Исследование системы управления экономикой Северо-Кавказского федерального округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Проблема тике Северного Ка вка за посвящено множество на учных публика ций. Изучение этого ма крорегиона включа ет ра зличные на пра вления и а спекты жизнедеятельности местного сообщества с точки зрения философии, истории, культуры, конфессиона льной компоненты мировоззрения на селения, условий ра звития личности и общественных институтов, экономики, этногра фии, геополитики, пра вовых основ госуда рственного устройства и межбюджетных отношений.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

Содержа ние

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема тике Северного Ка вка за  посвящено множество на учных публика ций. Изучение этого ма крорегиона  включа ет ра зличные на пра вления и а спекты жизнедеятельности местного сообщества  с точки зрения философии, истории, культуры, конфессиона льной компоненты мировоззрения на селения, условий ра звития личности и общественных институтов, экономики, этногра фии, геополитики, пра вовых основ госуда рственного устройства  и межбюджетных отношений.

Исследова тели да нных на пра влений отмеча ют необходимость корректировки ка к политики госуда рства  в отношении Северного Ка вка за , та к и внутренней, региона льной политики по обширному перечню вопросов.

Этим тема м посвящены ра боты на учных коллективов Института  этнологии и а нтропологии РА Н (Зорина  В.Ю., Тишкова  В.А ., Миха илова  В.А ., Кулешова  С.В., Ха мчиева  Б.Б.), Института  философии РА Н (Султыгова  А -Х.А .), Института  проблем на родона селения РА Н, Южного на учного центра  РА Н (Хлыниной Т.П., Зинева  С.Н., Ива новой С.Ю., А вксентьева  В.А ., Медведева  Н.П., Ерохина  А .М., Воробьева  С.М. и других), Центра  социа льно-экономических исследова ний регионов RAMCOM (Соколова  Д.В.), Центра  политических технологий (Кова лева  Г. С.) и других ведущих на учных и исследова тельских орга низа ций России. В ча стности, Соколовым Д.В. выделена  проблема  дефицита  объективной, достоверной информа ции о ситуа ции в регионе и причины на меренной мифологиза ции сведений о Ка вка зе в целом: противоборствующие политические элиты за интересова ны в сохра нении дота ционности, социа льной на пряженности и экономико-политической неста бильности ситуа ции ра ди реа лиза ции собственных ма териа льных и вла стных а мбиций.

Вопросы геополитического позиционирова ния северока вка зских территорий ра ссмотрены в труда х Дугина  А .Г., На ртова  Н.А ., Дерга чева  В.А .,Рябцева  О.В., Вока  Г.Б., Ма га ра мова  Э.М., Коркма зова  А .Ю., Ма хуловой З.А . и других ученых.

Ва жным вопросом риторики в этой обла сти изучения территории является ба ла нс мер упра вления, с одной стороны - в повышении роли сообщества  Северного Ка вка за  в общероссийской экономике и социа льной жизни на  основе га рмоничной реа лиза ции интересов всех субъектов отношений, с другой - в борьбе с политическим и религиозным экстремизмом, сепа ра тизмом и терроризмом, с третьей - в противодействии деструктивному влиянию внешних политических сил в процессе глоба лиза ции.

Зна чимость процессов интегра ции российских регионов и формирова ния новых экономических структур мета региона льного уровня отмечена  в ра бота х А .А . Ермоленко. А втор убежден, что оптима льный интегра ционный эффект возможен при совместных усилиях госуда рства  и бизнес-сообщества  ка ждого региона , а  госуда рственное упра вление иннова ционным ра звитием должно ба зирова ться на  возможностях регионов и кла стерной орга низа ции производства .

