Анализ факторов, влияющих на формирование цен на продукцию предприятия на примере ОАО «Якутский Гормолзавод»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного курсового проекта является анализ ценообразования на предприятии.
Следовательно, в рамках данного курсового проекта необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть характеристику состава выпускаемой продукции;
– провести анализ цен на продукцию ОАО «Якутский Гормолзавод»;
– разработать предложения по совершенствованию ценообразования на предприятии.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические основы формирования цен
1.1 Цена и ее виды……………………………………………………………….4
1.2 Ценовая политика предприятия…………………………………………….9
1.3 Особенности ценообразования при различных моделях рынка………....25
Глава 2.Формирование цен предприятия на примере ОАО «Якутский Гормолзавод»
2.1 Краткая характеристика ОАО «Якутский Гормолзавод»………………...31
2.2 Анализ затрат на продукцию и факторов их определяющих…………….33
2.3 Анализ уровня и структуры цен на продукцию предприятия....................35
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

курсовая по экон орг.docx

— 134.66 Кб (Скачать)

Наличие большого числа конкурентов  ограничивает контроль каждого из них  над ценой. Значительная дифференциация производимых товаров объясняет  отсутствие тесной взаимозависимости  между ценовой политикой предприятий  и ограничивает возможности соглашений о едином уровне цен.

В условиях монополистической  конкуренции предприятие формирует  цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, установленные конкурентами, а также собственные издержки производства.

При монополистической конкуренции  предприятия используют разные варианты ценообразования:

· установление цен по географическому принципу, когда предприятие реализует продукцию потребителям в разных регионах по разным ценам;

· установление цены ФОБ в месте происхождения товара означает, что товар передается транспортной организации на условиях франко-вагон, после чего все права на этот товар и ответственность за него переходят к покупателю, который оплачивает все расходы по транспортировке. Однако для удаленных покупателей продукция предприятия может оказаться слишком дорогой и не выдержать конкуренцию местных производителей;

· установление единой цены с включенными в нее расходами по доставке является полной противоположностью метода установления цены ФОБ в месте происхождения товара. В этом случае предприятие назначает единую цену с включением в нее одной и той же суммы транспортных расходов. Метод относительно прост в применении и дает возможность предприятию рекламировать единую цену в общенациональном масштабе;

· установление зональных цен представляет собой нечто среднее между методом цены ФОБ в месте происхождения товара и методом единой цены с включенными в нее расходами по доставке. Предприятие выделяет две или более зон, в пределах которых устанавливаются единые зональные цены. Обычно зональные цены увеличиваются по мере удаленности зоны;

· установление цены применительно к базисному пункту позволяет продавцу выбрать тот или иной город в качестве базисного и взимать со всех заказчиков транспортные расходы в сумме, равной стоимости доставки из этого пункта, независимо от того, откуда в действительности происходит отгрузка. Для достижения большей гибкости предприятие может выбирать в качестве базисных несколько городов. В этом случае транспортные расходы исчисляются от ближайшего к заказчику базисного пункта;

· включение в цену расходов по доставке может быть выгодным для продавцов, заинтересованных в поддержании деловых отношений с конкретными покупателями или с определенными географическими районами. В этом случае обычно предполагается, что стабильность сбытовых отношений позволит расширить объемы деятельности и снизить средние издержки, обеспечивая покрытие дополнительных транспортных расходов.

 

Ценообразование в условиях олигополии

Олигополия включает различные  рыночные ситуации, общими для которых  являются немногочисленность продавцов, всеобщая взаимозависимость производителей, а также неспособность отдельного предприятия с уверенностью предсказать  ответные действия конкурентов на изменения  цены или объема производства.

Обычно выделяется несколько  общих черт олигополистического  ценообразования:

· олигополистические цены изменяются реже, чем цены в условиях совершенной конкуренции, монополистической конкуренции или даже в некоторых случаях чистой монополии;

· цены в условиях олигополии имеют тенденцию быть «жесткими», или негибкими;

· в случае изменения цены одним производителем велика вероятность того, что другие производители также изменят цены;

· олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов и согласованных действий при назначении или изменении цен.

 

Цены в условиях чистой монополии

При чистой монополии на рынке существует один продавец. Монополистом может быть государственная организация, частная регулируемая монополия  или частная нерегулируемая монополия. В каждом из перечисленных случаев  ценообразование складывается по-разному.

