Контрольная работа по дисциплине «Экономическая и социальная география»

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 05:51, контрольная работа

Краткое описание

Русская империя владела колоссальной по протяженности территорией. Благодаря энергии и смелости землепроходцев 16-18 веков
(Ермак, Невельской, Дежнев, Врангель, Беринг и т. Д.), Граница России была продвинута далеко на восток, к самому побережью Тихого океана. Через 60 лет, после того как отряд Ермака преодолел уральский хребет, их сыновья и внуки уже срубали первые зимовья на берегах Тихого океана. Первыми на суровое побережье Охотского моря вышли в 1639 году казаки Ивана Москвитина.

Оглавление

Введение
Хабаровское Приамурье во второй половине 19 века и в начале 20 века.
Геннадий Иванович Невельской.
Николай Николаевич Муравьев граф Амурский
Освоение Приморья во 2-й половине XIX – начале ХХ веков.
Что дало освоение Дальнего востока России.
5. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

кр экономическая и социальная география.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Тихоокеанский  государственный университет»

Кафедра БЭКН «Экономика»

Специальность 080100.62 «Экономика»

Контрольная работа

по дисциплине «Экономическая и социальная география»

на тему: «1.Исторические особенности присоединения тер- риторий Приморья и Приамурья.

2.Крупнейшие судоходные  реки, речной транспорт ДФО, особенности  развития морского судоходства ДФО для России»

 

Выполнил: студент ЗФ (ДОТ)

группы____Эз-12____________

_2011        ____   года обучения

шифр зач. кн. 110430484______

Фамилия__Хандоина ________

Имя______Елена____________

Отчество__Владимировна____

Проверил:

___________________________

___________________________

 

 

 

 

Хабаровск 2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

  1. Введение
  2. Хабаровское Приамурье во второй половине 19 века и в начале 20 века.
    • Геннадий Иванович Невельской.
    • Николай Николаевич Муравьев граф Амурский
  3. Освоение Приморья во 2-й половине XIX – начале ХХ веков.
  4. Что дало освоение Дальнего востока России.

5.   Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Великого не было в судьбе России ничего более большого и принципиального, более счастливого и исторического, чем присоединение Сибири, на просторы которой старую Русь можно было уложить несколько раз».

В.Г.Распутин

 

Русская империя владела колоссальной по протяженности территорией. Благодаря энергии и смелости землепроходцев 16-18 веков

(Ермак, Невельской, Дежнев, Врангель, Беринг и т. Д.), Граница России была продвинута далеко на восток, к самому побережью Тихого океана. Через 60 лет, после того как отряд Ермака преодолел уральский хребет, их сыновья и внуки уже срубали первые зимовья на берегах Тихого океана. Первыми на суровое побережье Охотского моря вышли в 1639 году казаки Ивана Москвитина.

Активное освоение Дальнего Востока Россией началось при  Петре 1 фактически сходу после Полтавской победы и окончания Северной войны  с заключением мира со Швецией  в 1721 году. Петр 1 интересовался морскими способами в Индию и Китай, распространением влияния России на восточную часть

Тихого океана, достижением  “незнаемой части” Северной Америки, куда еще не успели добраться французы и англичане. Новейшие российские земли  с их неисчерпаемыми богатствами, плодородными почвами и лесами вошли неотъемлемой частью в состав российской страны. Мощь страны заметно возросла. «Изумленная Европа, в начале княжения Ивана Третьего, чуть ли даже подозревавшая о существовании Московии, зажатой меж Литвой и татарами, была ошеломлена появлением большой империи на восточных собственных окраинах». И хотя эта территория принадлежала русской империи уклад жизни народностей, населявших её от Урала до Сахалина, оставался на уровне недалеком от первобытнообщинного, который существовал у них и до колонизации их Россией. Власть ограничивалась деятельностью царских наместников и содержанием маленьких гарнизонов в сколь - нибудь больших населенных пунктах. Царское правительство видело в Сибири и Дальнем Востоке в первую очередь источник дешевого сырья, да хорошее место для ссылок и тюрем.

 

Только в 19 веке, когда Россия вступила в эру капиталистического развития, началось интенсивное освоение больших пространств.

 

Хабаровское Приамурье во второй половине 19 века и в начале 20 века.

В середине 19 века некие  географы утверждали, что Амур пропадает  в песках. О походах Пояркова и  Хабарова они вообще забыли.

Загадку Амура взялся разрешить передовой морской  офицер Геннадий Иванович Невельской.

Невельской появился 1813 году в Костромской губернии. Его родители - небогатые дворяне. Отец - моряк в отставке. И мальчик тоже грезил стать морским офицером. Удачно закончив Морской кадетский корпус, он много лет служил на Балтике.

Юного офицера ждала блестящая карьера, но Геннадий Иванович занявшись амурским вопросом, решил послужить отечеству на Дальнем Востоке.

