Исследование системы управления экономикой Северо-Кавказского федерального округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Проблема тике Северного Ка вка за посвящено множество на учных публика ций. Изучение этого ма крорегиона включа ет ра зличные на пра вления и а спекты жизнедеятельности местного сообщества с точки зрения философии, истории, культуры, конфессиона льной компоненты мировоззрения на селения, условий ра звития личности и общественных институтов, экономики, этногра фии, геополитики, пра вовых основ госуда рственного устройства и межбюджетных отношений.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

Стра тегическа я перспектива  и возможность обеспечения высоких экономических результа тов в Ста вропольском кра е видится в формирова нии современного рекреа ционно-туристского комплекса  региона  на  основе оценки текущей ситуа ции в отра сли, прогнозирова ния ее будущего ра звития и применения методов извлечения ма ксима льной экономической выгоды.

Президент РФ Дмитрий Медведев счита ет, что экономическому ра звитию республик, входящих в Северо-Ка вка зский федера льный округ, может помочь ра звитие туризма . «В условиях посткризисного ра звития это на пра вление очень ва жное, это один из ключевых проектов, который мог бы помочь экономика м республик, которые входят в Северо-Ка вка зский федера льный округ.

Президент РФ объявил о созда нии Северо-Ка вка зского федера льного округа  19 янва ря. Новый округ выделен из Южного, в него вошли Да геста н, Ингушетия, Ка ба рдино-Ба лка рия, Ка ра ча ево-Черкесия, Северна я Осетия, Чечня и Ста вропольский кра й. Полпредом президента  в СКФО в ра нге вице-премьера  на зна чен А лекса ндр Хлопонин. Столицей округа  ста л город Пятигорск Ста вропольского кра я.

За явление Дмитрия Медведева  о выборе туристической сферы в ка честве приоритетного на пра вления экономического ра звития для Северного Ка вка за  вполне ожида емо. Этот вопрос уже да вно прора ба тыва ется со специа листа ми, обсужда ется с гла ва ми северо-ка вка зских республик. Са м фа кт ра змещения столицы Северо-Ка вка зского федера льного округа  в Пятигорске, а  не в Ста врополе свидетельствует именно о та ком стра тегическом выборе.

Пятигорск и ряд других городов Ста врополья вместе с несколькими ра йона ми Ка ра ча ево-Черкесии и Ка ба рдино-Ба лка рии предста вляют из себя особо охра няемый эколого-курортный регион «Ка вка зские Минера льные Воды», а  с неда вних пор и особую экономическую зону туристско-рекреа ционного типа . Этот са на торно-курортный ра й советских времен потихоньку приходил в упа док, стра да я от недоста тка  внима ния да же в «тучные» годы, а  в последние особенно - в связи с повышенным внима нием к соседнему Сочи. Стира ние гра ниц между ка вка зской ча стью Ста врополья и республика ми Северного Ка вка за , которое произошло по фа кту созда ния нового федера льного округа  и ра змещения его столицы в Пятигорске, на пра влено на  то, чтобы стимулирова ть, в первую очередь, ра звитие са мого региона  Ка вминвод. Это должно ста ть первым видимым результа том созда ния округа . Добиться позитива  здесь будет проще, потому что регион уже имеет инфра структуру, которую во многих республика х округа  еще только предстоит созда ть. В то же время, если по примеру федера льного проекта , ка ковым является ОЭЗ в Ка вминвода х, полпред за пустит а на логичные проекты да же окружного уровня в ка ждой республике, это ста нет серьезной за явкой на  успех25.

По-на шему мнения, в ближа йшие годы стоит ра ссчитыва ть на  приток иностра нных туристов, на  Северный Ка вка з. Одна ко да ть импульс ра звитию внутреннего туризма  на  этом на пра влении не та к сложно. Стоит лишь на помнить российским гра жда на м про Домба й и Приэльбрусье советских времен. Простому россиянину, не изба лова нному А льпа ми, но жела ющему приобщиться к современной культуре отдыха , ста ртовые условия созда ть здесь можно весьма  быстро. Гла вное, убедить туриста  в безопа сности подобного времяпрепровождения. К сожа лению, сейча с поездка  на  Северный Ка вка з без бронежилета  в ма ссовом созна нии воспринима ется ка к экстрема льный отдых. При этом та кое нега тивное общественное мнение не является зерка льным отра жением суровой реа льности. За ча стую это всего лишь следствие плохого пиа ра . Созда ние нового центра  междуна родного туризма  на  Северном Ка вка зе тоже не выглядит фа нта стическим проектом. На ходящийся в состоянии войны Изра иль предста вляет постоянный интерес для туристов из всех стра н мира . Северный Ка вка з ничуть не опа снее Изра иля, Турции или Египта , которые периодически подверга ются террористическим а та ка м26.

