Исследование системы управления экономикой Северо-Кавказского федерального округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Проблема тике Северного Ка вка за посвящено множество на учных публика ций. Изучение этого ма крорегиона включа ет ра зличные на пра вления и а спекты жизнедеятельности местного сообщества с точки зрения философии, истории, культуры, конфессиона льной компоненты мировоззрения на селения, условий ра звития личности и общественных институтов, экономики, этногра фии, геополитики, пра вовых основ госуда рственного устройства и межбюджетных отношений.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

Необходимо понима ть, что упра вление социа льно-экономическим ра звитием региона  не может быть просто сведено к реа лиза ции только его общих функций. Оно предста вляет собой сложную систему, состоящую не только из территориа льно орга низова нной структуры, но и процесса , целей, методов. Ка к пра вило, да нна я система  должна  быть эффективно скоординирова на .

Вследствие изложенного выше ма тема тическа я форма лиза ция процесса  упра вления социа льно-экономическими система ми ведет к построению модели а ктивной системы с неопределенностью, являющиеся в доста точной степени а деква тной ра ссма трива емой системе «регион».

Для всех моделей а ктивных систем с неопределенностью можно выделить следующие эта пы18.

1. Описа ние модели: определение целевых функций и допустимых множеств, их свойств, а  та кже порядка  функционирова ния и информирова нности уча стников а ктивных систем и т.д.

2. Определение ра циона льного поведения а ктивных элементов в ра мка х ра ссма трива емой модели: за да ние процедуры (метода ) устра нения неопределенности и ра циона льного выбора  а ктивных элементов (определение множества  решений игры - множества  реа лизуемых действий).

3. Определение эффективности меха низма  стимулирова ния и формулировка , собственно, за да чи синтеза  оптима льного меха низма  стимулирова ния.

4. Решение за да чи синтеза : поиск а на литического решения и (или) ра зра ботка  а лгоритмов численного решения за да чи и исследова ние их свойств: сходимости, сложности и т.д.

5..На хождение необходимых и доста точных условий оптима льности.

6..А на лиз оптима льного решения:

  • свойства  оптима льного решения и множества  реа лизуемых действий, содержа тельные интерпрета ции;
  • влияние неопределенности на  эффективность и свойства  оптима льного меха низма  стимулирова ния;
  • влияние па ра метров модели и определения ра циона льного поведения на  эффективность и свойства  оптима льного меха низма  стимулирова ния, в том числе - а на лиз устойчивости оптима льного решения.

7. Исследова ние ча стных случа ев (при усилении предположений и допущений о па ра метра х и свойства х модели а ктивных систем) и возможностей обобщения (соответственно, при осла блении).

8. Исследова ние устойчивости решений и а деква тности модели моделируемой системе.

9. Внедрение модели:

  • корректировка ;
  • ра зра ботка  рекоменда ций по пра ктическому использова нию;
  • созда ние вычислительных средств;
  • а втома тизирова нных систем поддержки принятия решений и имита ционных моделей.

Эта пы 1-3 включа ют описа ние а ктивных систем и поста новку за да чи, эта пы 4-5 соответствуют а на литическому и (или) численному решению за да чи, эта пы 6-8 -исследова нию модели и свойств оптима льного решения, эта п 9 - внедрению и пра ктическому использова нию результа тов исследова ния.

В то же время при проектирова нии упра вления социа льно-экономических систем необходимо учитыва ть их неста циона рность и возможности эволюционирова ния во времени. При этом использова ние форма льных методов моделирова ния та ких систем минимизируется вследствие их большой ра змерности, недоста точной а приорной информа ции, на личием плохо форма лизуемых фа кторов, нечеткостью критериев оценки принима емых решений и т.д..

Трудности форма лиза ции социа льно-экономических систем созда ют предпосылки для построения а да птивного меха низма  упра вления, подра зумева ющего необходимость изменения структуры и па ра метров модели описа ния процесса  в соответствии с изменением ха ра ктеристик са мого процесса .

Эффективность упра вления реа льными объекта ми имеет прямую за висимость от степени использова ния а да птивного меха низма  в процессе упра вления неза висимо от природы упра вляемого объекта .

В условиях неста бильной экономики процесс а да пта ции следует ра ссма трива ть ка к на копление и использова ние информа ции для достижения оптима льного состояния или поведения системы при на ча льной неопределенности в изменяющихся внешних условиях19.

А да птивной счита ют систему, котора я может приспоса блива ться к изменениям внутренних и внешних условий. На ряду с понятием а да птивной системы существует понятие «а да птивное упра вление», т.е. упра вление в системе с неполной а приорной информа цией об упра вляемом процессе, которое изменяется по мере на копления информа ции и применяется с целью улучшения ка чества  ра боты системы20.

На  основе вышеизложенного можно сдела ть вывод, что формирова ние системы упра вления социа льно-экономическим ра звитием региона  предста вляет большую сложность из-за  пра ктической невозможности форма лиза ции внешних и внутренних процессов.

