Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 11:02, контрольная работа
2. География природных ресурсов, изучает размещение и структуру отдельных видов и территориальных сочетаний естественных ресурсов, проблемы их экономической оценки и рационального хозяйственного использования. Значение географии природных ресурсов возрастает в связи с изучением ею географических аспектов охраны и воспроизводства природных ресурсов и окружающей среды, проблем ресурсов обеспеченности человечества.
24. Северо - Западный район задирает площадь, составляющую 1,15%
территории России. Район граничит с Финляндией, Латвией, Эстонией и
Белоруссией и имеет выход в Балтийское море.
Численность населения района на 01.01.1999 г составляла 7,9 млн. чел.
- 5,4% от всего населения РФ. Доля городского населения почти - 87%.
Естественный прирост населения, на уровне 1998 г был кризисным - резко отрицательным (-8 человек на 1000 жителей), достигавшим максимальных отрицательных величин в Псковской и Новгородской областях (-11,4 и -9,5 чел. на 1000 жителей).
В 1998 году в районе наблюдалась положительная миграция населения
(коэффициент +7 на 1000 жителей), выразившаяся также в превышении численности прибывших в район над численностью выбывших на величину около 35 тыс. чел. (в 1996 г. до 42 тыс. чел.). Абсолютная численность населения района сокращается и по прогнозу на 2010 г составит 7,2 млн. чел.
Экономико-географическое положение Северо - Запада ухудшилось после
распада СССР, поскольку произошло "сужение" выхода РФ к Балтийскому морю, были нарушены экономические и транспортные связи с бывшим Прибалтийским экономическим районом, превратившимся в суверенные страны Балтии. Для компенсации потерь необходима интенсификация хозяйства Северо - Запада, дополнительное развитие транспортный и рыночный инфраструктуры, усиление межрегиональных связей, как по направлению рынков Центральной России, других ее регионов, так и по направлению рынков Северной и Западной Европы.
В отличие от сырьевого Севера Северо - Западный экономический район является одним из индустриально развитых районов РФ и выполняет важную роль в формировании рынка, как крупнейший поставщик разнообразной промышленной продукции, в первую, очередь, машиностроения, особенно сложного наукоемкого. На долю региона к началу экономического кризиса 1990-х гг. приходилось около 90% производимых в России гидравлических турбин и более 50% генераторов к турбинам. 18% дизелей, около 10% тракторов, 15% крупных электрических машин, значительная часть судов, тяжелых и уникальных станков, изделий радиоэлектроники, приборов) средств автоматизации и различного оборудования, пятая часть всех фосфатных удобрений и товаров бытовой химии, 12% серной кислоты, 11% бумаги, 10-12% чулочно-носочных и трикотажных изделий, обуви. Ведущими отраслями промышленной специализации здесь являются энергетическое, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, приборостроение, электроника, судостроение, а также производство фосфорных и азотных удобрений, бумаги, целлюлозы, мебели, а
также пищевой продукции.
Район беден природными ресурсами, за исключением лесных и водных. Исключение составляют горючие сланцы, торф и сырьё для строительных материалов. Доминирующие отрасли обрабатывающей промышленности ориентируется на завоз сырья из других районов России, особенно из Северного, откуда поступает основная масса топливных ресурсов, а также проката черных металлов. В отраслях машиностроения производится более четверти всей продукции региона. Выделяются отрасли транспортного машиностроения, особенно судостроение, станкостроение, производство энергетического и электротехнического оборудования, а также наукоемкие отрасли точного машиностроения и приборостроения, в т.ч. электронная и радиопромышленность - почти все предприятия в составе ВПК.
ТЭК района, в составе которого Ленинградская АЭС, несколько ТЭС и ГЭС,
в целом зависит от внешних поставок электроэнергии - из Центра РФ и Эстонии (бывшей Прибалтийской ГРЭС). Киришский нефтеперерабатывающий завод в Ленинградской области, ежегодно перерабатывающий свыше 1 млн. т. сырой нефти, получает сырье из Северного, Западносибирского и других регионов РФ.
