- Завершение
строительства объектов технического
перевооружения Качканарского ГОКа;
- Строительство
новой обогатительной фабрики глубокого
обогащения на Шерегешском руднике НПО
«Сибруда»;
- Строительство
шахты «Одиночная» для поддержания мощности
Краснокаменского рудоуправления;
- Строительство
шахты «Естюнинская-Новая» для поддержания
мощности Высокогорского ГОКа;
- Наращивание
мощностей по добыче руды на Тырныаузском
вольфрамомолибденовом, Жирекейском ГОКах,
на Сорском молибденовом комбинате;
- Строительство
новых рудников и карьеров (Сибайский,
Узельчинский, Узалинский, Рубцовский,
Ново-Широкинский рудники);
- Создание
сырьевой базы титановой промышленности
в России за счет ввода мощностей по добыче
руды и производству титанового концентрата
на базе Туганского, Тарского и Тулунского
месторождений;
- Строительство
объектов рудной базы на новых месторождениях
для обеспечения необходимых объемов
добычи после 2000 г.
( Горевский,
Озерный ГОКи, предприятия на
базе Правоурмийского месторождения,
Бугдаинский и Бом-Горханский рудники).
В алюминиевой
промышленности необходима реконструкция
глиноземных производств с установкой
оборудования большой единичной мощности.
Проблема
обеспечения сырьем уральских алюминиевых
предприятий на длительную перспективу
будет решена освоением крупнейших
в России Среднетиманских бокситовых
месторождений.
16. Различают
след, виды:
- устойчивое
земледелие (в р-нах с благоприятными природными
условиями, позволяющими успешно возделывать
разнообразные культуры без орошения);
- сухое земледелие,
- орошаемое
земледелие,
- богарное
земледелие,
- горное земледелие,
- полярное
земледелие
18.
Машиностроение является ведущей
отраслью всей промышленности, ее "сердцевиной".
Продукция предприятий машиностроения
играет решающую роль в реализации достижений
научно-технического прогресса во всех
областях хозяйства. На долю машиностроительного
комплекса приходится почти 30 % от общего
объема промышленной продукции. В нашей
стране эта отрасль развита недостаточно.
В Японии, Германии, США удельный вес машиностроения
в промышленной структуре составляет
от 40 до 50%.
Размещение машиностроения определяется
в значительной степени трудоемкостью
изделий, уровнем квалификации используемого
труда, а также особенностями специализации
и кооперированных связей предприятий.
Уровень металлоемкости сам по себе не
является определяющим фактором размещения
машиностроения. Многие виды продукции
машиностроения, отличающиеся высокой
металлоемкостью, являются одновременно
и трудоемкими (например, при одинаковом
удельном расходе материалов на 1 т. готовой
продукции трудоемкость изготовления
легковых автомашин "Волга" и Москвич"
в 15-20 раз выше, чем четырехосной цистерны
для перевозки нефтепродуктов). Массовый
и крупносерийный выпуск готовой продукции
настолько сильно снижает затраты на ее
изготовление, что это оправдывает возникающие
в ходе кооперированных связей или поставок
продукции потребителям дальние перевозки.
Глубокая специализация заводов заставляет
прибегать, казалось бы, и к явно невыгодным
перевозкам. Существования такого рода
перевозок неизбежно в условиях современной
организации машиностроительного производства.
Выпуск же малосерийной или индивидуальной
продукции эпизодичен и не может определять
размещение предприятий по ее изготовлению
в зависимости от металлургических баз
и потребителей. Наиболее типичные для
среднего машиностроения особенности
размещения весьма четко прослеживаются
в размещении авиационной промышленности.
В этой самой сложной отрасли современного
машиностроения кооперируются предприятия
практически всех отраслей тяжелой промышленности,
и особенно самого машиностроения, поставляющие
разнообразные конструкционные материалы
из черных и цветных металлов, химических
материалов, электротехническое, электронное
и радиотехническое оборудование. Предприятия
авиационной промышленности отличаются
исключительно высоким уровнем классификации
инженерно-технических кадров, рабочих.
Это обусловило возникновение и развитие
авиационной промышленности в крупных
промышленных центрах, где помимо опытных
кадров на производстве имеются научно-исследовательские
институты и конструкторские бюро. В таких
крупных промышленных центрах, как правило,
имеются и предприятия-смежники. Авиационные
заводы в отдельных городах специализируются
на выпуске определенных типов самолетов.
Среднее машиностроение размещается
в разных районах, в том числе:
а) автомобилестроение: - производство
грузовых автомобилей большой грузоподъемности
в городах Москва, Набережные Челны; - производство
грузовых автомобилей в средней и малой
грузоподъемности в городах Нижний Новгород,
Брянск, Миасс, Ульяновск; - производство
легковых автомобилей в городах Нижний
Новгород, Москва, Тольятти, Ижевск, Серпухов;
б) станкостроение размещается в районах
с развитым машиностроением, где есть
научно-исследовательские и опытно-конструкторские
центры (Москва, Санкт-Петербург); в) тракторостроение
ориентируется на районы потребления
и отчасти - на сырьевые базы (Волгоград,
Челябинск, Владимир, Санкт-Петербург
и д. р.) .
20.
Состав Северного экономического
района: Архангельская, Вологодская
и Мурманская области, Республика Коми
и Республика Карелия.
Площадь: 1466,3 тыс. км.
Население: 6 млн. чел.
Развитие хозяйственного комплекса
Северного экономического района
опирается на использование его
природно-ресурсного потенциала, выгодное
экономико-географического положение
по отношению к индустриально-развитым
районам страны, районам нового освоения
Азиатского Севера и зарубежным торговым
партнерам.
