Контрольная работа по “Экономическая география”

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 01:27, контрольная работа

Краткое описание

Географическое положение Беларуси в центре Европы обусловило сложную историю формирования территории. Почти до середины 60-х годов 20 века территория, которую занимал белорусский этнос, неоднократно испытывала перестройку границ (иногда государственную).

Оглавление

Образование РБ и формирование ее территории. Современные границы, их экономико-политико-географическая оценка. Усиление суверенитета республики, областей и районов в связи с переходом их на
самоуправление. ……………………………………………………………… 3
Оценка современной демографической ситуации РБ: динамика численности населения, особенности размещения, половозрастной состав, натуральный прирост, причины их территориальной дифференциации: влияние экономических, социальных и экологических условий на особенности расселения. Миграция населения: виды миграций, методы регулирования миграционными процессами. Отразить вышеуказанные процессы любым картографическим методом. …………

Файлы: 1 файл

КР ЭГ.doc

— 487.00 Кб (Скачать)

         Со времен возникновения первых государств вопрос о суверенитете всегда занимал важное место в политической и идеологической борьбе между народами и государствами. Как феномен, отражающий определённое состояние государства, народа, нации, суверенитет складывался в ходе исторического развития в соответствии с изменяющейся социально-экономической и политической структурой обществ, на разных этапах приобретал свои особенности как в отношении содержания, так и форм проявления.

         С распадом СССР Республика Беларусь обрела полную самостоятельность и государственную независимость, она признана полноправным участником мирового сообщества государств. В связи с этим возникли новые актуальные проблемы научного обоснования сложного процесса углубления теоретических основ учения о государственном суверенитете, его содержании, формах проявления и реальных гарантиях.

         Произошли существенные изменения в основах общественного строя, государственном устройстве, принципах формирования и функционирования новых государственных органов в центре и на местах Беларуси (Президент, двухпалатный Парламент, Конституционный Суд, Комитет государственного контроля, хозяйственные суды, местные органы управления и самоуправления и др.). Наряду с государственной собственностью развивается частная собственность и частнопредпринимательская, коммерческая деятельность. Развивается многопартийная система; ликвидирована цензура; Конституция закрепила приоритет человека и гражданина перед государством и обществом. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является теперь народ. Допускается многообразие политических институтов, идеологий и мнений. Все эти положения закреплены в Конституции Республики Беларусь, принятой 15 марта 1994 г. и дополненной на основе референдума от 24 ноября 1996 г. В Конституции ставится задача сформировать в Беларуси демократическое социальное правовое государство, в котором бы господствовал принцип верховенства права.

         Республика Беларусь признаёт приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Новым является разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

         Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству и гражданам, обладающим избирательным правом, количество которых должно быть не менее 50 тысяч человек.

         Представляют также интерес положение о прямом проявлении суверенитета народа. Закон, принятый путём референдума, может быть изменён или отменён только референдумом, в чём также проявляется и фактически закрепляется правовым путём верховенство власти народа, т. е. его суверенитет.

          Республика Беларусь успешно прошла период становления и функционирования реального государственного суверенитета.

        У учёных нет единого мнения в отношении субъекта, обладающего суверенитетом. Одни считают, что суверенитетом обладает государство в целом, т. е. его система органов в центре и на местах. Другие относят суверенитет к свойству государственной власти в процессе её появления. Причём некоторые усматривают появление такого свойства власти лишь у высшего представительного государственного органа (Президента, Парламента), а иные наделяют таким свойством все государственные органы. Суверенитет относится в целом к государству, его высшей государственной власти, а не к его отдельным административно-территориальным единицам. Субъектами суверенитета могут быть не только государства в лице их высшего органа государственной власти, но и народы, нации, народности.

         Суверенитет — это не статический, а динамический процесс, осуществляющийся высшей государственной властью в пространственных пределах своих границ при решении внутриполитических задач и за пределами своей территории при проведении внешней политики.

        Фактическим источником последовательного обеспечения суверенитета Республики Беларусь являются власть и суверенитет народа, покоящиеся на гуманном демократическом общественном и государственном строе. Основы общественного и государственного строя составляют фундамент внутренней прочности и внешней независимости государства.

         Источником государственного суверенитета Республики Беларусь является верховенство её народа, т. е. народный суверенитет.