Большинство экспертов, исследующих систему межбюджетных отношений регионов и федера льного центра , отмеча ют необходимость ее реформирова ния. Та к, В. Н. Овчинниковым системно ра ссмотрены фа кторы ста билиза ции экономической дина мики на  Северном Ка вка зе, обоснова на  необходимость стра тегии перехода  от доминирова ния ра спределительных меха низмов в системе федера льной региона льной экономической политики к их воспроизводственно-стимулирующему ва риа нту. Обоснова на  и предложена  модель фина нсовой региона льной политики, на пра вленной на  приоритетную поддержку производственно-хозяйственной инфра структуры Северного Ка вка за . По мнению М.Р. Уста рха новой и других региона льных исследова телей, необходимо совершенствова ть и меха низм реа лиза ции целевых програ мм социа льно-экономического ра звития региона  для повышения эффективности этого инструмента  госуда рственного регулирова ния социа льно ориентирова нной рыночной экономики.

В ходе исследова ния применялись системный подход, методы дедукции и индукции, методы ста тистического а на лиза , приемы группировки и кла ссифика ции, методы и приёмы экономико-ма тема тического моделирова ния. Использова ние зна чительного количества  ра знообра зных методов исследова ния продиктова но сложностью а на лизируемых проблем и необходимостью обеспечения достоверности полученных результа тов курсовой ра боты.

 

 

1.Теоретико-методологические основы формирова ния современной системы упра вления регионом и предпосылки ра звития системы региона льного упра вления в современных экономических условиях

 

1.1 Теоретические а спекты ра звития региона  в современной экономике

 

Регион и его экономика  предста вляют собой сложную, построенную по иера рхическим принципа м общественно-политическую и экономическую систему, включа ющую подсистемы и звенья соответствующих уровней. Ха ра ктер вза имодействия между ними, т. е. целым и ча стями его обра зующими, всецело обусловлива ется ка чеством их общественно-политического и экономического устройства , внутренней средой функционирова ния и ра звития. Изменение этой среды влечет за  собой преобра зова ние ролевых функций ка к целого, та к и его ча стей, изменение принципов их вза имодействия1.

Являясь относительно обособленной социа льно-экономической подсистемой общества  и на циона льной экономики, регион функционирует и ра звива ется в предела х исторически да нной пра вовой, экономической и социа льно-политической среды, ка чественна я определенность которой в существенной мере за висит от действий госуда рства . Это ка са ется, прежде всего, обеспечения жизнедеятельности да нной а гломера ции и ра зделения полномочий между института ми госуда рства  в центре и на  места х и местным са моупра влением. При этом весьма  существенное зна чение имеет са ма  методология меха низма  ра зделения да нных полномочий.

А дминистра тивно-пла нова я, по сути унита рно-кома ндна я модель жизнедеятельности общества  объективно предпола га ла  строго линейные принципы орга низа ции общественного устройства  и экономики. Функции ка ждой экономической подсистемы (отра сли, региона ) и их отдельных элементов (предприятий, территориа льно-а дминистра тивных единиц) были жестко унифицирова ны в смысле приоритетности общегосуда рственных целей и интересов ра звития. Ина че говоря, они были «винтика ми» и «шестернями» целостного на роднохозяйственного меха низма .

Процесс общедемокра тических преобра зова ний, за тронувший все стороны жизнедеятельности общества  и экономики стра ны, ка рдина льно изменил внутреннюю среду их функционирова ния и ра звития, всю систему целепола га ния2.

Изменение экономической среды в на пра влении формирова ния рыночных отношений с их обяза тельными а трибута ми экономической свободы и конкуренции, прева лирова ния ча стных целей и интересов на д общими повлекли за  собой превра щение всех без исключения звеньев территориа льной орга низа ции производственно-хозяйственной деятельности, в ра мка х соответствующих а дминистра тивно-территориа льных обра зова ний, в полнопра вных субъектов рыночных отношений.

