Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:32, курсовая работа
Самое важное в управлении - не стремление поставить других людей в одностороннюю зависимость от себя, искусственно приподнять свой статус, усилить свое влияние в организации, а сплотить ее персонал на четкое осознание стоящей перед организацией цели и активную, квалифицированную, добросовестную деятельность во имя ее достижения.
ВВЕДЕНИЕ
3
1.РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВУПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
5
1.1.Сущность административных методов управления организацией и их роль в современных условиях
5
1.2. Классификация организационно-распорядительных методов управления и их характеристика
12
1.3. Зарубежный опыт применения организационно-распорядительных методов управления
20
2. АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
24
2.1. Организационно-экономическая характеристика Лоевского райпо
24
2.2. Оценка организационно-распорядительных методов используемых в управлении организацией
32
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИТРАТИВНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
43
3.1. Основные направления совершенствования организационно-распорядительных методов управления организацией
43
3.2. Расчет эффективности предложений по совершенствованию административных методов управления
46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
53
ПРИЛОЖЕНИЯ
Административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Руководитель представляется здесь как администратор, субъект власти, опирающийся на предоставленное ему в этом право.
Административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, основными целями которого являются : правовое регулирование трудовых отношений, укрепление законности, защита прав и законных интересов организации и её работников в соответствии с КЗтТ и другими законодательными актами.
В рамках организации возможны три формы проявления административных методов:
1. обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);
2. согласительные (консультация, компромисс);
3. рекомендации, пожелания ( совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.).
Как правило, это прямые задания и распоряжения вышестоящих органов управления (волевое воздействие руководителя на подчиненных), которые направлены на соблюдение законов и постановлений, приказов и распоряжений руководителей в целях оптимизации производственных процессов. Административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды обязательны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю.
В общем виде система административных методов может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов: воздействие на структуру управления (регламентация деятельности и нормирование в системе управления) и на процесс управления ( подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за управленческими решениями).
Организационное воздействие на структуру управления осуществляется в большинстве случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического инструктирования и проектирования.
Наибольший интерес для нас представляет организационное воздействие руководителя на процесс управления. По сути это методы распорядительного влияния руководителя на коллектив в целом и личность в частности. Необходимость в таком распорядительстве возникает в связи с отклонениями в системе управления от ранее заданных или желаемых режимов работы, неизбежно возникающими под воздействием как субъективных, так и объективных факторов.
В зависимости от функционирующих в коллективе методов руководства формируется соответствующая им система подчинения. Понятно, что в процессе управленческой деятельности происходит подчинение одной воли другой. Однако формы такого подчинения должны носить самый благожелательный характер, способствовать прогрессу в коллективе и не вызывать нежелательных эмоций типа унижения, неловкости, досады, раздражения, а иногда и стрессов, что исключает всякое понимание между управляющей и управляемой подсистемы.
В практике управленческой деятельности административное воздействие связано с тремя типами подчинения:
1) вынужденное и внешне навязанное. Оно сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим «сверху»;
2) пассивное. Для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений;
3) осознанное, внутренне обоснованное.
В целом административные методы руководства существуют в форме организационного и распорядительного воздействия.
Анализ содержания управления организацией показал, что, в сущности, вся система пронизана организационно-
В организации эти методы служат средством прямого воздействия на процесс производства товаров и труд работников, что позволяет координировать выполнение ими отдельных функций или решения общей задачи. Это создает благоприятные условия для существования и развития управляемой системы, оказывает целенаправленное воздействие на объект управления. К характерным особенностям прямого воздействия относится непосредственная связь руководителя и подчиненного. Однако в целом прямые воздействия в конечном счете ведут к усилению пассивности подчиненных, а иногда и к скрытому неповиновению. Поэтому наиболее эффективны косвенные методы воздействия, которые осуществляются посредством постановки задачи и создания стимулирующих условий. [11,c. 97-98]
Способы административного воздействия:
1) Организационные воздействия:
Устав предприятия;
штатное расписание;
положение о подразделениях;
должностные инструкции;
организация рабочего места;
коллективный договор;
правила трудового распорядка;
организационная структура управления.
Эти документа (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов организации и обязательно вводятся в действие приказом руководителя организации.
В организации, где имеется высокий уровень организационных воздействий, доведённых до стандартов организации и регламентов управления, высокая трудовая и исполнительная дисциплина, значительно снижается надобность в применении распорядительных действий. Те организации, которые не довели действия до стандартов и регламентов, нуждаются в постоянном оперативном распорядительном воздействии, и на них, предположительно, будут хуже конечные результаты производства.
С другой стороны, реализация организационных воздействий в значительной степени зависит от менталитета работников, их желания соблюдать инструкции и работать по правилам, утверждённым администрацией. Сотрудник европейской организации соблюдает установленные в организации правила как само собой разумеющееся, и любое их нарушение рассматривается как ЧП.
Работник белорусской организации рассматривает внутрифирменные стандарты как заданное ограничение, которое исходя из его личного интереса, можно нарушать, когда «дремлет бдительного око начальства». Как следствие, – многочисленные случаи нарушения трудовой дисциплины, хищения материалов и готовой продукции, высокий процент брака и низкая исполнительная дисциплина. Это типичное проявление азиатского русского менталитета, где эти случаи не подлежат общественному порицанию. Поэтому использование организационного воздействия эффективно с параллельным применением социально-психологических методов и воспитанием корпоративной культуры.
