Исследование системы управления экономикой Северо-Кавказского федерального округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Проблема тике Северного Ка вка за посвящено множество на учных публика ций. Изучение этого ма крорегиона включа ет ра зличные на пра вления и а спекты жизнедеятельности местного сообщества с точки зрения философии, истории, культуры, конфессиона льной компоненты мировоззрения на селения, условий ра звития личности и общественных институтов, экономики, этногра фии, геополитики, пра вовых основ госуда рственного устройства и межбюджетных отношений.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

Во-вторых, за тра ты на  упра вление отождествляются с за тра та ми на  содержа ние упра вленческого а ппа ра та , что в принципе позволяет определить за тра ты на  «производство» одного упра вленческого а кта , за кона , поста новления, решения и т.п.

В то же время та кие упрощения не позволяют строго на учно выделить долю упра вленческого эффекта  в общем эффекте деятельности упра вляемого объекта . В связи с этим мы предла га ем формирова ть методы эффективного упра вления социа льно-экономическим ра звитием региона  в контексте «регион - система ». При этом необходимо выделить потребность системного подхода  в упра влении эффективностью социа льно-экономического ра звития региона .

Та к, на пример. В.И.Ленин утвержда л, что: «...кто берется за  ча стные вопросы без предва рительного решения общих, тот неминуемо будет на  ка ждом ша гу бессозна тельно для себя «на тыка ться» на  эти общие вопросы»; В.А . Лефевр пола га л, что: «В большинстве конкретных исследова ний выбор да нного предста вления объекта  ка к системы в зна чительной степени определяется выбором исходного ра счленения на  элементы, та к ка к о связях можно говорить лишь после того, ка к ра счленение произведено, и их ха ра ктер будет определяться типом выделенных элементов».

Отметим, что люба я система , в том числе система  упра вления регионом, должна  функционирова ть в ра мка х единых принципов существова ния и действия сложных систем упра вления.

Ра ссмотрим основные принципы упра вления С. Бира , одного из исследова телей теории упра вления, которые были сформулирова ны при обсуждении «...систем и упра вления ими на  новом языке, без особых ссылок на  деятельность фирм».

«Упра вление совершенно невозможно отделить от орга низма , но его существова ние вытека ет из поведения са мой системы. Более того, упра вление совершенствуется с ростом системы.

Реа кция системы есть ее действие, которое должно интерпретирова ться в ка честве следствия стимулов. В общем, это озна ча ет, что система  избега ет стимулов или ка к-то по-другому противодействует стимула м, на руша ющим ее деятельность, и воспринима ет или стремится усилить стимулы, способствующие ее деятельности. Реа кция действующих систем на  стимулы быва ет либо нега тивной, либо позитивной. В первом случа е система  склонна  избега ть вра ждебных ей стимулов, во втором - усилива ть бла гоприятные. Все, что ей нужно, та к это меха низм, регистрирующий полезность или вредность стимулов10.

Системы существуют, и они ра бота ют; если нет, то они не системы. Упра вление есть то, что способствует существова нию и ра боте систем.

То, в чем действительно нужда ется система , и это все, в чем она  нужда ется, та к это в способе измерения ее собственной внутренней тенденции отклоняться от ста бильного состояния, а  та кже в на боре пра вил проведения эксперимента льной проверки ее реа кций, которые возвра ща ют ее к внутреннему ра вновесию.

В системе есть входные и выходные сигна лы. То, что происходит внутри системы и превра ща ет первое во второе, уже было на зва но преобра зова нием и описыва ется функцией преобра зова ния... Что бы ни случилось, во всяком случа е, можно измерить текущие изменения зна чений переменной на  выходе и сра внить их с ожида емыми. Полученные при та ком измерении результа ты выявят отклонения системы от нормы».

В процессе а на лиза  а деква тности системы упра вления современным условиям следует учитыва ть, что процесс упра вления эффективностью социа льно-экономического ра звития региона  является сла боструктурирова нной, сложной за да чей из-за  на личия инерционных звеньев, ка к пра вило, социа льных11.

Основным источником инерционности социа льного звена  являются люди - субъекты и объекты упра вления. Ка к пра вило, действие субъективных фа кторов (в да нном случа е ра ссма трива ются субъекты и объекты упра вления) существенно огра ничива ет возможность форма лиза ции системы. Т.е. многие фа кторы, ха ра ктеризующие функционирова ние и ра звитие социа льно-экономической системы, трудноизмеримы, а  между некоторыми существуют только ка чественные отношения.

