Развитие и размещение транспортного комплекса Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе на тему «Развитие и размещение транспортного комплекса Российской Федерации» ставится цель показать место и роль транспорта в рациональном размещении производственных сил, освоении новых территорий, совершенствовании территориального разделения труда между районами Российской Федерации, основные показатели работы и технической вооруженности транспорта, а также перспективы его развития.

Оглавление

1. Введение …………………………………………………………….3
2. Значение транспорта для хозяйства страны. Структура транспортного комплекса. ……………………………………………………………………..4
2.1. Значение транспорта для хозяйства страны…………………….4
2.2. Структура транспортного комплекса……………………………6
2.2.1. Железнодорожный транспорт. ………………………………...9
2.2.2.Автомобильный транспорт…………………………………….11
2.2.3. Морской транспорт…………………………………………….12
2.2.4. Внутренний речной транспорт…...……………………...........13
2.2.5. Воздушный транспорт…………………………………………14
2.2.6. Трубопроводный транспорт. ………………………………….14
2.2.7. Прочие виды транспорта………………………………………15
3. Развитие и размещение транспортного комплекса Российской Федерации…………………………………………………………………………...16
3.1. Развитие и размещение различных видов транспорта…………19
3.2. Размещение транспорта по экономическим районам………….28
4. Перспективы развития транспортного комплекса……………….36
5. Заключение…………………………………………………………40
6. Используемая литература………………………………………….41

Файлы: 1 файл

курсовая исправленная.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

В то же время зависимость  морского транспорта от природных условий (особенно в условиях замерзания морской  акватории), необходимость создания на морских побережьях сложного и дорогостоящего портового хозяйства, удаленность от морских побережий основных экономических районов и центров страны, относительно слабые экономические и внешнеторговые связи со странами, расположенными за пределами Европы, ограничивают сферу его применения в России.28

 

2.2.4. Внутренний водный транспорт

 

Внутренний водный транспорт (или речной) относится к одному из древнейших видов транспорта. Россия обладает большой и разветвленной  сетью речных путей и озер. Однако существенную роль он играет либо в  тех регионах, где направления основных транспортно-экономических связей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн в европейской части России), либо в слабоосвоенных регионах с практически полным отсутствием альтернативных видов транспорта (Север и Северо-Восток страны).

Протяженность эксплуатируемых  внутренних водных путей в России составляет 89 тыс. км.29

Речной транспорт  занимает важное место во внутренних перевозках грузов и пассажиров страны, особенно в отдаленных Северных и Восточных районах, не располагающих другими видами транспорта. Особенности речного транспорта заключаются в низкой себестоимости перевозимых грузов и в сравнительно небольших капитальных затратах на создание водных путей. Речной транспорт имеет небольшие скорости движения и ограниченный период эксплуатации в связи с коротким периодом навигации.

 

2.2.5. Воздушный транспорт

 

В транспортной системе  России воздушный транспорт является одним из основных видов пассажирского  транспорта и занимает третье место  по объему пассажирских перевозок. В его общей работе перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты — 1/5.30

Воздушный транспорт  используется в народном хозяйстве для перевозки срочных грузов, выполняет работы при строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, участвует в проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла.31

Особую роль играет воздушный  транспорт для слабоосвоенных районов  Сибири и Дальнего Востока, где он вместе с сезонным речным транспортом  часто является единственным средством сообщения.32

В районах Крайнего Севера и приравненных к нему территориях  большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют вертолёты. Они  доставляют грузы и пассажиров на нефтепромыслы и другие производственные объекты, геологические партии к  месту их работы, оказывают срочную медицинскую помощь и т.д.

География воздушных  перевозок пассажиров определяется прежде всего характером заселения  и освоения отдельных частей страны, территориальной организацией систем городского расселения, размещением  крупных курортных зон, масштабами и направлениями международных поездок.33

 

2.2.6. Трубопроводный транспорт

 

Трубопроводный  транспорт - самый молодой вид транспорта. Он предназначен для транспортировки жидких и газообразных продуктов и отличается экономичностью, работает круглый год независимо от климатических условий.

