Развитие и размещение транспортного комплекса Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе на тему «Развитие и размещение транспортного комплекса Российской Федерации» ставится цель показать место и роль транспорта в рациональном размещении производственных сил, освоении новых территорий, совершенствовании территориального разделения труда между районами Российской Федерации, основные показатели работы и технической вооруженности транспорта, а также перспективы его развития.

Оглавление

1. Введение …………………………………………………………….3
2. Значение транспорта для хозяйства страны. Структура транспортного комплекса. ……………………………………………………………………..4
2.1. Значение транспорта для хозяйства страны…………………….4
2.2. Структура транспортного комплекса……………………………6
2.2.1. Железнодорожный транспорт. ………………………………...9
2.2.2.Автомобильный транспорт…………………………………….11
2.2.3. Морской транспорт…………………………………………….12
2.2.4. Внутренний речной транспорт…...……………………...........13
2.2.5. Воздушный транспорт…………………………………………14
2.2.6. Трубопроводный транспорт. ………………………………….14
2.2.7. Прочие виды транспорта………………………………………15
3. Развитие и размещение транспортного комплекса Российской Федерации…………………………………………………………………………...16
3.1. Развитие и размещение различных видов транспорта…………19
3.2. Размещение транспорта по экономическим районам………….28
4. Перспективы развития транспортного комплекса……………….36
5. Заключение…………………………………………………………40
6. Используемая литература………………………………………….41

Файлы: 1 файл

курсовая исправленная.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  РФ

Сибирский государственный  университет путей сообщения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Предмет: Экономическая  география

 

 Тема: «Развитие и размещение транспортного   
         комплекса Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

Cтудента I-го курса, ТД-113

Серебренникова Ярослава Игоревича

__________________

________________________

 

 

 

 

Дата защиты______________________

 

 

Оценка при защите_________________

 

 

Члены комиссии___________________

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Новосибирск

2010 г. 

Содержание

1. Введение …………………………………………………………….3

2. Значение транспорта для хозяйства страны. Структура транспортного комплекса. ……………………………………………………………………..4

2.1. Значение транспорта для хозяйства страны…………………….4

2.2. Структура транспортного  комплекса……………………………6

2.2.1. Железнодорожный транспорт. ………………………………...9

2.2.2.Автомобильный транспорт…………………………………….11

2.2.3. Морской транспорт…………………………………………….12

2.2.4. Внутренний речной  транспорт…...……………………...........13

2.2.5. Воздушный транспорт…………………………………………14

2.2.6. Трубопроводный транспорт. ………………………………….14

2.2.7. Прочие виды транспорта………………………………………15

3. Развитие и размещение транспортного комплекса Российской Федерации…………………………………………………………………………...16

3.1. Развитие и размещение  различных видов транспорта…………19

3.2. Размещение транспорта по экономическим районам………….28

4. Перспективы развития транспортного комплекса……………….36

5. Заключение…………………………………………………………40

6. Используемая литература………………………………………….41

 

 

1. Введение.

 

Транспорт важнейшая  сфера общественного производства. В системе единого народно-хозяйственного комплекса страны транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства. Транспорт служит материальной основой разделения труда в обществе и осуществляет многообразную связь между производством и потреблением, промышленностью и сельским хозяйством, добывающей и обрабатывающей промышленностью, экономическими районами. Транспорт оказывает большое влияние на развитие и размещение общественного производства и в свою очередь отражает развитие и размещение производительных сил по территории страны.

Транспорт образно называют кровеносной системой экономики. Его  основные задачи: обеспечение устойчивых связей между отдельными отраслями и районами страны, своевременное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.1

Известно, что транспорт  является необходимым  условием всякой хозяйственной деятельности, а для России, с учетом ее географии, он выступает стержневой инфраструктурной сферой деятельности. Поэтому формирование достоверной прогнозной информации о развитии производительных сил и на ее основе прогнозов перевозок имеет важнейшее фундаментальное значение для развития транспортной системы. С другой стороны, очевидно, что транспорт оказывает существенное влияние на развитие производительных сил и хозяйственное освоение новых территорий.2

В данной курсовой работе на тему «Развитие и размещение транспортного комплекса Российской Федерации»  ставится цель показать место и роль транспорта в рациональном размещении производственных сил, освоении новых территорий, совершенствовании территориального разделения труда между районами Российской Федерации, основные показатели работы и технической вооруженности транспорта, а также перспективы его развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Значение транспорта для хозяйства страны.

Структура транспортного комплекса.

2.1. Значение транспортного комплекса.

 

Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства. Он не только обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом.3

Рассматривая транспорт как  отрасль материального производства, необходимо отметить ряд его специфических  особенностей. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю, увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной промышленности, где они могут достигать 50%.4

Полные же транспортные издержки народного  хозяйства в сфере производства и обращения составляют 10% от валового общественного продукта страны. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукта у потребителя называют коэффициентом транспортной слагающей. Он играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной организации производительных сил.

Важно учитывать, что  расходы на перевозку являются составной  частью затрат на производство продукции  в России. От их величины зависит  степень конкурентно способности российских товаров.5

Правда традиционное представление о необходимости  снижения удельных транспортных затрат на современном этапе научно-технической  революции подвергается сомнению, так  как экономические выгоды территориального разделения труда, широкой и всесторонней специализации производства часто перекрывают увеличение транспортных издержек.