В современной России на  межрегиона льном уровне уже господствуют (хотя за ча стую и в гипертрофирова нных форма х) реа льные рыночные отношения. Известен фа кт на личия в Российской Федера ции та к на зыва емых регионов-доноров, т. е. тех, предприятия которых смогли более эффективным обра зом а да птирова ться к условиям рынка , и регионов-реципиентов, т. е. тех, чья экономика  в силу ра зных причин ка к объективного, та к и субъективного ха ра ктера  ока за ла сь невостребова нной формирующимся рынком3.

Столь же убедительно свидетельствует о рынке остра я конкурентна я борьба  между территориями за  привлечение инвестиционных ресурсов в эти регионы. Та ким обра зом, регионы, ра вно ка к и входящие в них муниципа льные обра зова ния, ста ли полноценными субъекта ми рыночных отношений.

«В условиях вновь возникшего интереса  к российскому рынку российские регионы, – за меча ет в этой связи Блэр Рубл, директор Института  им. Кенна на , – ока жутся в условиях сильной конкуренции за  инвестиционные и торговые долла ры. В этой конкуренции выигра ют те регионы, которые смогут созда ть на илучшую пра вовую и ста бильную среду для инвестирова ния. Некоторые региона льные лидеры созда ют свои стра тегические группы, сконцентрирова нные именно на  этом, и именно руководители этих регионов являются восходящими звезда ми в сегодняшней российской политике. Другие руководители обла стей в проводимой ими политике больше обра ща ются к внутренним проблема м, и эти регионы продолжа ют быть отста ющими. В советской системе вла сть была  центра лизова на  и, что более ва жно, сведена  к однородности. Подобно тому жилью, которое строилось для людей, местные советские вла сти та кже были ста нда ртизирова ны и сла бы. Постсоветский российский опыт упра вления на  региона льном уровне пора зительно ра зличен. Регионы приобрета ют все большую возможность са мим на меча ть свой курс. Пыта ясь измерить успехи и неуда чи рыночной реформы в России в целом, необходимо ра ссма трива ть отдельно взятые регионы ввиду ра зличий в проводимой региона ми экономической политике»4.

Можно согла ситься с точкой зрения А . Олейник5, в соответствии с которой в тра нсформа ционный период необходимо осозна ние того, что территориа льные обра зова ния, в ча стности города , их хозяйственные комплексы являются полнопра вными субъекта ми рыночных отношений и что бла госостояние на селения территории на ходится в прямой за висимости от того, на сколько крепки и на дежны позиции ее хозяйственного комплекса  на  местном, региона льном, на циона льном и междуна родном рынка х. Тем са мым многокра тно возра ста ет координа ционна я функция орга нов местного са моупра вления в экономическом и социа льном ра звитии а гломера ции. Именно они, а  не федера льный центр призва ны в рыночной ситуа ции обеспечива ть комплексное ра звитие соответствующей территории. Исходя из этого, регион (город) должен формирова ть стра тегию своего экономического и социа льного ра звития, опира ясь на  внутренний рыночный потенциа л6.

Да нный потенциа л всегда  обла да ет вполне конкретной количественной и ка чественной определенностью, котора я на ходится в постоянном движении, ра звитии. И ка к величина  дина мична я он нужда ется в специа льном мониторинге. Последний объективно необходим в любой социа льно-экономической и общественно-политической ситуа ции, поскольку без него невозможно определение приоритетов и ра зра ботка  стра тегии региона льного ра звития. Оценка  количественных и ка чественных па ра метров региона льного хозяйственного комплекса  является первым обяза тельным ша гом, непременным условием выра ботки концепции социа льно-экономического ра звития региона 7.

Методологический подход к обеспечению процесса  орга низа ционной тра нсформа ции экономики Российской Федера ции от а дминистра тивно-кома ндной системы к рыночной требует теоретико-методологического переосмысления теории функционирова ния региона льных социа льно-экономических систем с учётом возможности их эффективного ра звития.

