Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:06, реферат
Торговля – одна из важнейших отраслей экономики и представляет собой процесс реализации товаров посредством купли-продажи. Различают оптовую и розничную торговлю и торговлю через интернет. Торговля между странами (международная торговля) делится на импорт и экспорт. Как процесс обмена товарно-материальными ценностями, торговля известна начиная с каменного века. Как в то время, так и сейчас, сутью торговли является предложение к обмену, либо к продаже товарно-материальных, а также нематериальных ценностей с целью извлечения выгоды из этого обмена.
Сегодня потребительский рынок Чувашской Республики – это более 4000 объектов розничной торговли общественного питания. Благоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся в последние годы в Чувашии, позитивная динамика основных макроэкономических показателей, а также устойчивый рост реальной заработной платы и пенсий, поступление на рынок отечественных и импортных товаров в объемах, обеспечивающих платежеспособный спрос населения, способствовали дальнейшему увеличению потребительского спроса населения и ускорению развития оборота розничной торговли и платных услуг населению.
Увеличение объемов розничной торговли в 2006 г.на 18,1% позволило Чувашии опередить по темпам роста такие регионы ,как Кировскую, Нижегородскую области, республики Мордовия, Удмуртию и занять девятую позицию среди 14 регионов приволжского федерального округа, в 2007 году – 7 позицию.2009 год характеризовался как кризисный и падением темпов роста показателей во всех реальных отраслях экономики, в т.ч. в сфере торговли по республике он составил 99,3%. При этом показатели темпов роста объемов оборота розничной торговли по Чувашской Республике в последние 5 лет превышают показатели по России.
Структура оборота розничной торговли
Все товары В том числе: Пищевые продукты,включая напитки и табачные изделия Непродовольственные продукты | 1995 | 2000 | 2005 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
100
62,2
37,8 | 100
49,0
51,0 | 100
47,4
52,6 | 100
48,5
51,5 | 100
47,3
52,7 | 100
49,5
50,5 | 100
50,9
49,1 |
Структура оборота оптовой торговли
Оборот оптовой торговли: млн.руб.(в фактически действовавших ценах) в %к предыдущему году(в сопоставимых ценах) из него оборот организаций оптовой торговли: млн.руб.(в фактически действовавших ценах) в %к предыдущему году(в сопоставимых ценах) | 2000 | 2005 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
14146,8
95,9
10350,6
113,6 |
33947,3
106,9
26955,6
116,7 |
87651,7
197,1
50972,0
160,5 |
109944,4
105,5
68513,7
113,0 |
72548,6
69,4
62062,4
95,3 |
94275,7
123,4
80930,1
123,8 |
*С 2007 г.- включая данные по индивидуальным предпринимателям
Торговля и коммерческая деятельность по реализации товаров и услуг формируют более 14,6% валового регионального продукта. В сфере торговли работает 10% населения, занятого в экономике республики.
Сегодня потребительский рынок Чувашской Республики представляет собой цивилизованную и современную торговую инфраструктуру. Постепенно снижается доля продажи товаров на рынках. Покупатели становятся требовательнее не только к качеству и ассортименту продукции, но и к уровню торгового сервиса. Постоянно совершенствуются формы обслуживания покупателей: 20% торговых предприятий Чувашии широко используют метод самообслуживания, в том числе и в сельской местности.
Система Чувашпотребсоюза- одна из стабильно работающих структур не только в республике, но и в системе Центросоюза Российской Федерации. В течение последних десяти лет – она среди лидеров потребительских союзов страны. Она имеет мощную материально-техническую базу, способную выдержать любую конкурентную борьбу: 1310 объектов торговли, 255- общественного питания,219 производственных цехов ,850 магазинов-заготпунктов ,59 приемозаготовительных пунктов ,585 пунктов приемки молока,384 объекта по оказанию бытовых услуг ,29 аптек и аптечных пунктов,116 отделов по продаже медицинских товаров ,40 ветеринарных аптек и киосков ,73 общетоварных складов. В системе Чувашпотребсоюза широко применяются прогрессивные методы торгового обслуживания населения, как самообслуживание ,доставка на дом покупателя, прием предварительных заказов у населения на товары, проведение свадеб , юбилеев на предприятиях общественного питания и.т.д.
В республике представлены практически все типы торгующих организаций - от крупных торговых комплексов до мелких магазинчиков. В настоящее время в розничной торговле конкуренция играет доминирующую роль. Рост масштабов бизнеса приводит к обострению борьбы за все новые и новые объекты, налицо и все более серьезная конкуренция за потребителя. Защищаясь от конкуренции, розница коренным образом перестраивает логистические схемы, стандарты и технологии обслуживания потребителей. Торговля пытается сочетать в себе спектр товаров и услуг, интересных потребителю. В последние годы открыты новые крупные торговые комплексы «МТВ-центр», «Мега-Молл», «Перекресток», «Галактика», торговые центры «Москва», «Меридиан», гипермаркет «Карусель», развлекательный центр «Каскад», проведена реконструкция зданий универмагов «Центральный», «Шупашкар» и т.д. Ежегодный объем инвестиций в развитие сферы потребительского рынка составляет более 2,0 млрд. руб.
