Контрольная работа по “Экономическая география”

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 01:27, контрольная работа

Краткое описание

Географическое положение Беларуси в центре Европы обусловило сложную историю формирования территории. Почти до середины 60-х годов 20 века территория, которую занимал белорусский этнос, неоднократно испытывала перестройку границ (иногда государственную).

Оглавление

Образование РБ и формирование ее территории. Современные границы, их экономико-политико-географическая оценка. Усиление суверенитета республики, областей и районов в связи с переходом их на
самоуправление. ……………………………………………………………… 3
Оценка современной демографической ситуации РБ: динамика численности населения, особенности размещения, половозрастной состав, натуральный прирост, причины их территориальной дифференциации: влияние экономических, социальных и экологических условий на особенности расселения. Миграция населения: виды миграций, методы регулирования миграционными процессами. Отразить вышеуказанные процессы любым картографическим методом. …………

Файлы: 1 файл

КР ЭГ.doc

— 487.00 Кб (Скачать)

   МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

   Белорусский государственный  университет транспорта 
 

   Кафедра "Экономических  теорий" 
 
 
 
 
 
 
 
 

   КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

   по  дисциплине  

   “Экономическая  география” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Выполнил:

   студент  1 курса

   Пичуха  В.В.

   группа ЗБ-11

   шифр 10-ЗБ-439 
 
 

                                                    Гомель 2010 

                                             

Содержание: 

Вариант 11 

  1. Образование РБ и формирование ее территории. Современные  границы, их экономико-политико-географическая оценка. Усиление суверенитета республики, областей и районов в связи с переходом их на

    самоуправление.  ……………………………………………………………… 3 

  1. Оценка современной демографической ситуации РБ: динамика численности населения, особенности размещения, половозрастной состав, натуральный прирост, причины их территориальной дифференциации: влияние экономических, социальных и экологических условий на особенности расселения. Миграция населения: виды миграций, методы регулирования миграционными процессами. Отразить вышеуказанные процессы любым картографическим методом.      ……………………………………………….11
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 

 

1.Образование РБ и формирование ее территории. Современные границы, их экономико-политико-географическая оценка. Усиление суверенитета республики, областей и районов в связи с переходом их на самоуправление. 

    1. Образование РБ и формирование её территории.
 

         Географическое положение Беларуси  в центре Европы обусловило  сложную историю формирования  территории. Почти до середины 60-х  годов 20 века территория, которую занимал белорусский этнос, неоднократно испытывала перестройку границ (иногда государственную).

         В 10-ом веке на землях современной  Беларуси возникло Полоцкое княжество,  достигшее наибольшего расцвета  в 11 веке.

        В 13  - 16 веках территория Беларуси входила  в состав ВКЛ.

         В 16 – 18 веках Беларусь являлась  частью федеративного государства  – Речи Посполитой, объединившего  ВКЛ и Польшу. В конце 18 века  белорусские земли отошли к  России и оставались в её составе до начала 20 века.

         После революции 1917 года в результате  сложных исторических процессов  1 января 1919 года была образована  Белорусская Советская Социалистическая  Республика (БССР). Сначала БССР входила  в состав Советской России, а  с декабря 1922 года – в состав СССР.

         В 20-х годах произошло очередное  изменение границ Беларуси. Сначала  (1919г.) к Советской России отошли  Могилёвская, Витебская и Смоленская  губернии. Затем по Рижскому договору (1921г.) между Россией и Польшей  территория Беларуси была разделена на 2 части. Западная Беларусь площадью 108 тыс. Км квадратных отошла к Польше. В составе БССР осталось только 6 уездов Минской губернии. Площадь республики сократилась до 52,3 тыс. км квадратных, что составляло лишь четвёртую часть территории современной Беларуси.

         После возвращения 15 уездов Витебской,  Могилёвской и Смоленской губерний  в марте 1924г., а также Гомельского  и Речицкого уездов в декабре  1926г. Площадь Беларуси увеличилась  до 125,9 тыс. км квадратных, а население – до 5 млн человек.

         Следующее уточнение границ Беларуси  произошло в 30 – 40-х годах.  В сентябре 1939г. В состав БССР  вошли земли Западной Беларуси, что увеличило общую площадь до 234 тыс. км квадратных. Но в октябре 1939 года земли Виленского края были переданы Литве. В 1944 году к Польше отошли 20 районов Белостокской и Брестской областей.

         В 1964 г. Произошло незначительное  уточнение границ между Смоленской  и Могилёвскими областями. После  этого государственные границы  Беларуси больше не изменялись.

         27 июля 1990г. Верховный совет БССР  принял Декларацию о государственном  суверенитете республики, а в  сентябре 1991г. – новое название  – Республика Беларусь.  

         Территория   Республики   составляет   207,6 тыс.кв. километров,   численность населения -  около  10  млн.  человек,  70%  его  сосредоточено  в  городах. В столице Беларуси - Минске - проживает около одной пятой населения  страны. Беларусь занимает компактную территорию, которая по своей форме напоминает прямоугольник. С севера на юг страна простирается на 560 км, с запада на восток – на 650 км. О компактности территории свидетельствует соотношение между площадью страны и протяжённостью её границ. Для Беларуси этот показатель значительно меньше, чем для многих стран мира. Компактность территории создаёт благоприятные условия для осуществления связей между отдельными частями страны.