Выгодное экономико-географическое
положение района обеспечивается
сложившейся транспортной сетью и наличием
крупного незамерзающего Мурманского
порта, а также наличием шельфовой зоны
в западной части Кольского полуострова.
Это способствует формированию в районе
морского хозяйства - судоходства, производств
по добыче и переработке морских ресурсов,
развитию крупных промышленно-транспортных
узлов, расширению внешнеэкономических
и научно-технических связей с зарубежными
странами, Отраслями рыночной специализации
Cеверного экономического района являются:
лесная, горно-химическая, топливная промышленность,
черная и цветная металлургия,
рыбная
промышленность и машиностроение.
Производственный и технический потенциал
района позволяет отнести его к числу
индустриально-развитых регионов. Ведущая
отрасль хозяйства района - промышленность,
которая производит более 4% всей промышленной
продукции России. Район производит 70%
фосфатного сырья, более 41% целлюлозы,
42% бумаги, более 22% картона, 24% древесноволокнистых
плит, 22% деловой древесины, 15,5% фанеры
страны. Здесь добываются 17% рыбы и 10% угля.
Экономический район - крупный производитель
железной руды, чугуна, стали, азотных
и фосфатных удобрений, рыбы, а также значительной
части оборудования для целлюлозно-бумажной
и лесной промышленности.
В агропромышленном комплексе
ведущее место занимают молочно-мясное
животноводство, льноводство, промышленное
птицеводство и оленеводство (на Крайнем
Севере).
Однако развитие хозяйственного
комплекса района сдерживается
экстремальностью природно-климатических
условий, слабой транспортной
освоенностью и заселенностью территории,
низким уровнем развития производственной
и социальной инфраструктуры, преобладанием
экстенсивных методов освоения и использования
полезных ископаемых, большой долей использования
ручного труда. Это ведет к удорожанию
хозяйственной деятельности, что в сочетании
с недостаточно рациональными методами,
формами и способами хозяйствования
обусловливает
дотационный характер экономики.
В перспективе приоритетное значение
для развития экономики района
будут иметь рациональное использование
природных ресурсов и охрана окружающей
среды. Это связано с тем, что добыча и
переработка полезных ископаемых оказали
неблагоприятное влияние на окружающую
среду: горными работами и отвалами нарушались
и отчуждались земли, загрязнялись поверхностные
и грунтовые воды, атмосфера и почвы. Основными
источниками загрязнения окружающей среды
являются предприятия черной и цветной
металлургии, а также предприятия горнопромышленного
и лесопромышленного комплексов.
Особую важность для района
имеет проблема рационального
использования и охраны лесных и
рыбных ресурсов, на базе которых развиваются
отрасли специализации, а их запасы в значительной
степени исчерпаны.
Широкий круг проблем ландшафтно-экологического
характера связан с размещением
на территории Новой Земли атомного испытательного
полигона, а также с предполагаемым освоением
нефтегазовых месторождений на шельфе
Баренцева моря и началом эксплуатации
месторождений алмазов в Архангельской
области. В целях предотвращения нарастания
негативных процессов в окружающей среде
необходимы реконструкция устаревших
и строительство новых очистных сооружений,
ускоренное наращивание оборотного водоснабжения
и повторного использования сточных вод.
Самостоятельное значение имеют развитие
и внедрение экологически безвредных
способов энерго производства, техники
и технологии теплоснабжения, а также
разработка и внедрение прогрессивных
технологий поисков, добычи и комплексной
переработки первичного сырья, более полного
использования
вторичных
ресурсов, промышленных отходов.
22. Восточный
экономический район.
Республика
Саха (Якутия);
Приморский
край;
Хабаровский
край (с Еврейской АО);
Области:
- Амурская;
- Камчатская
(с Корякским АО);
- Магаданская
(с Чукотским АО);
- Сахалинская
- 6,2 млн. км2;
- 7,5 млн. чел.
- Общие особенности
региона:
- удаленность
района от центра;
- огромная
слабо освоенная территория;
- отраслевая
специализация цветной металлургии;
- добыча алмазов;
- рыбная промышленность.
- Природные
ресурсы:
- ж/руда –
Саха;
- золото (Колыма,
Амур – руда и россыпи);
- алмазы (Саха);
- уголь;
- нефть, газ
– добываются не в полной мере, много ввозят.
- Население
и трудовые ресурсы:
- 7,5 млн. чел.
- плотность
1,2 ч./км2 (в Саха – 0,2-0,8 ч./км2);
- разнообразный
национальный состав с преимуществом
русского населения.
- Основные
отрасли промышленности:
Цветная
металлургия (ведущая):
- олово (Депутатское);
- свой ГОК;
- свинцово-цинковые
руды (Приморье);
- вольфрам.
Алмазодобыча
(«Алмазы России»);
Рыбная
промышленность (1 место в РФ);
Лесная
и деревообрабатывающая промышленность
(Хабаровск, Приморье, Амурская область);
Машиностроение:
- судоремонтные
заводы, для собственных нужд;
- энергетическое.
АПК (преимущественное
развитие на юге):
- зерно, яровые
пшеницы, озимая рожь, овес;
- пушное звероводство.
Транспорт:
- ж/д (80 %) –
БАМ, Транссиб;
- речной (р.
Лена – связь между Северным ледовитым
океаном и БАМ);
- автомобильный
– плохо развит;
- авиатранспорт
– огромное значение из-за удаленности
района от большой земли.
Ввоз: отрицательное
сальдо – ТНП, продукцию машиностроения,
продовольствие, энергетические ресурсы;
Вывоз:
лес, цветные металлы.