Промышленные кластеры Республики Татарстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:52, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является оценка развития нефтехимического кластера в Нефтекамском муниципальном районе.
Для раскрытия данной цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие кластера и его составляющих;
- оценить результаты деятельности в целом по предприятиям;
- рассчитать влияния экономических показателей на добавленную стоимость;
- определить основные пути дальнейшего развития кластера.

Оглавление

Введение
1 Теоретические аспекты промышленного кластера
1.1 Сущность понятия кластер
1.2 Промышленные кластеры и экономический рост
1.3 Моделирование кластеров
2 Исследование факторов экономического развития Нефтекамского промышленного округа
2.1 Общая характеристика деятельности Нефтекамского промышленного округа
2.2 Теория регрессионного анализа
2.3 Анализ влияния показателей экономической эффективности на добавленную стоимость
3 Зарубежный и российский опыт реализации концепции кластеризации
3.1 Зарубежный опыт формирования промышленных кластеров
3.2 Положительные и отрицательные стороны кластеризации
3.3Рекомендации формирования промышленного кластера на территории Нефтекамского Муниципального района
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение А НП «Ассоциация переработчиков полимеров Татарстана»

Файлы: 1 файл

Промышленные кластеры.doc

— 2.30 Мб (Скачать)

Рисунок 1.1 - Схема влияние кластеров

на  общую экономическую  политику 

     Политика, опирающаяся на развитие кластеров, ведёт к повышению конкурентоспособности  государства. Для всей экономики  государства кластеры выполняют  роль точек роста внутреннего  рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность страны в целом увеличивается. Она держится именно на сильных позициях отдельных кластеров, тогда как вне их даже самая развитая экономика может давать только посредственные результаты.

     Во  всем мире наблюдается повышенный интерес  к кластерным стратегиям достижения конкурентоспособности. Однако важно, чтобы существовали четкое понимание  концепции и критическая масса  знания, которая позволили бы судить, насколько кластерная стратегия применима к России. В настоящее время каждый российский регион имеет порядка 20-30 крупнейших предприятий, которые могут быть отнесены к стратегическим экономическим субъектам. Эти субъекты могут рассматриваться в качестве опорных кластеров в анализе динамики экономического развития региона [29].

     С учетом этого можно предложить следующие  рекомендации, применительно к Российской экономике:

     - кластерный подход развития экономики  является полезным инструментом  для анализа региональных экономик  или национальной экономики, однако нужно использовать его как одну из альтернатив, не идеализируя и не превращая в панацею;

     - важно избегать подходов, оправдывающих  чрезмерное вмешательство государства  в экономику страны даже под  лозунгом достижения национальной  конкурентоспособности. Политика должна работать на создание условий экономического роста: устранение барьеров для развития предпринимательства, инвестиции в социальный капитал и науку, стимулирование инноваций, улучшение делового и инвестиционного климата, развитие социально-экономической инфраструктуры;

     - необходимо достигнуть понимания,  что кластеры имеют отношение  к взаимоотношениям компаний  частного сектора, делящих смежные  рынки, использующих схожую технологию  или основанных на концентрации  трудовых ресурсов определенной направленности. Поэтому важно делать акцент на уже существующие межотраслевые связи и работать в пользу сотрудничества государственного и частного сектора, развивать диалог и отраслевые профессиональные ассоциации, которые могли бы информировать о принятии решений в области экономики;

     - прежде чем принимать важные  решения в вопросах развития  экономики, таких как специализация  регионов или развитие кластеров,  важно накопить критическую массу  знаний по вопросам: насколько  экономика того или иного региона зависит от определенной отрасли, насколько специализация воздействует на рост региона, каковы связи между компаниями, работающими в одной географической зоне;

     - признавая объективные ограничения  страны с точки зрения технологических  прорывов для развития инновационных кластеров, или импорта технологий из других стран, тем не менее, необходимо поощрять внедрение инноваций в широком смысле в производство товаров и услуг, а также развивать цепочки создания добавленной стоимости и стимулировать экспортные отрасли [27, с.30].

