Контрольная работа по "Экономической и социальной географии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 11:02, контрольная работа

Краткое описание

2. География природных ресурсов, изучает размещение и структуру отдельных видов и территориальных сочетаний естественных ресурсов, проблемы их экономической оценки и рационального хозяйственного использования. Значение географии природных ресурсов возрастает в связи с изучением ею географических аспектов охраны и воспроизводства природных ресурсов и окружающей среды, проблем ресурсов обеспеченности человечества.

Файлы: 1 файл

Экономическая география.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

Машиностроение:

  • судостроение для Арктики.

Химическая  промышленность:

  • фосфатные удобрения из отходов металлургии.

Топливно-энергетический комплекс:

Концентрируется в Ненецком автономном округе.

А) угольная промышленность (Печорский угольный бассейн), 1/10 всего российского угля; глубокое залегание, дорогая добыча.

Б) нефть (Тимано-Печорская провинция) – 3 место по добыче и объемам нефти в РФ. Идет рост добычи.

В) электроэнергетика (ТЭЦ на своем угле, Кислогубская приливная электростанция).

АПК:

  • сельхозугодия занимают 2 % территории района;
  • животноводство – 80 % (оленеводство);
  • рыбная промышленность (треска, селедка), 1/5 часть всей российской рыбы.

Транспорт:

  • ж/д – 70 % грузооборота; вывоз угля, продукции машиностроения; ввоз продуктов пищевой промышленности, ТНП;
  • газопровод «Сияние Севера»;
  • Северный морской путь – лес, металлы, продукты питания.
  1. Основные проблемы:
  • северный завоз, его ухудшение;
  • кризис в угольной промышленности;
  • слабая социально-культурная инфраструктура.
 

  Центральный экономический район.

  1. Состав района:

- Москва, Московская область

области: 

  • Брянская; Владимирская; Ивановская; Калужская; Костромская; Орловская; Смоленская; Тверская; Тульская; Ярославская.
  • 500 т. км2;
  • 30 млн. чел
  1. Общие особенности региона:
  • столичное значение;
  • на пересечении важнейших транспортных путей;
  • мощная промышленность (1 место по ВВП);
  • высокая степень освоенности;
  • высококвалифицированные кадры, наукоемкое производство; большое количество учебных заведений.
  1. Природные ресурсы:

Бедные  природные ресурсы.

  • строительные материалы (известняк);
  • железная руда (Тула);
  • имеется бурый уголь невысокого качества (Подмосковный буроугольный бассейн);
  • торф.

Недостаток  топливных ресурсов определяет ввоз нефти и газа.

  1. Население и трудовые ресурсы:
  • плотность 62 ч./км2 (Москва – 333 ч./км2);
  • очень урбанизирована (83 %);
  • очень высококвалифицированные кадры;
  • наличие существенной безработицы:

    ВПК, легкая промышленность, гуманитарии, наукоемкие производства.

  1. Основные отрасли промышленности:

Машиностроение (1 место в РФ):

  • полный производственный цикл всех подотраслей;
  • сложное и точное машиностроение (радиотехника, электроника, станкостроение);
  • автомобилестроение (АЗЛК, ЗИЛ);
  • ж/д машиностроение (тепловозы – Коломна, пассажирские вагоны – Тверь, вагоны метро – Мытищи);
  • авиапромышленность (Москва) – сложность сбыта;
  • с/х машиностроение (трактора, комбайны – сложность сбыта);
  • станко- и приборостроение.

Химическая  промышленность:

  • удобрения (Воскресенск) – 10 % от российского производства;
  • нефтеперерабатывающий завод (570 млн. $ - объем реализации);
  • шинное производство.

Проблемы  с энергией и водой.

Легкая  промышленность:

  • 1/3 всей российской промышленности;

негатив:

  • сокращение сбыта;
  • конкуренция импорта;
  • сырьевая проблема.

Полиграфическая промышленность:

  • самая крупная полиграфическая база.

Энергетика:

  • крупнейшее производство электроэнергии (Мосэнерго на 1 месте в РФ);
  • мало своих ресурсов, ввоз газа, электроуглей.

Остальные отрасли:

  • наличие черной металлургии (Новотульский комбинат);
  • АПК:

    зерновые (50 % площадей);

    прокормить  себя не может, т.е. завоз.

    мощная  кондитерская промышленность.