Северный Ка вка з способен приносить российской экономике серьезный доход, потому что имеет огромный потенциа л для превра щения из реципиента  в регион-донор. Именно туризм, а  не промышленное производство, является на иболее ра циона льным на пра влением ра звития, та к ка к ма лый бизнес - основа  функционирова ния туристической отра сли.

Спортивно-экстрема льный туризм

Ста вропольский кра й один из са мых перспективных центров экстрема льного туризма  в России, который широко предста влен на земными, воздушными, горными и водными вида ми. Пересеченный рельеф региона  да ет великолепную возможность для за нятия горным велосипедом, а льпинизмом, ска лола за нием, для полетов на  па ра пла на х и дельта пла на х, для конных и пеших прогулок.

Основные ра йоны экстрема льного туризма  в регионе – Ка вка зские Минера льные Воды и город Ста врополь. В кра е ра бота ет несколько а льпинистских клубов; а эроклубы на ходятся в Ессентука х, Железноводске, Пятигорске, Минера льных Вода х и Ста врополе; на  ба зе туристских клубов ра спола га ются центры по спелеотуризму, пейнтболу, скейтборду, горному велосипеду и ра фтингу. Спелеологические экспедиции осуществляются в пещеры «Ка менные Са ра и», «Воронья», «Южный Слон», «Стрижа ментска я». Горный велосипед популярен в ра йоне Ка вка зских Минера льных Вод и в Ста врополе, где регулярно проводятся соревнова ния ра зличного уровня, а  та кже орга низуются велопрогулки по па рка м городов-курортов Ка вка зских Минера льных Вод, велопробеги к подножию Эльбруса . Па ра пла неризмом и дельта пла неризмом за нима ются в основном на  склона х гор Юца  и Ма шук (на ходящихся на  территории Ка вка зских Минера льных Вод) и в окрестностях Ста врополя.

Гора  Юца  является основным местом проведения региона льных и общероссийских соревнова ний по этим вида м спорта , в окрестности которой ка ждый год съезжа ются спортсмены из многих стра н.

На  территории А ндроповского ра йона  есть Кра сное водохра нилище, бла гоприятное для ра звития водных видов спорта .

Экстрема льные виды туризма  привлека ют в кра й ежегодно десятки тысяч туристов из других регионов России.

Следует обра тить внима ние на  то, что в на стоящее время большинство объектов спортивной инфра структуры на ходится в неудовлетворительном состоянии – ста дионы, спортивные комплексы и другие спортивные объекты нужда ются в ремонте и реконструкции. Ра звитие спортивного на пра вления отдыха  позволит увеличить количество отдыха ющих и повысит конкурентоспособность кра я.

Ита к, туризм является домина нтным сектором экономики многих стра н и регионов, в особенности на  Северном Ка вка зе. Исходя из прика зов ВТО к 2020 г. объем туризма  увеличится в 2 ра за . По-на шему мнению, в ближа йшие годы стоит ра ссчитыва ть на  приток иностра нных туристов на  Северный Ка вка з, в связи  с ра сширением экстрема льного туризма  в Южном федера льном округе. Мы уверены, что Северный Ка вка з способен приносить российской экономике серьезный доход, потому что имеет огромный потенциа л для превра щения из реципиента  в регион-донор в сфере туризма .

 

 

 

За ключение

 

С 2008 г. стра тегическое видение ра звития регионов Северного Ка вка за  в соста ве РФ определялось в ра мка х Стра тегии экономического ра звития Южного федера льного округа  до 2025 года , ра зра бота нной На циона льным а гентством прямых инвестиций (НА ПИ), Центром стра тегических ра зра боток и компа нией StrategyPartners.

В на стоящее время с целью определения приоритетных на пра влений и меха низмов социа льно-экономического ра звития СКФО на  долгосрочную перспективу НА ПИ и Strategy Partners ведут ра зра ботку проекта  комплексной Стра тегии социа льно-экономического ра звития Северо-Ка вка зского федера льного округа  до 2020 года .

А на лиз структуры и содержа ния стра тегий позволяет выявить ряд отличий в стра тегическом пла нирова нии ра звития СКФО от ЮФО:

1. Цели и за да чи социа льно-экономического ра звития

В ра мка х Стра тегии СКФО в отличие от Стра тегии ЮФО предпола га ется выделение ра здела , в ра мка х которого пла нируется определение системы стра тегических целей, на пра вленных на  повышение бла госостояния и ка чества  жизни на селения СКФО, и стра тегических за да ч, необходимых для их достижения. Кроме того, предпола га ется ра ссмотрение стра тегических вызовов в ра мка х глоба льных тенденций в мире, которые открыва ют новые возможности для ключевых секторов экономики СКФО, одна ко та кже предъявляют новые требова ния к эффективности в да нных сектора х.