Он занимает первое место в грузообороте всеми видами транспорта. На его долю приходится 56,7% всего грузооборота транспорта общего пользования. Развитие трубопроводного транспорта тесно связано с районами освоения нефтяных и газовых месторождений, размещением нефте- и газоперерабатывающей промышленности, потребителями этой продукции на внутреннем и внешнем рынках.34

Преимуществами этого  вида транспорта являются: наименьшая себестоимость, возможность функционирования в течение всего года, высокая производительность труда, минимальные потери при транспортировке, возможность прокладки трубопроводов по кратчайшему расстоянию практически вне зависимости от рельефа территории.35

По назначению магистральные трубопроводы разделяются на нефте-, продукто- и газопроводы. В последнее время получают развитие и другие виды трубопроводов (пульпопроводы, пневмопроводы и др.).

Развитие трубопроводного  транспорта неразрывно связано с  освоением нефтяных и газовых  месторождений, территориальной организацией нефте- и газоперерабатывающей промышленности, размещением основных потребителей нефти, газа и продуктов их переработки  на внутреннем и внешнем рынках.36

2.2.7. Прочие виды транспорта

 

Одним из прочих видов  транспорта является электронный транспорт. Передача электроэнергии на расстояние является специфическим, узкоспециализированным и высокоэффективным видом транспорта.

Передача электроэнергии на расстояние по высоковольтным линиям электропередач (ЛЭП), как правило, обходится намного дешевле перевозки топлива на электростанции. Исключение составляют лишь транспортировка газа по трубопроводам большого диаметра. Электронный транспорт даёт возможность объединения разрозненных электростанций в энергосистемы, что значительно повышает экономическую эффективность работы отрасли электроэнергетики в целом.   

 

3. Развитие и размещение транспортного комплекса

Российской Федерации

 

 

Велика роль транспорта, в рациональном размещении производительных сил, освоении новых территорий, совершенствовании территориального разделения труда не только между районами Российской Федерации, но и мирового хозяйства.37

При формировании единой транспортной системы (ЕТС), обращается внимание на три важных аспекта: социально-экономический, технологический, экономико-географический.

Социально-экономический  аспект связан с основной целью развития транспортной системы, а именно –  качественным и полным удовлетворением потребностей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров.

Другой основой развития различных видов транспорта выступает  технология перевозочного процесса грузов и людей, которая видоизменяется на различных путях сообщения  в соответствии с технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта, обусловливающими наиболее выгодными условия перемещения их в едином перевозочном процессе страны. Благодаря учету этих особенностей удается обеспечить кооперацию различных видов транспорта в транспортной системе страны. Многие исследователи транспортных проблем ограничиваются этими двумя аспектами единой транспортной системы. Однако этим не исчерпывается сущность проблемы единой транспортной системы. Главная задача – отыскание оптимальных пропорций в развитии производства и транспорта применительно планируемому этапу экономического развития страны. С решением важных вопросов территориальной организации производственных сил связан экономико-географический аспект проблемы единой транспортной системы, учитывающий взаимоотношения между природной средой, производством и транспортом.

Наличие разнообразных  видов транспорта на конкретной территории принято называть транспортной сетью. Конфигурация транспортной сети зависит  от размещения производительных сил, рельефа, природно-климатических условий конкретной территории. Плотность же путей сообщения зависит от уровня развития всех элементов производительных сил. Это и определяет классификацию районов:

1. Районы сплошного  экономического освоения, следовательно, и с густой транспортной сетью, объединяющей все или большинство видов транспорта.

2. Районы выборочного  экономического освоения со слабо  развитой транспортной сетью,  представленной одним или несколькими  видами транспорта.

3. Районы интенсивного земледелия со слабо развитой транспортной сетью.

4. Районы освоения  лесных ресурсов со сравнительно  редкой освоенной транспортной  сетью.  

