДК № 3, Илимский леспромхоз, ЗАО «Мегахим», ООО «Ростэкцентр», фирма «Маза-Декор», АО «Фанплит», АО «Плитекс»,.
Предприятие поставляет свою продукцию: ООО «Командор», ООО «Ермак», ООО «Архтехнострой» – щиты мебельные, ПМО «Шатура» - гильзы бумажные, АО «Дельта» – смолы. Предприятие от этих потребителей получает: растворитель, ДСП, клей-расплав, шпон, кромку, пленку.
Все поступающее сырье и материалы завозятся на предприятие железнодорожным и автомобильным транспортом. Разгрузка осуществляется козловыми кранами и автопогрузчиками.
На балансе ОАО находятся:
- производственные корпуса с рабочим и силовым оборудованием (количество единиц оборудования – свыше 150, их них 60% импортного);
- административный корпус;
- передаточные устройства;
- котельная;
- теплица.
Акционерное общество является комплексно-механизированным предприятием. Процент механизации основного производства составляет 86%. На предприятии имеется 18 механизированных поточных линий, 9 комплексно-механизированных участков, 8 п/автоматических линий.
Производственная и управленческая структура предприятия:
В состав ОАО входят следующие подразделения, корпуса и отделы:
- цех №1- выпуск строганного шпона;
- цех №2- выпуск ЩМД;
- цех №3-изготовление ЩМД методом термокаширования;
- цех №4-автотранспорт;
- цех №5-РМЦ;
- цех №6-котельная;
- цех №7-электроцех;
- цех №8-разгрузка вагонов и прием лесоматериалов;
- цех №9-сушка и раскрой пиломатериалов, мебельно-сборочный участок;
- отдел производства, планирования и кооперирования поставок (ОПП и КП);
- производственно-технический отдел;
- отдел снабжения, сбыта и маркетинга;
- финансово-экономический отдел;
- общий отдел;
- хозяйственный отдел.
В следующей таблице представлены основные показатели, характеризующие результаты деятельности анализируемого предприятия.
Таблица 2.1
Основные показатели характеризующие
ОАО «Архангельская мебельная фабрика»
Показатели | Ед. изм. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Объем товарной продукции без НДС | тыс.руб. | 60157 | 76414 | 148632 |
Темп роста к 2007г. | % | 100 | 127 | 247 |
Темп роста к 2008г. | % |
| 100 | 194 |
2. Объем реализованной продукции (без НДС) | тыс.руб. | 53167 | 73271 | 155515 |
Темп роста к 2007г. | % | 100 | 137 | 292 |
Темп роста к 2008г. | % |
| 100 | 214 |
3. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов | тыс.руб. | 90211 | 87986 | 72217 |
Темп роста к 2007г. | % | 100 | 97 | 80 |
Темп роста к 2008г. | % |
| 100 | 82 |
4. Фондоотдача | руб./руб. | 0,67 | 0,88 | 2,06 |
Темп роста к 2007г. | % | 100 | 130 | 307 |
Темп роста к 2008г. | % |
| 100 | 236 |
5. Стоимость оборотных средств | тыс.руб. | 8092 | 18121 | 25800 |
Темп роста к 2007г. | % | 100 | 224 | 318 |
Темп роста к 2008г. | % |
| 100 | 142 |
6. Оборачиваемость оборотных средств | оборотов | 6,6 | 4,2 | 6,1 |
Темп роста к 2007г. | % | 100 | 64 | 92 |
Темп роста к 2008г. | % |
| 100 | 145 |
7. Численность ПП | чел. | 422 | 450 | 581 |
Темп роста к 2007г. | % | 100 | 106 | 137 |
Темп роста к 2008г. | % |
| 100 | 129 |
8. Производительность труда | тыс.руб. | 142,4 | 169,8 | 255,9 |
Темп роста к 2007г. | % | 100 | 119 | 180 |
Продолжение табл. 2.1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Темп роста к 2008г. | % |
| 100 | 151 |
9. Фонд оплаты по труду | тыс.руб. | 6929 | 10710 | 19199 |
Темп роста к 2007г. | % | 100 | 155 | 277 |
Темп роста к 2008г. | % |
| 100 | 179 |
10. Среднегодовая зарплата на одного работающего | тыс.руб. | 15,7 | 23,8 | 33,1 |
Темп роста к 2007г. | % | 100 | 152 | 210 |
Темп роста к 2008г. | % |
| 100 | 138 |
11. Прибыль балансовая | тыс.руб. | 3904 | 4456 | 11032 |
Темп роста к 2007г. | % | 100 | 103 | 283 |
Темп роста к 2008г. | % |
| 100 | 273 |
12. Общая рентабельность | % | 4,0 | 4,2 | 11,2 |
Темп роста к 2007г. | % | 100 | 106 | 280 |
Темп роста к 2008г. | % |
| 100 | 267 |
13. Себестоимость товарной продукции | тыс.руб. | 48584 | 72134 | 138431 |
Темп роста к 2007г. | % | 100 | 148 | 284 |
Темп роста к 2008г. | % |
| 100 | 192 |
14.Материальные затраты | тыс.руб. | 33415 | 51239 | 100603 |
Темп роста к 2007г. | % | 100 | 153 | 301 |
Темп роста к 2008г. | % |
| 100 | 196 |
15. Затраты на 1 рубль товарной продукции | руб./руб. | 0-80,8 | 0-94,4 | 0-93,1 |
Темп роста к 2007г. | % | 100 | 117 | 115 |
Темп роста к 2008г. | % |
| 100 | 99 |
Темпы роста к базисному году характеризуют непрерывную линию развития, они показывают насколько производство продукции в данном периоде возросло по сравнению с периодом, принимаемым за базу. Показатели темпов роста отражают не только направление развития, но и измеряют интенсивность развития промышленного производства.
По данным, представленным в таблице 2.1 можно сделать вывод о весьма положительной динамике показателей. Однако вместе с ростом объемов товарной продукции (27% в 2009 году и 47% в 2010 году), себестоимость продукции так же имеет тенденцию к росту.
Так, рост себестоимости всей товарной продукции в 2009 году составил 48%, а в 2010 году уже 84%.
Затраты на 1 рубль товарной продукции так же увеличились в 2009 году на 17%, в 2010 году на 15%.
Таким образом, необходимо наиболее полно изучить причины повышения себестоимости ОАО «Архангельская мебельная фабрика». В следующем параграфе данного раздела представлен наиболее полный и глубокий анализ себестоимости производимой продукции на анализируемом предприятии.
2.2. Анализ себестоимости продукции ОАО «Архангельская мебельная фабрика»
При анализе себестоимости прежде всего необходимо дать общую оценку состояния затрат на производство продукции как в действующей оценке, так и в сопоставимой. Это сравнение проводится по уровню затрат на 1 рубль товарной продукции. Для анализа необходимо составить следующую аналитическую таблицу 2.2.
Таблица 2.2
Затраты на 1 рубль товарной продукции
Показатели | За 2009 год в среднегод. ценах предыд. года | За 2010 год в среднегод. ценах предыд. года | За 2010 год в фактически действующих ценах |
1.Фактическая себестоимость ТП, тыс.руб. | 72134 | 118905 | 138431 |
2.Факт. выпуск ТП в отпускных ценах, тыс.руб. | 76414 | 127030 | 148632 |
3.Затраты на 1 рубль ТП (п1:п2), коп. | 94,4 | 93,6 | 93,1 |
4.Изменение затрат на 1 рубль ТП в отчет.году, в % к пред. году | - | -0,8 | -1,4 |