  • транспортная отрасль (1 место по РФ), 11 линий, огромная интенсивность, самые протяженные дороги в РФ;
  • главный аэромост РФ: Внуково, Шереметьево, Быково, Домодедово;
  • продукция бытового-культурного назначения: хрусталь, роспись, фарфор, лаковая миниатюра.
  1. Основные проблемы:
  • ввоз продуктов питания;
  • ввоз энергоресурсов;
  • кризис машиностроительного производства;
  • политические проблемы.
 

Волго-Вятский  экономический район.

  1. Состав района:
  • Нижегородская, Кировская области;
  • республики:

    Мордовия;

    Чувашия;

    Марий-Эл.

  • 265 т. км2;
  • 8,5 млн. чел.
  1. Общие особенности региона:
  • лежит в бассейнах рек Волги и Вятки, т.е. обладает дешевым речным транспортом. Хорошие условия для АПК;
  • яркая специализация на машиностроение (50 % экономики района).
  1. Природные ресурсы:

Не очень  богат.

  • фосфориты (50 % всех российских запасов);
  • строительные материалы (гипс, цементный песок);
  • водные ресурсы;
  • лесные ресурсы (40 % - хвойные лесы).

Осуществляется  ввоз газа, металлов, нефти.

  1. Население и трудовые ресурсы:
  • плотность выше среднероссийской в 4 раза (31 ч./км2);
  • высокий уровень урбанизации (70 %);
  • резкая убыль населения (смертность в 2 раза превышает рождаемость).
  1. Основные отрасли промышленности:

Машиностроение:

  • автомобильное (Н.Новгород, ГАЗ), объем прибыли 300 млн. $;
  • судостроение («Красное Сормово», Н.Новгород) – пассажирские теплоходы. Малый спрос;
  • электротехническое машиностроение:

    лампы (Саранск).

Работают  на привозном металле.

Химическая  промышленность:

  • шинное производство;
  • лесохимия;
  • полимеры, пластмассы.

Лесная  промышленность:

  • Балахнинский ЦБК.

ТЭК:

  • существенный энергодефицит, ввоз энергии;
  • ввоз угля, газа, нефти.

АПК:

  • достаточно сильно развит;
  • полностью обеспечивает внутренние потребности;
  • главная отрасль – растениеводство, зерновые культуры;
  • технические культуры: лен, конопля;
  • переработка АПК – консервирование.

Сильный износ основных фондов, 2/3 из них еще довоенные.

Транспортное  хозяйство:

  • ж/д – 2/3 всех грузоперевозок;
  • речной транспорт – 1 место по грузообороту;
  • трубопроводы (Альметьевск – Н.Новгород (нефть)),

Отрицательное сальдо торгового баланса.

  1. Основные проблемы:
  • дефицит топливно-энергетических ресурсов;
  • недостаток металла для машиностроения;
  • технологическая отсталость АПК.
 

Центрально-Черноземный  экономический район.

  1. Состав района:

Области:

  • Белгородская;
  • Воронежская;
  • Курская;
  • Липецкая;
  • Тамбовская.
  • 170 т. км2;
  • 8 млн. чел.
  1. Общие особенности региона:
  • самая большая железно-рудная база страны (КМА);
  • АПК хорошо развит – продуктовая база страны.
  1. Природные ресурсы:
  • железные руды (КМА) на триллионы тонн, длина аномалии – 600 км., очень богатые руды;
  • медно-никелевые руды (3 место в РФ после Норильского никеля и Кольского п-ова);
  • почвы (чернозем).
  1. Население и трудовые ресурсы:
  • 47 ч./км2;
  • средний уровень урбанизации (61 %);
  • естественная убыль населения.
  1. Основные отрасли промышленности:

Черная  металлургия (с 17 века) на базе КМА:

  • крупнейшие ГОКи: Лебединский, Михайловский, Стойлинский.
  • дешевое сырье.

Машиностроение:

многообразный характер:

  • сложное и точное машиностроение;
  • авиационная продукция и радиоэлектроника;
  • металлоемкое производство (50 % в Воронежской области):

    горнорудные и сельхозмашины.

Пищевая промышленность:

  • сахар;
  • мясо;
  • плодоконсервирование;

Значительный  износ основных фондов до 70 %.

Электроэнергетика:

  • 80 % энергии от АЭС (Курская, Ново-Воронежская);
  • нехватка нефти, газа, угля, т.е. завоз.

АПК:

  • снабжает Центральные и Северные районы, 30 % от объемов по РФ;
  • свекла;
  • подсолнечник;
  • зерно;

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической и социальной географии"