Развитие и размещение транспортного комплекса Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе на тему «Развитие и размещение транспортного комплекса Российской Федерации» ставится цель показать место и роль транспорта в рациональном размещении производственных сил, освоении новых территорий, совершенствовании территориального разделения труда между районами Российской Федерации, основные показатели работы и технической вооруженности транспорта, а также перспективы его развития.

Оглавление

1. Введение …………………………………………………………….3
2. Значение транспорта для хозяйства страны. Структура транспортного комплекса. ……………………………………………………………………..4
2.1. Значение транспорта для хозяйства страны…………………….4
2.2. Структура транспортного комплекса……………………………6
2.2.1. Железнодорожный транспорт. ………………………………...9
2.2.2.Автомобильный транспорт…………………………………….11
2.2.3. Морской транспорт…………………………………………….12
2.2.4. Внутренний речной транспорт…...……………………...........13
2.2.5. Воздушный транспорт…………………………………………14
2.2.6. Трубопроводный транспорт. ………………………………….14
2.2.7. Прочие виды транспорта………………………………………15
3. Развитие и размещение транспортного комплекса Российской Федерации…………………………………………………………………………...16
3.1. Развитие и размещение различных видов транспорта…………19
3.2. Размещение транспорта по экономическим районам………….28
4. Перспективы развития транспортного комплекса……………….36
5. Заключение…………………………………………………………40
6. Используемая литература………………………………………….41

Файлы: 1 файл

курсовая исправленная.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

 

Перевозки грузов по видам  транспорта общего пользования10

(миллионы тонн)

Вид транспорта

2005

2006

2007

Железнодорожный  

1273

1312

1344

Автомобильный

6685

6753

6861

Трубопроводный 

1048

1070

1062

Морской

26

25

27

Внутренний водный

134

139

152

Воздушный его

0,8

0,9

1,0


Транспортный  комплекс России представлен всеми видами транспорта:   железнодорожным,   автомобильным,   трубопроводным, морским, внутренним водным и воздушным.11

Каждый из данных видов  транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития.12

Железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении.13

Автомобильный транспорт наибольшую эффективность имеет при внутригородских, пригородных и внутрирайонных перевозках, а также при транспортировке скоропортящихся и малотоннажных ценных грузов на средние и дальние расстояния.14

Автомобильный транспорт  не может составить конкуренции  железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.

Сфера применения автомобильного транспорта в России — внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, а также перевозки на средние и дальние расстояния ценных малотоннажных и скоропортящихся грузов.

Морской транспорт осуществляет преимущественно экспортно-импортные перевозки, а также внутренние перевозки в северных и восточных прибрежных районах страны, где другие виды транспорта малоэффективны из-за удаленности и сложных природно-климатических географических условий.

Внутренний  водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.15

Воздушный транспорт относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеет большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся и срочных грузов.

Трубопроводный  транспорт в отличие от вышеописанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры (для транспортировки нефти и нефтепродуктов, природного газа, продуктов органического синтеза на дальние и средние расстояния.)

В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный транспорт, а в перевозке пассажиров — железнодорожный и автомобильный. Однако необходимо иметь в виду, что эффективность использования того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в каждом конкретном случае с учетом многих факторов, таких, как вид груза, его массовость, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, технико-эксплуатационные условия необходимого участка пути и т.п.16

 

2.2.1. Железнодорожный транспорт.

 

Железнодорожный транспорт - основной вид магистрального транспорта, обеспечивающий межрайонные перевозки массовых видов грузов. Его ведущее значение обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности основных транспортно-экономических межрайонных и межгосударственных (в границах СНГ) связей России с конфигурацией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей (в отличие от речного и морского транспорта).17

Железнодорожный транспорт имеет целый ряд достоинств, которые и определили его преимущественное развитие в стране.

