Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:21, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является анализ ценообразования на предприятии.
Следовательно, в рамках данного курсового проекта необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть характеристику состава выпускаемой продукции;
– провести анализ цен на продукцию ОАО «Якутский Гормолзавод»;
– разработать предложения по совершенствованию ценообразования на предприятии.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические основы формирования цен
1.1 Цена и ее виды……………………………………………………………….4
1.2 Ценовая политика предприятия…………………………………………….9
1.3 Особенности ценообразования при различных моделях рынка………....25
Глава 2.Формирование цен предприятия на примере ОАО «Якутский Гормолзавод»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Якутский Гормолзавод»………………...31
2.2 Анализ затрат на продукцию и факторов их определяющих…………….33
2.3 Анализ уровня и структуры цен на продукцию предприятия....................35
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы……………………
Министерство образования и науки РФ
ФГАОУ ВПО
«Северо-восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»
Финансово-экономический институт
Кафедра Финансы и кредит
Курсовая работа по дисциплине: «Экономика организаций»
на тему:
«Анализ факторов, влияющих на формирование цен на продукцию предприятия на примере ОАО «Якутский Гормолзавод»»
Ст. 2 курса ФЭИ ФК-10
Проверила: Климова О.Н.
Якутск 2012 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы формирования цен
1.1 Цена и ее виды…………………………………………
1.2 Ценовая политика предприятия……
1.3 Особенности ценообразования
при различных моделях рынка………
Глава 2.Формирование цен предприятия на примере ОАО «Якутский Гормолзавод»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Якутский Гормолзавод»………………...31
2.2 Анализ затрат на продукцию и факторов их определяющих…………….33
2.3 Анализ уровня и структуры
цен на продукцию предприятия...................
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..39
Введение
Одним из наиболее существенных
факторов, определяющих эффективность
деятельности предприятия, является ценовая
политика на товарных рынках. Цены обеспечивают
предприятию запланированную
Объектом исследования в данном курсовом проекте является предприятие ОАО «Якутский Гормолзавод».
Целью данного курсового проекта является анализ ценообразования на предприятии.
Следовательно, в рамках
данного курсового проекта
– рассмотреть характеристику состава выпускаемой продукции;
– провести анализ цен на продукцию ОАО «Якутский Гормолзавод»;
– разработать предложения по совершенствованию ценообразования на предприятии.
Глава 1.Теоретические основы формирования цен
1.1 Цена и ее виды
Цена – денежное выражение
стоимости товара. Она выполняет
различные функции: учетную, стимулирующую
и распределительную. В учетной
функции цены отражаются общественно
необходимые затраты труда на
производство и реализацию продукции,
оцениваются затраты и
Цены могут быть классифицированы по разным экономическим признакам.
Классификация цен по степени регулируемости
В условиях рыночных отношений одним из важных классификационных признаков цен является степень их свободы от регулирующего воздействия государства. Значительная часть цен является свободной, складывающейся на рынке под влиянием спроса и предложения независимо от какого-либо государственного влияния.
Регулируемые цены также формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государства. Государство может повлиять на цены путем прямого ограничения их роста или снижения. Государство в лице органов власти и управления может устанавливать на отдельные виды товаров и продукции фиксированные цены. В условиях рыночной экономики преимущественно действуют два вида цен: свободные и регулируемые.
Наиболее соответствующими
природе рыночных отношений являются
свободные цены, однако, полностью
перейти только к ним невозможно.
Государство в случае необходимости
может вмешиваться в процессы
ценообразования и в
Решениями Правительства
РФ, например, предусмотрено, что круг
товаров, продаваемых по свободным
ценам, может расширяться или, наоборот,
сужаться и по отдельным видам
товаров и услуг могут
Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота
Исходя из обслуживаемой сферы товарного обращения, цены подразделяются на следующие виды:
· оптовые цены на продукцию промышленности;
· цены на строительную продукцию;
· закупочные цены;
· тарифы грузового и пассажирского транспорта;
· розничные цены;
· тарифы на платные услуги, оказываемые населению;
· цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.
Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Этот вид цен подразделяется на оптовые цены предприятия и оптовые (отпускные) цены промышленности.
Оптовые цены предприятия
– цены изготовителей продукции,
по которым они продают
Оптовые (отпускные) цены промышленности
– цены, по которым предприятия
и организации-потребители
Оптовые (отпускные) цены промышленности теснее связаны с оптовой торговлей, в то время как оптовые цены предприятия более тяготеют к производству.
