Контрольная работа по "Экономической и социальной географии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 11:02, контрольная работа

Краткое описание

2. География природных ресурсов, изучает размещение и структуру отдельных видов и территориальных сочетаний естественных ресурсов, проблемы их экономической оценки и рационального хозяйственного использования. Значение географии природных ресурсов возрастает в связи с изучением ею географических аспектов охраны и воспроизводства природных ресурсов и окружающей среды, проблем ресурсов обеспеченности человечества.

Файлы: 1 файл

Экономическая география.doc

— 378.00 Кб (Скачать)
  1. Основные проблемы:
  • напряженность топливно-энергетического баланса;
  • неразвитость собственных запасов сырья;
  • территориальная удаленность, разрыв хозяйственных связей;
  • высокие транспортные тарифы;
  • энергодефицит;
  • недостаточно развито машиностроение;
  • диверсификация развития территорий.
 

24. Северо  -  Западный  район задирает   площадь,   составляющую   1,15%

территории  России.  Район  граничит  с  Финляндией,  Латвией,  Эстонией   и

Белоруссией и имеет выход в Балтийское море.

     Численность населения района  на 01.01.1999 г составляла 7,9  млн.  чел.

- 5,4% от всего населения РФ.  Доля  городского  населения  почти  -  87%.

Естественный  прирост населения, на уровне  1998  г  был  кризисным  -  резко  отрицательным  (-8  человек  на  1000  жителей),   достигавшим максимальных отрицательных величин в Псковской и  Новгородской  областях      (-11,4 и -9,5 чел. на 1000 жителей).

     В 1998 году  в  районе  наблюдалась   положительная  миграция  населения

(коэффициент  +7  на  1000  жителей),  выразившаяся   также   в   превышении численности прибывших в район над численностью выбывших  на  величину  около 35 тыс. чел. (в 1996 г. до 42 тыс. чел.). Абсолютная  численность  населения района сокращается и по прогнозу на 2010 г составит 7,2 млн. чел.

Экономико-географическое  положение  Северо -  Запада  ухудшилось  после

распада СССР, поскольку произошло "сужение" выхода РФ  к  Балтийскому  морю, были нарушены экономические и  транспортные  связи  с  бывшим  Прибалтийским экономическим  районом,  превратившимся  в  суверенные  страны  Балтии.  Для компенсации  потерь  необходима  интенсификация  хозяйства Северо -  Запада, дополнительное развитие транспортный  и  рыночный  инфраструктуры,  усиление межрегиональных  связей,  как  по  направлению  рынков  Центральной  России, других ее регионов, так и по направлению рынков Северной и Западной Европы.

     В отличие от сырьевого   Севера  Северо -  Западный  экономический район является одним из индустриально развитых районов РФ и выполняет важную  роль в формировании рынка, как крупнейший  поставщик  разнообразной  промышленной продукции,   в   первую,   очередь,   машиностроения,   особенно    сложного наукоемкого. На долю региона к  началу  экономического  кризиса  1990-х  гг. приходилось около 90% производимых в России гидравлических  турбин  и  более 50% генераторов к турбинам. 18% дизелей, около 10%  тракторов,  15%  крупных электрических  машин,  значительная часть  судов,  тяжелых   и   уникальных станков,  изделий  радиоэлектроники,  приборов)  средств   автоматизации   и различного оборудования, пятая часть  всех  фосфатных удобрений и товаров бытовой химии, 12% серной кислоты, 11%  бумаги,  10-12%  чулочно-носочных  и трикотажных изделий, обуви. Ведущими  отраслями  промышленной  специализации здесь   являются   энергетическое,   тракторное    и    сельскохозяйственное машиностроение,  приборостроение,   электроника,   судостроение,   а   также производство фосфорных и азотных удобрений,  бумаги,  целлюлозы,  мебели,  а

также пищевой продукции.

