Промышленные кластеры Республики Татарстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:52, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является оценка развития нефтехимического кластера в Нефтекамском муниципальном районе.
Для раскрытия данной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие кластера и его составляющих;
- оценить результаты деятельности в целом по предприятиям;
- рассчитать влияния экономических показателей на добавленную стоимость;
- определить основные пути дальнейшего развития кластера.

Оглавление

Введение
1 Теоретические аспекты промышленного кластера
1.1 Сущность понятия кластер
1.2 Промышленные кластеры и экономический рост
1.3 Моделирование кластеров
2 Исследование факторов экономического развития Нефтекамского промышленного округа
2.1 Общая характеристика деятельности Нефтекамского промышленного округа
2.2 Теория регрессионного анализа
2.3 Анализ влияния показателей экономической эффективности на добавленную стоимость
3 Зарубежный и российский опыт реализации концепции кластеризации
3.1 Зарубежный опыт формирования промышленных кластеров
3.2 Положительные и отрицательные стороны кластеризации
3.3Рекомендации формирования промышленного кластера на территории Нефтекамского Муниципального района
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение А НП «Ассоциация переработчиков полимеров Татарстана»

Файлы: 1 файл

Промышленные кластеры.doc

— 2.30 Мб (Скачать)

     С одной стороны, отчасти снижается значимость географического соседства для успешного взаимодействия фирм. С другой стороны, передача неявных знаний продолжает основываться, прежде всего, на личном контакте, а низкие транспортные и информационные издержки способствуют дальнейшему разделению труда в мировом масштабе и специализации регионов. Преимущества подхода выделения кластеров, в том числе опорных, в анализе динамики экономического развития региона для органов власти состоят в том, что он позволяет комплексно, системным образом рассматривать ситуацию в группе взаимосвязанных предприятий, относящихся к разным отраслям. Кроме того, кластерный подход позволяет использовать в качестве «стержня» стратегии развития кластера инициативы, выдвинутые и реализуемые лидерами бизнеса, которые, таким образом, гарантированно будут успешно реализованы.

     Предлагается  следующая классификация предприятий  и соответственно цветовое решение:

      - предприятия,  получившие высокие оценки конкурентоспособности, демонстрирующие рост производства - .

      - предприятия,  получившие средние оценки конкурентоспособности,  но имеющие потенциал роста  - .

      - предприятия,  получившие низкие оценки конкурентоспособности,  имеющие потенциал улучшить конкурентные  позиции - .

      - предприятия,  получившие низкие оценки конкурентоспособности, не имеющие потенциала - .

      - потенциальные  зоны роста кластера, где возможно  создание новых производств - .

     На  рисунке 1.2 представлена имитационная технологическая модель кластера химической и нефтехимической промышленности Омской области, модель основана на эффекте технологических связей. Отметим естественные для подобной модели упрощения, связанные с учетом лишь основных связей в рамках химического и нефтехимического кластеров. Модель построена на основе реального взаимодействия между производствами в Омской области, при этом рассмотрены как существующие предприятия, так и компании, которые могут возникнуть в результате кластерного взаимодействия и помощи государства [32, с.25].

     Данная  модель кластеризации позволяет:

     - обозначить ядро кластера и его роль в развитии остальных производств, во-вторых, отметить уже существующие конкурентные блоки внутри кластера. Найти оптимальное предприятие на начальном этапе формирования кластера, очень важный шаг, так как от действий головного организации во многом будет зависеть дальнейшее развитие кластера (промышленного округа);

     - увидеть потенциальные возможности  для бизнеса, малого и среднего, и расширения кластера. Но мало  бизнес увидеть, его в дальнейшем  необходимо поддержать на государственном уровне (налоговые льготы);

     - определить существующие и потенциальные  экспортные возможности для промышленности  области.

Рисунок 1.2 - Технологическая  модель кластера химической и нефтехимической  промышленности Омской области 

     Как видно из модели кластера в Омской области представлен в той  или иной форме весь спектр химической продукции, прежде всего это касается продукции нижнего и среднего передела. Продукция высокого передела так же представлена в Омской области, хотя при этом пока не является подлинно конкурентоспособной. Рассмотрев технологическую модель кластера необходимо рассмотреть взаимосвязь бизнес процессов, а так же определить ядро кластера. Данная проблема может быть решена путем использования метода технологических связей в контексте связей между различными бизнесами, входящими в кластер. На рисунке 1.3 представлена бизнес модель характеризующая кластер химической и нефтехимической промышленности Омской области.