Государственная монополия  может с помощью политики цен  преследовать достижение различных целей. Цена может быть установлена ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение средних доходов. Наконец, может быть установлена очень высокая цена для сокращения потребления того или иного товара (такая ситуация возможна, например, при установлении цен на алкогольные или табачные изделия).

В случае регулируемой монополии  государство разрешает предприятию  устанавливать расценки и тарифы, обеспечивающие получение «справедливой  нормы прибыли», которая дает возможность  поддерживать производство, а при  необходимости расширять его.

Нерегулируемая монополия  осуществляет значительный контроль над  ценой и может диктовать цену рынку. Однако предприятие-монополист не всегда устанавливает максимальную цену. Это объясняется рядом факторов: опасение введения государственного регулирования, нежелание привлекать конкурентов, а также стремление расширить  возможный объем сбыта за счет снижения цен.

В реальной экономической  ситуации любой из указанных типов  рынка определить в чистом виде довольно сложно. Предприятие может с одним  товаром выступить на рынке чистой монополии, а с другим – на конкурентном рынке. Сложнее обстоит дело с  олигополией, в недрах которой возможно появление, как монополий, так и  свободной конкуренции. Следует  помнить, что анализ конкурентной структуры  рынка сам по себе не может дать готовых рецептов установления цен; он необходим, прежде всего, для определения  закономерностей ценообразования  в зависимости от соотношения  спроса и предложения.

 

Глава 2. Формирование цен  предприятия на примере ОАО «Якутский Гормолзавод»

 

2.1 Краткая характеристика  ОАО «Якутский Гормолзавод»

 

Якутский Гормолзавод был образован в 1933 году по решению правления Якутского союза кооперативов «Холбос». 25 июня 1933 года завод выпустил свою первую продукцию. Ассортимент был довольно широкий: молоко, сметана, творог, масло, кефир, сыр, простокваша, сырковая масса, казеиновый клей, квас. С 1935 года начался выпуск мороженого.

В настоящее время предприятие  превратилось в крупный, оснащенный современной техникой завод. Особым достижением является освоение асептической технологии обработки молока (UHT), позволяющей  максимально сохранить полезные свойства молока и значительно продлить срок его хранения.

Ассортимент продукции за последнее время значительно  расширился: молоко пастеризованное и стерилизованное, кефир, сметана, йогурты, сливки, творог, мороженое, соки. Оборудование для упаковки продукции Гормолзавод приобрёл у знаменитой шведской фирмы «Тетра Пак».

ОАО «Якутский Гормолзавод» имеет два молокоприемных пункта в Намском районе. Первый - в поселке Хамагатта, второй - Хомустах, который открылся в 2001 г. В этих пунктах работники Гормолзавода принимают у сельского населения натуральное молоко.

Основными направлениями  деятельности ОАО «Якутский Гормолзавод» являются:

- заготовка и переработка сельскохозяйственного сырья;

- производство и реализация  молочных и других пищевых продуктов;

- торговые и посреднические  услуги.

Вся продукция вырабатывается в соответствии с требованиями стандартов по технологической инструкции с  соблюдением санитарных норм и правил.

На каждую партию готовой  продукции выписывается качественное удостоверение с указанием сроков реализации. Ежегодно проводится сертификация продукции.

Местные производители молока уступают ОАО «Якутский Гормолзавод» по упаковке и потребительским свойствам продукции.

Однако они используют местное натуральное сырьё, что  не требует от них существенных затрат на транспортировку и хранение сырья. В то же время ориентация на местное  сырьё является существенным ограничением на объём производства и в долгосрочном периоде нельзя ожидать увеличения доли прочих местных производителей на местном рынке.

По причине снижения объёмов  производства ОАО «Якутский Гормолзавод», оптовые фирмы г. Якутска начали завозить продукцию молокозаводов других регионов. В конкуренции присутствует фактор сезонности, существует прямая зависимость от состояния транспортного сообщения в республике. Поставками молочной продукции из-за пределов республики занимается большое количество мелких компаний.

Исходя из вышеизложенного, можно считать, что ОАО «Якутский Гормолзавод» является монополистом в г. Якутске по производству молочной продукции. Поэтому можно говорить только о конкуренции между продукцией ОАО «Гормолзавод» и продукцией, производимой предприятиями других регионов на молочном рынке г.Якутска.