Предприятия лесохимического комплекса Северо- Запада: крупнейшие Каменногорский ЦБК и Светогорская бумажная фабрика в Ленинградской области, производят бумагу, картон и целлюлозу. Налажено также крупное товарное производство деловой древесины, пиломатериалов, мебели и др. проекции деревообработки. Значительная часть древесного сырья завозится из соседнего Северного района.
Северо - Западный экономический район в условиях кризиса сохраняет
значительные работающие мощности в легкой и особенно в пищевой
промышленности. Однако существуют проблемы реконструкции этих мощностей, поскольку их изношенность на некоторых предприятиях достигает 80%. Быстрая оборачиваемость средств, вкладываемых в пищевую и легкую промышленность в ряде случаев, позволяет привлекать отечественные и зарубежные инвестиции, в частности в производство кондитерских и крупяных изделий.
Северо - Западный район обладает развитой транспортной сетью. Плотность транспортной сети района существенно превосходит среднюю по России. Основные недостатки имеющейся транспортной инфраструктуры связаны; с ограничениями по грузообороту и составу обслуживаемых грузов Балтийских морских портов - г.г. Санкт-Петербурга, Выборга и др., а также с отсутствием к настоящему времени современных авто - и железнодорожных магистралей, связывающих г. Санкт-Петербург с Москвой, Финляндией, Польшей и через неё с Западной Европой и российским Калининградом.
Приморское положение
имеет недостаток, связанный с отсутствием морских портов, предназначенных для вывоза нефти, нефтепродуктов, а также дополнительного объёма универсальных грузов. На очереди строительство: нефтяного терминала в г.Приморске, нефтепродуктового порта в бухте Батарейной на северном побережье Финского залива, универсального порта в Усть - Лужской губе на побережье Финского залива.
Доля сельского хозяйства
Велико рекреационное значение Северо - Запада. Благодаря историческим достопримечательностям, заповедным местам, природному и культурному ландшафту район ежегодно привлекает более 1 млн. иностранных туристов.
Особый статус имеет г. Санкт-
РФ - 4,7 млн. чел. на 01.01.1999 г.
В многоотраслевом
Базовыми отраслями научно-
Наличие
Санкт-Петербург является
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области сосредоточено более 30
научных учреждений АН, около 400 научно-исследовательских и научно- производственных организаций самых разных направлений, а также многие учебные заведения.
Санкт-Петербург - крупнейший центр на карте бизнеса. Использование
зарубежных инвестиций и интеллектуальных ресурсов города создают
благоприятные условия для реструктуризации и роста экономики города и региона в целой.
Северо-Западный район переживает экономический кризис. Спад
промышленного производства здесь в 1991-1997 г.г. составил: до 89% в
Псковской области, 50% в Санкт-Петербурге.
Развитие кризиса связано: с
высоким удельным весом
Социальные аспекты кризиса выражаются в высоком уровне безработицы (более 5,5% экономически активного населения), миграционном притоке русскоязычного населения из стран Балтии.
Одним из наиболее депрессивных в РФ регионов до последнего времени оставалась Псковская область, где зафиксированы рекордные в России показатели спада промышленного производства, а также естественной убыли населения.
Проблемы, которые необходимо в первую очередь решать в регионе
следующие:
- развитие конверсии оборонного производства;
- усиление связей с другими
регионами России и
- реструктуризация
- улучшение экологической обстановки;
- развитие рыночной
- развитие туризма.
По состоянию на 1998 г. инвестиционный климат в Северо - Западном
экономическом районе оценивался экспертами, как имеющий максимальный потенциал и минимальный риск в г. Санкт-Петербурге, при наличии пониженного и низкого потенциала и умеренного риска в Ленинградской, Новгородской и Псковской областях.