Железнодорожный транспорт, как и любой другой имеет следующие  свойства:

1. Свойства, характеризующие функционирование транспорта:

а) платность и доступность  транспортной системы;

б) пропускная и провозная  способность;

в) техническое обеспечение транспортных объектов.

2. Свойства, характеризующие функционирование транспорта:

а) организационно-технологический  уровень  перевозного процесса;

б) эффективность работы и экономический механизм  используемый на транспорте;

в) уровень научно-технического прогресса.

3. Свойства, характеризующие взаимосвязи с территориальными социально-экономическими системами:

а) территориально-экономические  связи;

б) расселение населения  и пассажиропотоки;

в) взаимосвязь транспорта с социально-экономическими системами  по материальным, трудовым и  финансовым ресурсам;

г) транспорт и природная  среда.

 

Железнодорожный транспорт  отличают универсальность (способность  перевозить практически все виды грузов), высокая провозная и пропускная способность (двухпутная электрифицированная железная дорога может пропустить в сутки до 150—200 пар поездов и обеспечить перевозку более 100 млн. т грузов в каждом направлении), сравнительно невысокая себестоимость перевозок (в отличие от воздушного и автомобильного транспорта), относительно свободное размещение, то есть независимость от природных условий (строительство железных дорог практически на любой территории, регулярность, то есть возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года, в отличие от речного транспорта), сравнительно высокая скорость движения, надежность и др.18

Сеть железных дорог  обеспечивает основные грузопотоки  не только между экономическими районами России, но и между Россией и  странами ближнего зарубежья. Именно железные дороги относятся к основным элементам территориального каркаса хозяйственного ландшафта страны на макро- и мезоуровнях.19

В структуре перевозимых  железнодорожным транспортом грузов резко выделяются каменный уголь и кокс (занимает первое место в грузообороте и второе — по объему перевозок) и минеральные строительные материалы (первое место по объему перевозок и второе — по грузообороту). На третьем месте идут нефтяные грузы (прежде всего мазут и светлые нефтепродукты). Значительную долю занимают руда, черные металлы, лесные и хлебные грузы, минеральные и химические удобрения. На долю этих восьми видов массовых грузов приходится почти 9/10 всей грузовой работы железнодорожного транспорта.

Железнодорожный транспорт играет существенное значение в пассажирских перевозках. Несмотря на развитие автомобильных и воздушных перевозок пассажиров, направление и мощность пассажирских потоков в значительной мере определяются конфигурацией и пропускной способностью железных дорог.

Крупнейшими железнодорожными узлами отправления пассажиров в  дальнем сообщении являются Москва и Санкт-Петербург в европейской  части России и Новосибирск — на востоке страны.20

2.2.2. Автомобильный транспорт.

 

Автомобильный транспорт относится к динамично развивающимся видам транспортной системы. Он отличается высокой маневренностью и обеспечивает устойчивые внутрирайонные и межрайонные перевозки грузов и пассажиров на средние и короткие расстояния. Велика его роль и в осуществлении смешанных перевозок, а также в обслуживании, главным образом на короткие расстояния отраслей промышленности, сельского хозяйства, торговли и строительства.21

К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую  скорость и высокую маневренность автотранспортных средств, позволяющую осуществлять перевозку грузов и пассажиров «от двери до двери» без промежуточных погрузочно-разгрузочных операций и пересадки пассажиров, а значит и без дополнительных затрат на эти операции.22

Наряду с этим у  автотранспорта есть и большой недостаток — сравнительно высокие себестоимость и удельная энергоемкость грузовых перевозок, которые значительно выше по сравнению с железнодорожным и водным транспортом.

Высокий уровень себестоимости  автоперевозок в России — результат не только малой грузоподъемности автомобиля как единицы подвижного состава (в сравнении с грузоподъемностью грузового поезда, морского и речного судна), но и следствие отсутствия развитой сети автодорог высокого технического класса (и связанный с этим повышенный износ автомашин, расход топлива и др.) и рациональной структуры автопарка (не хватает автомобилей малой и большой грузоподъемности, что оказывает отрицательное влияние на производительность труда при автоперевозках).