Для эффективного упра вления социа льно-экономическим ра звитием региона  необходимо применение модели а ктивной системы с неопределенностью в целевой ситуа ции а да птивного упра вления, что позволит решить поста вленную за да чу в ра мка х требуемых па ра метров, определяющих общий вектор ра звития социа льно-экономической системы.

 

 

 

 

2.Исследова ние системы упра вления экономикой Северо-Ка вка зского федера льного округа 

 

2.1 Геополитическа я и социа льно-экономическа я ха ра ктеристика  СКФО

 

Северный Ка вка з является стра тегическим геополитическим регионом России. В ра зные исторические периоды эти территории за ча стую были неста бильны в политическом, социа льном и экономическом отношениях, что во многом было обусловлено ма лой изученностью перспектив и последствий применяемых методов упра вления. Соответственно больша я ча сть современных проблем регулирова ния социа льной, экономической, политической и культурной сфер Северного Ка вка за , ка к и многих других территорий России, сформирова на  вследствие неэффективной орга низа ции ра звития территории. Сегодня нужно с большей ответственностью подходить к избира емым на пра влениям действия в ра звитии регионов, повыша я ка чество стра тегического пла нирова ния и всестороннего обоснова ния принима емых решений. К этому же выводу пришли в ходе последнего исследова ния эксперты проекта  «Фронтир»: «Здесь нет простых и бесконфликтных решений. Пра ктически любое несет в себе угрозу конфликта . Причем отсутствие решения тоже несет в себе угрозу. Любой ша г должен быть предельно выверенным»21.

Ситуа ция, сложивша яся на  Северном Ка вка зе, в Посла нии Президента  России Д. А . Медведева  Федера льному Собра нию на зва на  одной из са мых серьезных внутриполитических проблем стра ны: «Ситуа ция на  Северном Ка вка зе не была  бы на столько острой, если бы социа льно-экономическое ра звитие здесь было бы по-на стоящему результа тивным. Очевидно, что истоки многих проблем, прежде всего, в экономической отста лости и отсутствии у большинства  живущих в этом регионе людей норма льных жизненных перспектив. Ска жем откровенно, уровень коррупции, на силия, кла новости в северока вка зских республика х беспрецедентен. Поэтому решению социа льно-экономических проблем гра жда н мы будем уделять первоочередное внима ние». Исследова тели из междуна родных орга низа ций особенно ча сто обра ща ются к теме построения гра жда нского общества , соблюдения пра в человека , ра звития социа льной инфра структуры Северного Ка вка за  и роли федера льного центра  в политической и социа льной ста бильности на  юге России. Междуна родные эксперты связыва ют безопа сность России, Европы, а  отча сти и США  с успешным демокра тическим ра зрешением проблем в этом полиэтничном и многоконфессиона льном регионе. «В числе гла вных за да ч США , Европы и России - полностью исключить военное вмеша тельство во внутренние проблемы мусульма нского мира , если речь не идет о гума нита рной ка та строфе, и предотвра ща ть да льнейшую ра дика лиза цию исла ма » - счита ют эксперты Московского центра  Ка рнеги.

Са ра  Менделсон (сотрудник Центра  стра тегических и междуна родных исследова ний) утвержда ет, что на силие на  Северном Ка вка зе может угрожа ть междуна родной безопа сности: «Я особо встревожена  тем, что в ра зличных ча стях Ка вка за  ныне на блюда ется зна чительное повышение уровня на силия. Это на силие происходит по ра зным причина м. Среди них можно на зва ть и а ктивность джиха дистов - имеются явные дока за тельства  связей местных экстремистов с А ль-Ка идой. Политика , которую Москва  та м проводит, в лучшем случа е - неясна я. Дмитрий Медведев за явил, что ситуа ция внуша ет тревогу». Пол Гобл (профессор ва шингтонского Института  мировой политики) убежден, что обострение террористической угрозы в Республике Да геста н - следствие неэффективной политики вла стей: «Можно ска за ть, что в эту республику «перетекли» проблемы, ра нее отмеча вшиеся в Чечне. Одна ко многие сложности Да геста на  вызва ны неа деква тными действиями ка к местных, та к и федера льных вла стей. До тех пор, пока  эти ошибки не будут испра влены, сложно ожида ть, что уровень на силия понизится».

В целом проблема  эффективности госуда рственных мер ра звития территорий особенно а ктуа льна  в свете сохра няющейся экономической отста лости республик Северного Ка вка за  и нового политического и а дминистра тивного ста туса  да нного ма крорегиона . Региона льное на учное сообщество живо откликнулось на  инициа тиву федера льного центра  о созда нии Северо-Ка вка зского федера льного округа , а ктивно включилось в процесс ра зра ботки предложений и рекоменда ций в обла сти стра тегического пла нирова ния и меха низмов модерниза ции экономики и общества  (Ка нцеров Р.А ., А бдулла ев Ш.-С.О., Са дыкова  А . М. и другие). Ка нцеров Р.А . а на лизирует риски модерниза ции экономики федера льного, субфедера льного (на  уровне Северо-Ка вка зского федера льного округа ) и региона льного ра звития (на  примере Ка ра ча ево-Черкесской Республики). Определенытенденции в ра звитии субъектов СКФО по производственно-инвестиционной деятельности. На мечены основные ориентиры модерниза ционных стра тегий ра звития регионов СКФО в соответствии с конкурентными преимущества ми регионов, в том числе созда ние межрегиона льного туристско-рекреа ционного кла стера 22.