26. Территория
района вытянута с юго-запада на северо-восток
на 1000 км и находится в различных природных
зонах: северная часть в лесной таежной
и южная в лесостепной. Район расположен
в Центральной России, в бассейнах судоходных
рек Волги, Оки, Вятки, граничит и находится
в тесной экономической связи с Центральным,
Поволжским, Уральским и Северным районами,
представляющими собой мощные хозяйственные
комплексы. Главные природные ресурсы
района: фосфориты Вятско-Камского месторождения
(разведанные запасы фосруд - 47% от общероссийских
запасов, лесные ресурсы (лесом покрыто
40% всей территории района, что составляет
около 2% всех лесонасаждений России, преобладают
хвойные породы), строительные материалы
- гипс, известняки, стекольные пески, глины,
цементное сырье, водные ресурсы, каменная
соль (Керженское месторождение), торф
и горючие сланцы. Ограниченный набор
минерально-сырьевых ресурсов и топлива
определил зависимость экономики района
от других территорий: промышленность
и электроэнергетическое хозяйство базируются
на привозных сырье и топливе.
Климат района континентальный, благоприятный
для сельского хозяйства. В западной части
района наиболее плодородные почвы (встречаются
и черноземы), в лесной части преобладают
бедные подзолистые почвы. Ведущими специализирующими
отраслями Волго-Вятского района являются
машиностроение и металлообработка (более
37%), нефтехимия (около 10%), лесохимия, лесная,
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная
промышленность (около 6%). Удельный вес
легкой и пищевой промышленности превышает
16%. В составе перечисленных отраслей занято
более 66% всех трудовых ресурсов промышленности
Волго-Вятского района.
Главная отрасль специализации района
машиностроение со сложной спецификой
внутрирайонной и межрайонной кооперации,
представленное, прежде всего Нижегородским
машиностроительным комплексом. Ведущая
отрасль района автомобилестроение с
центром в Нижнем Новгороде, в котором
сосредоточено производство более 10% легковых
и 30% грузовых автомобилей России. Для
него характерны широкие кооперированные
производственные связи с многочисленными
заводами-филиалами, смежниками (в малых
и средних городах), занятыми производством
запасных частей, узлов, моторов, гусеничных
тягачей, автомобильных шин и покрышек.
Представлены трудоемкие отрасли, обеспеченные
высококвалифицированными кадрами: машиностроение
неметаллоемкое и средней металлоемкости,
тесно связанное с Уралом, Центрально-Черноземным,
Северным районами и с Украиной по металлу,
а также с заводами местного производства
металла в Омутнинске, Выксе, Кулебаках
и с заводами сталелитейным и прокатным
в Нижнем Новгороде, в Кирове.
Кроме автомобилестроения в районе развито
судостроение, производство дизелей, метизов,
фрезерных станков и станков с числовым
программным управлением, полупроводниковых
выпрямителей и приборов (Нижний Новгород,
Саранск, Йошкар-Ола), измерительной аппаратуры
(Киров), инструментальная промышленность
(Павлове, Киров, Саранск), разнообразное
электронное машиностроение в областных
центрах и столицах республик, приборостроение,
электротехника. Нижегородский и Сормовский
машиностроительные комплексы тесно связаны
с верфями речного судостроения в Городце,
Нава-шино, с заводом самосвалов в Саранске,
с авиамоторным заводом в Заволжье, автобусным
- в Павлове, светотехническими и электротехническими
предприятиями Чувашии, Мордовии, шинным,
прокатным (цветного проката) производствами
в Кирове и рядом химических, кожевенных
производств, предприятий лесной и пищевой
промышленности. Одной из ведущих отраслей
специализации Волго-Вятского экономического
района является многоотраслевая
химическая промышленность, Ведущая
отрасль сельского хозяйства растениеводство
представлено зерновыми культурами. Зерновыми
занято более половины посевных площадей
района, преобладают посевы ржи, пшеницы,
ячменя, овса, в лесостепной полосе в основном
крупяные - гречиха, просо. Анализ размещения
производительных сил Волго-Вятского
экономического рай она позволяет разделить
территорию района на три подрайона (зоны):
Нижегородскую, Кировскую области и территорию
республик. Наиболее развитой в экономическом
отношении является Нижегородская зона
(30% территории района, 44% населения, 52,4%
промышленной продукции), определяющая
специализацию ВВЭР (автомобилестроение,
судостроение, станкостроение, производство
дизелей, моторов, приборов, инструментов,
бумаги, картона, химической продукции).
Информация о работе Контрольная работа по "Экономической и социальной географии"