Контрольная работа по "Экономической и социальной географии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 11:02, контрольная работа

Краткое описание

2. География природных ресурсов, изучает размещение и структуру отдельных видов и территориальных сочетаний естественных ресурсов, проблемы их экономической оценки и рационального хозяйственного использования. Значение географии природных ресурсов возрастает в связи с изучением ею географических аспектов охраны и воспроизводства природных ресурсов и окружающей среды, проблем ресурсов обеспеченности человечества.

Файлы: 1 файл

Экономическая география.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИЕТ

ФИЛИАЛ  РГСУ В г. НАРО-ФОМИНСКЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 
 
 

ПО ДИСИПЛИНЕ:                            « ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ» 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка 1 курса

Специальность

«Менеджмент организаций»       

Заочное отделение                      _________________             /Помазан А.М./ 
 

Проверила

старший преподаватель           __________________            /Шморина Е.Ф./ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2005

2. География природных ресурсов, изучает размещение и структуру отдельных видов и территориальных сочетаний естественных ресурсов, проблемы их экономической оценки и рационального хозяйственного использования. Значение географии природных ресурсов  возрастает в связи с изучением ею географических аспектов охраны и воспроизводства природных ресурсов и окружающей среды, проблем ресурсов обеспеченности человечества.

          Задачи географии природных ресурсов, изучение: а) земельных фондов; б) лесных и др. растительных ресурсов; в) климатических ресурсов; г) гидроресурсов суши; д) ресурсов животного мира; е) ресурсов недр земли; ж) ресурсов Мирового океана.

4. География промышленности - отрасль экономической географии, изучающая факторы и закономерности размещения промышленного производства, условия и особенности развития промышленности в различных странах и районах.

8. Совокупность  различных видов транспорта представляет  собой Единую Транспортную Систему (ЕТС) ( железнодорожный, морской, речной, воздушный, автомобильный, трубопроводный, промышленный, городской и др.)

Транспорт как отрасль материального производства представляет собой совокупность производственно- технической базы, транспортных средств, материальных ресурсов, трудовых ресурсов, финансовых ресурсов, различных субъектов рыночной экономики.

Характерной особенностью транспорта как отрасли материального производства является то, что он сам не производит вещественную продукцию, он создаёт условия для нормального функционирования производственной и непроизводственных сфер народного хозяйства и удовлетворяет нужды населения.

Железнодорожный транспорт является основным звеном транспортной системы России. Особая роль определяется большими расстояниями перевозок, отсутствием водных путей в главных сообщениях Восток- Запад, климатом и удалённостью центров от морских путей.

Основные  технико-экономические особенности:

  1. связь с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями любых отраслей народного хозяйства;
  2. возможность сооружения путей сообщения на любой сухопутной территории, на водной, при наличии парома, что является решением важнейших социально-экономических проблем регионов;
  3. высокая пропускная и провозная способность;
  4. массовость перевозок в сочетании с низкой себестоимостью;
  5. возможность бесперебойного и равномерного осуществления перевозок в течение суток и года, то есть независимость его работы от климатических и географических условий;
  6. сравнительно высокая скорость движения и доставки;

Относительные недостатки:

  1. ограниченная манёвренность, привязка к колее;
  2. высокая первоначальная стоимость сооружения железнодорожных путей;
  3. крупный потребитель металла;
  4. не высокий уровень качества транспортных услуг;

Автомобильный транспорт.

Основные  технико-экономические особенности:

  1. манёвренность, высокая подвижность позволяет осуществлять доставку от «двери к двери»;
  2. высокая скорость доставки;
  3. более короткий путь следования;
  4. широкая сфера применения;

Относительные недостатки:

  1. высокая себестоимость перевозок;
  2. экологически опасен;
  3. наиболее трудоёмкий, металлоёмкий;
  4. топливо – энергоёмкий;
  5. низкая производительность единицы подвижного состава;

Морской транспорт.

Основные  технико-экономические особенности:

  1. обеспечение массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота;
  2. практически неограниченная пропускная способность;
  3. низкая себестоимость перевозок грузов;
  4. незначительный расход топлива и затрат энергии;
  5. высокая производительность труда;
  6. выгоден экономически на дальних и сверхдальних расстояниях;

Относительные недостатки:

  1. зависимость от географических и метеорологических условий;
  2. потребность в значительных капитальных вложениях для создания дорогостоящих портовых хозяйств и транспортного флота;
  3. экологическая проблема;

Воздушный транспорт.

