Контрольная работа по “Экономическая география”

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 01:27, контрольная работа

Краткое описание

Географическое положение Беларуси в центре Европы обусловило сложную историю формирования территории. Почти до середины 60-х годов 20 века территория, которую занимал белорусский этнос, неоднократно испытывала перестройку границ (иногда государственную).

Оглавление

Образование РБ и формирование ее территории. Современные границы, их экономико-политико-географическая оценка. Усиление суверенитета республики, областей и районов в связи с переходом их на
самоуправление. ……………………………………………………………… 3
Оценка современной демографической ситуации РБ: динамика численности населения, особенности размещения, половозрастной состав, натуральный прирост, причины их территориальной дифференциации: влияние экономических, социальных и экологических условий на особенности расселения. Миграция населения: виды миграций, методы регулирования миграционными процессами. Отразить вышеуказанные процессы любым картографическим методом. …………

Файлы: 1 файл

КР ЭГ.doc

— 487.00 Кб (Скачать)

         В зависимости от численности  жителей города делятся на  малые (до 20 тыс. жителей), средние  (20 – 100 тыс. чел.), большие (свыше  100 тыс. чел.), среди последних выделяют  крупные (100 – 500 тыс. чел.) и  города-миллионеры (свыше 1 млн. чел.).

         Городские поселения в Беларуси  размещены более менее равномерно. Большинство городов размещается  на берегах рек и озёр, многие  находятся на пересечении рек  и железных дорог, вблизи месторождений  полезных ископаемых.

         Сельское население размещено неравномерно, поскольку его плотность зависит от природных и экономических условий. Она наиболее высокая в местах с лучшими условиями для сельскохозяйственного освоения территории. Там, где высокая степень лесистости и заболоченности, значительный уровень загрязнения радионуклидами, плотность сельского населения значительно меньше.

         Традиционно в Беларуси существовали  такие типы сельских поселений,  как сёла, деревни, хутора. С 2005 года около 1,5 тыс. поселений  стали преобразовываться в агрогородки, в которых предусмотрено создание производственных и культурно-бытовых условий для полноценной жизнедеятельности людей.

          Миграция населения обуславливается перемещением людей в пространстве. Миграционный прирост населения за январь-сентябрь 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 года снизился на 19% и составил 7229 человек. Положительное сальдо миграции уменьшило естественную убыль населения на 33,5% (в январе-сентябре 2009 г. – на 53,2%).

         Сальдо миграции осталось положительным как со странами СНГ, так и с другими странами. Основной миграционный обмен происходит со странами СНГ. Из этих стран за 9 месяцев 2010 г. в республику прибыло 10,1 тыс. человек, из которых 89% составляют граждане, прибывшие из России, Украины и Казахстана. В потоке выбывших также преобладают мигранты, выехавшие в страны СНГ, их доля в общем объеме покинувших республику составляет 74%. Большинство граждан выезжает из Республики Беларусь в Россию.

     Таблица 7

Направления миграционных перемещений населения республики характеризуются следующими данными:

 
 
Январь-сентябрь 2010 г. Справочно

январь-сентябрь 2009 г.

число

прибыв-

ших

число

выбыв-

ших

мигра-

ционный

прирост

число

прибыв-

ших

число

выбыв-

ших

мигра-

ционный

прирост

Миграция населения

в том  числе:

153613 146384 7229 189336 180411 8925
в пределах Беларуси 141352 141352 174666 174666
международная

миграция 

12261 5032 7229 14670 5745 8925
в том  числе:

со странами СНГ 

10145 3723 6422 11316 3978 7338
с другими  странами 2116 1309 807 3354 1767 1587
 

  Понятие и виды миграции и международной миграции рабочей силы.

    Миграция (латинское migratio, от migro — перехожу, переселяюсь) - перемещение, переселение. Миграция населения - это добровольное перемещение, переселение жителей в пределах страны из одного региона в другой регион (внутренняя миграция), или же переселение из одного государства в другую страну (международная миграция). Миграции населения связаны, как правило, со сменой места жительства; подразделяется на:

• безвозвратную (смена постоянного места жительства),

• временную (переселение на ограниченный срок),

• сезонную (перемещение в определенные периоды  года).

         Различают внешнюю (эмиграция, иммиграция) и внутреннюю (из села в город, межрайонные переселения и другие) миграцию населения. Понятие терминов "эмиграция" и "иммиграция" несколько различны, это не одно и то же.     Под эмиграцией имеется в виду переселение жителей за пределы своей страны происхождения или проживания. Иммиграция же подразумевает поток, наплыв, въезд иностранцев или переселенцев из другого региона с последующим получением ПМЖ.

         Выделяют и так называемые маятниковые миграции (регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта) .

        То есть слово "миграция" имеет достаточно широкое значение. Это может быть и миграция животных в период засушливого сезона, либо миграция населения.    Существуют также понятия, как миграции химических элементов, миграции веществ.

         Причин миграция населения может быть несколько:

  • неблагоприятная экономическая обстановка в стране: инфляция, массовая безработица, экономический кризис и др.;
  • гражданские войны,
  • экологическая катастрофа в данном регионе или государстве.

         Также миграция может быть связана с экономическими факторами, например, связанная с желанием граждан улучшить свое экономическое благосостояние, т.е. поиск более высокооплачиваемой работы за рубежом, получить ПМЖ в развитой стране и т. д.