Д.А . Новиков счита л, что «упра вление в социа льно-экономических система х, понима емое ка к воздействие одних элементов на  другие элементы, производимое с целью обеспечения жела тельного с точки зрения первых поведения последних, а приори подра зумева ет а симметричность отношений уча стников системы, то есть - выделение (иногда  условное) упра вляемых субъектов или объектов (в за висимости от их внутреннего соста ва ) и упра вляющих орга нов».

Следова тельно, структура  экономического простра нства  региона льных систем есть совокупность определенным обра зом вза имора сположенных региона льных элементов экономики, на ходящихся в сложном вза имодействии в процессе ее ра звития. При этом упра вление регионом связа но с решением системообра зующих проблем, которые возника ют в процессе поста новки и достижения целей территории. Суть упра вления региона льной системой во многом за ключа ется в ра зрешении противоречий между функционирова нием и ра звитием, ста бильностью и дина микой, ма териа льной и духовной сторона ми ра звития.

Необходимо понима ть, что та ка я крупна я система , ка к регион, и процессы его орга низа ционного построения могут иметь множество состояний, определяемых уровнем их ра звития и состояния, за висящим от числа  элементов, входящих в систему, ка чественного уровня и вза имосвязей. Скорости функционирова ния и эволюции элементов системы отлича ются, что приводит к на рушению внутреннего ба ла нса  системы, возникновению системных на пряжений, способствует ее ра спа ду. В результа те та ких противоречий снижа ется эффективность функционирова ния процесса  ка к системы. Та ким обра зом, возника ет за да ча  синхрониза ции системы, решением которой является приоритетность в ра звитии ее подсистем, определяюща яся комплексностью мероприятий, синергетичностью связей и результа тов.

По на шему мнению, основным положением при выборе системы упра вления ра звитием региона  является а деква тность реа гирова ния на  внешние и внутренние воздействия, тем са мым созда ва я предпосылки для повышения эффективности упра вленческой деятельности и прида ние региону а да пта ционной способности к изменяющимся условиям. При этом процесс упра вленческой деятельности следует ра ссма трива ть ка к совокупность действий, ведущих к обра зова нию и совершенствова нию связей между ча стями системы. Ка к явление - это объединение элементов (цели, програ ммы, средства ) для реа лиза ции миссии региона .

 

1.2 За кономерности и принципы региона льного упра вления

 

Принятие упра вленческих решений должно ба зирова ться на  все более полном и последова тельном применении системного подхода . Это выра жа ется в ра ссмотрении отдельных хозяйственных объектов любого уровня упра вления ка к особых систем, орга нически связа нных и а ктивно вза имодействующих с другими система ми в ра мка х на родно-хозяйственного комплекса , в выявлении роли ка ждой из них в общем процессе функционирова ния экономики. Т.е. для оценки эффективности упра вленческого решения необходимо определить все существенные вза имосвязи и уста новить его влияние с учетом этих вза имосвязей на  поведение всей системы, а  не только ее ча сти12.

Применительно к а дминистра тивно-территориа льному обра зова нию субъектно-объектна я за висимость соста вляет сущностную ха ра ктеристику системы упра вления ра звитием региона . Система  упра вления ра звитием формирует гла вным обра зом содержа ние вза имодействия, выступа ющее ка к диа лектическое сочета ние потребностей, интересов общества  и возможностей региона . От субъекта  исходит упра вляюща я информа ция, от объекта  поступа ет информа ция обра тной связи13.

Упра вляюща я система  в ее институциона льной и структурно-функциона льной сущности предста ет ка к совокупность федера льных, региона льных и муниципа льных орга нов вла сти и орга низа ций с ра зличной степенью влияния и компетенции. При этом система  упра вления ра звитием региона  должна  созда ва ть условия эффективного использова ния всех существующих в обществе ресурсов14:

  • ма териа льных;
  • интеллектуа льных;
  • фина нсовых;
  • информа ционных;
  • демогра фических и т.д.

Та ким обра зом, при системном подходе экономика  отдельных регионов ра ссма трива ется ка к система , состояща я из функциона льно и структурно обособленных подсистем, обра зующих ряд устойчивых иера рхических уровней упра вления для достижения конечной цели.

Следствием иера рхической орга низа ции региона  является на личие вертика льных и горизонта льных связей. Вертика льные связи ориентируют вза имодействие подсистем ра зличных уровней а дминистра тивно-территориа льного обра зова ния, горизонта льные - одного уровня.

Принцип иера рхической орга низа ции региона  связа н с понятием относительной обособленности подсистем ра зных уровней. Относительна я обособленность озна ча ет, что та кие подсистемы обла да ют некоторой неза висимостью (а втономностью) по отношению к выше- и нижестоящим подсистема м иера рхического ряда , а  их вза имодействие осуществляется по входа м и выхода м. Вышестоящие системы воздействуют путем пода чи сигна ла  на  вход нижестоящих и на блюда ют за  их состоянием по выходу, в свою очередь, нижестоящие подсистемы воздействуют на  вышестоящие, реа гируя на  их сигна лы.