         Конфигурацию территории страны характеризует её глубина, это значит расстояние от государственной границы до самых удалённых пунктов – 200 – 220 км.

         Общая протяжённость государственной  границы РБ составляет 2969 км. Беларусь имеет  общую  границу  с  Польшей, Литвой, Латвией, Россией и Украиной.  

    1. Современные границы, их экономо-политико-географическая оценка.
 

         Республика Беларусь расположена  в  центре  Европы.  По  ее  территории пролегают самые короткие транспортные коммуникации, связывающие  страны  СНГс государствами Западной Европы. Основные преимущества экономо-географического положения Беларуси – центральность и транзитность.

         Большое значение для Беларуси  имеет участок трансконтинентальной  железнодорожной магистрали, пересекающей  всю Европу от Атлантического  до Тихого океана.

         Недостатком экономо-географического положения Беларуси является отсутствие выхода к морю.

         Центральное положение в Европе  способствует развитию международного  туризма, организации межгосударственных  финансовых учреждений.

Довольно  благоприятно современное политико-географическое положение Беларуси. Со всеми приграничными странами у Беларуси добрососедские отношения. Дипломатические и торговые отношения поддерживаются со 160 странами мира.

          Иерархическая структура современного  административно-территориального  деления Беларуси унаследована  от БССР. Она состоит из следующих единиц: область – район – сельсовет или горсовет.

          В соответствии с административным делением Республика имеет шесть  областей: Брестскую, Витебскую, Гомельскую, Гродненскую, Могилёвскую и Минскую. Области делятся на 118 районов. Территория административных районов делится на сельские советы количество которых около 1400. Кроме того как отдельные единицы выступают города и городские посёлки. В крупных городах выделяются городские районы. На территории Беларуси существует почти 1800 административных единиц.

         Государственными  языками   являются   белорусский   и   русский.  

         Республика  Беларусь  -  унитарное   демократическое   социальное   правовое государство. Республика Беларусь признает приоритет  общепризнанных принципов   международного   права   и    обеспечивает    соответствие    им законодательства.

         Республика  Беларусь  сделала  первые  шаги  на  пути  развития  своего суверенитета  и  осуществления   самостоятельной   внешней   политики.   Она установила дипломатические отношения с более чем со 160 государствами мира.

         Высшими  органами  управления   внешнеэкономической   деятельностью   в

Республике  Беларусь являются Президент, Парламент  и Совет Министров.

         Совет Министров  издает  постановления  и  распоряжения  во  исполнение законов по внешнеэкономической деятельности, осуществляет общее  руководство в   области   отношений   республики   с   иностранными   государствами    и международными организациями.

    Белорусская  внешнеэкономическая  политика  направлена  на   интеграцию экономики страны в мировое хозяйство,  создание  благоприятных  условий  для развития   отечественного   производства,   достижение   экспортно-импортной сбалансированности. В настоящее время Беларусь,  торгуя  более  чем  со  150 странами мира, экспортирует почти 80%  произведенных  тракторов,  более  90% грузовых автомобилей, 80-90% калийных удобрений, почти 76%  холодильников и морозильников, более 40% телевизоров.

         Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика –

по-настоящему ключевой элемент,  обеспечивающий  ее  выживание  и  развитие. Поэтому   отправной    точкой    для    определения    базового    постулата внешнеполитической  доктрины  Беларуси  должна  выступать  оценка   основных геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику.

         В этих условиях смысл внешнеполитической деятельности РБ  на  ближайший период может состоять в уклонении от участия во внешних  конфликтах,  поиске и привлечении в республику тех крох иностранных  инвестиций,  которые  можно найти при сегодняшнем дефиците капиталов. Западные  инвестиции  и  небольшие собственные ресурсы будут  направляться  на  структурную  перестройку  части белорусской экономики в  сторону ее  интеграции  в сферу геополитического притяжения ЕС.

         В своей деятельности на международной  арене  Беларусь  руководствуется принципом многовекторности. Интересы страны естественным образом  охватывают как западный, так  и  восточный  векторы  в  связи  с  тем,  что  республика расположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на Восток.

         Основными направлениями политики на международной арене являются:

 * вхождение в  мировое  сообщество  в  качестве  равноправного  суверенного независимого государства;

 * активное взаимодействие  с  международными,  прежде  всего  европейскими, структурами и организациями;

 * способствование  строительству  новой  мировой  и   европейской   систем безопасности, свободных от «разделительных линий»;

 * участие в многостороннем международном экономическом сотрудничестве;

 * энергичное сотрудничество  в  международных  организациях,  прежде  всего системы ООН.

         Республика Беларусь – одно из немногих  на  постсоветском пространстве государств, которое не имеет пограничных споров с  соседями,  межрелигиозных конфликтов, дискриминации граждан по языковому признаку.

         В 2000 году открыты посольства в Венгрии,  Ираке,  Ливии,  Объединенных Арабских Эмиратах. 

    1. Усиление  суверенитета республики, областей и районов в связи с переходом на их самоуправление.
 

         По своему смысловому значению слово “суверенитет” происходит от старолатинского “supevanus”, “supevani”, перешедшего в старофранцузское “sovreins”, и означает “самодержавный”, “наивысший”, “абсолютный”, “неограниченный”. Суверен, т. е. властителин. Super (лат.) — над, т. е. верховенство, независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц.

Информация о работе Контрольная работа по “Экономическая география”