     Таким образом, кластерный подход является мощным инструментом для стимулирования регионального  развития, которое в конечном итоге  может состоять в увеличении занятости, заработной платы, отчислений в бюджеты  различных уровней, повышении устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности. 

    1. Моделирование кластеров
 

     Формирование кластера предполагает выделение нескольких сценариев – своеобразных операций, обеспечивающих построение кластера. Начиная со знаменитых работ М.Портера, моделированию кластеров посвящено множество работ. Многие из них основаны на «ромбе конкурентоспособности» Портера. Так в работе И.Р. Феровой приведена следующая модель образования локальных промышленных кластеров на основе «ромба конкурентоспособности» М.Портера. Модель Феровой показана в таблице 1.1. 

Таблица 1.2 - Модель образования локальных промышленных кластеров

Стратегия фирмы и формы конкуренции

(интенсивная конкуренция между соперничающими фирмами, расположенными в одной и той же местности)

Особенности производственных ресурсов (местные ресурсы труд, капитал, природные ресурсы, естественная, административная, информационная и технологическая инфраструктура, специализированные факторы производства) Местные особенности (особенности среды обитания, стимулирующие соответствующие формы инвестирования и постоянного обновления) Особенности спроса (местные потребители с высоким уровнем требований к продукции, специализированные факторы спроса, потребности покупателей, возникновение которых можно ожидать повсеместно)
Развитие вспомогательных и обслуживающих производств (присутствие потенциальных поставщиков и конкурирующих производств в той же местности)
 

     В других работах моделирование применяется как средство формирования классификации обоснования типологии кластеров. Так результаты моделирования Гордона, Макканна можно представить в следующем табличном виде, который показан в таблице 1.2.

     Неоспорим тот факт, что любая модель является идеальной конструкцией, предназначенной для объяснения поведения реальных объектов. В этом смысле в реальности не существует «чистого» кластера, который можно было бы описать только с помощью одной из представленных выше моделей. При моделировании кластеров следует учитывать современные тенденции развития постиндустриальной экономики. В настоящее время социальная сфера оказывает все большее влияние на экономические процессы, в том числе на возникновение и становление кластеров [17, с.70]. 

Таблица 1.2 - Классификационные модели кластеров Гордона и Макканна

Чистая модель экономии от агломерации Модель промышленного комплекса Модель социальной сети
Особое внимание уделяется внешним эффектам при географической концентрации Кластеры пространственные участники моделей межотраслевого баланса в региональной экономике, географические скопления, возникшие на основе межфирменных торговых связей и минимизации трансакционных издержек Кластеры прочные, локальные сети, осуществляется на основе межличностных, доверительных отношений, в рамках сложившейся институциональной среды.
 

     По мнению М.Портера «социальная вовлеченность - существование обслуживающих социальных сетей и социального капитала - совершенно необходима для успешной работы и развития кластеров. Более того, ... кластерная теория также дает возможность тесно соединить теории сетей, социального капитала и гражданских порядков, приобщив их к конкуренции в бизнесе и экономическому процветанию ... Кластерная теория ... может показать как формируются сетевые отношения, и как приобретается социальный капитал» [3, с.160].

     В последние годы наметилась тенденция распространения кластеров в мировом хозяйстве. Более того, кластеры в настоящее время все чаще рассматриваются только как теоретическая модель, но и как инструмент экономической политики. Этот факт связан с тем, что кластерная концепция органично сочетается с развитием информационной экономики, экономики знаний. По мнению Д. Норта, причиной мирового лидерства США в рамках новой экономики является существования в этой стране ряда крупных, динамично развивающихся кластеров инновационной предпринимательской деятельности [5, с.443].