Он вызвался доставить  груза на Далекую Камчатку, но это  плавание лишь предлог.

Невельской много сделал для закрепления восточных земель за Россией. С данной целью он обследовал в 1849 и в 1850 годах низовье Амура и нашел тут удобные для зимовки морских судов места. Совместно со своими сподвижниками он первый изучил устье Амура и доказал, что Сахалин - полуостров и что он разделен от материка проливом.

На следующий год  Невельской основал Петропавловское зимовье в заливе Счастье, а в августе того же 1850 года поднял российский флаг в устье Амура.

Так было положено начало городу Николаевску первому русскому поселению на нижнем Амуре.

В особенности много сделал в эти годы юный сотрудник Невельского лейтенант Н. К. Вомняк. Он открыл прекрасную морскую бухту на побережье татарского пролива - сейчас это город и порт русская Гавань, нашел уголь на Сахалине.

Невельской и его  ассистенты изучали климат, растительный и животный мир

Приамурья, изучили фарватеры Амурского лимана и системы притоков Амура.

С местными жителями, нивхами, у них установились дружественные  дела.

Время в амурской экспедиции проходило в неустанных трудах, хотя жилось офицерам и рядовым солдатам, матросам и казакам нелегко. Все - голод, болезни и даже погибель собственной дочери пережил Невельской, но с Амура не ушел.

В 1858 - 1860 годах мирным методом, без одного выстрела Приамурье  было присоединено к России. Нивхи, Эвенки, Ульчи, Нанайцы, Орочи стали  русскими подданными, и отныне их судьба породнилась судьбой российского народа.

Николай Николаевич Муравьев граф Амурский, военачальник и государственный  деятель, кавалер многих орденов  – фигура совсем особая даже посреди  себе схожих. Офицер русской армии  в 19 лет, генерал в 32, губернатор в 38, он прожил славную и достойную жизнь.

Муравьев-Амурский смог решить задачку гос значимости - мирным методом присоединить земли, по площади сопоставимые с Англией, Францией, Италией и Швейцарией, совместно взятыми. Он воспитал целую плеяду государственных мужей и первооткрывателей, имена которых остались на карте Восточной Сибири.

11 июля 1858 года Н. Н.  Муравьев в рапорте Великому  князю Константину написал слова,  которые определяют его политику  на Дальнем Востоке: «Смею мыслить, что после Айгунского контракта мы не лишь имеем право, но и должны отстранять все иностранные притязания на земли общих либо разграниченных владений наших с Китаем и Японией».

По представлению Н. Н. Муравьева была образована Приморская область Восточной Сибири, в состав которой вошли Камчатка, Охотское побережье и Приамурье. Центром новой области стал Николаевский пост, преобразованный потом в Николаевск – на – Амуре.

Вторым приобретением  губернатора стал Уссурийский (сейчас приморский) край, который он занял, опередив англичан и французов. 2 Июля 1859 года губернатор прибыл в южное Приморье на параходе-корвете «Америка», чтоб принять решение, в какой гаване заложить будущий основной порт России на Тихом океане. Осмотрев несколько бухт, он приостановил свой выбор на Золотом Роге и сам выдумал заглавие будущему городу: Владивосток. Тогда же он посетил залив Америка, где нашел удобную бухту, которой дал заглавие Находка. Так что два основных города Приморья должны своими звучными и красивыми наименованиями губернатору Муравьеву-Амурскому.

По инициативе и при  активном участии Муравьева-Амурского  проведено административно-территориальное  преобразование Восточной Сибири, учреждены

Забайкальское (1851) и Амурское (1860) казачьи войска, Сибирская флотилия

(1856) . При нем основаны многие посты и административные центры на

Дальнем Востоке, такие  как зимовье Петровское – 1850 г., Посты

Николаевский, Александровский, Марлинский, Муравьевский – все  в 1853 году,

Усть-Зейский (Благовещенск) – 1858 год, Хабаровка – 1858 год, Турий Рог –

1859 год, Владивосток  и Новгородский – 1860 год. Муравьев-Амурский  последовательно проводил переселенческую  политику, лично побывал во многих  пунктах вверенной ему местности.  В том числе на Камчатке. Поход  на Камчатку был сложным из-за бездорожья и необжитости района. Но благодаря тщательной подготовке под личным управлением Н.Н. Муравьева Амурского поход закончился удачно. Об этом путешествии довольно подробно поведал в собственной книге «Воспоминание о Сибири» Б.В. Струве.

Позднее, после первой русской революции 1905 - 1907 годов, в  Приамурье и Приморье хлынули сотни тысяч безземельных  крестьян  из  центра  России  и Украины.

     С ростом  населения в Приамурье развивается  земледелие  и  скотоводство,

растут новые города, прокладываются дороги.