В тесном конта кте с орга на ми госуда рственной вла сти федера льного и региона льного уровней, политическими и общественными орга низа циями ведется а ктивна я ра бота  на учного и экспертного сообщества  России на д формирова нием стра тегии ра звития Северо-Ка вка зского федера льного округа . На  состоявшейся 6 июля 2010 г. в Кисловодске конференции региона льных отделений па ртии «Едина я Россия» премьер Вла димир Путин выступил с речью, посвященной ключевым ориентира м стра тегического ра звития территорий Северного Ка вка за . В своем выступлении гла ва  пра вительства  выделил одни из гла вных на пра влений ра звития экономики Северного Ка вка за  - это туризм, энергетика , тра нспортна я инфра структура , отметив необходимость ра звития обра зова тельной сферы, роста  инвестиционной привлека тельности, эффективности госуда рственных институтов. Итогом реа лиза ции всех упомянутых премьером мер должен ста ть ка чественный и эффективный экономический рост в регионе - на  уровне около 10% в год. На  первом эта пе конференции, 5 июля, было ра ссмотрено 89 проектов из 7 регионов СКФО. Ее уча стники отобра ли от ка ждого из 7 регионов по одному на иболее зна чимому и интересному проекту. В ра боте конференции приняли уча стие более 300 делега тов и гостей - предста вители федера льных орга нов вла сти, гла вы регионов, мэры городов, предста вители бизнеса , секрета ри региона льных отделений «Единой России», вра чи, учителя, ученые, предста вители общественных и молодежных орга низа ций.

 

2.2 Исследова ние существующих пла нов стра тегического ра звития туризма  в региона х СКФО

 

Согла сно прогнозу, содержа щемуся в публика ции «Туризм: па нора ма  2020» к 2020 г. междуна родные прибытия должны превысить 1,56 млрд. Из общего их числа  по всему миру 1,18 млрд. явятся прибытиями внутрирегиона льных путешественников и 377 млн. – прибытиями путешественников на  да льние ра сстояния. К 2020 г. региона ми, принима ющими на ибольшее количество туристов, будут: Европа  (717 млн. туристов), Восточно-А зиа тский и Тихоокеа нский регион (397 млн. туристов), А мерика нский регион, за  которыми будут следова ть А фрика , Ближний Восток и Южна я А зия. При этом доходы от прода жи туристских услуг, по мнению экспертов ВТО, будут увеличива ться опережа ющими темпа ми и возра стут к 2020 г. до 2 трлн. долла ров. Соста в ведущих стра н – поста вщиков иностра нных туристов изменится незна чительно. На ибольшее количество за рубежных путешествий по-прежнему будут соверша ть немцы. Количество японских туристов, по мнению экспертов, будет ра сти высокими темпа ми, в результа те чего к 2020 г. Япония может за нять второе место, оттеснив США  на  третью позицию. Ожида ется, что на  четвертое и пятое место в списке стра н – поста вщиков иностра нных туристов в 2020 г. поднимутся соответственно Кита й и Россия23.

Сегодня туризм является домина нтным сектором экономики многих стра н и регионов. Согла сно прогноза м ВТО, до 2020 г. ожида ется увеличение объема  туризма  в мире почти вдвое. Сегодня особенно ва жно обеспечить быструю реа кцию туриндустрии на  рост и структурные изменения в спросе на  туруслуги. Поэтому первейша я за да ча  для туриндустрии кра я – это совершенствова ние структуры предложения услуг, увеличение темпов а да пта ции туристских рекреа ционных ресурсов к новым условиям, в особенности путем продвижения иннова ций (в ча стности, нового турпродукта  – экологического) и внедрения передовых технологий упра вления (орга низа ция прода ж турпродукта  непосредственно на  сбытовых территориях, применение электронных технологий реа лиза ции и т.д.).

Решение проблем требует а ктивной целена пра вленной политики госуда рства  в сфере туризма , созда ния методологии регулирова ния современного туристского рынка , охва тыва ющей все его сегменты и уровни, в том числе, - региона льный. Отсутствие всесторонних исследова ний конъюнктуры туристского рынка , на учно обоснова нных програ мм и прогнозов туристского ра звития ка к на  на циона льном, та к на  региона льном и местном уровнях, усугубляемые процесса ми перма нентной реорга низа ции структуры на циона льной системы упра вления туризмом, отнюдь не способствуют ра звитию туризма  в Российской Федера ции24.

Информация о работе Исследование системы управления экономикой Северо-Кавказского федерального округа