Система управления как объект исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследовать систему управления, а также рассмотреть ее функционирование на практике.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотрение организации как сложной системы в изучении и анализе;
- изучение научных подходов и системы управления организацией с ее функциями и элементами;
- исследование основных направлений совершенствования систем управления

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4
1. Организация как сложная система 4
2. Иерархия управления в организации 7
3. Субъекты и объекты управления 12
4. Система управления организацией, ее функции 15
5. Требования, предъявленные к системе управления 19
6. Основные направления совершенствования систем управления 22
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 5 файлов

Система управления как объект исследования.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Вся жизнь человека протекает в рамках различных организаций - семья, школа, коллектив, в котором проходит работа или учёба - всё это различные типы организаций. В данной работе основное внимание уделено деловым организациям, занимающимся хозяйственной и коммерческой деятельностью, предприятиям, фирмам, компаниями.

      Отличительной чертой работы современных организаций состоит в том, что они действуют в постоянно меняющихся экономических условиях. И чтобы выжить и сохранить способность к развитию предприятия должны постоянно адаптироваться к окружающей их среде. Это обстоятельство накладывает определённые требования к система управления организацией.

      Развитие  и совершенствование предприятия  базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что  требует проведения исследования систем управления.

      Каждая  организация обладает уникальной системой управления, включающей управляемую  и управляющую подсистемы, множество  элементов, а также связей между  ними. Для любого менеджера главное - понимать сущность и основные принципы построения системы управления, знать современные требования к системам управления, уметь проектировать и совершенствовать системы управления.

      Цель  курсовой работы - исследовать систему  управления, а также рассмотреть  ее функционирование на практике. 
          Задачами курсовой работы являются:

- рассмотрение организации как сложной системы в изучении и анализе;

- изучение научных подходов и системы управления организацией с ее функциями и элементами;

- исследование  основных направлений совершенствования систем управления

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. Организация как сложная система

      Существует множество самых разных организаций, которые представляют собой «совокупность» людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда и распределения обязанностей. Это могут быть государственные учреждения, общественные объединения, научно-производственные объединения, частные предприятия, создающиеся для удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции либо услугах и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие параметры.

      Такое разнообразие имеет большое значение при рассмотрении организации как объекта управления. Множество целей и задач, стоящих перед организациями разного класса сложности и разной отраслевой принадлежности приводит к тому, что для управления ими требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников всех структурных подразделений.

      Любая организация, вне зависимости от ее конкретного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: цели организации, ее организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процесса функционирования, система социальных и экономических отношений и, наконец, организационная культура.

      Каждая  организация имеет конкретную систему  управления, которая также является объектом исследования. Исследовать систему управления можно только на основе выбранной научной концепции.

      Прежде  всего необходимо отметить, что концепция «системы» используется как средство для изучения характеристик объекта управления. Ценность этой концепции заключается в том, что она способствует более глубокому пониманию характеристик изучаемой системы и процесса функционирования организации как системы.

      Любой вид управленческой деятельности связан с управлением людьми, объединенными  в рамках предприятия в отделы, подразделения, службы и т.д. Следовательно, управленческая деятельность - это, прежде всего, управление социальными коллективами людей, которые должны рассматриваться как социально управляемые системы. В качестве социально управляемой системы может рассматриваться организация любого уровня: министерство, научно-производственное объединение, предприятие, цехи, холдинги и отдельные компании. Каждая из этих систем представляет собой самостоятельный объект исследования и имеет свои особенности.

      Система управления любой организации является сложной системой, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения максимальною конечного результата при определенных ограничениях (наличия ресурсов, например).

      Говоря об управлении организацией употребляется термин система. Например, производственная система, система материально-технического  снабжения,   система сбыта,   различные обеспечивающие и обслуживающие системы.

      Любой объект мы пытаемся понять, понять его цели, из каких элементов он состоит, как он функционирует и в этом смысле мы рассматриваем любой конкретный объект, в том числе и предприятие как систему.

      Как правило, представление объекта  в виде системы всегда связано  с некоторыми трудностями из-за наличия  множества определений системы  и трудностью выбора единого определения, целиком используемого при построении реальной системы управления.

      В настоящее время можно выделить, по крайней мере, пять типов системных представлений: микроскопическое, функциональное, макроскопическое, иерархическое и процессуальное.

      Каждое  из указанных представлений системы отражает определенную группу ее характеристик.