     19(31) мая  1858 года на правом берегу Амура  за утесом  солдатами  13-го

линейного батальона  во главе с капитаном Я. В. Дьяченко был основан  военный

пост, названный Хабаровским  в честь русского первопроходца  Е.  П.  Хабарова.

Удачное географическое  положение  во  многом  предопределило  судьбу  этого

военного поста.

     В  1880  году  селение  Хабаровска  становится  городом.  В  Хабаровске

появляются предприятия: заводы “Арсенал”, лесопильный,  кирпичный,  табачная

фабрика, судоремонтные  мастерские. Город рос, строился, но  почти  все  дома

были  одноэтажными,  улицы  -  не  мощенными.  Особенно  досаждали   горожан

заболоченные речки  Чердымовка и Плюснинка, протекавшие  через Хабаровск.

   Николаевск, уступив  пальму первенства Хабаровску, куда  было  перенесено

управление Приморской  областью,  и  Владивостоку,  ставшим  главным  портом

России на Тихом океане, переживал упадок.  Он  вновь  стал  оживать  лишь  в

начале 20 века, когда на Нижнем Амуре  стала  развиваться  рыбная  и  горная

промышленность.

     Здесь   же,  на  Нижнем  Амуре,  впервые   в   истории   края   бастовали

горнорабочие на Амгуньских приисках, в годы первой русской  революции  1905-

1907 годов восстали  против самодержавия солдаты  -  артиллеристы  в  крепости

Чныррах.

     В 1897 пошли поезда из Владивостока в Хабаровск; в начале 20 века (1907

- 1915) рельсовый путь  проложен от станции Стеренск  до Хабаровска. Это  было

выдающееся  событие  в  истории  России.  Цепь   Транссибирской   магистрали

замкнулась на всем протяжении от Урала до  Тихого  океана.  Медленно  ходили

первые поезда: в час 12-16 километров.

     В 1916 году  было законченно строительство  моста через Амур. В  те  годы

это  был  самый  большой  мост  в  России.  Инженерное   искусство   русских

мостостроителей академика Григория Петровича Передерея  и  профессора  Лавра

Дмитриевича Проскурякова высоко оценивалось  современниками.  Амурский  мост

называли чудом двадцатого века.

 

Освоение  Приморья во 2-й половине XIX – начале ХХ веков

Для освоения региона необходимо было прежде всего заселить его. Скорейшее заселение юга Дальнего Востока диктовалось внутренними потребностями страны и необходимостью защиты вновь осваиваемых территорий.

Процесс заселения Приморья проходил в несколько этапов.

I этап был солдатско-казачий. Этот этап отмечен созданием военных постов в наиболее благоприятных в стратегическом отношении местах: в бухте Св. Ольги, на берегу озера Ханка ( Турий Рог), в заливе Посьет (Новгородский), бухте Золотой Рог (Владивосток), в районе современных поселков Раздольное и Угловое и др.

Особое место в заселении  края принадлежало казакам. Они выполняли  две важнейшие задачи: хозяйственное  освоение новых земель и их оборона. Первые казачьи поселки в Приморье возникли на реке Уссури.

II этап заселения Приморья начался с 1861 года. Это I этап крестьянского переселения.

Активное освоение и заселение  Приморья началось после реформы 1861 г. и подписания Пекинского договора.

В первый период (до 1880 г.) основным было сухопутное переселение крестьян из губерний европейской части России. Переселенцы добирались до новых мест 2–3 года с неимоверными трудностями.

В 1880 г. установилось регулярное морское  сообщение Дальнего Востока с  Европейской Россией благодаря  созданию Добровольного флота. Морские, а затем и железнодорожные  перевозки сократили время пути до 1–1,5 месяцев. Основной процент переселенцев составляли украинцы.

Успеху массового переселения  способствовали льготы и преимущества, которые получали переселенцы. Каждая семья получала 100 десятин земли, переезд оплачивался государством. Переселенцы освобождались от воинской службы, налогов и государственных повинностей.

По закону 1882 г. для обзаведения  хозяйством выдавался денежный залог  в 600 рублей. Следующий закон о  переселении был принят в 1891 г., была уменьшена сумма залога до 300 рублей, но надел стал меньше. Поток переселенцев все увеличивался, и хотя надел на душу уменьшился до 15 десятин, на Дальнем Востоке всегда было право неограниченной покупки земли (по 3 рубля за десятину).

В 1906 г. жители сел и станиц, казаки и крестьяне, составляли 86% населения.

 

III этап переселения (с 1907 г.) связан с реформами П.А. Столыпина. Были увеличены государственные ассигнования на развитие региона, помимо переезда за казенный счет крестьяне получали безвозмездную ссуду от 100 до 200 рублей. В местах переселения была создана сеть фельдшерских пунктов, школ, были построены дороги. Ежегодно в Приморье переселялось до 50 тыс. человек.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Экономическая и социальная география»