В хозяйственной практике применяются три вида цен на строительную продукцию:
· сметная стоимость, отражающая предельный размер затрат на строительство каждого объекта;
· прейскурантная цена, которая представляет собой усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м2 жилой площади, 1 м2 полезной площади, 1 м2 малярных работ и т.п.);
· договорная цена, устанавливаемая по соглашению между заказчиком и подрядчиком.
Закупочные цены – это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция предприятиями, фермерами и населением. Обычно являются договорными ценами, устанавливаемыми по соглашению сторон.
Тарифы грузового и пассажирского транспорта выражают плату за перемещение грузов и пассажиров, взимаемую транспортными организациями с отправителей грузов и населения.
Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям.
Они включают оптовые (отпускные)
цены промышленности, акциз, налог на
добавленную стоимость и
Другие классификации цен
Особыми видами цен, непосредственно связанных с торговлей, являются аукционные, биржевые и договорные цены.
Аукционная цена – цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров, а также может зависеть от мастерства лица, проводящего аукцион.
Биржевая цена – цена, по которой осуществляется оптовая сделка по купле-продаже товаров на бирже. Она является свободной ценой, которая колеблется в зависимости от спроса, объема сделки и т.д. Биржевая цена котируется, т.е. определяется ее типовой уровень по наиболее характерным сделкам. Биржевая информация публикуется в соответствующих бюллетенях. Договорная (контрактная) цена –- это цена, по которой осуществляется реализация товаров в соответствии с заключенным договором. Договорные цены могут быть постоянными на протяжении всего срока действия договора или индексироваться на условиях, согласованных обеими сторонами.
При осуществлении
Цены классифицируются в зависимости от территории действия. При этом различают;
· цены единые по стране, или поясные;
· цены региональные (зональные, местные).
Единые, или поясные, цены могут устанавливаться только на базовые виды продукции, на которые распространяется государственное регулирование. Речь идет о таких видах продукции и услуг, как энергоносители, электроэнергия, квартирная плата и некоторые другие.
Региональные (местные) цены
могут быть оптовыми, закупочными, розничными.
Они устанавливаются
В зависимости от иных классификационных признаков могут выделяться конкурентные, олигополистические и монопольные цены, цены спроса и цены предложения, справочные, номинальные и другие виды цен.
1.2 Ценовая политика предприятия
Ценообразование на предприятии
представляет собой сложный процесс,
состоящий из нескольких взаимосвязанных
этапов: сбора и систематического
анализа информации о рынке, обоснования
основных целей ценовой политики
предприятия на определенный период
времени, выбора методов ценообразования,
установления конкретного уровня цены
и формирования системы скидок и
надбавок к цене, корректировки ценового
поведения предприятия в
Ценовая политика – это механизм или модель принятия решений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности.
Задачи и механизм разработки ценовой политики
Предприятие самостоятельно определяет схему разработки ценовой политики исходя из целей и задач развития фирмы, организационной структуры и методов управления, установившихся традиций на предприятии, уровня издержек производства и других внутренних факторов, а также состояния и развития предпринимательской среды, т.е. внешних факторов.
При разработке ценовой политики обычно решаются следующие вопросы:
· в каких случаях необходимо использовать при разработке ценовую политику;
· когда необходимо отреагировать с помощью цены на рыночную политику конкурентов;
· какими мерами ценовой политики должно сопровождаться введение на рынок нового продукта;
· по каким товарам из продаваемого ассортимента необходимо изменить цены;
· на каких рынках надо проводить активную ценовую политику, изменить ценовую стратегию;
· как распределить во времени определенные ценовые изменения;
· какими ценовыми мерами можно усилить эффективность сбыта;
· как учесть в ценовой политике имеющиеся внутренние и внешние ограничения предпринимательской деятельности и ряд других.
Процесс разработки и реализации ценовой политики предприятия можно представить схематично (рис.1).
Рис. 1. Этапы разработки и реализации ценовой политики предприятия
Постановка целей ценовой политики
На начальном этапе разработки ценовой политики предприятию необходимо решить, каких именно хозяйственных целей оно стремится достичь с помощью выпуска конкретного товара. Обычно выделяют три основные цели ценовой политики: обеспечение сбыта (выживаемости), максимизация прибыли, удержание рынка.