     Район беден природными  ресурсами,  за  исключением  лесных  и  водных. Исключение  составляют  горючие  сланцы,  торф  и  сырьё  для   строительных материалов.    Доминирующие    отрасли     обрабатывающей     промышленности ориентируется  на  завоз  сырья  из  других  районов  России,  особенно   из Северного, откуда поступает  основная  масса  топливных  ресурсов,  а  также проката  черных  металлов.  В  отраслях  машиностроения  производится  более четверти  всей   продукции   региона.   Выделяются   отрасли   транспортного машиностроения,   особенно   судостроение,   станкостроение,    производство энергетического  и  электротехнического  оборудования,  а  также  наукоемкие отрасли точного машиностроения  и  приборостроения,  в  т.ч.  электронная  и радиопромышленность - почти все предприятия в составе ВПК.

ТЭК района, в составе которого Ленинградская АЭС, несколько ТЭС и  ГЭС,

в целом  зависит от внешних поставок электроэнергии - из Центра РФ и  Эстонии (бывшей   Прибалтийской   ГРЭС). Киришский    нефтеперерабатывающий  завод в Ленинградской области, ежегодно перерабатывающий свыше  1  млн.  т.  сырой нефти, получает сырье из Северного, Западносибирского и других регионов РФ.

      Предприятия  лесохимического   комплекса  Северо-  Запада:   крупнейшие Каменногорский ЦБК и Светогорская бумажная фабрика в Ленинградской  области, производят бумагу, картон  и  целлюлозу.  Налажено  также  крупное  товарное производство  деловой  древесины,  пиломатериалов,  мебели  и  др.  проекции деревообработки. Значительная часть древесного сырья завозится из  соседнего Северного района.

     Северо - Западный  экономический район в условиях  кризиса  сохраняет

значительные  работающие  мощности   в   легкой   и   особенно   в   пищевой

промышленности. Однако существуют  проблемы  реконструкции  этих  мощностей, поскольку их изношенность на некоторых предприятиях достигает  80%.  Быстрая оборачиваемость средств, вкладываемых в пищевую и  легкую  промышленность  в ряде случаев, позволяет привлекать отечественные и зарубежные инвестиции,  в частности в производство кондитерских и крупяных изделий.

     Северо - Западный район обладает развитой транспортной сетью.  Плотность транспортной  сети  района  существенно превосходит среднюю   по   России. Основные  недостатки  имеющейся  транспортной  инфраструктуры   связаны;   с ограничениями по грузообороту  и  составу  обслуживаемых  грузов  Балтийских морских  портов  -  г.г.  Санкт-Петербурга,  Выборга  и  др.,  а   также   с отсутствием  к  настоящему  времени  современных  авто -  и   железнодорожных магистралей, связывающих г. Санкт-Петербург с Москвой,  Финляндией,  Польшей и через неё с Западной Европой и российским Калининградом.

     Приморское положение  Ленинградской   области,  при  всех  его   выгодах,

имеет недостаток, связанный с отсутствием  морских  портов,  предназначенных для  вывоза  нефти,   нефтепродуктов,   а   также   дополнительного   объёма универсальных грузов. На очереди строительство: нефтяного  терминала  в  г.Приморске, нефтепродуктового порта в бухте Батарейной на северном  побережье Финского залива, универсального порта в  Усть -  Лужской губе  на  побережье Финского залива.

     Доля сельского хозяйства составляет  только 10% от совокупного  валового  продукта района. Это один из самых низких  показателей  среди  экономических районов РФ.  Сельское  хозяйство  имеет  комплексное  пригородное,  молочно- животноводческое,  а  также  льноводческое  направление   (в   Псковской   и Новгородской  областях).  Основная  его  роль  -   обеспеченные   внутренних потребностей  района.  Отрасль  переживает  острый  кризис,  что связано с неудовлетворительным материально-техническим обеспечением АПК,  усугубляемым демографическим  кризисом  (большой  естественной  убылью  и   отрицательной миграцией сельского населения).