     

     

     

     

     

       

     

     

       
 

     

     

       

     

       

       

     

       
 
 

Рисунок 1.2 - Бизнес-модель кластера химической и нефтехимической промышленности Омской области

     Особо важным моментом представляется наличие  потенциальных зон кластера, где  возможно производство конкурентоспособной продукции, например, значительным потенциалом обладает производство ПВХ (линолеум, оконные профили), продукции на основе полистирола, компакт-дисков, оргстекла [32, с.24].

     Бизнес  модель помимо ядра кластера позволяет  увидеть так же перспективную ситуацию с обострением конкуренции внутри кластера, что согласно кластерной теории является принципиально важным.

     Само  наличие подобных конкурентных зон  является принципиально важным для  достижения конкурентного преимущества всего кластера. Именно соперничество входящих в кластер фирм является мощнейшим стимулом для повышения качества, снижения издержек и, в конечном счете – повышения конкурентоспособности [32, с.26].

     Портер  отмечает, что «активная внутренняя конкуренция, в конечном счете, приводит к повышению производительности, кроме того, способствует совершенствованию спроса на местном рынке». Активная внутренняя конкуренция фактически позволяет говорить о потенциале кластера, о его возможном развитии.

     Бизнес  модель кластера так же позволяет  выявить потенциальные возможности для образования новых производств и конкурентных зон.

     Модель  связей между кластером и детерминантами конкурентного преимущества. Кластер  связан с детерминантами конкурентного  преимущества, являясь одной из частей ромба конкурентоспособности, конкурентоспособность кластера определяется следующими факторами: уровнем спроса на продукцию, факторными условиями, уровнем конкуренции, наличием родственных и поддерживающих отраслей, а так же действиями государства, направленными на стимулирование развития кластера.

     Представленная  модель позволяет визуально увидеть  зоны потенциальных конкурентных преимуществ, а так же детерминанты, не способствующие конкурентоспособности кластера [25, с.20].

     Таким образом, промышленный кластер фокусируется на конкуренции внутри сектора. Он состоит из всевозможных действующих лиц, ресурсов и видов деятельности, которые объединяются вместе для развития, производства и продажи разнообразных типов товаров и услуг. Критическая масса в цепочке начисления стоимости делает фирмы более конкурентными, поскольку они извлекают выгоды из общего рынка труда и других факторных условий. Ознакомившись с теорией понятия кластера, методике его формирования можно сделать вывод о том, что при моделировании кластера необходимо сформировать технологическую, бизнес модель и модель взаимодействия детерминант кластера, которые показывают уровень связей между рассматриваемыми предприятиями, потенциал конкурентоспособности и влияние других детерминантов конкурентоспособности. 

 

2 Исследование факторов экономического развития НПО 

2.1 Нефтекамский промышленный  округ 

     Одной из основных задач в организации  эффективной работы производства является подбор оптимальной формы организации  взаимодействия и управления производственными  структурами. Вдвойне необходимым становится решение этой задачи для предприятий малого и среднего бизнеса, где нет достаточных материальных и кадровых ресурсов (а порой они и вообще отсутствуют) для этих целей. Одним из наиболее жизнеспособных европейских вариантов являются промышленные округа [33].

     Изучив  опыт работы итальянских промышленных округов, В.В.Путин в ходе российско-итальянских  встреч на высшем уровне в Москве и  Сочи в апреле в 2002 году сформулировал  задачу о необходимости приложить  совместные усилия по созданию в России «промышленных округов» на основе итальянской модели.

     В ноябре 2003 года был подписан Российско-Итальянский  Меморандум «О взаимопонимании между  правительствами РФ и Италии об образовании  промышленный округов в России».