Основные  технико-экономические особенности:

  1. высокая скорость доставки, особенно на большие расстояния;
  2. маневренность и оперативность в организации новых маршрутов;
  3. большая беспосадочность полётов;
  4. кротчайший путь следования;
  5. практически неограниченные провозные способности;
  6. относительно не большие капитальные вложения;

Относительные недостатки:

  1. высокая себестоимость перевозок, что определяет воздушный транспорт, как не грузовой;
  2. зависимость работы от погодно-климатических условий;
 

10. Экономический  район – территориально - производственный комплекс, специализирующийся в масштабе всей страны на выпуске продукции, которая при данных природных, экономических, трудовых и социальных условиях, может быть получена с наименьшими затратами материальных средств и труда. 

Северо-западный экономический район.

  1. Состав района:
  • Санкт - Петербург, Ленинградская, Новгородская и Псковская области;
  • 200000 км2;
  • 8 млн. человек.
  1. Общие особенности региона:
  • удобное транспортное положение (Москва, Европа, Восток);
  • приморское положение;
  • крупный научный центр (наукоемкость в 3 раза выше средне российской);
  • большая роль ВПК (более 70 %).
  1. Природные ресурсы:
  • бокситы;
  • лесные (45 %);
  • торф;
  • водные.

Район беден природными ресурсами.

  1. Население и трудовые ресурсы:
  • очень высока плотность населения (41 чел. на 1 км2);
  • повышенный показатель урбанизации (87 % жителей – городское население);
  • сильный отрицательный прирост (10 % за 10 лет);
  • высокий кадровый уровень.
  1. Основные отрасли промышленности:

Концентрируются в Санкт-Петербурге и Ленинградской  области.

А) Машиностроение (26 % всей продукции района):

  • судостроение;
  • электротехническое машиностроение (турбины);
  • сельскохозяйственное машиностроение (тракторы).

Б) ВПК  – оптика, системы наведения.

В) Химический комплекс:

  • фармация (положительное развитие – 30-40 % прибыли);
  • производство удобрений.

Г) Лесная отрасль (мебель, бумага).

Д) Товары народного потребления.

Е) Электроэнергетика (работает на привозном сырье, ЛАЭС).

Ж) Транспорт:

  • ж/д (более 50 % всех перевозок страны);
  • речной и морской транспорт;
  • ввоз преобладает над вывозом (отрицательное сальдо);

З) Наличие  рекреационного хозяйства – музеи, памятники и пр.

  1. Основные проблемы:
  • ввоз энергоресурсов;
  • неудачная конверсия;
  • недостаток металла;
  • большая экономическая безработица;
  • высокий криминальный фон.
 

Северный  экономический район.

  1. Состав района:
  • Архангельская, Вологодская, Мурманская области, республики Коми и Карелия;
  • 1500 тыс. км2;
  • 6 млн. чел. (самый малочисленный экономический район).
  1. Общие особенности региона:
  • наличие крупного морского хозяйства;
  • лесная промышленность (42 % всей бумаги производится здесь);
  • наличие огромных природных ресурсов (уголь, нефть, газ – Тимано-Печорская нефтегазовая провинция);
  • экстремальные природно-климатические условия.
  1. Природные ресурсы:
  • нефть, газ
  • угольные ресурсы (Печорский угольный бассейн);
  • железные руды (Кольский п-ов, «Северсталь»);
  • сырье для цветной металлургии:

    бокситы (Средне-Тиманский рудник);

    медно-никелевая  руда (Кольский п-ов);

    редкоземельные  металлы;

    алмазы (Архангельск);

    лес (10 % от всех лесных ресурсов России) –  низко технологическое производство;

    водные  ресурсы.

  1. Население и трудовые ресурсы:

Самый малочисленный район.

  • плотность населения 4 чел./км2;
  • высокий уровень урбанизации (76 % городского населения);
  • резкий отток кадров.
  1. Основные отрасли промышленности:

Резкий  спад,  падение за последний год  на 40 %, общее падение более 50 %.

Причины: распад хозяйственных связей.

Отрасли:

  • лесная – 21 %;
  • черная металлургия – 20 %;
  • электроэнергетика – 13 %;
  • топливная промышленность – 10 %.

Лесная: одна из главных.

  • производство бумаги;
  • мебельное производство (слабо конкурентное).

Металлургическая  промышленность:

Череповецкий  металлургический комбинат (АО «Северсталь») – 2 место в РФ по удельному весу;

  • 4.5 млн. т. стали ежегодно;
  • 1/6 всего российского проката;
  • объем прибыли 300 млн. $;
  • конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической и социальной географии"