      Микроскопическое  представление системы основано на понимании ее как множества наблюдаемых и неделимых величин (элементов). В принципе абсолютно неделимых элементов нет, однако в каждом конкретном случае проектирования системы элемент принимается неделимым. Структура системы фиксирует расположение выбранных элементов и их связи.

      Под функциональным представлением системы понимается совокупность действий (функций), которые необходимо выполнять для реализации целей функционирования системы.

      Макроскопическое  представление характеризует систему как единое целое, находящееся в «системном окружении» (среде). Это означает, что реальная система не может существовать вне системного окружения (среды), а окружающая среда представляет собой ту систему, в рамках которой выбраны интересующие нас объекты. Следовательно, система может быть представлена множеством внешних связей со средой.

      Иерархическое представление основано на понятии «подсистема» и рассматривает всю систему как совокупность подсистем, связанных иерархически.

      И, наконец, процессуальное представление характеризует состояние системы во времени.

      Следовательно, система управления как объект исследования обладает следующими признаками: состоит из множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных иерархически; элементы систем (подсистемы) взаимосвязаны посредством прямых и обратных связей; система - это единое и неразрывное целое, являющееся целостной системой для нижестоящих иерархических уровней,   имеются   фиксированные   связи   системы   с внешней средой[2, c.6].

2. Иерархия управления в организации

      Иерархия  в общем виде означает расположение частей целого в порядке от высшего к низшему, а для организации это просто структура власти, или звенность.

      Уровнем управления в организации считается  та ее часть, в рамках которой и  в отношении которой могут  приниматься самостоятельные решения  без их обязательного согласования свыше - или нижерасположенными частями.

      Крупные организации нуждаются в выполнении очень больших объемов управленческой работы. Это требует деления управленческого труда на горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный принцип разделения труда - это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов. Вертикальный принцип разделения труда - это создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать горизонтально разделенную управленческую работу для достижения целей организации. 
Руководителей делят на три категории:

  1. Руководители низшего звена (операционные руководители). Самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.
  2. Руководители среднего звена. Они контролируют работу руководителей низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего звена. К данному звену относятся: заведующие отделом, декан и т.д. На руководителей среднего звена ложится существенно большая доля ответственности.
  3. Руководители высшего звена. Самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения[1, c.11].

      Количество  уровней управления определяет «этажность»  организации. При всех других равных условиях «этажность» организации  обратно пропорциональна общей  эффективности последней. В частности, при большом количестве уровней  имеется опасность значительного искажения информации, передаваемой в организации сверху вниз и в обратном направлении.

      Если  считать определение масштаба управляемости  как группирование работ по горизонтали, то определение количества уровней  можно отнести к группированию работ по вертикали. Проблема количества уровней управления непосредственно связана с проблемой ограничения числа подчиненных. При этом решение одной проблемы препятствует решению другой. Они как бы противопоставлены друг другу.

      Количество  уровней управления тесно связано с возможностью эффективного осуществления линейных и функциональных связей в организации. Эти связи в контексте уровней управления рассматриваются с точки зрения координации принимаемых решений. Поэтому определение количества уровней управления тесно связано с такими переменными факторами координации, как реализуемые права и обмениваемая информация.

      Как и в случае горизонтального разделения труда для выполнения производственных работ, горизонтально разделенная  управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла добиваться успеха в своей деятельности. Некоторым руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей, а те уже координируют работу неуправленческого персонала - людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда в результате образует уровни управления [8, с. 354].

      Обычно  в организации можно определить, на каком уровне находится один руководитель по сравнению с другими. Это осуществляется через название должности. Однако название должности не является надежным указателем истинного уровня данного руководителя в системе.

      Размер  организации - это лишь один из нескольких факторов, которые определяют, сколько уровней управления должна иметь компания для достижения оптимальных результатов. Существует много примеров весьма преуспевающих организаций с гораздо меньшим количеством уровней управления, чем в значительно более мелких организациях. Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления, руководителей традиционно делят на три категории. [7, с. 370].

      Лица на техническом уровне в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказания услуг. Лица, находящиеся на управленческом уровне, в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Руководители на институциональном уровне заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к различным переменам, управлением отношениями между организацией и внешней средой, а также обществом, в котором существует и функционирует данная организация.

схема 1.doc

— 83.00 Кб (Открыть, Скачать)

схема 2.doc

— 84.50 Кб (Открыть, Скачать)

схема 3.doc

— 85.50 Кб (Открыть, Скачать)

титульный к ИСУ.doc

— 24.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Система управления как объект исследования