Велико  рекреационное значение Северо -  Запада.  Благодаря  историческим достопримечательностям,  заповедным   местам,   природному   и   культурному ландшафту район ежегодно привлекает более   1 млн. иностранных туристов.

     Особый статус имеет г. Санкт-Петербург  - второй  по  численности  город

РФ - 4,7 млн. чел. на 01.01.1999 г.

     В  многоотраслевом  народнохозяйственном  комплексе  РФ  промышленность Санкт-Петербурга   занимает   значительное   место:    предприятия    города вырабатывают 2,5% всей продукции России.

     Базовыми отраслями научно-производственного комплекса  города  являются энергетическое    машиностроение,    электротехническая      промышленность, судостроение, радиоэлектроника, приборостроение.

      Наличие  высококвалифицированных   кадров   и   оснащение   большинства предприятий  города,  современной  техникой  создают   условия   организации производства новейших машин и оборудования.

     Санкт-Петербург является ведущим  центром по  выпуску  таких   наукоемких видов  продукции,  как  приборы   и   средства   автоматизации,   устройства программного управления для всех видов технологического оборудования.  Город является вторым после  Москвы  центром  по  производству  товаров  народного потребления, особенно сложной бытовой техники.

     В Санкт-Петербурге  и  Ленинградской   области  сосредоточено  более  30

научных  учреждений  АН,  около  400  научно-исследовательских   и   научно- производственных  организаций  самых  разных  направлений,  а  также  многие учебные заведения.

     Санкт-Петербург - крупнейший  центр   на  карте  бизнеса.  Использование

зарубежных   инвестиций   и   интеллектуальных   ресурсов   города   создают

благоприятные условия  для  реструктуризации  и  роста  экономики  города  и региона в целой.

      Северо-Западный  район   переживает   экономический   кризис.   Спад

промышленного производства  здесь  в  1991-1997  г.г.  составил:  до  89%  в

Псковской области, 50% в Санкт-Петербурге.

     Развитие кризиса связано: с  высоким удельным весом предприятий   военно-промышленного комплекса,  потерявшего  значительную  часть  государственного заказа;   нарушением   хозяйственных   связей   с   бывшими   прибалтийскими республиками; несоответствием крупной энерго-металло -  и  материалоёмкой производственной базы отсутствию денных  природных  ресурсов,  недостаточным развитием социальной инфраструктуры.

     Социальные аспекты кризиса   выражаются  в  высоком  уровне  безработицы (более  5,5%  экономически  активного   населения),   миграционном   притоке русскоязычного населения из стран Балтии.

     Одним из наиболее депрессивных в  РФ  регионов  до  последнего  времени оставалась  Псковская  область,  где  зафиксированы   рекордные   в   России показатели спада промышленного  производства,  а  также  естественной  убыли населения.

      Проблемы,  которые  необходимо  в  первую  очередь  решать  в  регионе

следующие:

    - развитие конверсии оборонного  производства;

    - усиление связей с другими  регионами России и зарубежными  странами,  за счет  реконструкции  и  технического  перевооружения  специализирующих производств, морских портов, железных и автомобильных дорог;

    - реструктуризация промышленности  путем  сдерживания  материалоёмких  и энергоёмких отраслей, в пользу  производства  наукоемкой  продукции  к товаров народного потребления;

    - улучшение экологической обстановки;

    - развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса;

    - развитие туризма.

     По состоянию на  1998  г.  инвестиционный  климат  в  Северо - Западном

экономическом  районе  оценивался  экспертами,  как   имеющий  максимальный потенциал и минимальный риск в г. Санкт-Петербурге, при наличии  пониженного и низкого потенциала и умеренного  риска  в  Ленинградской,  Новгородской  и Псковской областях.

