Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 11:02, контрольная работа
2. География природных ресурсов, изучает размещение и структуру отдельных видов и территориальных сочетаний естественных ресурсов, проблемы их экономической оценки и рационального хозяйственного использования. Значение географии природных ресурсов возрастает в связи с изучением ею географических аспектов охраны и воспроизводства природных ресурсов и окружающей среды, проблем ресурсов обеспеченности человечества.
Первое практическое планирование региональной экономики осуществлено в плане ГОЭЛРО (1920 г.). Это первый план хозяйственного развития страны (а вернее — восстановления народного хозяйства) на основе регионального использования всех видов ресурсов (в первую очередь — энергетических) отдельных территорий России. В плане ГОЭЛРО было выделено восемь крупных районов. В 1921 г Госплан России разработал проект разделения страны уже на 21 экономический район.
В основу
районирования был положен
Таким образом, основные контуры районов определяются природными условиями, степенью вовлечения их в использование; специализацией в системе разделения труда, трудовыми ресурсами (их плотностью, трудовым опытом, национальным составом, концентрацией в городах и селах), транспортной освоенностью, степенью развития социальной и производственной инфраструктуры.
Сетка экономических районов в СССР неоднократно пересматривалась, изменялось их число, и уточнялся состав крупных районов.
Первый пятилетний план (1929 - 1932 гг.) был составлен подрайонам, второй (1933 - 1937 гг.) - по 32 районам и зоне Севера, третий (1938 — 1942 гг.) — по 9 районам и 10 союзным республикам. В 1963 г. утверждена сетка экономических районов СССР (уточненная в 1966 г), включающая 18 крупных экономрайонов, в том числе 10 крупных районов РСФСР: Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. В настоящее время в силу возросших различий в развитии производительных сил из Северо-Западного района выделена значительная территория, образовавшая Северный экономический район.
К слаборазвитым (традиционно отсталым) относятся регионы, которые в силу ряда причин хронически отстают от среднероссийского уровня. В эту категорию входит более половины всех республик (северокавказских, Марий Эл, Алтай, Тыва), ряд областей европейской части. До 80% и более населения этих субъектов Федерации находится ниже официальной черты бедности.
Депрессивные
регионы характеризуются
К экологически
опасным относятся регионы, испытывающие
последствия различных
В отдельную группу, принимая во внимание геополитическую ситуацию, целесообразно выделить ряд приграничных регионов, так как здесь помимо попыток поднять экономику необходимо развернуть принципиально новую для них пограничную и таможенную инфраструктуру, что приведет к коренным изменениям даже уклада жизни.
Объективные различия стартовых условий, дифференцированное отношение федеральных властей к разным регионам и различия в политике региональных властей определяют неравномерность осуществления реформ и их региональное разнообразие.
Основные вариации определяются примерно следующими моделями поведения региональных властей:
В России наблюдаются признаки дезинтеграции усиление замкнутости регионов и уменьшение интенсивности межрегиональных связей. Предельная ситуация в процессе дезинтеграции - выпадение региона из экономической системы — выход из состава государства, его обособление или вхождение в другую систему (государство). Дезинтеграционные тенденции не устранены и по сей день, они проявляются в Приморье, Чечне, Татарстане и др.
36. Структурная реформа федерального железнодорожного транспорта.
Необходимость
развития реформы железнодорожного
транспорта России носит
объективный характер и диктуется
коренными потребностями
В 1998 г. на развитие отрасли было направлено 15 млрд. руб., в 1999 г. - 38 млрд. руб. и около 80 млрд., руб. в 2000 г.
Величина необходимых инвестиций оценивается, исходя из общей стоимости возмещения выбывающих основных средств в течение пяти лет - 785 млрд. руб., из которых основная доля приходится на локомотивное и вагонное хозяйства, хозяйство электрификации и электроснабжения, путевое, СЦБ и связь.
Инвестиционная стратегия отрасли предполагает использование частных капиталов для обновления парка грузовых вагонов.
Правительство Российской Федерации обозначило цели дальнейшего реформирования отрасли:
Одобренная Правительством Программа структурной реформы железнодорожного транспорта предполагает проводить реформирование отрасли в три этапа.
Первый этап (2001-2002 гг.) включает следующие основные положения:
На втором этапе (2003-2005 гг.) реформы происходит:
На третьем этапе (2006-2010 гг.)
На третьем этапе реформирования железнодорожного транспорта продолжается привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта путем продажи пакетов акций дочерних обществ открытого акционерного общества "Российские железные дороги" и других акционерных обществ, созданных на железнодорожном транспорте с участием государственного капитала.
Развитие конкуренции в железнодорожных перевозках приведет к росту качества и ассортимента услуг и к повышению эффективности железнодорожного транспорта, увеличится его доступность.
Реализация
программ структурной реформы и
развития отрасли позволит в ближайшие
пять лет добиться коренного улучшения
технико-экономических показателей: оборот
вагона 6,8 сут., средний вес поезда 4 100 т,
среднесуточный пробег локомотива 600 км,
увеличение производительности труда
в два раза, снижение себестоимости перевозок
на 25% и повышение их доходности на 30%.
38. Строительная
отрасль всегда играла
Одним из главных и наиболее наглядных макроэкономических показателей, достоверно определяющих степень экономического развития каждого региона и реальный уровень жизни людей, были и остаются объемы возведения жилья.
В начале девяностых годов двадцатого века, на заре социально-экономических реформ Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков определил строительство как одно из приоритетных направлений развития экономики столицы. Опыт последнего десятилетия наглядно показал правильность выбранных приоритетов. Избежав варварского расчленения в ходе приватизации и сохранив единую структуру, строительный комплекс Москвы стал тем локомотивом, который уверенно провел экономику города сквозь череду дефолтов и кризисов.
Многие здания, возведенные руками московских строителей в последние годы, стали символами новой Москвы и новой демократической России.
На протяжении
всего периода социально-
Принят новый Генеральный план развития Москвы до 2020 года. Это - первый долгосрочный масштабный градостроительный документ, который определяет развитие столицы России в условиях рыночных отношений. Значимость и актуальность нового Генплана очевидны: реформы последнего десятилетия привели к значительной реструктуризации социально-экономической структуры города. В условиях рыночной экономики Москва становится крупнейшим финансовым, деловым, торговым и административным центром, городом с интенсивно развивающимися наукоемкими отраслями промышленности.
Новый Генеральный план развития Москвы - третий в новейшей истории столицы. Но это - первый Генплан, который ставит своей целью в относительно короткие сроки превратить Москву в удобный для жизни людей город, решить наиболее острые проблемы, стоящие перед одним из крупнейших мегаполисов Европы. Прежде всего, это - жилищная, транспортная и экологическая проблемы, вопросы, связанные с обеспечением москвичей рабочими местами, развитием в городе торговли, образования и здравоохранения, малого бизнеса и предпринимательства.
Приоритетным направлением Правительства Москвы в области строительства было и остается возведение жилья и объектов социальной инфраструктуры. Начиная с тысяча девятьсот девяносто первого года, столичные строители, возвели в городе и за его пределами более 40 миллионов квадратных метров жилья, многие десятки школ, детских садов, поликлиник, больниц и других важных социальных объектов.
Современная
Москва практически исчерпала
Информация о работе Контрольная работа по "Экономической и социальной географии"