         Государственный суверенитет не существует сам по себе как изолированное явление, это существенный признак государства, его верховной власти. Исчезает государство — вместе с ним исчезает и суверенитет. Для поддержания реальности и эффективности государственного суверенитета необходимы многообразные постоянные гарантии. Наиболее значимыми из них являются: поддержка народом государственной политики; обладание государством учредительной властью, т. е. возможностью самостоятельной разработки и принятия своей конституции; способность государства вести миролюбивую политику; обеспечение экономической и политической независимости; обладание мощной финансово-экономической базой, высокой платёжеспособностью валюты; преодоление сырьевой направленности экономики; обеспечение конкурентоспособности производимой продукции; наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан; обеспечение правопорядка; высокий уровень развития демократических процессов в обществе и государстве; гибкость дипломатической деятельности, повышающей авторитет государства; наличие вооружённых сил, способных защитить целостность и территориальное верховенство государства; реальная возможность государства вступать в добровольные, равноправные союзы с другими государствами и выходить из них; наличие государственных наград и символики, отражающей сущность суверенитета государства.

         Удачно созданное административно-территориальное устройство и эффективное функционирование в нём местных органов управления и самоуправления укрепляют государство, его экономику, социально-культурные устои, а следовательно, и суверенитет. В суверенном государстве должна быть сильная власть как в центре, так и на местах, способная эффективно реализовывать его внутренние и внешние функции.

         Основы правового положения органов местного управления и самоуправления закреплены в Конституции Беларуси и в Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь".

         Согласно статье 117 Конституции местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

          Местное управление - форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

         Местное самоуправление в Республике Беларусь - форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

          Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные). Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц.

          К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:

   утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

   установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

   определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

   назначение местных референдумов.

         В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной. К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы. К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы. К областному территориальному уровню относятся областные Советы. Минский городской     Совет обладает правами базового и областного Совета.

         Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица (исполком). Исполкомы подразделяются на три уровня:

первичный (сельские, поселковые, городские (городов  районного подчинения);

базовый (городские городов областного подчинения, районные);

областной.

          В состав исполкома входят председатель, его заместители (заместитель), управляющий делами (секретарь) и члены исполкома.

          Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решения. Решения исполнительного комитета принимаются простым большинством от установленного состава исполнительного комитета, подписываются председателем исполнительного комитета и управляющим делами (секретарем) исполнительного комитета.

          В компетенцию исполнительного комитета входит разработка и внесение для утверждения в Совет схемы управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, а также предложений по организации охраны общественного порядка, разработка и внесение для утверждения в Совет проектов программ экономического и социального развития, местного бюджета, представление Совету отчетов об их выполнении, обеспечение на соответствующей территории соблюдения Конституции Беларуси, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, выполнение решений Совета и решений вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции, организация получения доходов местным бюджетом и их использования по целевому назначению, принятие решения о выпуске местных ценных бумаг и проведении аукционов, распоряжение коммунальной собственностью административно-территориальной единицы в порядке, установленном Советом, принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений коммунальной собственности, дача согласия на размещение на подведомственной ему территории предприятий, организаций, учреждений и объединений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы, осуществление в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, контроля на подведомственной территории за использованием коммунальной собственности, решение в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопросов землеустройства и землепользования.

         Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

          Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами. В случае систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики, который может также принять решение о роспуске местного Совета и в иных случаях, предусмотренных законом.

           Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь. Решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях могут быть обжалованы в судебном порядке (статья 122 Конституции).

         Государство должно быть крупным собственником национальных богатств, уметь накапливать в свой бюджет средства за счёт стабильности и эффективности общественного производства, умелого управления государственной собственностью, проведения разумной ценовой, налоговой, кредитно-денежной и валютной политики, накопления капитала за счёт международной торговли, бартера, недопущения военных действий, подрывающих экономику государства, надёжно защищать объекты государственной собственности, обеспечивать своим гражданам право на труд, иные конституционные права и свободы.

         Суверенное государство должно быть платёжеспособным, иметь золотой запас и иные драгоценные металлы, валютную денежную массу и наличные денежные средства. Как бы продолжением этой экономической деятельности государства, направленной на обеспечение суверенитета, является ведение им политики демонополизации, т. е. сдерживания монополистов в производстве товаров или действий в отношении других субъектов предпринимательства и самого государства. Это важный рычаг государства в обеспечении своего суверенитета в обществе, основанном на частнопредпринимательской деятельности.    
 
 
 
 
 
 

  1. Оценка  современной демографической ситуации РБ: динамика численности населения, особенности размещения, половозрастной состав, натуральный прирост, причины их территориальной дифференциации: влияние экономических, социальных и экологических условий на особенности расселения. Миграция населения: виды миграций, методы регулирования миграционными процессами.

Информация о работе Контрольная работа по “Экономическая география”