Контрольная работа по "Экономической и социальной географии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 11:02, контрольная работа

Краткое описание

2. География природных ресурсов, изучает размещение и структуру отдельных видов и территориальных сочетаний естественных ресурсов, проблемы их экономической оценки и рационального хозяйственного использования. Значение географии природных ресурсов возрастает в связи с изучением ею географических аспектов охраны и воспроизводства природных ресурсов и окружающей среды, проблем ресурсов обеспеченности человечества.

Файлы: 1 файл

Экономическая география.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

- Завершение  строительства объектов технического перевооружения Качканарского ГОКа;

- Строительство новой обогатительной фабрики глубокого обогащения на Шерегешском руднике НПО «Сибруда»;

- Строительство шахты «Одиночная» для поддержания мощности Краснокаменского рудоуправления;

- Строительство шахты «Естюнинская-Новая» для поддержания мощности Высокогорского ГОКа;

- Наращивание мощностей по добыче руды на Тырныаузском вольфрамомолибденовом, Жирекейском ГОКах, на Сорском молибденовом комбинате;

- Строительство новых рудников и карьеров (Сибайский, Узельчинский, Узалинский, Рубцовский, Ново-Широкинский рудники);

 - Создание сырьевой базы титановой промышленности в России за счет ввода мощностей по добыче руды и производству титанового концентрата на базе  Туганского, Тарского и Тулунского месторождений;

- Строительство объектов рудной базы на новых месторождениях для обеспечения необходимых объемов добычи после 2000 г.

( Горевский,  Озерный ГОКи, предприятия на  базе Правоурмийского месторождения,  Бугдаинский и Бом-Горханский рудники).

В алюминиевой промышленности необходима реконструкция глиноземных производств с установкой оборудования большой единичной мощности.

Проблема  обеспечения сырьем уральских алюминиевых  предприятий на длительную перспективу  будет решена освоением крупнейших в России Среднетиманских бокситовых месторождений. 

16. Различают след, виды:

  1. устойчивое земледелие (в р-нах с благоприятными природными условиями, позволяющими успешно возделывать разнообразные культуры без орошения);
  2. сухое земледелие,
  3. орошаемое земледелие,
  4. богарное земледелие,
  5. горное земледелие,
  6. полярное земледелие
 

18.   Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее "сердцевиной". Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30 % от общего объема промышленной продукции. В нашей стране эта отрасль развита недостаточно. В Японии, Германии, США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50%.

   Размещение машиностроения определяется  в значительной степени трудоемкостью изделий, уровнем квалификации используемого труда, а также особенностями специализации и кооперированных связей предприятий. Уровень металлоемкости сам по себе не является определяющим фактором размещения машиностроения. Многие виды продукции машиностроения, отличающиеся высокой металлоемкостью, являются одновременно и трудоемкими (например, при одинаковом удельном расходе материалов на 1 т. готовой продукции трудоемкость изготовления легковых автомашин "Волга" и Москвич" в 15-20 раз выше, чем четырехосной цистерны для перевозки нефтепродуктов). Массовый и крупносерийный выпуск готовой продукции настолько сильно снижает затраты на ее изготовление, что это оправдывает возникающие в ходе кооперированных связей или поставок продукции потребителям дальние перевозки. Глубокая специализация заводов заставляет прибегать, казалось бы, и к явно невыгодным перевозкам. Существования такого рода перевозок неизбежно в условиях современной организации машиностроительного производства. Выпуск же малосерийной или индивидуальной продукции эпизодичен и не может определять размещение предприятий по ее изготовлению в зависимости от металлургических баз и потребителей. Наиболее типичные для среднего машиностроения особенности размещения весьма четко прослеживаются в размещении авиационной промышленности. В этой самой сложной отрасли современного машиностроения кооперируются предприятия практически всех отраслей тяжелой промышленности, и особенно самого машиностроения, поставляющие разнообразные конструкционные материалы из черных и цветных металлов, химических материалов, электротехническое, электронное и радиотехническое оборудование. Предприятия авиационной промышленности отличаются исключительно высоким уровнем классификации инженерно-технических кадров, рабочих. Это обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах, где помимо опытных кадров на производстве имеются научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. В таких крупных промышленных центрах, как правило, имеются и предприятия-смежники. Авиационные заводы в отдельных городах специализируются на выпуске определенных типов самолетов.

   Среднее машиностроение размещается  в разных районах, в том числе:  а) автомобилестроение: - производство грузовых автомобилей большой грузоподъемности в городах Москва, Набережные Челны; - производство грузовых автомобилей в средней и малой грузоподъемности в городах Нижний Новгород, Брянск, Миасс, Ульяновск; - производство легковых автомобилей в городах Нижний Новгород, Москва, Тольятти, Ижевск, Серпухов; б) станкостроение размещается в районах с развитым машиностроением, где есть научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры (Москва, Санкт-Петербург); в) тракторостроение ориентируется на районы потребления и отчасти - на сырьевые базы (Волгоград, Челябинск, Владимир, Санкт-Петербург и д. р.) . 

20.   Состав Северного экономического  района: Архангельская, Вологодская  и Мурманская области, Республика Коми и Республика Карелия.

   Площадь: 1466,3 тыс. км.

   Население: 6 млн. чел.

   Развитие хозяйственного комплекса  Северного экономического района  опирается на использование его  природно-ресурсного потенциала, выгодное  экономико-географического положение по отношению к индустриально-развитым районам страны, районам нового освоения Азиатского Севера и зарубежным торговым партнерам.