2) Распорядительные воздействия:
приказы;
распоряжения;
указания;
инструктирование;
наставления;
целевое планирование;
нормирование труда;
координация работ;
контроль исполнения.
Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путём прямого административного регулирования.
Наиболее категоричная форма распорядительного воздействия – приказ. Его невыполнение влечёт за собой соответствующую санкцию (наказание). Приказ обычно состоит из 5-ти частей: констатация ситуации (события), меры по устранению недостатков или обеспечению административного регулирования, выделенные ресурсы для реализации решения, сроки исполнения решения, контроль исполнения.
1) Материальная ответственность и взыскания:
ответственность за задержку трудовой книжки;
добровольное возмещение ущерба предприятию;
удержания из заработной платы;
депремирование;
полная материальная ответственность;
коллективная материальная ответственность.
2) Дисциплинарная ответственность и взыскания:
замечание;
выговор;
строгий выговор;
понижение в должности;
увольнение.
3) Административная ответственность:
предупреждения;
штрафы;
возмездное изъятие предметов;
административный арест;
исправительные работы.
Таблица 1.1 - Позитивные и негативные воздействия методов административного управления
Позитивный метод воздействия | Негативный метод воздействия |
1. Рост уровня регламентации управления (организационное воздействие): 1.1 Наличие хорошо проработанного устава организации со свободным доступом к нему работников. 1.2 Развитие партнерских отношений администрации и профсоюзов через коллективный договор. 1.3 Разработка чётких Правил внутреннего трудового распорядка и работа с персоналом в соответствии с ГК и КЗоТ. 1.4 Наличие чёткой организации и штатных структур и их ежегодная корректировка в связи с изменениями условий производства. 1.5 Разработка чётких положений о подразделениях, регламентирующих административные и функциональные связи внутри организации. 1.6 Наличие чётких должностных инструкций с определением функциональных особенностей работника и нормированием труда. 1.7 Развитие контрактной системы организации и оплаты труда и увеличение удельного веса сотрудников, имеющих контракты. | 1. Неэффективное организационное воздействие на персонал: 1.1. Типовой устав организации, хранящийся за «семью печатями». 1.2. Принятие формальных коллективных договоров (или отсутствие их в организации) и конфронтация с профсоюзами. 1.3. Использование типовых или устаревших Правил внутреннего трудового распорядка, работа с персоналом с нарушением КзоТ и ГК. 1.4. Отсутствие или пользование устаревшей организационной структурой, наличие в штатном расписании «подснежников». 1.5. Отсутствие или пользование устаревшими положениями о подразделениях, не отвечающими условиям производства. 1.6. Отсутствие должностных инструкций, ориентация на устные указания руководства, использование устаревших инструкций. 1.7. Отсутствие или ликвидация контрактной системы организации и оплаты труда.
|
2. Эффективные виды распорядительных воздействий: 2.1 Чёткие приказы с указанием состояния вопроса, мероприятий, ресурсов, сроков и ответственных. 2.2 Чёткие распоряжения заместителей директора с указанием оперативных поручений. 2.3 Чёткие устные указания руководства на всех уровнях управления. Применение системы контроля исполнения документов на предприятии. | 2. Неэффективные виды распорядительных воздействий: 2.1 Расплывчатые или противоречивые приказы с констатацией состояния вопроса и без чётких мероприятий. 2.2 Расплывчатые или противоречивые распоряжения заместителей директора. 2.3 Нечёткие и противоречивые устные указания руководства. 2.4 Отсутствие системы контроля исполнения документов в организации или её низкая эффективность.
|
3. Баланс между административными методами наказания и поощрения: 3.1. Сокращение текучести персонала, анализ причин увольнения и разработка мер по их устранению. 3.2. Увольнение работников по инициативе администрации только в случае гр.ого нарушения внутренних нормативных документов. 3.3. Исключительное и редкое использование методов наказания сотрудников (строгий выговор и выговор). 3.4. Эффективное применение методов административного поощрения сотрудников за достигнутые результаты (повышение по должности, увеличение оплаты труда, направление на стажировку). 3.5. Использование японского правила: упущения записываются, достижения поощряются. | 4. Дисбаланс между административными методами наказания и поощрения: 4.1. Рост текучести персонала, отсутствие анализа причин увольнения. 4.2. Безразличное отношение к увольнению сотрудников, расправа с неугодными и т. Д. 4.3. Частое и не всегда обоснованное использование методов наказания сотрудников для острастки других. 4.4. Отсутствие связи административного поощрения с достигнутыми сотрудником результатами (объявление выговора и затем повышение в должности). 4.5. Отсутствие чётких правил наказания и поощрения.
|
Примечание. Источник: [8, c. 482]
Таким образом, административные методы управления – мощный рычаг достижения результатов поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальное условие их эффективности – высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные организации.
1.2 Классификация организационно-
Организационно-
При этом организационно-стабилизирующие методы выполняют следующие функции (таблица 1.2).
Таблица 1.1 - Организационно-стабилизирующие методы
Регламентирование | Нормирование | Инструктирование |
1. общеорганизационное | 1. времени | 1. предостережения |
2. структурное | 2. численности | 2. разъеснения |
3. должностное | 3. величины | 3. ознакомления |
4. функциональное | 4. выработки | 4. советы и т.д. |
| 5. относительности |
|