В городах и районных центрах республики успешно внедрялся сетевой принцип организации розничной торговли. Закрепили свои позиции и успешно развиваются торговые сети «Домо», «Эльдорадо» (бытовая техника), «Мастерок», «Строймаркет», «Евроинтерьер» (строительные и отделочные материалы), «Магнит», «Зенит», «ТАВ», «Карусель», «Пятерочка», «Перекресток», а также фирменная сеть местных товаропроизводителей – ОАО «Акконд», ОАО «Хлеб», ОАО «Чебоксарский хлебокомбинат», «Сахарок», «Смак» и др.
В результате – расширение ассортимента, внедрение новых видов услуг, предоставление скидок, повышение культуры обслуживания, внедрение новых технологий, изменение интерьеров и обликов предприятий в целом. Все эти тенденции оказывают серьезное влияние и на производителей потребительских товаров, принуждают производителей повышать конкурентоспособность производимой продукции.
По сравнению с 2003 годом обеспеченность на 1000 жителей Чувашии торговой площадью увеличилась в 2 раза и составил по состоянию на 1 января 2010 года 363 кв. метра., на 1 января 2011 г. – 380,1 кв.м.
В рамках реализации Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» на республиканском уровне были приняты Закон Чувашской Республики «О розничных рынках» и 2 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики, которыми утверждены 12 регламентов. С 2007 года в 18 муниципалитетах 25 управляющим компаниям выданы разрешения на право организации розничных рынков, в т.ч. 6 – сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков. Сельхозтоваропроизводителям, в т.ч. гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, на рынках республики предоставлено 2697 торговых мест.
В 2008-2010 годах на территории Чувашской Республики велась активная работа по реализации Плана организации розничных рынков. На сегодняшний день в план организации розничных рынков на территории Чувашской Республики включено 52 рынка, в т.ч. 13 –сельскохозяйственных, 12 сельскохозяйственных кооперативных. Из общего количества запланированных рынков функционируют 25 рынков, 27 планируется построить в срок до 2015 года. На их строительство планируется направить более 1 млрд. руб. из внебюджетных источников. Результаты проверок, проведенных Минэкономразвития Чувашии совместно с контролирующими (надзорными) органами в течение 2007-2010 годов, показали, что на всех розничных рынках (получивших разрешение) основные требования, предусмотренные законодательством, реализованы.
По данным, предоставленным администрациями муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, по состоянию на 1 января 2011 г. функционируют 40 ярмарок, в том числе оборудованных – 22. Количество торговых мест на ярмарках составляет 4522 ед., в том числе выделяемых сельхозтоваропроизводителям на безвозмездной основе – 486 ед. или 10,7% от общего количества торговых мест.
Для последних лет характерна тенденция снижения доли продажи товаров на рынках и ярмарках в общем объеме продажи товаров, что характеризует увеличение спроса населения на более качественные услуги и более высокий уровень культуры обслуживания. Данный показатель в 2010 г. составил лишь 13,3 %, тогда как в 2003 году – 29,3 %.
В 2010 году Правительством Чувашской Республики полностью завершена работа по разработке и утверждению в регионе законодательных и нормативных правовых актов в рамках реализации Федерального закона о торговой деятельности. Принят Закон Чувашской Республики «О торговой деятельности в Чувашской Республике», утверждены нормативы минимальной обеспеченности площадью торговых объектов для республики и органов местного самоуправления, новый порядок организации ярмарок на территории республики, порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных объектов на территории муниципальных образований. Норматив минимальной обеспеченности площадью торговых объектов для Чувашской Республики составил 441 кв.м.В соответствии с требованиями Федерального закона об утверждении этих нормативов в составе документов, определяющих направления социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, нормативы утверждены постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики, определяющим основные показатели прогноза социально-экономического развития Чувашской Республики на 2011-2013 годы. Нормативы рассчитаны по формулам, определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. № 754 «Об утверждении Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов». При расчете использованы общероссийские, республиканские и муниципальные показатели оборота розничной торговли на душу населения, среднегодовая численность населения, стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг, доля розничных рынков и ярмарок в обороте розничной торговли за 2009 год. Утвержденные нормативы доведены до органов местного самоуправления для использования в документах территориального планирования, генеральных планах, муниципальных программах развития торговли, схемах размещения нестационарных объектов.
В ранее действующую республиканскую программу развития потребительского рынка и сферы услуг в Чувашской Республике на 2010-2020 годы внесены изменения – мероприятия программы дополнены пунктами, направленными на развитие торговой деятельности, определенными федеральным законом и законом Чувашской Республики. Всеми органами местного самоуправления (26 территориальных образований Чувашской Республики) внесены изменения в уставы в части определения уполномоченного органа по разработке и утверждению схем размещения нестационарных объектов, утверждены перечни ярмарок на 2011 год, 25 муниципалитетами разработаны и утверждены муниципальные программы развития потребительского рынка с определением целевых индикаторов с учетом утвержденных для них нормативов минимальной обеспеченности площадью торговых объектов. В настоящее время ведется активная работа по формированию схемы размещения нестационарных объектов: проводится инвентаризация существующих объектов нестационарной торговли, определяются дополнительные места их размещения (планируемые) с учетом нормативов минимальной обеспеченности площадью торговых объектов, проводятся согласования с федеральными и республиканскими органами исполнительной власти, определяется и уточняется порядок предоставления муниципальных земельных участков под строительство новых объектов.