Однако данное положение действует  только при определённых условиях. К важнейшему из них относится  наличие достаточных транспортных резервов.6

 Значение транспорта, как важной  составной части экономики Российской Федерации, определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства. Не принимая его во внимание, нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитываются потребность в перевозках, масса исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т. д. В зависимости от влияния этих составляющих рассматриваются варианты размещения предприятий. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства, как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.

Большое значение транспорт  имеет и в решении социально-экономических  проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения  и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.7

Транспортный фактор имеет особо  важное значение в нашей стране с  ее огромной территорией и неравномерным  размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов. Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков. В условиях перехода к рыночным отношениям роль транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а, с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.8

Стоит отметить, что транспорт, являясь  одной из наиболее фондоемких отраслей хозяйства, требует для своего развития крупных долгосрочных инвестиций. Так  в последние десятилетия удовлетворение потребностей в перевозках шло за счет созданных ранее резервов пропускной и провозной способности транспортной системы страны, которые были в конце концов исчерпаны.

Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством. В их взаимоотношениях выделяют три  стадии.

На первой стадии производство и транспорт находились в непосредственном единстве, между ними нельзя было провести разграничительную черту.

На второй стадии они  сформировали самостоятельные системы, функционирующие и развивающиеся  достаточно автономно. При этом транспорт выделился в самостоятельную народнохозяйственную отрасль со сложившейся устойчивой внутренней структурой, собственными критериями – максимизация пропускной способности транспортных магистралей - и показателями работы – учёт транспортных расходов и проделанной работы (в тонно-километрах). Именно на этой стадии развития в настоящее время находится транспортная система России.

На третьей стадии производство и транспорт должны объединиться в такую производственно-транспортную систему, в рамках которой они взаимодействуют в качестве отдельных подсистем. При этом меняются не только целевые функции обеих подсистем, но и критерии, и показатели их работы. На первый план выступает задача минимизации потерь при их взаимодействии.

Важно подчеркнуть, что в этом случае транспорт рассматривается как активный элемент взаимодействия, при котором он не только организует перевозки с учётом изменяющихся потребностей производства, но и само производство активно упорядочивает связи и формирует свои программы развития, исходя из возможностей и потребностей транспорта. Функция транспорта в таком взаимодействии заключается не только в полном обеспечении потребностей производства в перевозках, но и в качественном и своевременном транспортном обслуживании поставщиков и потребителей с колеблющимися ритмами работы, т. е. С учетом постоянно изменяющихся и в перспективе в условиях рыночной экономики часто неопределенных потребностей производства в транспортных услугах.

Таким образом, гибкость, эластичность транспорта, возможность работать в разных, в том числе вероятностных, режимах, реализовывать «пиковые» потребности в перевозках - вот те требования, которые предъявляются современным транспортным системам.

Перечисленные выше особенности  транспортной системы страны ставят целый ряд проблем его территориальной организации. Важную роль в их решении призвано сыграть изучение территориальной организации транспортных систем, особенностей и закономерностей становления и развития территориальных транспортных структур и формируемой ими системы транспортно-географических отношений в их взаимодействии с другими территориальными социально-экономическими системами.

2.2. Структура транспортного комплекса

 

Транспорт как вид  хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и необщего пользования.

Транспорт общего пользования - транспорт, удовлетворяющий потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам транспорта общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественном транспорте) или грузов.

Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признаётся перевозкой транспортом общего пользования, при наличии у организации разрешения (лицензии).

Транспорт необщего пользования (ведомственный) - перевозит грузы и пассажиров своего предприятия, объединения (ассоциации, концерна и т.п.).

Учёт и анализ деятельности транспорта опираются на систему показателей, с помощью которых измеряют объём  и качество его работы. Наряду со специфическими применяют группу показателей, общих для всех видов транспорта.

Для измерения перевозочной работы используют следующие показатели: перевозка грузов в тоннах; грузооборот в тонно-километрах; перевозка пассажиров; пассажирооборот в пассажиро-километрах.

Грузооборот определяется как сумма  произведений веса каждой партии (отправки) перевозимого груза в тоннах на расстояние её перевозки в километрах.

Пассажирооборот характеризует перевозку  пассажиров с учётом расстояний, на которые перевезены пассажиры.

Показатель «объём перевозок» учитывает  массу перевезённого груза и  определяется как Q=∑qnn, где q – количество отправленного груза с 1,2, …, n-го пункта сети.

Объём перевозок пассажиров за год рассчитывают следующим образом: A=Σаnn, где a1, а2,…, аn —число отправленных пассажиров соответственно с 1-го, 2-го,…, n-го пункта сети.

 

Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования9

(миллионов человек)

Вид транспорта

2005

2006

2007

Железнодорожный  

1339

1347

1278

Автомобильный

15636

13914

12559

Морской

1,3

1,4

1,4

Внутренний водный

21

20

21

Воздушный

37

40

47

Информация о работе Развитие и размещение транспортного комплекса Российской Федерации