Сфера применения автомобильного транспорта чрезвычайно широка. Автомобили выполняют большую часть городских, пригородных и короткобежных внутрирайонных грузовых перевозок. Они подвозят грузы от производителей продукции к станциям железных дорог, речным пристаням, морским портам и развозят от них к потребителям. Таким образом, автомобильный транспорт может участвовать в перевозках одного и того же груза несколько раз. Поэтому его доля в перевозках грузов чрезвычайно велика и составляет почти 80% от общего объема перевозок грузов всеми видами транспорта.

Дальние межрайонные  перевозки автомобильный транспорт  осуществляет в тех случаях, когда либо другие виды транспорта отсутствуют (например, в северных и восточных районах страны), либо грузы относятся к ценным или скоропортящимся (перевозки фруктов, овощей и пр.).23

Особая роль автодорог  состоит в том, что они в  большей степени, чем другие пути сообщения, обеспечивают перевозки  пассажиров с трудовыми, культурно-бытовыми, административными и другими  целями. Доведение автодорог с  твердым покрытием до каждого населенного пункта, необходимое по социальным соображениям, является одновременно и обязательным условием ликвидации экономических потерь от бездорожья. Данный принцип необходимо рассматривать как один из основных при развитии сети дорог общего пользования.

Автомобильный транспорт  широко применяется как для внутрипроизводственных (технологических) перевозок, так и  для доставки грузов из пунктов производства в пункты потребления продукции. Поэтому в структуре перевозок основное значение имеют строительные грузы (в том числе кирпич и цемент), вскрышные породы и грунт, хлебные грузы, черные металлы, лесные грузы, товары народного потребления.24

Автомобильный транспорт (автобусы) выполняет основной объем  пассажирских перевозок - почти 90% от всех перевозок пассажиров основными видами магистрального транспорта. Однако основная их часть- около 80% -приходится на внутригородские перевозки. Доля пригородных поездок составляет 18%, а междугородных - лишь 2%. В последние годы в крупных городах резко возрастает парк индивидуальных легковых автомобилей, что приводит к увеличению их доли в пассажирских перевозках.25

 

2.2.3. Морской транспорт.

 

Российская  Федерация - морская держава. Ее территория омывается 12 морями Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов.   Протяженность   морских   границ   составляет 38,8 тыс. км. Морской транспорт имеет огромное значение для внешних связей страны с зарубежными государствами и для связи с отдаленными районами Сибири и Дальнего Востока, имеющими выход к морям. В сравнении с другими видами транспорта морской транспорт самый экономичный, себестоимость перевозок почти в два раза ниже, чем железнодорожным и более чем в 20 раз, чем автомобильным.26

Морской транспорт по многим технико-экономическим показателям  превосходит другие виды транспорта: морские перевозки на большие расстояния более дешевые; морские суда, особенно танкеры, отличаются самой большой единичной грузоподъемностью, а морские пути — практически неограниченной пропускной способностью; удельная энергоемкость перевозок невелика.

Морской транспорт имеет  важное значение в транспортной системе  России: он стоит на третьем месте  по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта.27

Морской транспорт также  играет важную роль во внешнеэкономических связях страны и служит одним из основных источников получения валютных средств.

По перевозке  грузов в международном сообщении  он занимает 1-е место среди других видов транспорта общего пользования. На его долю приходится 92% перевозимых грузов в международном сообщении.

Это связано с тем, что в отличие от других видов  транспорта морскими судами перевозят  главным образом экспортно-импортные  грузы. Внешние (заграничные) перевозки грузов преобладают. Внутренние (каботажные) перевозки большого значения не имеют, за исключением побережий Тихого и Северного Ледовитого океанов.

Информация о работе Развитие и размещение транспортного комплекса Российской Федерации