Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:36, курсовая работа
В данной курсовой работе на тему «Развитие и размещение транспортного комплекса Российской Федерации» ставится цель показать место и роль транспорта в рациональном размещении производственных сил, освоении новых территорий, совершенствовании территориального разделения труда между районами Российской Федерации, основные показатели работы и технической вооруженности транспорта, а также перспективы его развития.
1. Введение …………………………………………………………….3
2. Значение транспорта для хозяйства страны. Структура транспортного комплекса. ……………………………………………………………………..4
2.1. Значение транспорта для хозяйства страны…………………….4
2.2. Структура транспортного комплекса……………………………6
2.2.1. Железнодорожный транспорт. ………………………………...9
2.2.2.Автомобильный транспорт…………………………………….11
2.2.3. Морской транспорт…………………………………………….12
2.2.4. Внутренний речной транспорт…...……………………...........13
2.2.5. Воздушный транспорт…………………………………………14
2.2.6. Трубопроводный транспорт. ………………………………….14
2.2.7. Прочие виды транспорта………………………………………15
3. Развитие и размещение транспортного комплекса Российской Федерации…………………………………………………………………………...16
3.1. Развитие и размещение различных видов транспорта…………19
3.2. Размещение транспорта по экономическим районам………….28
4. Перспективы развития транспортного комплекса……………….36
5. Заключение…………………………………………………………40
6. Используемая литература………………………………………….41
Географическое положение Волго-Вятского региона на Волжской магистрали с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.) создает благоприятные условия для развития речного транспорта и тесного его взаимодействия с железнодорожным. Речные судоходные пути по рекам Волжского бассейна составляют 3 тыс. км. Нижегородский воднотранспортный узел является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на железную дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента, строительных материалов, поступающих из Поволжского, Северо-Кавказского, Центрального и других регионов европейской части. С железной дороги на водную магистраль идет перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных химических грузов, металлический лом, различные виды машин и оборудования.
Во внутренних грузоперевозках региона широко используется автомобильный транспорт. Имеется ряд автомобильных путей с твердым покрытием, в том числе современная шоссейная магистраль Москва — Нижний Новгород. Однако их протяженность явно недостаточна, особенно в сельской местности, что сдерживает развитие внутрирегиональных перевозок.
Все большее место в грузообороте региона занимает трубопроводный транспорт. По территории региона проходят три нефтепровода, проложенные от Альметьевска (Татарстан) до Нижнего Новгорода, по которым поступает не только Поволжская, но и Сибирская нефть. Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный газ из Западной Сибири и Поволжья.
Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промышленности определило превышение ввоза продукции над вывозом. В район ввозятся топливо (сырая нефть, газ, каменный уголь), прокат черных и цветных металлов, пластмассы, шины, стройматериалы, зерно, мясо. Вывозятся же автомобили, бумага, оборудование, станки, продукция химических предприятий.
Центрально-Черноземный экономический район.
Центрально-Черноземный район занимает весьма выгодное транспортно-географическое положение и обладает развитым транспортным комплексом: по густоте транспортной сети он существенно превышает средние показатели по России. Основные виды транспорта - железнодорожный и автомобильный; в районе также получили развитие речной, трубопроводный и авиационный виды.
Через территорию района
проходят, как в меридиональном,
так и в широтном направлении
важнейшие железнодорожные
Автомобильные дороги обслуживают
главным образом
Центрально-Черноземный район имеет развитые экономические связи с Центральным, Уральским, Западно-Сибирским и Поволжским районами России и с Украиной. Из региона вывозятся железная руда, минерально-строительные материалы, черные металлы, хлеб, сахар. Поскольку экономика региона в сильной степени испытывает дефицит энергетических и технологических видов топлива, преобладает ввоз каменного угля, кокса, нефти и нефтепродуктов, а также ввозятся в больших объемах минерально-строительные грузы, минеральные удобрения, черные металлы, товары народного потребления и т.д.
Северо-Кавказский экономический район.
Транспорт имеет огромное значение для внутрирайонных перевозок и для связей с другими районами России и странами зарубежья.63
Ведущая роль в межрайонных перевозках Северного Кавказа принадлежит железнодорожному транспорту. Главными железнодорожными магистралями являются Северо-Кавказская: Миллерово- Ростов- Армавир- Гудермес -Махачкала - Баку, испытывающая в последние годы в связи с Чеченской войной большие трудности и Волгоград -Сальск -Краснодар -Новороссийск, пересекающиеся в Тихорецке.
Во внутрирайонных перевозках преобладает (85%) автомобильный транспорт. Морские пути Северного Кавказа обеспечивают его связи со странами ближнего и дальнего зарубежья, имеют не только внутреннее, но и внешнеторговое значение. Крупнейшие порты - Новороссийск, Туапсе, Махачкала. Речное судоходство развито на Дону, Кубани, Северском Донце.64
Разветвленную сеть имеет трубопроводный транспорт. Особенно важна роль нефтепровода Махачкала - Грозный - Туапсе. Сейчас решается вопрос о надёжности этого транспорта.65
Поволжский экономический район.
Важную роль в развитии
хозяйственного комплекса Поволжья
играют связи с другими районами
и зарубежными странами. Поволжье
вывозит сырую нефть и
Развит трубопроводный транспорт. Нефтепроводы и газопроводы соединяют Поволжье со многими районами страны и с зарубежными странами Восточной и Западной Европы. Развит автомобильный и авиационный транспорт.66
Уральский экономический район.
Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Урала. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района в территориальном разделении труда, а с другой - высоким уровнем комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда- высокий удельный вес внутрирайонных перевозок (до 60%).67
Важнейшая роль среди видов транспорта в Уральском экономическом районе принадлежит железным дорогам. Основу железнодорожной сети составляют пересекающиеся почти под прямым углом широтные и меридиональные магистрали.68 Наибольшее значение из широтных магистралей, осуществляющих экономические связи с другими районами, имеет участок Транссибирской магистрали Челябинск - Владивосток. Но главной широтной дорогой по-прежнему остаётся старинный Сибирский тракт, связывающий Москву с Сибирью.
Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов. Недостаточны протяженность и качество автомобильных дорог с твердым покрытием. В дальнейшем намечается создать новые автомобильные и железнодорожные выходы в Северо-Кавказский, Волго-Вятский, Западно-Сибирский экономические районы и Казахстан.
Велика роль трубопроводного транспорта: через Урал проходят нефте- и газопроводы из Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж.69
Получил развитие и авиационный транспорт. Через территорию Урала проходят многие внутренние и международные авиалинии. Главный узел авиалиний - Екатеринбург.70
Уральский экономический район относится к районам наиболее высокого в стране грузопотребления и грузоотправления. Это объясняется тем, что регион осуществляет разнообразные экономические связи со многими регионами страны и странами зарубежья. Из восточных районов Урал получает в основном сырье и топливо, а поставляет продукцию обрабатывающих отраслей. С европейскими районами осуществляется преимущественно обмен готовыми изделиями и конструкционными материалами (причем вывоз по объему превышает ввоз).
Западно-Сибирский экономический район.
Транспортные магистрали
Западной Сибири отличаются высокой
грузонапряженностью. Помимо основной
Сибирской железнодорожной
Особенностью межрайонных связей является преобладание вывоза над ввозом. Район вывозит нефть, газ, уголь, пиломатериалы, металл, концентраты руд цветных металлов и др. Ввозятся машины и оборудование, продовольствие и товары народного потребления.72
Восточно-Сибирский экономический район.
Большое значение в осуществлении межрайонных и внутрирайонных связей имеет железнодорожный транспорт. Особенно велика роль Транссибирской магистрали (Москва- Омск- Красноярск- Иркутск- Владивосток) и ответвлений от нее: Тайшет -Братск- Усть-Кут, связавшая недавно построенный БАМ с Транссибом; Тайшет- Абакан, соединившая Южно-Сибирскую магистраль с Транссибирской; Улан-Удэ- Наушки; Борзя- Соловъёвск. Однако железнодорожная сеть развита еще слабо.
Железные дороги сконцентрированы на юге района и имеют преимущественно широтное направление. В меридиональном направлении (на север от Транссиба) проложены дороги Хребтовая -Усть-Илимск, Решеты -Богучаны, Ачинск- Абалаково, обеспечившие необходимые условия для строительства гидроэлектростанций и вывоза древесины.
Важное значение имеет речной транспорт (судоходен Енисей). Он удачно взаимодействует не только с железнодорожным, но и с морским транспортом, использующим Северный морской путь. Наиболее крупные порты, через которые происходит соединение речного судоходства с морским, -Диксон в Енисейском заливе, Дудинка и Игарка на Енисее.
Восточная Сибирь располагает сетью автомобильных дорог, но развита она слабо, что препятствует освоению ценных природных ресурсов. Наиболее известны Усинский тракт (Абакан -Кызыл), автомагистраль от Абазы (Хакасия) к Ак-Довураку (Тува). Нефтепроводом Восточная Сибирь связана с Западной Сибирью и Поволжьем. Важное значение имеет авиационный транспорт, без которого на необъятных просторах региона трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.
Важной особенностью межрайонных связей Восточной Сибири является двухкратное преобладание вывоза над ввозом. Из района вывозятся лес и пиломатериалы, железные руды, руды и концентраты руд цветных металлов и др. Ввозятся машины и оборудование, нефть, продовольствие, товары народного потребления. Наиболее тесные связи регион имеет с соседней Западной Сибирью. В перспективе планируется строительство газопровода, по которому газ будет передаваться в Китай, а затем в Японию.
Дальневосточный экономический район.
Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит от ускоренного развития транспорта, так как редкая заселенность требует активного функционирования внутрирайонных связей, основанных на тесном взаимодействии различных видов транспорта.
В Дальневосточном районе функционируют все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов.
Начало активного
В значительном объеме межрайонные
и внутрирайонные перевозки грузов
Дальневосточного района осуществляются
морским транспортом. Плавание в
суровых арктических морях
Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Для дальних перевозок есть несколько крупных автомагистралей, например, с юга в Республику Саха ведет дорога Невер - Алдан -Якутск. Самая северная дорога проходит от Якутска до Магадана. Большое транспортное значение имеет дорога Хабаровск - Биробиджан, Колымский тракт. Помимо автомагистралей на севере района есть множество автозимников и дорог местного значения. Более развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.
Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта как для связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами. Через Дальний Восток осуществляются экономические связи России со многими зарубежными странами, особенно со странами, расположенными в бассейне Тихого и Индийского океанов (Япония, Китай, Южная Корея, страны Южной и Юго-Восточной Азии). Дальний Восток вывозит в эти страны лес и лесоматериалы, продукцию целлюлозно-бумажной промышленности, рыбу, цемент и др.73
Создание транспортной системы должно помочь решить две главные задачи: овладение новыми экономическими базами и социально-экономическое развитие территорий. Для этого необходимо организовать транспортную систему практически внутри каждого экономического района, когда любая транспортная единица соединяется с общетранспортной сетью легким экономным способом. И эта задача в ближайшие годы становится важнейшим социальным заказом нашего общества. Руководством страны она уже названа приоритетным элементом развития российской экономики.
Информация о работе Развитие и размещение транспортного комплекса Российской Федерации