        Наряду с экономическими внешние миграции могут быть вызваны и политическими причинами. Примеры подобного рода – эмиграция почти полумиллиона граждан, преимущественно «интеллектуалов» (А. Эйнштейн, Э. Ферми, Л. Фейхтвангер и др.) из нацистской Германии, фашистской Италии и франкистской Испании. После прихода к власти в Чили генерала Пиночета эту страну покинуло более 1 млн. человек и т.д.

        Под миграцией рабочей силы или миграцией трудовых ресурсов, как видно из названия, мы понимаем миграцию населения с целью трудоустройства за рубежом или в другом регионе страны в личных интересах.

В данный момент, также как и раньше, происходит международная миграция рабочей  силы из третьих стран в развитые страны (страны Западной Европы, Канада, США, Австралия и др.). Это так  называемая внешняя трудовая миграция. Она подразделяется на:

• трудовую эмиграцию, т.е. выезд трудоспособного  населения из страны пребывания для  долговременного или постоянного  проживания в другой стране;

• трудовую иммиграцию, т.е. приезд рабочей силы в данную страну из-за границы.

           Трудовая миграция разделяется на следующие виды:

  • безвозвратная, при которой мигранты выезжают на постоянное место жительства в принимающей стране;
  • временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от одного года до шести лет;
  • сезонная, которая связана с кратковременным (в пределах одного года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (сельское хозяйство, рыболовство, сфера услуг). Разновидностью сезонной миграции является кочевничество, сохранившееся в Африке и Западной Азии;
  •      маятниковая (челночная, приграничная) – ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно. Мигрантов, пересекающих границу для работы в соседней стране, называют рабочими-фронтальерами.
  • нелегальная – незаконный въезд в другую страну в поисках работы или прибытие в нее на законных основаниях (по частным приглашениям, в качестве туристов и т.д.) с последующим нелегальным трудоустройством;
  • «утечка умов» - международная миграция высококвалифицированных кадров (ученых, редких специалистов, иногда «звезд» искусства, спорта).

        Также может происходить миграция трудовых ресурсов в пределах государства.

         Регулирование иммиграции.

         Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его суть заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов неодинаков по разным странам, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:

— работники, готовые за минимальную плату  выполнять тяжелую, вредную, грязную  и неквалифицированную работу, —  строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

— специалисты для новых и перспективных отраслей — программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

— представители  редких профессий — огранщики  алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

— специалисты  с мировым именем — музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

— крупные  бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие  капитал и создающие новые  рабочие места.

          В разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: Министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз; Министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда; Министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.

          В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании подписанного контракта с нанимателем о его трудоустройстве и заключения Министерства труда о том, что данная работа не может выполняться местными работниками в силу требуемых специфических навыков или по другим причинам.

          Нормативно-правовая база для иммиграции представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Ей присущи следующие черты.

 1. Качественные требования к иностранной рабочей силе:

а) наличие  сертификата об образовании. Минимальным  требованием к образованию считается  окончание полного курса средней  школы или профессионально-технического училища, что подтверждается соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо переподтвердить или оценить в принимающей стране;

б) стаж работы по специальности: от 2 до 5 лет (Кипр — 2 года, Австралия — 3 года, США  — 5 лет).

   2. Ограничения личного характера. Они касаются состояния здоровья иммигрантов (не допускаются наркоманы, психически больные люди, зараженные вирусом СПИД); возрастного ценза (обычно в пределах 20—40 лет); политического и социального облика иммигрантов. Чаще всего законом запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.

   3. Количественное квотирование. Оно может вводиться в рамках всей экономики, отдельных отраслей, предприятий либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение одного года.

   4. Финансовые ограничения. Так, в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест.

   5. Временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории. По их окончании требуется либо покинуть страну, либо получить разрешение на продление срока своего пребывания в ней.

   6. Географические приоритеты. Они устанавливаются с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в нарушении прав человека, правительство проводит в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона. Такая практика характерна для США. Выигрыш в лотерее, однако, не означает, что виза выдается автоматически.

    7. Запреты. Они делятся на явные и скрытые. Первые прямо определяют отрасли или специальности, в которых иностранцам работать нельзя. Скрытые, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны. Разумеется, запрещена нелегальная иммиграция.

   8. Система санкций. Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции (депортация, денежные штрафы и/или тюремное заключение). Они могут налагаться как на самих мигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу. 

                                                                 

                                                              Литература 

  1. Атлас Республики Беларусь. – Мн.: РУП «Белкартография», 2004. – 64 с.
  2. Беларусь: выбор пути. Национальный отчет о человеческом развитии. Мн., 2000
  3. Еловой, И.А., Кухарчик, А.А. Коммерческая география Республики Беларусь – Гомель: БелГУТ, 2002. – 127 с.
  4. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития РБ на период до 2020 года. Мн., 2003.
  5. Социально-экономическая география Республики Беларусь: Учеб. пособие / Под.ред. Е.Г. Киреенко. – Мн.: Аверсэв, 2003. – 400 с.
  6. Стратегия устойчивого развития Беларуси: преемственность и обновление. Аналитический отчет. Мн., 2003
  7. Тенденции заболеваемости, смертности и продолжительности жизни населения РБ. Ст.сб. Мн., 2003
  8. Интернет: официальный сайт Национального статистического комитета Республики  Беларусь. www.belstat.gov.by/
  9. Белорусский журнал международного права и международных отношений 2004 — № 1.

Информация о работе Контрольная работа по “Экономическая география”