     Опираясь  на положения Меморандума, Советом Безопасности Республики Татарстан в 2004 году было принято решение о создании в зоне ответственности ОАО «Нефтекамскнефтехим» Нефтекамского промышленного округа. 29 ноября 2004 года было принято Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан «О первоочередных мерах по созданию Нефтекамского промышленного округа».

     25 мая 2005 года была создана некоммерческая  организация - Ассоциация «Нефтекамский  промышленный округ» [21].

     «Нефтекамский промышленный округ» создан с целью  взаимовыгодной промышленной кооперации и объединил «округообразующее» предприятие – ОАО «Нефтекамскнефтехим» и малые и средние предприятия по переработке полимеров в готовую продукцию [19, c.25].

     Основная  задача Ассоциации - это содействие развитию сектора малых и средних предприятий по переработке полимерного и нефтехимического сырья.

     Запускающим механизмом Ассоциации «Нефтекамский  промышленный округ» являются его учредители:

     - ОАО «Нефтекамскнефтехим»;

     - ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»;

     - НП «Ассоциация переработчиков полимеров Татарстана»;

     - «Инвестиционное агентство города  Нефтекамска и Нефтекамского  района» [14, с.48].

     В некоммерческую организацию «Ассоциация  переработчиков полимеров Татарстана»  входят следующие предприятия: ООО  «Полимер-НКНХ», ООО «Полимерхолодтехника», ООО ПП «Кама-Сакс», ООО «Камский завод полимерных материалов», ЗАО «Прокам», ООО «Елабужский завод композитных изделий», ЗАО «Полиматиз», ООО «Кампласт», ООО «Хитон Пласт -2», ООО «Предприятие Полимер – Холдинг», ОАО «Химический завод им. Л.Я.Карпова», ООО «Завод Эластик», ООО «Кама Флекс», ООО «Татлесстрой», ООО «Бетар», ООО «Промтех», ООО «Ростар», ООО «Нефтекамский завод низковольтного провода», ООО «Автотехник», ООО «Кама-пласт групп», ООО «Восток-Амфибия», ООО «Восток – Точное Время», ООО «Карботекс», ОАО «Казанский завод синтетического каучука», ООО «Агропласт», ООО «Симург Норт Вуд Пластикс», ООО «Восток-Амфибия», ООО «ПластЭко» [12, с.240]. В Приложении А представлен список малых предприятий входящих в НПО.

     «Ассоциация переработчиков полимеров Татарстана» это как раз и есть кластер предприятий малого и среднего размера, имеющих однородную производственную специализацию. Ассоциация исполняет функции организационного обеспечения деятельности потенциального округа, которая собирает в единое целое представителей различных ведомств в работе над проектом Нефтекамского промышленного округа. На рисунке 2.1 изображена схема организации Нефтекамского промышленного округа [33]. 

Рисунок 2.1 - Схема организации  Нефтекамского промышленного  округа 

     ОАО "Нефтекамскнефтехим" - динамично  развивающееся, высокотехнологичное  нефтехимическое предприятие. Производственный комплекс компании включает в себя 10 заводов основного производства, 10 управлений (железнодорожного транспорта, магистральных этиленопроводов и других), 7 центров (научно-технологический и проектно-конструкторский). Днем рождения ОАО "Нефтекамскнефтехим" является 31 июля 1967 года. В этот день потребителям была отправлена первая продукция первенца нефтехимкомбината – центральной газофракционирующей установки. За 42 года производственной деятельности компания превратилась в крупнейший нефтехимический комплекс Восточной Европы. Продукция акционерного общества экспортируется более чем в 50 стран Европы, Америки, Юго-Восточной Азии. Доля экспорта в общем, объеме продукции составляет 51 % [20, с.30].

     Компания  из года в год улучшает технико-экономические  показатели своей работы. В 2009 году предприятие выпустило товарной продукции на сумму более 57 млрд. рублей и выполнило взятые на себя обязательства по объемам реализации продукции своим партнерам. Выручка от ее реализации достигла 60,3 млрд. рублей, на экспорт отгружено продукции на сумму 31 млрд. рублей. Капитализация компании выросла в 2,4 раза и достигла 23,3 млрд. рублей [22, с.65].

Информация о работе Промышленные кластеры Республики Татарстан