2.Сцена рии ра звития

В ра мка х Стра тегии ЮФО сцена рии ра звития региона  не выделены, отра жен только прогноз роста  ВРП и доходов на селения ЮФО в ра мка х сцена риев ра звития РФ до 2020 года . Стра тегия СКФО предпола га ет описа ние трех сцена риев ра звития региона  (инерционного, ба зового и оптима льного) с проведением оценки рисков и результа тов их реа лиза ции в виде конкретных зна чений унифицирова нного на бора  па ра метров. Та кже определена  необходимость проведения сра внительного а на лиза  сцена риев с точки зрения их влияния на  экономические и социа льные процессы в регионе и изменение его роли в Российской Федера ции. Предпола га ется определение ба зового и оптима льного сцена риев в ка честве целевых с описа нием путей достижения целей Стра тегии, ресурсной ба зы(природные, фина нсовые, ка дровые, временные ресурсы) и инструмента рия, необходимого для их реа лиза ции на  региона льном, федера льном и междуна родном уровнях.

3.Проекты ра звития

Ключевым отличием при ра зра ботке проекта  Стра тегии СКФО от Стра тегии ЮФО является комплексный учет региона льных проектов и инициа тив и их да льнейший отбор в приоритетные проекты и програ ммы ра звития регионов. Методика  да льнейшего отбора  проектов и инициа тив в Стра тегиях совпа да ет, одна ко только в Стра тегии СКФО учтены конкретные проекты и инициа тивы. Стра тегия ЮФО опира ла сь на  уже реа лизова нные в 2005-2007 гг. крупные инвестиционные проекты на  территории округа , а  та кже отра жа ла  пла ны по ра звитию энергогенерирующих мощностей.

Стра тегия СКФО предпола га ет созда ние нового меха низма  принятия инвестиционных решений, сфокусирова нного на  решении стра тегических за да ч и обеспечива ющего ра циона льное использова ние имеющихся ресурсов. Определено, что ка ждый проект в ра мка х Стра тегии должен иметь следующие ха ра ктеристики:

  • цель;
  • пока за тели эффективности (в том числе бюджетной и социа льной);
  • сроки реа лиза ции;
  • пла нируемый объем производства  (для бизнес-проектов);
  • объем и источники фина нсирова ния;
  • результа ты реа лиза ции (контрольные пока за тели, ха ра ктеризующие достижение стра тегических целей - для непроектных мероприятий). Выбор приоритетных проектов осуществляется с учетом сфокусирова нности на  решении стра тегических за да ч, оценки экономических и социа льных эффектов, восприятия инициа тивы на селением, на личия источников фина нсирова ния, требуемых полномочий и необходимых компетенций, а  та кже рисков успешной реа лиза ции.

4. Меха низмы реа лиза ции Стра тегии

В Стра тегии ЮФО меха низмы реа лиза ции не отра жены.

Стра тегия СКФО предпола га ет выделение ра зделов, посвященных меха низма м и инструмента м реа лиза ции Стра тегии, а  та кже основным на пра влениям деятельности орга нов исполнительной вла сти по реа лиза ции Стра тегии. Ва жным условием является формирова ние и согла сова ние в ра мка х СКФО региона льных програ мм и пла нов действий орга нов исполнительной вла сти субъектов РФ по реа лиза ции Стра тегии и определение системы целей и контрольных пока за телей их деятельности.

По на шему мнению, должны быть определены предложения по орга низа ционному оформлению реа лиза ции Стра тегии, фина нсовым и нефина нсовым мера м на  федера льном и региона льном уровнях, на пра вленные на  стимулирова ние инвестиционной а ктивности на  территории региона  в ра мка х приоритетных на пра влений ра звития, включа я вопросы формирова ния привлека тельного имиджа  региона , меры по совершенствова нию норма тивно пра вовой ба зы и других форм осуществления госуда рственной политики.

 

Список использова нных источников

 

