Развитие и размещение транспортного комплекса Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе на тему «Развитие и размещение транспортного комплекса Российской Федерации» ставится цель показать место и роль транспорта в рациональном размещении производственных сил, освоении новых территорий, совершенствовании территориального разделения труда между районами Российской Федерации, основные показатели работы и технической вооруженности транспорта, а также перспективы его развития.

Оглавление

1. Введение …………………………………………………………….3
2. Значение транспорта для хозяйства страны. Структура транспортного комплекса. ……………………………………………………………………..4
2.1. Значение транспорта для хозяйства страны…………………….4
2.2. Структура транспортного комплекса……………………………6
2.2.1. Железнодорожный транспорт. ………………………………...9
2.2.2.Автомобильный транспорт…………………………………….11
2.2.3. Морской транспорт…………………………………………….12
2.2.4. Внутренний речной транспорт…...……………………...........13
2.2.5. Воздушный транспорт…………………………………………14
2.2.6. Трубопроводный транспорт. ………………………………….14
2.2.7. Прочие виды транспорта………………………………………15
3. Развитие и размещение транспортного комплекса Российской Федерации…………………………………………………………………………...16
3.1. Развитие и размещение различных видов транспорта…………19
3.2. Размещение транспорта по экономическим районам………….28
4. Перспективы развития транспортного комплекса……………….36
5. Заключение…………………………………………………………40
6. Используемая литература………………………………………….41

Файлы: 1 файл

курсовая исправленная.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

Задача создания единой транспортной системы требует, чтобы  на базе районирования страны для  каждого экономического района были образованы гармоничные транспортные системы из всех видов транспорта. При этом определены пункты зарождения транспортных потоков, сеть крупных опорных станций, которая должна быть равномерно распределена с учетом намеченных ориентиров социального и экономического развития потенциала регионов нашей страны. Затем эти опорные пункты должны соединяться мощными транспортными стволами в единую сеть.

Таким образом, транспортная сеть должна быть увязана с размещением  и технологией производства и  жизнедеятельностью человека. Развитие производительных сил и транспортной системы страны будет осуществляться как комплексная задача, чтобы обеспечить долгосрочный баланс производства и перевозок, полное удовлетворение транспортной потребности экономики и эффективное использование пропускных способностей магистральных линий.74       

Одной из важнейших составляющих стратегии развития экономики России является сбалансированное и поступательное развитие транспортной инфраструктуры, основные направления, которой нашли свое отражение в Транспортной стратегии России и состоят из двух этапов 2010-2015 и 2016-2030 г.г.

Реализация указанной  стратегии подразумевает достижение 6 основных целей, сформулированных Минтрансом России и одобренных заинтересованными органами исполнительной власти Российской Федерации.

Цель 1. Формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры, подразумевает социальное развитие и укрепление связей между ее регионами путем устранения территориальных и структурных диспропорций на транспорте, вовлечение в хозяйственный оборот новых территорий за счет создания дополнительных транспортных коммуникаций.

Цель 2. Обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг по критериям качества для грузовладельцев на уровне потребностей инновационного развития экономики страны, достигается посредством ввода в действие модели рынка транспортных услуг покрывающую потребности всех секторов экономики, и обеспечивающую создание условий превышения уровня предложения транспортных услуг над их спросом.

Цель 3. Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами, означает удовлетворение в полном объеме растущих потребностей населения в перевозках не забывая об обеспечении ценовой доступности услуг транспорта (особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока), а также специальных требований.

Цель 4. Интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны, предполагает формирование прочной основы для успешной интеграции России в мировую транспортную систему, расширение доступа российских поставщиков транспортных услуг на зарубежные рынки, усиления роли России в формировании международной транспортной политики и превращение экспорта транспортных услуг в один из крупнейших источников доходов страны.

Цель 5. Повышение уровня безопасности транспортной системы позволит повысить эффективность работы аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделений специальных служб, достичь безопасного уровня функционирования инфраструктурных объектов транспорта, повысить уровень соответствия транспортной системы задачам обеспечения военной безопасности страны, и таким образом, позволит создать необходимые условия для обеспечения соответствующего уровня общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.