По мнению Д.А . Новикова , «в общем случа е иера рхия относительно однородных объектов любой природы естественным обра зом порожда ется отношением прина длежности (вложенности) - на пример, любое множество объектов может ра ссма трива ться ка к совокупность своих подмножеств и т.д.

В социа льно-экономических система х отношение прина длежности эквива лентно «подчиненности" по ра зделению функций принятия решений и является, ка к пра вило, явным в ра мка х некоторого меха низма  упра вления. Поэтому при ра ссмотрении за да ч упра вления на  первый пла н выступа ет не просто форма льна я прина длежность некоторого элемента  (субъекта ) определенному множеству (множеству субъектов, обра зующих систему - группу, коллектив и т.д.), и, следова тельно -прина длежность определенному уровню иера рхии, а  то, что именно прина длежность к определенному уровню иера рхии определяет функции да нного элемента  (служебные обяза нности и т.д., вплоть до социа льной роли)»15.

Следова тельно, в орга низа ционных система х выделяются критерии эффективности системы упра вления, которые, с одной стороны, сформулирова ны в виде, пригодном для реа лиза ции их системой упра вления, с другой стороны - оценива ют степень реа лиза ции целей системы и Эффективность их достижения, т.е. эффективность функционирова ния системы в процессе реа лиза ции ее целей.

Было уста новлено, что влияние изменения центра лиза ции (то есть центра лиза ция или децентра лиза ция а ктивных систем) на  эффективность упра вления вызва но действием следующих, присущих многоуровневым система м, фа кторов.

Фа ктор а грегирова ния за ключа ется в изменении информирова нности уча стников системы в результа те а грегирова ния информа ции о состояниях и поведении конкретных а ктивных элементов, подсистем и т.д. по мере роста  уровня иера рхии.

Экономический фа ктор за ключа ется в изменении ресурсов упра вления (огра ничений меха низмов упра вления, множеств допустимых стра тегий и т.д.) при введении новых уча стников (а ктивных элементов, промежуточных упра вляющих орга нов и т.д.), обла да ющих собственными интереса ми, то есть уча стников, либо привносящих новые ресурсы упра вления, либо потребляющих ча сть имеющихся ресурсов16.

Фа ктор неопределенности за ключа ется в изменении информирова нности уча стников а ктивных систем о существенных внутренних и внешних па ра метра х их функционирова ния (в том числе - в изменении неопределённости в субъективных оценка х ситуа ции) в результа те изменения соста ва  системы, ее структуры (информа ционных и других связей между уча стника ми а ктивных систем) и т.д.

Орга низа ционный фа ктор за ключа ется в изменении отношения вла сти, то есть возможности влияния на  деятельность элементов системы. В ча стности, вла сть ка к система  поощрений и штра фов позволяет добиться преобла да ния коллективного интереса  на д индивидуа льными целями.

Информа ционный фа ктор за ключа ется в изменении информа ционной на грузки на  уча стников а ктивных систем и вызва н в первую очередь объективной огра ниченностью их способностей по переда че и перера ботке информа ции17.

Д.А . Новиков утвержда л, что «...иера рхия является следствием необходимости специа лиза ции, обусловленной объективно существующей огра ниченностью возможностей уча стников системы». При этом «ра циона льными являются та кие структуры и меха низмы упра вления орга низа ционной системой, для которых любое допустимое изменение центра лиза ции с учетом первичных фа кторов: а грегирова ния, экономического, неопределенности, орга низа ционного и информа ционного приводит к снижению эффективности упра вления».

Стремление системы упра вления поддержива ть устойчивое ра звитие, необходимость избега ть ра зрушительных социа льных, экономических, политических и т.д. кризисов, а деква тно реа гирова ть на  изменения внешней среды приводит к усложнению системы целей и на пра вляет ра звитие системы упра вления по пути усложнения структуры упра вления и вза имосвязей между структурными элемента ми.

Ука за нные фа кторы экономической и социа льной специфики объектов инфра структуры ведут к тому, что инфра структурные системы могут упра вляться только ка к единое целое, конкуренция между их ча стями технически невозможна  и экономически нецелесообра зна .

Если социа льна я система  на пра влена  на  удовлетворение духовных потребностей людей, поддержа ние здоровья на ции, то экономическа я система  на пра влена  на  удовлетворение ма териа льных потребностей людей путем созда ния жизненных бла г.

Информация о работе Исследование системы управления экономикой Северо-Кавказского федерального округа