   Выгодное экономико-географическое  положение района обеспечивается  сложившейся транспортной сетью и наличием крупного незамерзающего Мурманского порта, а также наличием шельфовой зоны в западной части Кольского полуострова. Это способствует формированию в районе морского хозяйства - судоходства, производств по добыче и переработке морских ресурсов, развитию крупных промышленно-транспортных узлов, расширению внешнеэкономических и научно-технических связей с зарубежными странами, Отраслями рыночной специализации Cеверного экономического района являются: лесная, горно-химическая, топливная промышленность, черная и цветная металлургия,

рыбная  промышленность и машиностроение.

   Производственный и технический потенциал района позволяет отнести его к числу индустриально-развитых регионов. Ведущая отрасль хозяйства района - промышленность, которая производит более 4% всей промышленной продукции России. Район производит 70% фосфатного сырья, более 41% целлюлозы, 42% бумаги, более 22% картона, 24% древесноволокнистых плит, 22% деловой древесины, 15,5% фанеры страны. Здесь добываются 17% рыбы и 10% угля. Экономический район - крупный производитель железной руды, чугуна, стали, азотных и фосфатных удобрений, рыбы, а также значительной части оборудования для целлюлозно-бумажной и лесной промышленности.

   В агропромышленном комплексе  ведущее место занимают молочно-мясное  животноводство, льноводство, промышленное птицеводство и оленеводство (на Крайнем Севере).

   Однако развитие хозяйственного  комплекса района сдерживается  экстремальностью природно-климатических  условий, слабой транспортной  освоенностью и заселенностью территории, низким уровнем развития производственной и социальной инфраструктуры, преобладанием экстенсивных методов освоения и использования полезных ископаемых, большой долей использования ручного труда. Это ведет к удорожанию хозяйственной деятельности, что в сочетании с недостаточно рациональными методами, формами и способами хозяйствования

обусловливает дотационный характер экономики.

   В перспективе приоритетное значение  для развития экономики района  будут иметь рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды. Это связано с тем, что добыча и переработка полезных ископаемых оказали неблагоприятное влияние на окружающую среду: горными работами и отвалами нарушались и отчуждались земли, загрязнялись поверхностные и грунтовые воды, атмосфера и почвы. Основными источниками загрязнения окружающей среды являются предприятия черной и цветной металлургии, а также предприятия горнопромышленного и лесопромышленного комплексов.

   Особую важность для района  имеет проблема рационального  использования и охраны лесных и рыбных ресурсов, на базе которых развиваются отрасли специализации, а их запасы в значительной степени исчерпаны.

   Широкий круг проблем ландшафтно-экологического  характера связан с размещением на территории Новой Земли атомного испытательного полигона, а также с предполагаемым освоением нефтегазовых месторождений на шельфе Баренцева моря и началом эксплуатации месторождений алмазов в Архангельской области.  В целях предотвращения нарастания негативных процессов в окружающей среде необходимы реконструкция устаревших и строительство новых очистных сооружений, ускоренное наращивание оборотного водоснабжения и повторного использования сточных вод. Самостоятельное значение имеют развитие и внедрение экологически безвредных способов энерго производства, техники и технологии теплоснабжения, а также разработка и внедрение прогрессивных технологий поисков, добычи и комплексной переработки первичного сырья, более полного использования

вторичных ресурсов, промышленных отходов. 

22.  Восточный экономический район.

        1. Состав района:

Республика  Саха (Якутия);

Приморский край;

Хабаровский край (с Еврейской АО);

Области:

  • Амурская;
  • Камчатская (с Корякским АО);
  • Магаданская (с Чукотским АО);
  • Сахалинская
  • 6,2 млн. км2;
  • 7,5 млн. чел.
  1. Общие особенности региона:
  • удаленность района от центра;
  • огромная слабо освоенная территория;
  • отраслевая специализация цветной металлургии;
  • добыча алмазов;
  • рыбная промышленность.
  1. Природные ресурсы:
  • ж/руда – Саха;
  • золото (Колыма, Амур – руда и россыпи);
  • алмазы (Саха);
  • уголь;
  • нефть, газ – добываются не в полной мере, много ввозят.
  1. Население и трудовые ресурсы:
  • 7,5 млн. чел.
  • плотность 1,2 ч./км2 (в Саха – 0,2-0,8 ч./км2);
  • разнообразный национальный состав с преимуществом русского населения.
  1. Основные отрасли промышленности:

Цветная металлургия (ведущая):

  • олово (Депутатское);
  • свой ГОК;
  • свинцово-цинковые руды (Приморье);
  • вольфрам.

Алмазодобыча («Алмазы России»);

Рыбная  промышленность (1 место в РФ);

Лесная  и деревообрабатывающая промышленность (Хабаровск, Приморье, Амурская область);

Машиностроение:

  • судоремонтные заводы, для собственных нужд;
  • энергетическое.

АПК (преимущественное развитие на юге):

  • зерно, яровые пшеницы, озимая рожь, овес;
  • пушное звероводство.

Транспорт:

  • ж/д (80 %) – БАМ, Транссиб;
  • речной (р. Лена – связь между Северным ледовитым океаном и БАМ);
  • автомобильный – плохо развит;
  • авиатранспорт – огромное значение из-за удаленности района от большой земли.

Ввоз: отрицательное  сальдо – ТНП, продукцию машиностроения, продовольствие, энергетические ресурсы;

Вывоз: лес, цветные металлы.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической и социальной географии"