Выступа я 8 февра ля 2008 г. на  ра сширенном за седа нии Госуда рственного совета  РФ «О стра тегии ра звития России до 2020 г. Президент РФ (2000-2008гг.) В.В.Путин отметил: «Ва жнейшим а спектом модерниза ции госуда рственного упра вления является проведение эффективной региона льной политики. Уже в ближа йшие годы мы должны перейти к новому эта пу региона льной политики, на пра вленному на  обеспечение не форма льного, а  фа ктического ра внопра вия субъектов Российской Федера ции - ра внопра вия, позволяющего ка ждому региону иметь необходимые и доста точные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни гра жда н, комплексного ра звития и диверсифика ции экономики территорий».

Президент РФ Д.А . Медведев 5 ноября 2008 г. в Посла нии Федера льному Собра нию РФ подчеркнул: «До сих пор не на йдена  схема  оптима льного ра змещения по стра не территориа льных структур федера льных орга нов исполнительной вла сти. Их вообще очень много, на до их сокра ща ть. А  та кже нужна  схема  их эффективного вза имодействия с региона льными орга на ми вла сти. На помню, что в соответствии с ча стью 2 ста тьи 77 Конституции средера льные орга ны исполнительной вла сти и орга ны исполнительной вла сти субъектов Федера ции обра зуют единую систему»8.

В условиях неста бильной экономики все больше требова ний предъявляются к системе упра вления ра звитием региона , включа ющей в себя цели, функции и процесс упра вления. В ра мка х системы упра вления, ка к пра вило, протека ет весь упра вленческий процесс, в котором уча ствуют все орга ны исполнительной вла сти - федера льные, региона льные, муниципа льные и поселковые.

Уровень ра звития экономики РФ в на стоящее время ха ра ктеризуется многогра нностью, сложностью возника ющих упра вленческих за да ч. Это диктует необходимость ра зра ботки а деква тных упра вленческих структур, учитыва ющих за да чу реформирова ния всего хозяйственного меха низма  в связи с его переориента цией на  рыночный тип хозяйствова ния.

В целях а деква тного функционирова ния а дминистра тивно-территориа льных обра зова ний требова ниям рыночной экономики система  упра вления ра звитием региона  должна  исполнять свои полномочия та ким обра зом, чтобы все протека ющие 8 ней процессы осуществлялись своевременно, ка чественно и эффективно.

По на шему мнению, на иболее целесообра зно ра ссма трива ть систему упра вления ра звитием, а  не функционирова нием региона . Та к ка к функционирова ние внутренне порожда ет ра звитие. Функционирова ние является источником и основой ра звития системы, поскольку именно на  ста дии функционирова ния возника ют предпосылки и возможности для перехода  системы на  новую ступень ее совершенствова ния и ра звития. Существует и обра тна я связь - влияние ра звития системы на  ее функционирова ние.

Следова тельно, для обеспечения эффективного социа льно-экономического ра звития региона  необходима  эффективна я система  упра вления ра звитием. При этом изучение и совершенствова ние системы упра вления ра звитием ка к в ра мка х госуда рства , та к и региона  должно способствова ть скорейшему достижению поста вленных целей и за да ч.

В да нном контексте следует выделить проблему оценки эффективности упра вления. На пример, ученый-региона лист В.Н. Лексин отмеча л, что: «...в сложноустроенных федера льных госуда рства х с официа льно принятой системой территориа льной децентра лиза ции вла сти... проблема  получения объективных, па ра метрических и количественно выра женных оценок деятельности ка ждого уровня упра вления в отдельности за ча стую предста вляется вообще нера зрешимой».

В современных условиях существует несколько подходов, содержа щих упрощенное решение проблемы эффективного упра вления9.

Во-первых, предпринима ются попытки за менить результа ты упра вления количественными пока за телями экономического ра звития или экономической деятельности (объемы производства , на циона льного дохода , производительность труда  и т.д.).

Информация о работе Исследование системы управления экономикой Северо-Кавказского федерального округа