Цель 6. Снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду впоследствии приведет к соответствию международным экологическим стандартам работы отрасли.75

Приоритетами развития транспорта в южных районах Сибирского федерального округа являются: дальнейшее развитие железнодорожных и автодорожных коммуникаций в полосе евроазиатского транспортного направления «Восток-Запад», включая Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали, строительство новых железнодорожных линий к месторождениям полезных ископаемых, строительство новых автомобильных дорог к населенным пунктам, реконструкция автодорог на подходах к государственной границе для обеспечения прямых выходов на Китай и Монголию, ускоренное развитие транспортно-логистических центров, развитие инфраструктуры пассажирских перевозок и повышения мобильности населения.

В северных районах Сибири приоритетами является строительство  и развитие меридиональных и широтных опорных железнодорожных и автодорожных направлений, а также развитие коммуникаций Северного морского пути.

В период до 2015 года предусматривается:

- строительство обхода  Читинского железнодорожного узла, строительство второго мостового перехода через реку Обь, реконструкция тоннелей на участке Саянская;

- Кошурниково и на  Транссибе, электрификация участков Улан-Удэ -Наушки, Борзя - Забайкальск, Карасук - Коновалове строительство ряда новых грузообразующих, социально-значимых и технологических линий, начало строительства Северо-Сибирской магистрали;

- строительство и реконструкция  участков федеральных автомобильных дорог;

- строительство нового  аэропорта г. Иркутска;

- развитие аэропортов  Новосибирск, Красноярск, Омск и  других;

- поддержание существующих  габаритов судового хода на  эксплуатируемых участках рек Обь-Иртышского и Енисейского бассейнов, в верховьях Лены, реконструкция судоподъемника Красноярской ГЭС.

В период 2016 - 2030 годов  в Сибирском федеральном округе предусматривается:

- строительство железнодорожных  обходов Омского, Иркутского и  Новосибирского узлов, модернизация участка Улан-Удэ - Наушки, организации скоростного движения на линиях от Новосибирска до Омска, Томска, Кемерово, Барнаула и Новокузнецка, создание Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, строительство новых грузооборазующих и технологических линий;

- реконструкция участков дорог федерального значения;

- развитие речных портов.

 

В сфере железнодорожного транспорта

Расширение сети железных дорог является инструментом реализации политики пространственного развития России, освоения ресурсной базы регионов и выравнивания уровня жизни населения.

Реализация Стратегии  обеспечит решение государственных  задач в области железнодорожного транспорта, в том числе по развитию железнодорожной транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока.

В сфере дорожного  хозяйства 

В 2009 году на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования федерального значения на территории Востока России запланировано выделение более 46 млрд рублей из средств федерального бюджета.

Кроме того, на строительство  и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования территориального и муниципального значения субъектов Российской Федерации, входящих в состав Востока России, в 2009 году планируется выделение 20 млрд. рублей в виде субсидий

В целях повышения  надежности функционирования сети автомобильных дорог федерального значения, в том числе входящих в состав международных транспортных коридоров «Транссиб» и «Север - Юг», повышения безопасности дорожного движения и сокращения времени пребывания в пути грузов и пассажиров в 2010-2015 годах предусмотрено направление средств федерального бюджета в размере более 85 млрд. рублей, на ликвидацию грунтовых разрывов на сети автомобильных дорог федерального значения и 210 млрд. рублей на замену дорожной одежды переходного типа на капитальный.

В сфере внутреннего  водного и морского транспорта.

Одним из основных факторов, определяющих перспективы экономического развития Сибири и Дальнего Востока и их место в экономике России, является огромный ресурсный потенциал крупнейших водных артерий этого региона.

Важным фактором экономического развития Сибири и Дальнего Востока  является развитие внутреннего водного транспорта, который обеспечивает как перевозки внутри региона, включая обслуживание удаленных и труднодоступных районов, так и межрегиональные и транзитные международные перевозки. Северные районы в значительной мере зависят от функционирования морского и внутреннего водного транспорта.