26. Территория района вытянута с юго-запада на северо-восток на 1000 км и находится в различных природных зонах: северная часть в лесной таежной и южная в лесостепной. Район расположен в Центральной России, в бассейнах судоходных рек Волги, Оки, Вятки, граничит и находится в тесной экономической связи с Центральным, Поволжским, Уральским и Северным районами, представляющими собой мощные хозяйственные комплексы. Главные природные ресурсы района: фосфориты Вятско-Камского месторождения (разведанные запасы фосруд - 47% от общероссийских запасов, лесные ресурсы (лесом покрыто 40% всей территории района, что составляет около 2% всех лесонасаждений России, преобладают хвойные породы), строительные материалы - гипс, известняки, стекольные пески, глины, цементное сырье, водные ресурсы, каменная соль (Керженское месторождение), торф и горючие сланцы. Ограниченный набор минерально-сырьевых ресурсов и топлива определил зависимость экономики района от других территорий: промышленность и электроэнергетическое хозяйство базируются на привозных сырье и топливе. 
Климат района континентальный, благоприятный для сельского хозяйства. В западной части района наиболее плодородные почвы (встречаются и черноземы), в лесной части преобладают бедные подзолистые почвы. Ведущими специализирующими отраслями Волго-Вятского района являются машиностроение и металлообработка (более 37%), нефтехимия (около 10%), лесохимия, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (около 6%). Удельный вес легкой и пищевой промышленности превышает 16%. В составе перечисленных отраслей занято более 66% всех трудовых ресурсов промышленности Волго-Вятского района. 
Главная отрасль специализации района машиностроение со сложной спецификой внутрирайонной и межрайонной кооперации, представленное, прежде всего Нижегородским машиностроительным комплексом. Ведущая отрасль района автомобилестроение с центром в Нижнем Новгороде, в котором сосредоточено производство более 10% легковых и 30% грузовых автомобилей России. Для него характерны широкие кооперированные производственные связи с многочисленными заводами-филиалами, смежниками (в малых и средних городах), занятыми производством запасных частей, узлов, моторов, гусеничных тягачей, автомобильных шин и покрышек. Представлены трудоемкие отрасли, обеспеченные высококвалифицированными кадрами: машиностроение неметаллоемкое и средней металлоемкости, тесно связанное с Уралом, Центрально-Черноземным, Северным районами и с Украиной по металлу, а также с заводами местного производства металла в Омутнинске, Выксе, Кулебаках и с заводами сталелитейным и прокатным в Нижнем Новгороде, в Кирове. 
Кроме автомобилестроения в районе развито судостроение, производство дизелей, метизов, фрезерных станков и станков с числовым программным управлением, полупроводниковых выпрямителей и приборов (Нижний Новгород, Саранск, Йошкар-Ола), измерительной аппаратуры (Киров), инструментальная промышленность (Павлове, Киров, Саранск), разнообразное электронное машиностроение в областных центрах и столицах республик, приборостроение, электротехника. Нижегородский и Сормовский машиностроительные комплексы тесно связаны с верфями речного судостроения в Городце, Нава-шино, с заводом самосвалов в Саранске, с авиамоторным заводом в Заволжье, автобусным - в Павлове, светотехническими и электротехническими предприятиями Чувашии, Мордовии, шинным, прокатным (цветного проката) производствами в Кирове и рядом химических, кожевенных производств, предприятий лесной и пищевой промышленности. Одной из ведущих отраслей специализации Волго-Вятского экономического района является многоотраслевая химическая промышленность, Ведущая отрасль сельского хозяйства растениеводство представлено зерновыми культурами. Зерновыми занято более половины посевных площадей района, преобладают посевы ржи, пшеницы, ячменя, овса, в лесостепной полосе в основном крупяные - гречиха, просо. Анализ размещения производительных сил Волго-Вятского экономического рай она позволяет разделить территорию района на три подрайона (зоны): Нижегородскую, Кировскую области и территорию республик. Наиболее развитой в экономическом отношении является Нижегородская зона (30% территории района, 44% населения, 52,4% промышленной продукции), определяющая специализацию ВВЭР (автомобилестроение, судостроение, станкостроение, производство дизелей, моторов, приборов, инструментов, бумаги, картона, химической продукции).
 

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической и социальной географии"