     Завершая краткий обзор работ в области моделирования кластерных схем, следует сделать следующий вывод. В методологическом смысле моделирование кластеров в данных работах имеет преимущественно обобщенный характер. Отмечается важность социальных аспектов в кластерном подходе, однако, комплексно институциональная теория в кластерном анализе не применяется. Кроме того, кластер не рассматривается как инструмент управления стоимостью компании [32, с.21].

     Ключевой характеристикой кластера является повышение конкурентоспособности компаний в него входящих. Классически считается, что одним из источников такого повышения является рост эффективности использования факторов производства.

     В постиндустриальной экономике, однако, акценты смещаются от факторов производства и распределения к нематериальным, институциональным факторам. Более того, особое значение в кластере приобретает обмен и совместное использование ключевых сфер компетенций его участников [4, с.89].

     Существует несколько моделей формирования кластера. Рассмотрим три из них:

     - технологическая модель кластера;

     - бизнес модель кластера;

     - модель связей между кластером и детерминантами конкурентного преимущества.

     На основе данных моделей, возможно, осуществить методику формирования промышленного кластера [5, с. 20].

     Предлагается  следующая методика формирования кластера:

     - разработка технологической модели  кластера на основе базисных  факторов, определение точек роста,  возможностей и слабых составляющих  кластера. Определение путей технологического развития и границ кластера;

     - построение бизнес-модели на основе  ядра кластера (определение ядра  кластера, связей между предприятиями,  входящими в кластер, потенциальных  возможностей бизнеса);

     - формирование модели связей между  кластером и детерминантами конкурентного преимущества (на основе адаптационной модели формирования конкурентоспособного кластера в условиях России).

     Технологическая модель кластера. Рассмотрим факторы, на которых будет базироваться технологическая  модель кластера:

     - в модели учитывается продукция предприятий связанных друг с другом, как производственными связями, так и общностью сырья, технологий, взаимозаменяемости персонала и другое.

     В модели представлен ряд предприятий, при этом учитываются как существующие конкурентоспособные производства, так и потенциальные участники кластера;

     - модель подразумевает использование  различных типов связей между  предприятиями кластера, включая,  отношения поставщик – покупатель, конкурент – конкурент, поставщик  – потенциальный покупатель;

     - учитывая неравномерное распределение  конкурентоспособности рассмотренных  предприятий, выявляются лидеры  кластера – предприятия, обладающие  высокой конкурентоспособностью, так  называемые – середняки, обладающие  потенциалом повышения конкурентоспособности, и неконкурентоспособные компании;

     - модель может быть расширена  за счет восстановления предприятий,  испытывающих в настоящее время  проблемы.

     - модель создается на базе проведенного  исследования, при этом существенным  моментом является понятие –  потенциальная конкурентоспособность, так как при низких оценках некоторых предприятий большинство все же имеет высокий потенциал конкурентоспособности, так как выпускаемая продукция действительно может быть востребована рынком. Предприятия, входящие в кластер, могут иметь разные оценки конкурентоспособности, что необходимо учесть при построении моделей. Возможным выходом видится использование графического и цветового интерфейсов.

     Географическая  близость способствует обмену этими  неявными знаниями, а также позволяет создать рынок квалифицированной рабочей силы, позволяющий вместо организации передачи знаний вовлекать в ряды компании их носителя. Именно этими обстоятельствами объясняется, что отдельные виды ремесла или подходы к ремеслу обычно развиты и практикуются в строго ограниченных территориальных пределах.

     Аналогично, важное значение имеет и возможность  неформальной коммуникации представителей фирмы с расположенными в ее районе потребителями продукции.

     Таким образом, географическая близость важна не для распространения формализуемого научного знания, а для распространения менее формального неявного знания.

     Происходящее  на протяжении долгого времени снижение транспортных и коммуникационных издержек оказывает неоднозначное влияние  на географическую концентрацию.

Информация о работе Промышленные кластеры Республики Татарстан