В сфере воздушного транспорта

В соответствии с Концепцией развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на период до 2020 года в рамках национальной опорной аэропортовой сети было определено 25 внутрироссийских узловых аэропортов, которые должны концентрировать и распределять основные внутрироссийские авиационные пассажиро- и грузопотоки.

Одним из таких аэропортов определен аэропорт Иркутск, меморандум о строительстве нового аэропорта Иркутск будет сегодня подписан министерством транспорта Российской федерации и администрацией Иркутской области.

Для обеспечения необходимой  авиатранспортной доступности в районах Крайнего Севера страны, количество местных авиаперевозок должно быть увеличено в 2 раза.

В целях повышения транспортной доступности населения, Минтрансом России впервые проведена работа по обеспечению финансирования за счет средств федерального бюджета субсидирования социально значимых дальнемагистральных авиаперевозок, средства на финансирование предусмотрены в федеральном бюджете с 2009 года.

Еще одним значимым инструментом сохранения и развития местных и  внутрирегиональных авиаперевозок должно стать их субсидирование в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Основными прямыми механизмами  реализации Транспортной стратегии  Российской Федерации на период до 2030 года являются Федеральные и особенно подчеркну - региональные целевые программы. Состав и структура этих программ должна отвечать главным целевым ориентирам, сформированным целям Стратегии. 76

 

 

 

5. Заключение.

 

Данная курсовая работа была посвящена выявлению и изучению основных проблем транспортного  комплекса и перспектив его развития.

Для наиболее полного  и многостороннего изучения темы, а также более глубокого понимания  сущности вопроса была предпринята  попытка изучить транспортный комплекс Российской Федерации. Для этого  было выявлено и рассмотрено огромное значение транспорта, как важного связующего звена в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны.

Для понимания специфики  транспорта как особой сферы материального производства, был рассмотрен целый комплекс особенностей, характерных только для транспортного комплекса. Для изучения способов взаимодействия различных видов транспорта и причин их возникновения особое внимание было уделено рассмотрению структуры транспортного комплекса.

Рассмотрение географии  транспортного комплекса позволило  выявить и понять причины возникновения  в различных транспортных узлах  того или иного вида перевозок.

Для понимания ситуации, сложившейся на российском рынке  транспортных услуг, как сложившихся экономических условий для решения существующих и возникающих проблем, в курсовой работе была дана экономическая оценка деятельности транспортного комплекса.

И, наконец, большое внимание при написании данной курсовой работы было уделено рассмотрению проблем транспортного комплекса и перспектив его развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Используемая литература

 

  1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов/ Под ред. А.Т. Хрущева.- М.: Дрофа, 2001.- 672с: ил., карт,:цв.вкл..
  2. Экономическая география России: Учебн. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 527 с.
  3. «Региональная экономика»/Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ, 1999.
  4. «Регионоведение»/Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  5. Транспортная стратегия до 2030 года: от укрепления государства к росту благосостояния граждан через развитие транспорта. /Доклад министра транспорта РФ И. Е. Левитина.
  6. Экономическая и социальная география России: Основы теории и практики (Учебное пособие для вузов). Изд. 2-е доп.. и перераб. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс». 2000. – 384 с.
  7. Воронин В.В. «Экономическая география Российской Федерации, в 2 ч., ч 1, Самара: СГЭА; 1997.
  8. Экономическая география и регионалистика: учеб. Пособие / Е.В.Вавилова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Гардарики, 2008. – 224 с.
  9. Всероссийский экономический журнал «ЭКО».- Сибирское издательско-полиграфическое и книготорговое предприятие «Наука». – 2006г.
  10. Российский статистический ежегодник. 2008: Стат.сб./Росстат. – Р76 М.2008. – 847 с.
  11. Россия в цифрах 2008 - Статистика Росстата (коллектив авторов)

1 Экономическая география и регионалистика: учеб. Пособие / Е.В.Вавилова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Гардарики, 2008. – с.106

2 Всероссийский экономический журнал «ЭКО».- Сибирское издательско-полиграфическое и книготорговое предприятие «Наука». – 2006г. – с. 62

Информация о работе Развитие и размещение транспортного комплекса Российской Федерации