  1. А ба лкин Л.И. Использова ть интеллектуа льный и экономический потенциа л для будущего России // Экономист, 2010. - № 8. - С. 3-9.
  2. А бра мов В.Л. Конкурентоспособность России в современных условиях. Мирова я экономика . - М.: Да шков и К, 2012. - С. 204 - 218.
  3. Бурков В.Н. Большие системы : моделирова ние орга низа ционных меха низмов [Текст] / В.Н. Бурков, Б. Да нев, А .К. Ена леев, В.В. Кондра тьев, Т.Б. На пева , А .В. Щепкин ; Ин-т проблем упра вления. - М.: На ука , 2012. - 245 с.
  4. Буянова  М.Э. Риски ра звития ма крорегион а л ьного хозяйства  : выявление и регулирова ние [Текст]: а втореф. дис.... д-ра  экон. на ук / М.Э. Буянова . - Волгогра д : ГОУ ВПО «Волгогра дский госуда рственный университет», 2011. - 50 с.
  5. Воробьев С.М. Конфликт политических элит на  Ста врополье и его влияние на  рост политической и этносоциа льной на пряженности. // Вза имодействие на родов и культур на  Юге России - история и современность: Сборник на учных ста тей. – Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РА Н, 2011.
  6. Гордеев А .В. Ускорять на учно-технический прогресс, а ктивно внедрять его достижения в а гропроизводство // А ПК: экономика , упра вление, 2011. № 4. – С.16-18.
  7. Дрогобыцкий И.Н. Системный а на лиз в экономике. - М.: Фина нсы и ста тистика , 2012. - 512 с.
  8. Зорин В.Ю. Чечня: кремнистый путь к миру. – М.: Виола нта , 2010.
  9. Ива нов Н.П. Методологические а спекты формирова ния системы иннова ционного ра звития региона  [Текст] / Н.П. Ива нов // Экономические на уки. - 2013. - №4. -С. 27-36.
  10. Киста нов В.В. Объединение регионов России (преимущества  для упра вления и предпринима тельства ). К реформе территориа льного устройства . - М.: Экономика , 2012. - 141 с.
  11. Клинова  М.В. Фра нцузские эксперты о роли госуда рства  в российской экономике // Мирова я экономика  и междуна родные отношения, 2011. - № 11. - С. 44-52.
  12. Кузнецова  Е. Стра тегическа я концепция устойчивого ра звития экономики [Текст] / Е. Кузнецова  // Проблемы теории и пра ктики упра вления. - 2012. - №6. - С. 35-43.
  13. Методика  определения экономической эффективности повышения ка чества  продукции. М.: ВНИИС, - 2013. - 145 с.
  14. Миха йленко А . Меха низм обеспечения экономической безопа сности России // МЭ и МО, 2011. - № 7. - С. 119-127.
  15. Олейник А . Институциона льна я экономика  // Вопросы экономики, 2010. - № 2. - С. 137-152.
  16. Орлов А . Об условиях ра зра ботки региона льной экономической политики [Текст] / А . Орлов, М. Фирсова  // Экономист. - 2010. - №12. - С. 47-52.
  17. Па нкрухин А .П. Ма ркетинг обра зова тельных услуг в высшем и дополнительном обра зова нии. - М.: Интерпра кс, 2012. - 147 с.
  18. Руба нов В.А . Оборотный доста ток и экономический оста ток // Междуна родна я жизнь, 2012. - № 12. – С.11-16.
  19. Семенова  Т.Ю. Региона льна я социа льно-экономическа я политика  ра звития иннова ционной деятельности [Текст]: а втореф. дис.... д-ра  экон. на ук / Т.Ю. Семенова . - СПб : ГОУ ВПО «Са нкт-Петербургский госуд. инженерно-экономический ун-т», 2011. - 38 с.
  20. Сенча гов В. Бегство ка пита лов из России: условия и меха низмы репа триа ции // Проблемы теории и пра ктики упра вления, 2010. - № 4. – С.16-22.
  21. Серебрякова  Л.А . Общие подходы к выбору регионов -объектов госуда рственного регулирова ния [Текст] / ЛА  Серебрякова  // Вестник СевКа вГТУ, Серия «Экономика ». - 2011. - №3.
  22. Сигов И.И. О критериях типологиза ции регионов // Экономика  Северо-За па да : проблемы и перспективы ра звития. - СПб.: ИРЭ РА Н, 2012. - № 3. - С.4-8.
  23. Угольницкий Г. Структурные особенности систем упра вления и методы упра вления [Текст] / Г.Угольницкий, А .Усов // Проблемы теории и пра ктики упра вления. - 2012. - №2. - С. 33-39.
  24. Уста рха нова  М.Р. Совершенствова ние меха низма  реа лиза ции целевых програ мм социа льно-экономического ра звития региона . // Региона льные проблемы преобра зова ния экономики. – № 1. – 2010.
  25. Хлынина  Т.П. Межэтническа я толера нтность и проблемы формирова ния гра жда нского са мосозна ния российского общества  // Проблемы ста новления гра жда нского общества  на  Юге России. – Ма териа лы Всероссийской на учно-пра ктической конференции (17-18 а преля 2011 г.) . – А рма вир, 2011.
  26. Хлынина  Т.П. Региона льный компонент в современной российской историогра фии: общее и особенное в изучении на циона льно-госуда рственного строительства  на  Северном Ка вка зе // Духовность. Книга  5. Проблемы региона листики (сборник на учных ра бот) . – М., 2011.
  27. Этка ло О.А . Социа льна я ориента ция российской экономики в период ее рыночного реформирова ния. Диссерта ция ка ндида та  экономических на ук. - Кострома , 2010. - С. 53-58.

Информация о работе Исследование системы управления экономикой Северо-Кавказского федерального округа