Поставщиками натурального молока являются: СХПК «Хатасский», СХПК «Якутский», Якутрайпо, ОХП «Покровское», молокоприёмный пункт с. Хамагата, ПСХК «Сырдах».

В связи со спецификой данной отрасли пищевой промышленности, вся производственная продукция  сразу уходит на реализацию в розничную  торговую сеть. Сбытом продукции занимаются большинство продуктовых магазинов города.

У ОАО «Якутский Гормолзавод», помимо снабжения муниципальных и частных магазинов, имеется собственная сеть распространения продукции:

- фирменный магазин «Снежок» (работает розничный отдел и  оптовый отдел, где молочная  продукция реализуется оптом за наличный расчёт;

- фирменный магазин «Кулинария»;

- фирменные киоски;

- кафе - мороженое «Робин - Бобин»;

- коктейль - бар «Робин-Гуд».

Также кроме вышеперечисленных  точек, функционируют агенты по сбыту готовой продукции.

Реализация молочной продукции  производится 59 городским магазинам  и организациям.

 

2.2 Анализ затрат на продукцию и факторов их определяющих

 

Анализ затрат начинают с  анализа динамики себестоимости  продукции. При этом сравнивают фактические затраты с плановыми или с затратами базисного периода.

Анализ затрат на продукцию  проводится с целью решения следующих  задач:

– определение динамики по основным показателям себестоимости;

– определение причин изменения себестоимости по факторам и по статьям калькуляции;

– выявление и оценка неиспользованных возможностей снижения себестоимости и разработка мер по мобилизации резервов снижения себестоимости.

При определении динамики затрат проводится анализ по экономическим  элементам затрат, который позволяет  изучить состав затрат, определить удельный вес каждого элемента в  общей сумме затрат.

Сопоставлением затрат по экономическим элементам в абсолютной сумме и в процентах, к общим  затратам за отчетный год с затратами  за предшествующий год выявляются направления  в изменении отдельных элементов  затрат.

Рассмотрим динамику затрат по статьям калькуляции на примере  производства творога 4% 0,125 (на 1 тонну) за 2010 г.

 

Таблица 2.1. Состав и структура  затрат по статьям калькуляции

Статьи калькуляции

   

 руб.

у.в. (%)

Сырье и основные материалы

46993,6

54,14

Транспортно-заготовительные  расходы

3754,69

4,33

Вспомогательные материалы

17441,08

20,09

Топливо и энергия

1935,77

2,23

Заработная плата рабочих

1580

1,82

Отчисления на социальное страхование

383,39

0,41

Амортизация оборудования

5530

6,34

Общезаводские расходы

9243

10,64

Производственная себестоимость

86861,53

100,00


 

Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что из всех затрат на производство продукции основную роль играет статья «сырье и материалы». Затраты на содержание основных средств составляют 6,34% из всех затрат, а оплата труда всего 1,82%.

Так как предприятие пищевое, то много средств тратится на закуп сырья, где особую роль играет прием натурального молока от с/х производителей, а также сухое молоко, завозимое из разных регионов страны.

 

2.3 Анализ уровня и структуры цен на продукцию предприятия

 

При рассмотрении структуры  цены отметим, прежде всего, отпускную  цену предприятия – это цена изготовителя, по которой он реализует произведенную  продукцию потребителям, и состоит  из оптовой цены и НДС. При этом, предприятия должны возместить издержки производства и реализации и получить такую прибыль, которая позволяла бы им функционировать в условиях рынка. Оптовая цена предприятия по своему составу всегда состоит из себестоимости и прибыли. Себестоимость включает в себя затраты на производство, которые бывают двух видов: прямые и косвенные. Прямыми расходами являются затраты на сырье и материалы, из которого непосредственно изготавливается конкретная продукция, расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства продукции, суммы страховых взносов, а также суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ или услуг. Косвенные затраты это те, которые не могут быть напрямую отнесены на себестоимость изготовления продукции. К ним относятся: административно-управленческие расходы, затраты на повышение квалификации персонала, издержки в инфраструктуре производства, затраты в социальной сфере. Отпускная же цена может быть с акцизом (если рассматривается подакцизный товар), с НДС и без НДС.

Информация о работе Анализ факторов, влияющих на формирование цен на продукцию предприятия на примере ОАО «Якутский Гормолзавод»