5. Курортные зоны.

Транспортная обеспеченность территорий определяет их место в  классификации транспортных пунктов  и транспортных узлов.

Под транспортными пунктами понимаются железнодорожные станции, речные пристани, речные и морские  порты. Они выполняют следующие  функции: экономические, транспортные, технические, политические, культурные и функции международных связей.

Транспортный узел - это пункт, в котором сходятся не менее 2-3 линий одного вида транспорта. Когда в одном населённом пункте сходятся пути сообщения различных видов транспорта, он называется комплексным. Здесь ярко прослеживается взаимосвязь различных видов транспорта. В комплексных транспортных узлах осуществляется перевалка грузов и пересадка пассажиров.38

Транспортные узлы бывают государственного, межрайонного, районного  и местного значения. Кроме того, транспортные узлы классифицируются по назначению, сочетанию видов транспорта, по выполняемым функциям, по транспортному балансу, по величине грузооборота. Комплексные транспортные узлы могут иметь также сочетания: железнодорожно-водные (железнодорожно-речные, железнодорожно-морские), железнодорожно-автомобильные, водно-автомобильные.39

Уровень развития транспортной системы экономических районов  неодинаков. Обеспеченность путями сообщения  как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км2) отличается в десять и более раз. Наиболее развитой транспортной системой выделяются Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы; наименее развитой - Дальневосточный, Восточносибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где в межрайонном масштабе разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге. Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т. е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья, топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно — пассивный, т.е. ввоз превышает вывоз.40

Мощности транспортных потоков также имеют существенные различия и зависят от размещения основных источников сырья, топлива, материалов и т.д. Можно выделить три основных магистральных направления транспортной системы страны:

1. Широтное магистральное  сибирское направление «восток-запад»  и обратно, оно включает железнодорожные,  трубопроводные пути и водные с использованием рек Камы и Волги.

2. Меридиональное магистральное  центральноевропейское направление  «север-юг» с выходом на Украину,  Молдову, Кавказ, образованное в основном железнодорожными путями.

3. Меридиональное волго-кавказское магистральное направление «север-юг» по реке Волга, железнодорожным и трубопроводным путям, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, Севером европейской части страны и с Уралом.

По этим главным магистральным  направлениям идут основные грузопотоки страны, по этим направлениям особенно тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также в основном совпадают с сухопутными.

Помимо основных магистральных  направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значений. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных ее районов транспортная система нуждается в постоянном совершенствовании как в отношении рационализации размещения, так и в повышении ее качественного уровня: обновлении материально-технической базы, улучшении организационно-управленческой системы, использовании новейших достижении научно-технического прогресса. Развитие транспортной системы Российской Федерации направлено на более полное обеспечение потребностей хозяйства и населения страны транспортными услугами.41

 

 

 

 

3.1. Развитие и размещение различных видов транспорта

 

Железнодорожный транспорт

К основным факторам, влияющих на формирование транспортной сети, в том числе и железных дорог, относятся: развитие и размещение хозяйства, направление и мощность основных внутрирайонных  и межрайонных транспортно-экономических связей, размещение городов и административных центров.

Рассмотрим природные  условия, влияющие на размещение железнодорожного транспорта.

Современная техника  позволяет прокладывать железные дороги в любых районах, однако строительство  и эксплуатация дорог в горах  значительно дороже, чем на равнинах. Около 70 % железных дорог в стране имеют подъемы от 6 до 10%. Большие подъемы – от 12 до 17% - на магистральных дорогах  встречаются на Урале (особенно на линии Пермь – Чусовская – Екатеринбург), в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Прямая трасса и пологий профиль железнодорожной линии с эксплуатационной точки зрения эффективны. Однако при проектировании трассы путь часто удлиняется для подхода к крупным городам и промышленным центрам, расположенным в стороне от прямой линии.

Информация о работе Развитие и размещение транспортного комплекса Российской Федерации